Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Ранняя профессиональная ориентация детей дошкольного
возраста посредством игровой технологии «Лэпбук»

Феофилактова Надежда Григорьевна 
Аннотация. В статье описывается значимость современной игровой технологии «лэпбук» в процессе ранней профессиональной ориентации дошкольников. «Лэпбук» (lapbook) - в дословном переводе с английского значит «наколенная книга». «Лэпбук» является средством информирования дошкольников о мире профессий в игровой форме, а также предоставляет возможности формирования «ручной умелости» детей и развития творческих способностей. 
Ключевые слова: дошкольный возраст, профессиональная ориентация, лэпбук. 
Одной из важных задач современной системы образования является целостность процессов социального и индивидуального развития ребенка. Эффективное решение этой задачи – проведение ранней профориентационной работы с дошкольниками.
Процессы профессионального и личностного самоопределения являются предметом научного интереса многих исследователей. О необходимости профессионального и личностного самоопределения в дошкольном возрасте говорится в работах Э.Ф.Зеер, Е.А.Климова, В.П.Кондрашова, Н.С.Пряжникова, В.И.Тютюнник. В своих работах Е.А.Климов указывает, что, термин «профессиональное самоопределение» применяется не только к функционирующему, «готовому», но также и к потенциальному, развивающемуся субъекту профессионального труда [2].
С какими же проблемами сталкиваются педагоги детского сада при формировании представлений у дошкольников о мире труда и профессий? Несмотря на то, что уже в младшем дошкольном возрасте дети через сказки, общение со взрослыми, через средства массовой информации могут узнать о разных профессиях, познакомиться с трудом взрослых, дошкольники имеют ограниченные представления о реальной трудовой деятельности, относятся к труду как к неинтересной обязанности, которая их тяготит. У многих детей дошкольного возраста недостаточный уровень развития ручной умелости, что не позволяет им выполнять действия практического и творческого характера, участвовать в различной преобразовательной деятельности.
Перед нами, как и перед каждым педагогом, встала задача поиска более эффективных современных образовательных технологий. Новые средства, формы, методы, прежде всего, должны быть ориентированы на развитие личности ребенка и развитие его способностей. Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается в знакомстве с различными профессиями, видами труда с тем, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем. А, самое главное, воспитать уважение к труду. Четкое понятие о том, что в каждом конкретном процессе достигается результат, имеющий точное назначение, удовлетворяющий ту или иную потребность, достигается через формирование ручной умелости детей посредством продуктивной деятельности.
Все эти задачи помогает реализовать инновационная игровая технология, все больше используемая в работе многих педагогов, лэпбук. «Лэпбук» (lapbook) - в дословном переводе с английского значит «наколенная книга».
Впервые создавать лэпбуки начали американцы. Под наш менталитет эту технологию адаптировала Татьяна Пироженко. Она разрабатывала и занималась по этой технологии изначально со своим ребенком, а в дальнейшем предложила использовать ее в исследовательской работе с детьми. Данную технологию можно отнести и к игровой, и к проектной, и к исследовательской.
Татьяна Пироженко, автор адаптированной технологии лэпбук в нашей стране, дает следующее определение этому термину – «это самодельная бумажная книжечка с кармашками, дверками, окошками, подвижными деталями, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению. В ней собирается материал по какой-то определенной теме. При этом лэпбук – это не просто поделка. Это заключительный этап самостоятельной исследовательской работы, которую ребенок проделал в ходе изучения заданной темы. Чтобы заполнить эту папку, малышу нужно будет выполнить задания, провести наблюдения, изучить представленный материал» [4].
Лэпбук отвечает требованиям ФГОС дошкольного образования к развивающей предметно-пространственной среде:
  • полифункционален: способствует развитию творчества, воображения;
  • пригоден к использованию как индивидуально, так и одновременно группой детей (в том числе, с участием взрослого как играющего партнера);
  • обладает дидактическими свойствами, несет в себе способы ознакомления с определённой темой;
  • является средством развития ребенка, приобщает его к знаниям окружающего мира;
  • вариативен (несколько вариантов использования каждой его части);
  • его структура и содержание доступны детям дошкольного возраста;
  • обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.
Работа с лэпбуком отвечает основным направлениям партнерской деятельности взрослого с детьми:
  • включенность воспитателя (родителей) наравне с детьми,
  • добровольное присоединение детей к деятельности,
  • дети могут свободно перемещаться и общаться во время деятельности,
  • открытый временной конец деятельности (каждый работает в своем темпе).
Лэпбук создается совместно педагогом (одним или несколькими), воспитанником (или воспитанниками) и родителями, что позволяет решать ряд задач современного образования, учит детей мыслить и действовать креативно в рамках выбранной темы, не только расширяет кругозор, но и формирует навыки и умения, необходимые для преодоления трудностей и решения поставленной проблемы. Он развивает детское воображение, которое является очень важным возрастным новообразованием, активизирует общение как со сверстниками, так и со взрослыми. При создании лэпбука дети не получают знания в готовом виде, а «добывают» их сами в процессе собственной познавательно – исследовательской деятельности. Возможность работать самостоятельно, необычная форма, яркий цвет, разнообразие материала привлекает детей и формирует их ручную умелость.
Изготовление лэпбука развивает полезные практические навыки детей, формирует интерес к работе, готовность справиться с ней и оценить свои возможности, стремление выполнить работу как можно лучше (прочнее, устойчивее, аккуратнее). В процессе труда дети знакомятся с простейшими техническими приспособлениями, осваивают навыки работы некоторыми инструментами, учатся бережно относиться к материалам, предметам труда. Дети на опыте усваивают элементарные представления о свойствах различных материалов: материал подвергается различным превращениям, из него можно делать разнообразные вещи. Так, выполняя изделия для лэпбука из бумаги, дети узнают, что ее можно складывать, резать, склеивать. Работа с природным материалом: листьями, желудями, корой и т. д., дает возможность детям познакомиться с разнообразием его качеств.
Таким образом, изготовление и использование лэпбука помогает расширить первоначальные представления о месте труда в жизни человека; воспитывать уважительное отношение ко всем профессиям без исключения. Совместная работа со сверстниками и взрослыми (педагогами и родителями) способствует проявлению различных качеств личности ребёнка, проявлению индивидуальных особенностей, становлению делового партнерства [3]. У дошкольников формируется целеустремлённость, способность к волевым усилиям, гордость за результат труда.
Лэпбук – как результат совместного труда, можно использовать долгое время, это прогрессивная технология, которая «играет» на опережение, работает на будущее. Все вышеперечисленные качества личности, практические умения способствуют успешной социализации ребёнка и помогут в дальнейшем сделать осознанный выбор профессии и получать удовлетворение от трудовой деятельности.
Использование технологии «лэпбук» оказалось очень успешным в нашей работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ с тяжёлыми нарушениями речи.
Наши воспитанники совместно с педагогами и семьёй (родителями, братьями, сёстрами, бабушками, дедушками) собрали материал и изготовили лэпбук «Я в этом городе живу. Он растет, и я расту!».
Практическое использование в процессе коррекции и компенсации речевого развития у воспитанников всеми участниками коррекционно-развивающего пространства изготовленных лэпбуков имеет следующее значение:
- для педагогов:
  • способствует организации материала по изучаемой теме;
  • даёт возможность представить детям и родителям дидактический материал для коррекции и развития речи в интересной привлекательной форме;
  • способствует оформлению результатов совместной проектной деятельности;
  • способствует организации индивидуальной и самостоятельной работы с детьми;
- для ребенка:
  • способствует пониманию и запоминанию информации по теме;
  • обогащает активный словарь;
  • способствует приобретению ребенком навыков самостоятельного сбора и систематизации информации по изучаемой теме;
  • формирует навыки продуктивной деятельности;
  • развивает навыки исследовательской деятельности;
  • воспитывает трудолюбие, целеустремлённость;
- для родителей:
  • способствует созданию семейных традиций: проведение общего досуга;
  • повышает родительскую компетентность по воспитанию детей.
Лэпбук «Я в этом городе живу. Он растет, и я расту!» – это индивидуальная интерактивная «книга», в которой каждый воспитанник представил свой взгляд на наш город, его достопримечательности. Дети рассказали о профессии своих родителей, о месте их работы. Материал подбирался совместно с детьми и их родителями.
В лэпбук вошли:
  • мини-книжки с рассказами детей о профессиях родителей;
  • рисунки ребят на тему: «Я у мамы и/или у папы на работе»;
  • различные познавательные игры: «Еду к маме или папе на работу», «Лабиринты», «Пазлы», «Я – архитектор», «Я – сыщик», «Настоящий петербуржец», «Петербуржские улочки» (закрепление знаний детей о городских улицах, о том, что находится рядом: магазины, поликлиника, детский сад и т.д, как называются профессии людей, которые работают в этих местах).
Материалы с разным речевым содержанием: чистоговорки, скороговорки, сюжетные картинки, карточки и т.д., способствуют более эффективной коррекционно-развивающей работе.
В лэпбуке есть многочисленные кармашки, конвертики и конверты, мини-книжки, гармошки, элементы, которые можно вращать и выдвигать, различные застёжки, лупа, карандаши, блокнот для записей. Ребята могут сами брать и перекладывать, застегивать и передвигать, закрывать и открывать, складывать и раскладывать по своему усмотрению все то, что находится в этой «книге».
Включенность детей с ОВЗ с тяжёлыми нарушениями речи в деятельность по созданию лэпбуков позволяет восполнить недостаточность общения, расширить кругозор, обогатить жизненный опыт, в том числе и познакомиться с профессиями.
Мир профессий постоянно изменяется, и с каждым годом выбор профессии будет становиться всё труднее. Профессии будущего не ограничатся одним или двумя ключевыми навыками, а потребуют гораздо большего числа компетенций. Поэтому задача современного образования, начиная с дошкольного возраста, формировать навыки, необходимые для работы в команде, упорство и аккуратность, воспитывать уважение к труду. Технология «лэпбук» успешно реализует эти задачи.
Результатом ранней профессиональной ориентации детей дошкольного возраста будет эмоционально положительное отношение к трудовой деятельности, знания о профессиях и профессиональных качествах, а также комплекс умений, проявляющихся как в игровой, так и в посильной трудовой деятельности.
 
Список литературы:
1. Атемаскина Ю. В., Боголавец Л.Г. Современные педагогические технологии в ДОУ: учебно-методическое пособие, -Спб. :ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2012.-112 с.
2. Кузовкова Ю. С. Профессиональное и личностное самоопределение в дошкольном возрасте [Электронный ресурс] //Научная электронная библиотека. Режим доступа:https://cyberleninka.ru/article/n/professionalnoe-i-lichnostnoe-samoopredelenie-v-doshkolnom-vozraste-2/viewer
3. Панфилова А. П. Инновационные педагогические технологии. Активное обучение / А. П. Панфилова. – М.: Изд. центр «Академия», 2009. -192 с.
4. Пироженко  Т. « Что такое лэпбук?» [Электронный ресурс] //Режим доступа:  https://www.tavika.ru/p/blog-page_5.html

You have no rights to post comments

Авторизация

Перевод сайта

 
 

СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»

ПРИГЛАШАЕМ!

Приглашаем педагогов со стажем работы по специальности от 25 лет в Клуб ветеранов педагогического труда!

Только для вас - специальные образовательные мероприятия, интересные встречи и многие другие события.

Звоните по телефону: (812) 956-67-42 или пишите на e-mail: editor@ext.spb.ru

Просим всех, расскажите о Клубе своим коллегам, которые уже не работают в школе!

Ваши АНОО «АНЭКС» и Экстернат.РФ