Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Опыт определения планируемых педагогических образовательных результатов в компенсирующей группе

(образовательная область «Речевое развитие»)

 

Быстрова Л.Б., учитель-логопед;
Шакурова Г.В., старший воспитатель

 

Федеральный государственный стандарт дошкольного образования включает в себя целевые ориентиры, которые не поддаются непосредственной оценке участниками образовательного процесса. Это приводит педагогов к необходимости использовать дополнительные критерии оценки развития детей для проведения педагогической диагностики и планирования образовательной деятельности. Такими критериями и диагностируемыми ориентирами могут стать планируемые результаты образовательной деятельности.

В группах компенсирующей направленности планируемые результаты образовательной деятельности для специалистов и воспитателей могут отличаться, в силу специфических коррекционных задач, решаемых специалистами и разных подходов к диагностике у специалистов и педагогов.

В группах компенсирующей направленности для детей с ТНР, ОНР базовой корреционно-развивающей областью становится образовательная область речевое развитие. Планируемые образовательные результаты в данной области у учителей-логопедов будут включать в себя в качестве основных специфические задачи по коррекции структурного компонента речи: фонетической, грамматической и лексической сторон речи и задачи по коррекции когнитивного компонента речевой деятельности (формирование способностей к элементарному осознанию языка и речи). В случае, если в штате группы компенсирующей направленности имеется учитель-дефектолог, исследование когнитивного компонента речевой деятельности проводится этим специалистом. В случае отсутствия учителя-дефектолога часть работы по изучению данного компонента речевой деятельности переходит к педагогу-психологу. Планируемые образовательные результаты в данной области у воспитателей групп компенсирующей направленности будут описывать функциональный компонент речевой деятельности (развитие связной речи – как основную задачу речевого развития для воспитателя коррекционной группы и развитие коммуникативной деятельности – как дополнительную задачу речевого развития, исследуемую в сотрудничестве с педагогом-психологом). В качестве дополнительного компонента, воспитатель анализирует проявления результатов коррекционной работы в свободной речи детей (например, исправляет ли ребенок в свободной речи искаженные звуки). Также воспитатель оценивает результаты освоения деятельности по восприятию художественной литературы и фольклора. В процессе оценки воспитателем освоения деятельности по восприятию художественной литературы и фольклора основное внимание уделяется проявлению детьми интереса к деятельности (эмоциональному отклику), их умению внимательно слушать произведение художественной литературы и фольклора.

В ходе первого года работы городской опытно-экспериментальной площадки в ГБДОУ детском саду № 25 Центрального района Санкт-Петербурга были выделены следующие планируемые педагогические результаты по образовательной области «Речевое развитие» для детей компенсирующей группы (дети с ТНР, ОНР).

Планируемые результаты по образовательной области «Речевое развитие»

для детей компенсирующей группы (дети с ТНР, ОНР)

Критерии

Конец раннего возраста

Младший дошкольный возраст

Средний дошкольный возраст

Старший дошкольный

возраст (5-7 лет)

 

 

 

Индикаторы

 

Развитие речи.

Развитие свободногобщениясо взрослыми и детьми

1

Эмоционально откликается на обращенную к нему речь  взрослого

4

При поддержке и помощи взрослого   осуществляет общение со взрослыми и сверстниками, при поддержке взрослого способен к замене звукоподражательных слов общеупотребительными,

7

При поддержке и помощи взрослого  участвует в обсуждении информации о предметах, явлениях и событиях, не выходящих за пределы их  ближайшего окружения

10

При поддержке и помощи взрослого  вступает в диалог, откликается на обращенную речь, находит ассоциации на основе наглядных средств, исправляет искаженные звуки

Этап поддержки

2

Способен к  звукоподражанию

5

Способен к замене звукоподражательных слов общеупотребительными, способен  выполнить небольшое словесное поручение

8

Проявляет инициативу в общении, используя существительные, глаголы и наречия, способен отвечать на простые вопросы

11

Проявляет инициативу в общении, используя простые распространенные предложения, находит ассоциации на основе личного опыта, самостоятельно исправляет неправильно произнесенные звуки.

Этап самостоятельности

3

Способен назвать знакомые предметы, игрушки, людей и обозначить действия (топ-топ; кап-кап и пр.)

6

Способен понимать речь взрослого без наглядного подкрепления.

Стремится самостоятельно обращаться с просьбой к взрослым и детям, высказывать свои предпочтения и желания

9

Проявляет инициативу в общении, используя существительные, глаголы , наречия, прилагательные,  словосочетания и простые нераспространенные предложения. Способен рассказать об изображенном на картинке и  о событии из личного опыта,

 

12

Проявляет инициативу в общении, демонстрируя навыки диалогической речи, используя простые и сложные распространенные предложения.

Проявляет инициативу в пересказывании небольших историй, употребляет вежливые слова

Этап инициативности и творчества

Критерии

Конец раннего возраста

Младший дошкольный возраст

Средний дошкольный возраст

Старший дошкольный

возраст (5-7 лет)

 

 

 

Индикаторы

 

Восприятие художественной литературы и фольклора

1

Эмоционально откликается на короткие потешки  и четверостишия с движением  только при непосредственном индивидуальном контакте и  участии взрослого

4

При поддержке взрослого эмоционально откликается на небольшие ритмичные стихи и  короткие сказки

7

При поддержке и помощи взрослого  способен слушать небольшие  литературные произведения

10

При поддержке и помощи взрослого  способен  слушать небольшое художественные произведения  на основе наглядных средств

Этап поддержки

2

Эмоционально откликается на знакомые потешки  и четверостишия с движением  при прослушивании

5

Выражает радость в процессе восприятия знакомого литературного произведения

8

Проявляет инициативу в рассматривании иллюстраций книг

11

Проявляет инициативу в желании прослушать художественное произведение

Этап самостоятельности

3

Стремится, договаривая с движением, воспроизвести короткие стихи, интересные потешки.

6

Проявляет инициативу в воспроизведении коротких стихов на основе наглядных средств, выражает радость при воспроизведении

9

Проявляет инициативу в желании прослушать знакомое художественное произведение

12

Проявляет желание самостоятельно  читать небольшие иллюстрированные  рассказы (комиксов)

Этап инициативности и творчества

 

Анализ планируемых результатов по образовательной области «Речевое развитие»  для детей компенсирующей группы (дети с ТНР, ОНР) показывает, что ребенок группы компенсирующей направленности отстает в освоении данной области от сверстников из групп общеразвивающей направленности примерно на один год. Отличием образовательных результатов групп компенсирующей направленности также становится повышенное внимание детей к произносительной стороне речи (дети старшего возраста активно реагируют на ошибки сверстников и взрослых, утрируют произнесение «поставленных» в ходе коррекционной работы звуков, что нередко препятствует художественной выразительности произносимых ими текстов). Их интерес к чтению художественных произведений слабее, чем у сверстников из общеразвивающих групп, им труднее сосредоточить свое внимание на читаемом вслух произведении, часто они неправильно понимают смысл читаемого из-за нарушений фонетического слуха. Образовательная область «Речевое развитие» становится главенствующей на группах компенсирующей направленности, вследствие чего образовательные задачи по данной области решают все специалисты и педагоги, работающие на данном виде групп.

 

м

You have no rights to post comments

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»

ПРИГЛАШАЕМ!

Приглашаем педагогов со стажем работы по специальности от 25 лет в Клуб ветеранов педагогического труда!

Только для вас - специальные образовательные мероприятия, интересные встречи и многие другие события.

Звоните по телефону: (812) 956-67-42 или пишите на e-mail: editor@ext.spb.ru

Просим всех, расскажите о Клубе своим коллегам, которые уже не работают в школе!

Ваши АНОО «АНЭКС» и Экстернат.РФ