Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Изучение темы "Масштаб" на уроках математики в 6 классе

Башаева Ирина Михайловна
«Масштаб»- эта тема изучается и на уроках географии, и на уроках математики в 6 классе. Ученики должны знать, что масштабом называется отношение длины отрезка на плане, на карте к его настоящей длине. Полезно и интересно рассказать ребятам исторические сведения. Слово «масштаб» происходит от немецких слов:  масс – «мера» и штаб – «палка». 
Люди всегда рисовали уменьшенные изображения местности, причем разные участки изображения уменьшали произвольно, в разной степени. Поэтому старинные чертежи местности не дают возможности понять, например, каково расстояние между берегами реки, чему равна длина реки и т.д.
Чтобы план местности был более точным, необходимо все его детали уменьшать в одинаковое число раз с сохранением всех пропорций. Вот для чего нам нужен масштаб. Масштаб показывает во сколько раз каждая линия, нанесенная на карту, уменьшена по отношению к ее действительным размерам на местности.
Понимание определения проверяется при выполнении устных заданий:
1. Что показывает численный масштаб 1:100; 1: 1000; 1:400000? (Если масштаб карты 1:400 000. То на ней длина каждого отрезка уменьшена в 400 000 раз. На такой карте расстояние в 4 км будет равно отрезку, равному 1 см.)
2. Увеличен или уменьшен предмет, если он изображен в масштабе 1:300; 1:20; 5:1, 7:1?
3. Изобразите в тетради расстояние 400 м в масштабе: в 1 см 400 м,  в 1 см 40 м.  Какой масштаб крупнее?
  Рассматриваются три вида задач. Найти расстояние на карте, найти расстояние на местности, определить масштаб.  Я использую для этого подборку задач.
       Задача 1. Расстояние между двумя городами равно 400 км. Определите расстояние между изображениями этих городов  на карте, если масштаб карты равен 1:400000.
       Задача 2. На плане местности расстояние между двумя поселками изображено отрезком, длина которого 12 см. Определите расстояние между этими поселками на местности, если масштаб равен 1: 25000.
       Задача 3. Вычислите масштаб карты, если расстояние на местности 700км, а длина отрезка на карте 14 см.
       Также интересно выполнить практические задания. Например, учащимся выдаются карточка с изображением насекомых - мошки, божьей коровки, жука и указан масштаб 3:1 или 5:1. Надо измерить длину насекомого и вычислить его реальную величину.
       Или такое задание: по карте России с определенным масштабом выбрать два города,  найти расстояние между ними и вычислить время, за которое поезд доедет из одного города в другой, если его скорость 160 км в час.
      Можно предложить ребятам нарисовать план своей комнаты, выбрав масштаб и расставить в ней кровать, шкаф и стол (для проверки указать реальные размеры мебели) или вычислить площади пола и узнать стоимость напольного покрытия по цене 576 рублей за квадратный метр.
      Полезно использовать работу в группах, когда учащиеся обсуждают задания, выполняют их, а затем защищают свой проект. Вместе работать интереснее, чем одному, всегда можно выяснить, что не понимаешь, да и задания можно разделить между всеми, то есть времени потребуется меньше.  
           Расширим наши знания о масштабе.
Понятие  масштаба  наиболее распространено  в геодезии,  картографии и проектировании  - это  отношение натуральной величины объекта к величине его изображения.
Масштаб в фотографии. Фотографы измеряют масштаб как отношение размеров объекта к размерам его изображения на бумаге, экране или ином носителе.
Масштаб в моделизме.  Моделизм  -  изготовление и конструирование отдельным лицами, клубами и промышленными производителями действующих или стендовых моделей зданий и различной техники -летательных аппаратов, автомобилей, танков, судов, локомотивов и других средств транспорта.
Масштаб в биологии. На уроках биологии при работе с цифровым микроскопом можно рассмотреть и сделать фотографии клеток или микроорганизмов при различном масштабе увеличения.
В промышленности. До сих пор в некоторых отраслях промышленности используют чертежи, выполненные в натуральную величину. Например, в судостроении чертежи выполняют прямо в цехе, в помещении с гладким полом, на котором и вычерчивают обводы судна в натуральную величину.
                               Башаева Ирина Михайловна, учитель математики школы 188     

You have no rights to post comments

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»

ПРИГЛАШАЕМ!

Приглашаем педагогов со стажем работы по специальности от 25 лет в Клуб ветеранов педагогического труда!

Только для вас - специальные образовательные мероприятия, интересные встречи и многие другие события.

Звоните по телефону: (812) 956-67-42 или пишите на e-mail: editor@ext.spb.ru

Просим всех, расскажите о Клубе своим коллегам, которые уже не работают в школе!

Ваши АНОО «АНЭКС» и Экстернат.РФ