Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Музыкально подвижные игры как средство повышения
двигательной активности детей дошкольного возраста

Фадейкина София Николаевна,
воспитатель детского сада № 3
Приморского района Санкт-Петербурга
Актуальность темы:
Воспитание средствами движения – одна из форм музыкального воспитания дошкольников. В музыкально-двигательной работе с дошкольниками является воспитание интереса и любви к музыке, развитие музыкальных способностей ребенка, воспитание эмоционального отношения к музыке через движение. В соответствии с этим музыкальная игра имеет следующие цели и задачи:
Цель - развивать навыки выразительности движения и передачи художественных образов с помощью музыкальных игр. Таким образом, мы выделяем главные задачи:
• Знакомить детей с характером движения в музыкальной игре.
• Развивать музыкально- творческие и коммуникативные способности;
• Развивать чувство эмоциональной отзывчивости, познавательную активность (внимание, память, мышление).
• Развивать способность координировать слуховое представление и двигательную реакцию.
• закреплять умение свободно ориентироваться в пространстве.
Как видно из цели музыкальные подвижные игры используются мной в первую очередь как средство активности детей.
Давным-давно, на горе Олимп жили–были боги. Стало им скучно, и решили они создать человека и заселить планету Земля. Стали думать: Каким должен быть человек? Один из богов сказал: «Человек должен быть сильным», другой сказал: «Человек должен быть здоровым», третий сказал: «Человек должен быть умным». А один из богов сказал так: «Если всё это будет у человека, он будет подобен нам». И, решили они спрятать главное, что есть у человека – его здоровье. Стали думать, решать – куда бы его спрятать? Одни предлагали спрятать здоровье глубоко в синее море, другие – за высокие горы. А самый мудрый из богов сказал: «Здоровье надо спрятать в самого человека. Пусть он его поищет!». Так и живёт с давних времён человек, пытаясь найти своё здоровье. Только вот не каждый может найти и сберечь бесценный дар богов! А помочь ребёнку найти этот дар, сохранить и укрепить должен воспитатель! И слова Сухомлинского актуальны сегодня как никогда: Я не боюсь ещё и ещё раз повторить: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависят их духовная жизнь и мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. В. А. Сухомлинский
Все игры имеют свои побудительные мотивы, определенные способы действий, игровой замысел, игровой материал, правила. По форме проведения игры подразделяются на:
Статические игрыразвивают собранность, помогают снять мышечное напряжение, сохранять равновесие тела, быстро выполнять двигательные действия без физических усилий.
Подвижные игрыс правилами развивают волевую сферу, быстроту реакции на звуковой раздражитель, формируют коммуникативные способности.
Игры с речьюразвивают вокально-слуховую и двигательно-слуховую координацию, нормализуют процессы регуляции темпа и ритма.
Игры-шуткиактивизируют слуховое восприятие, формируя фонематический слух, и все стороны музыкально-слуховых представлений.
Игры-песниразвивают функции голосообразования и свойства голоса, способствуют развитию звукообразования, дикции, дыхания.
Артикуляционные игрыукрепляют мышцы языка, зёва, губ, щек, голосовых связок, активизируют подвижность верхней и нижней челюсти.
Игры-забавыпобуждают к творческой активности, инициативе, развивают зрительное восприятие посредством укрепления зрительной мышцы и зрительного нерва, формируют творческие способности.
Игры-загадкиразвивают логическое мышление, сообразительность, стремление ребенка к осознанным умственным и практическим действиям.
Ритмические игры направлены на усвоение музыкальной речи, интонационную выразительность звука, слога, фразы, предложения, части и всего законченного музыкального и речевого построения с помощью двигательных упражнений под музыку. Характер музыкально-игровой деятельности детей выражается в том, что ребенок имеет представления о своем физическом облике и здоровье, владеет своим телом, различными видами движений. За время пребывания в дошкольном учреждении дети приобретают опыт музыкального восприятия. Они воспроизводят те или иные явления, действия, под музыку активно и своеобразно. Своеобразие обусловлено особенностями восприятия детей, понимания и осмысления ими тех или иных фактов, явлений, связей, наличием или отсутствием опыта и непосредственностью чувств. Развитие ребенка зависит от условий воспитания и обучения в детском саду и семье. Здоровые дети обладают потенциалом для психического развития. Наша задача - всячески способствовать полноценному развитию детей. Если нарушается гармоничность этого развития, то со стороны взрослых следует обеспечить ребенку возможность стать всесторонне развитым человеком, используя разные пути, и, прежде всего игру. Эффективность музыкального развития ребенка в процессе музыкальной игры обеспечивается адекватностью переживания ребенком музыкально-игрового образа, активным восприятием музыки, который обуславливает характер действий ребенка. Овладевая игровыми умениями, дошкольники сознательно участвует в игровой ситуации и выполнении игровых правил и действий, развивая таким образом свои двигательные способности. Активный интерес к явлениям жизни, к людям, животным, потребность в общественно значимой деятельности ребёнок удовлетворяет через игровые действия.
Игра, как и сказка, учит ребёнка проникаться мыслями и чувствами изображаемых людей, выходя за круг обыденных впечатлений в более широкий мир человеческих стремлений и героических поступков. В развитии и обогащении самодеятельности детей, творческого воспроизведения и отражения фактов и явлений окружающей жизни огромная рольпринадлежит воображению. Именно силою воображения создаются ситуации игры, образы, воспроизводимые в ней, возможность сочетать реальное, обычное с вымышленным, что и придаёт детской игре привлекательность, которая присуща только ей. По своему характеру средства изобразительности в игре чаще всего бывают подражательными, близкими к реальным, благодаря детской фантазии и выдумке. выразительных средств. Это вырабатывает у ребенка умение согласовывать движения с началом и окончанием музыки, ощущать фразировку, такты, метроритм, интонацию.
Эмоционально окрашивая игровые действия, музыка предъявляет детям требование проявлять волевые усилия, сосредотачиваясь на многообразии выразительных интонаций, ритмических рисунков мелодии. Понимание музыкально-игрового задания вызывает у ребенка быстроту реакции на звуковое раздражение, формирование музыкальных и двигательных навыков, активизацию чувств, воображения, мышления. Эмоциональные состояния, возникающие под влиянием музыки и сюжета (если таковой имеется), приобретают внешнее выражение, становятся управляемыми, в результате создаются условия для реального формирования главной составляющей музыкальности – эмоциональной отзывчивости на музыку. В то же время музыкальное движение является и средством анализа музыкального произведения, в том числе его ритмической структуры. И потому служит приоритетным, с точки зрения развития чувства ритма и музыкального мышления, видом музыкальной деятельности. Музыкальное движение можно считать ведущим видом музыкальной деятельности в дошкольном детстве. Это определяется заключенными в нем возможностями разностороннего развития ребенка, которые, в свою очередь, связаны с движением как «способом жизни» дошкольника. Музыкальное движение приносит ребенку ни с чем не сравнимую радость, развивает его физически, является наиболее адекватным возрасту способом становления музыкальности.
Основную задачу, которую ставит в своей работе педагог – психологическое раскрепощение каждого ребенка, возможное при условии уверенности его в своих силах, освоении собственного тела как выразительного «инструмента». Известно, что в условиях традиционного обучения хореографии, гимнастике присутствует муштра, отрабатывание отдельных элементов упражнения с целью формирования двигательных навыков и умений. Далеко не всем дошкольникам такие занятия приносят радость, удовлетворение. Дошкольники, которые испытывают затруднения в исполнении движений под музыку, стараются уклониться от таких занятий, либо с радостью начиная, очень быстро «остывают» и перестают заниматься. Задача педагога – показать каждому ребенку, что он может, что у него получается, и что движение под музыку приносит истинную радость само по себе (без ориентации на достижение определенного результата). На практике педагог в основном ориентируется на индивидуальные способности каждого ребенка. Важно приобщить детей к совместному движению с педагогом.
Формирование двигательных навыков и умений – это не самоцель, а только средство для развития ребенка. У каждого ребенка «показатели» в этом отношении у всех будут разные. Важно, чтобы педагог в погоне за результатом не упускал самое главное – радость, свободу самовыражения в процессе движения. Но свободу в движении ребенок почувствует тогда, когда научиться легко и естественно двигаться и ориентироваться в пространстве. Важно научить каждого ребенка не механически подходить к выполнению заданий, а проявлять активность в нахождении новых вариантов, практически оценивая исполнения своих сверстников.
Использование музыкальных игр – как средство для развития двигательной активности у детей дошкольного возраста. В процессе музыкальных игр, происходит интегрированное воспитание детей: они обучаются выразительному чтению, пластике движения, пению, игре на музыкальных инструментах. Создается атмосфера, которая помогает раскрыться каждому ребенку как личности, применять собственные возможности и способности.
Таким образом, в музыкально-двигательных занятиях с детьми старшего дошкольного возраста я используем следующие способы и методические приемы: 1. Показ педагога. Передача движения по показу является наиболее доступным способом, потому как детям свойственно передавать движения подражательно. Подражая взрослому, ребенок осваивает разнообразные виды движений и постепенно начинает их использовать в самостоятельной деятельности.
2. Словесное объяснение к игре. Чтобы было более доступно и понятно, показ нужно обязательно пояснять словами. Словесные указания играют важную роль на занятиях.
3. Разучивание с детьми в образно-игровой форме. Игра и образно-игровая форма музыкально-двигательного упражнения обеспечивает интерес на занятиях. Поэтому содержание игр должно быть доступно ребенку и вызывать в нем положительные эмоции.
4. Показ лучшего исполнения отдельными детьми. Дети всегда друг друга копируют. Стоит показать движения одного ребенка, как все перенимают его, поскольку малыши видят движения товарищей более целостно, чем движение взрослого.
5. Повторность. Повторение пройденного необходимо, так как повторность способствует укреплению навыков.
В процессе работы я предлагаю детям маски, атрибуты для музыкальных игр, чтобы они передавали настроение, меняли мимику, провожу индивидуальную работу с детьми, поощряю участие детей в музыкальных играх на занятиях, развлечениях, утренниках.
Дети учатся правильно раскрывать художественный образ, ориентироваться в пространстве зала, следить за развитием действия. Большое внимание уделяю выразительности движений и пластике. В танцевальном творчестве воспитываю интерес и желание двигаться в различных образах: зверюшек, снежинок, петрушек. Использую различные атрибуты: цветы, листики, ленты, салютики, платочки, кубики, шарики. Так же проводится работа над актерским мастерством: лисичка прислушивается, вкусная конфетка, Ваське стыдно. Здесь важно добиваться выразительного исполнения данного образа в музыкальных играх, передавая его в движении. Дети учатся более точно выражать свое отношение к происходящему, вживаться в образ, уметь анализировать свою игру и исполнение других героев.
Психологами отмечено значительное влияние музыкально-ритмических игр на развитие способностей к восприятию информации, а также к концентрации их внимания. Почти каждую игру можно сделать проще или, напротив, усложнить с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка: помогать малышу при выполнении игр, придумывать новые варианты исполнения, а также обращать внимание детей на точность или ритмичность движений.
Музыкальные игры из диска Е. Железновой обеспечивают веселое общение и двигательную активность, развитие координации движений и ритма, формирования устойчивого внимания и музыкального слуха. Чувство ритма есть у каждого ребенка, но его необходимо выявить и развивать. Внедрение этого раздела происходит в игровой форме, игры проводятся постоянно и неоднократно повторяются.
Так же в своей работе я использую из программы«Детство»танцевально-игровую гимнастику для детей «Са-фи-дансе»Ж. Е. Фирилевой,которая развивает двигательные, творческие способности ребенка, формирует навыки самостоятельного движения под музыку, воспитывает умение эмоционального выражения, раскрепощенности и творчества в движениях. Из программы «Гармония» К.В. Тарасовой я использую раздел «Музыкальное движение», в котором большое внимание уделяется образным музыкально-двигательным этюдам, пантомимическим движениям с помощью языка жестов и мимики. Они развивают у ребенка не только всю систему музыкальности и двигательную сферу, но и способствуют раскрепощению, свободной ориентировки в пространстве. В работе над музыкально-двигательными этюдами главными являются индивидуальные творческие проявления детей. Мы обсуждаем с детьми общий замысел и настроение этюда, а затем ставим предлагаемую задачу на его свободную импровизацию. Такая форма в сюжетных этюдах – один из наиболее доступных детям видов музыкально-двигательного творчества.
Литература:
1. Е. Е. Каява, Л. Н. Кондрашова, С. Д. Руднева «Музыкальные игры и пляски в детском саду». Пособие для музыкальных руководителей детских садов».
2. Е. П. Раевская, С. Д. Руднева «Музыкально-двигательные упражнения в детском саду». М., Просвещение, 1991.
3. С. И. Бекина, Т. П. Ломова, Е. Н. Соковнина «Музыка и движение» (упражнения, игры и пляски для детей 5-6 лет). М.,Просвещение, 1983.
4.Теплов Б.М. «Психология музыкальных способностей» // Избранные труды: - М., 1973. 5. «Ритмическая пластика для дошкольников» А.И.Буренина, ЛОИРО С-Петербург 2000г.;
5. Н.А.Морева «Музыкальные занятия и развлечения» М.Просвещение 2004 Э.П.Костина «Камертон», М. Просвещение 2004
6. С. И.Мерзлякова «Музыкально-игровой материал». М.Владос 2002.
7. Н.Н.Долманова «Подвижные игры с песнями в детском саду»
8. Журналы: «Музыкальная палитра», «Музыкальный руководитель» 2004- 2008 г. «Ребенок в детском саду», «Дошкольное воспитание» 2004-2007 г.

You have no rights to post comments

Авторизация

Перевод сайта

 
 

СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»

ПРИГЛАШАЕМ!

Приглашаем педагогов со стажем работы по специальности от 25 лет в Клуб ветеранов педагогического труда!

Только для вас - специальные образовательные мероприятия, интересные встречи и многие другие события.

Звоните по телефону: (812) 956-67-42 или пишите на e-mail: editor@ext.spb.ru

Просим всех, расскажите о Клубе своим коллегам, которые уже не работают в школе!

Ваши АНОО «АНЭКС» и Экстернат.РФ