Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Использование приёмов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста

Тимофеева Галина Владимировна,
воспитатель ГБДОУ детский сад № 23
Приморского района Санкт-Петербурга
Продолжительность: 25 минут.
Цель: Ознакомление педагогов с термином «мнемотехника», с её методами и приёмами, которые обеспечивают эффективное запоминание информации.
Задачи:
1.Дать понятие мнемотехники, познакомить с особенностями технологии, этапами работы с мнемотаблицами при заучивании стихотворений.
2.Дать рекомендации педагогам по использованию мнемотаблиц при организации работы с детьми.
3.Дать педагогам возможность овладеть мнемотехническими приёмами.
Оборудование: мультимедийная установка (проектор, экран); мультимедийная презентация; мнемотаблицы;
Раздаточный материал: цветные карандаши, альбомные листы.
Практическая значимость: Данный мастер класс может быть интересен воспитателям и педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста, а также родителям.
Ожидаемый результат: Получение педагогами представления о методике заучивания текстов с использованием мнемотаблиц; внедрение в образовательный процесс воспитателями методику работы с мнемотаблицами при заучивании текста.
Вводная часть:
В настоящее время проблема развития речи у детей становится особенно актуальной. Главной и отличительной чертой современного общества является подмена живого человеческого общения зависимостью компьютера. Недостаток общения родителей со своими детьми, игнорирование речевых трудностей лишь увеличивает число дошкольников с недостатками речи. На сегодняшний день образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста- явление очень редкое. В речи детей существует множество проблем, таких как: ограниченный словарный запас, грамматически неправильное построение фразы, фонетико-фонематическое несовершенство, отсутствие навыков культуры речи. Поэтому педагогическое воздействие на развитие речи дошкольников -  очень сложное дело.
Чтобы помочь детям в овладении грамотной речью и облегчить этот процесс, используется приём мнемотехники.
Сегодня я попытаюсь раскрыть понятия «Мнемотехника» и «Мнемотаблица», познакомить вас с этапами работы и показать различные варианты мнемотаблиц, которые я использую в речевой работе с детьми.
МНЕМОТЕХНИКА – это система специальных приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Мнемотехника помогает развивать:
-Ассоциативное мышление
-зрительную и слуховую память
-зрительное и слуховое внимание.
Существует множеств приёмов данной мнемотехники: начинать строить работу необходимо от простого к сложному: мнемоквадрат, мнемодорожка, мнемотаблица.
1.мнемоквадрат - это графическое одиночное или частично графическое изображение предмета, явления природы, персонажа сказки и т.д. (показ. Пример: несколько мнемоквадратов, необходимо придумать по ним рассказ или составить рассказ по предложенному тексту используя мнемоквадраты)
2.мнемодорожка -  это ряд картинок (3-5) по которым можно составить небольшой рассказ. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается изображение; таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Можно зарисовать несколько мнемодорожек, а дети самостоятельно составляют предложение к схемам (показ вариантов игры)
3.МНЕМОТАБЛИЦА – это схема, в которую заложена определённая информация. Схема имеет несколько ячеек. Глядя на схему мы можем описать любое животное, из каких частей тела оно состоит, какие уши, какой хвост, как он передвигается, какие издаёт звуки (схема любого животного или птицы)
Занятие с детьми состоит из нескольких этапов:
-зачитывание текста, и выделение её основной части.
-рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
-осуществляется перекодирование информации.
-пересказ с опорой на символы.
-составляется самостоятельная графическая зарисовка мнемотаблицы.                                   
Сначала при чтении текста мы выделяем главную мысль, в каждом образе, и придумываем ей какой-то значок – символ. В таблице можно изобразить главных героев сказки или рассказа, явления природы, какие-либо действия, то есть можно нарисовать всё то, что вы посчитаете нужным. Но изображать нужно так, чтобы нарисованное было вам хорошо понятно. Если рисовать не умеете, то можно использовать картинки уже готовые, вы их просто приклеиваете. Если сложно изобразить слово, то начальной буквой. Отрицание, зачёркивается крестиком. Если в тексте есть направление, то изображаем стрелками. Цифры – цифрами. После чего ребёнок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит текст целиком.
Основная часть:
Мнемотаблицы особенно эффективны при заучивании стихотворений.
Сейчас я предлагаю вам поучаствовать в составлении мнемотаблицы при разучивании стихотворения. Послушайте его:
«Капель» З.Н. Александрова.
На солнышке согрелась ель, подтаяла сосна.
Идёт апрель, звенит капель, в лесу у нас весна.
По снегу капельки стучат: «Подснежник, хватит спать!».
(в презентации появляется таблица, куда вставляются картинки символы)
Наше стихотворение «нарисовано», мнемотаблица готова. А теперь глядя на таблицу, прочитайте стихотворение, без опоры на текст. Так можно нарисовать любое стихотворение, любую сказку, рассказ и т.д. Глядя на схему можно описать любую профессию, одежду, сезонные изменения. (показ схем)
Творческое задание:
А сейчас для вас творческое задание. Попробуйте расшифровать пословицы.(пословицы составлены из знаков символов смартфонов)
-семь раз отмерь, один раз отрежь.
-муж и жена одна сатана.
-язык без костей.
-цыплят по осени считают.
-хлеб всему голова.
Теперь я, предлагаю вам самостоятельно составить мнемотаблицу, например, это могут быть стихотворения А. Л. Барто. (на выбор из серии «Игрушки»)
(участникам мастер класса раздаются пустые мнемотаблицы с текстом стихотворения и цветные карандаши. «кодируют» текст, а затем по желанию расшифровывают его, следуя каждому символу)
После выполнения задания проводится обсуждение по следующему плану:
  1. Изображение каких слов, понятий, фраз вызвало затруднение?
  2. Выделите в тексте слова, которые могут быть незнакомы и непонятны детям. Попробуйте объяснить их смысл и подобрать к ним символы, схему.
  3. Какие эмоции вы испытывали в процессе выполнения задания?
  4. Ваши предложения по использованию мнемотехники в воспитательно-образовательной  деятельности педагога ДОУ, а также предложения по улучшению данной методической разработки.
Заключительная часть:
Итак, мнемотехника:
-сокращает время запоминания;
-развивает основные психические процессы;
-развивает умение перекодировать информацию;
-устанавливает причинно-следственные связи;
-помогает делать выводы и схематизировать материал.
Рефлексия: В заключение мастер класса я предлагаю вам продолжить фразы на выбор:
-Сегодня я узнала…
-Было интересно…
-Было трудно…
-Я поняла, что…
-Теперь я могу…
-Я научилась…
-Я приобрела…
-Меня удивило…
-Мне захотелось…
Или свой вариант рефлексии мастер класса.
Итог: Своё выступление я хочу закончить словами К. Д. Ушинского «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему слова – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».
 
Список используемой литературы:
1. Большева Т. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2001.
2. Белоусова Л. Весёлые встречи. - СПб.: «ДЕТСТВО ПРЕСС»,2003.
3. Малетина Н. Моделирование в описательной речи детей с ОНР// «Воспитание и обучение».-2004.-№6.
4. Полянская Т. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста. -СПб., «ДЕТСТВО ПРЕСС» 2009.
5. Ткаченко Т. «Использование схем в составлении описательных рассказов // «Дошкольное воспитание».-1990.-№10.

You have no rights to post comments

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»

ПРИГЛАШАЕМ!

Приглашаем педагогов со стажем работы по специальности от 25 лет в Клуб ветеранов педагогического труда!

Только для вас - специальные образовательные мероприятия, интересные встречи и многие другие события.

Звоните по телефону: (812) 956-67-42 или пишите на e-mail: editor@ext.spb.ru

Просим всех, расскажите о Клубе своим коллегам, которые уже не работают в школе!

Ваши АНОО «АНЭКС» и Экстернат.РФ