Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг:  0 / 5

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Развитие мотивации к занятиям по ПДД у учащихся среднего школьного возраста

Диканская Наталья Евгеньевна,
Педагог-организатор ЦДЮТТ
Кировского района Санкт-Петербурга
Основой профилактической работы с детьми среднего школьного возраста является закрепление и расширение знаний Правил дорожного движения, развитие аналитических навыков, а также повышение социокультурной компетенции в области истории развития транспорта и актуальных проблем дорожной обстановки в городе. В средней школе серьезно увеличивается объем учебной нагрузки, что ведет к общему снижению уровня мотивации к обучению. Центр детского (юношеского) творчества является учреждением дополнительного образования, и мы используем такие формы и методы организации работы с детьми, которые призваны повышать их мотивацию к познавательной деятельности. Используя разные формы проведения досуговых игровых познавательных программ, разнообразные методы представления и подачи материала, мы имеем возможность оценить их эффективность и использовать те средства и методы, которые нашли набольший положительный отклик у школьников, отбрасывая всё лишнее и не оправдавшее себя. Что значит сформировать мотивацию к обучению? Это значит не просто заложить в голову ребенка готовую цель и мотивы, а создать такие условия, такую обстановку, в которых ему самому захочется учиться. У детей с высокой успеваемостью ярко выражена моти¬вация достижения успеха. Мотивация достижения нередко становится доминирующей. Престижная мотивация, менее распространенная, чем мотивация достижения, характерна для детей с завышенной самооценкой и ли¬дерскими наклонностями. В средней школе у детей с низкой успеваемостью возникает особая ком-пенсаторная мотивация. Это побочные по отношению к учебной дея¬тельности мотивы, позволяющие ребенку утвердиться в другой области - в занятиях спортом, музыкой, рисованием, в заботах о младших членах семьи и т.п. Когда потребность в самоутверждении удовлетворяется в какой-то сфере деятельности, низкая успеваемость не становится источником тяжелых переживаний ребенка. Интерес к реальной жизни, которая окружает ребенка, осознание более полной (взрослой) картины мира, чувство любопытства ко всему необычному, отличающемуся от рутины – это то, что способствует развитию мотивации активной деятельности на программах. Выведенные за рамки оценочной школьной системы и ситуации «экзамена», дети живо откликаются на игровую форму программ. В качестве примера хочу привести части модульной игровой познавательной программы «Транспортный мир» для уч-ся 5-6 классов, которая является логическим продолжением базовой программы «Азбука пешехода» для учащихся начальной школы. Темы занятий – это транспортный мир со всеми видами транспорта, их историей, настоящим и будущим, с необычными фактами. Познавательный материал подается в доступной и яркой форме с использованием мультимедийных презентаций. Формат занятия – игра – конкурс (соревнование), и это принципиально. Формат игры, которая проходит не в школьных рамках, хотя и с одноклассниками, позволяет использовать и развить все три вида мотивации. Каким образом? 1.Деление на команды происходит обязательно по схеме предложенной ведущим (произвольно) – это условие игры, которое позволяет проявиться в новых группах несколько иначе, чем это привычно в школе. 2. Интерактивная форма подачи материала, обращение к детям с вопросами и заданиями, в которых они могут использовать самые широкие знания, информированность, личный опыт и.т.д. дает возможность каждому участнику игры проявить себя с позитивной стороны. Кроме интеллектуальных заданий мы включаем соревнования на ловкость, эстафеты, конкурсы на смекалку, конкурсы , позволяющие проявить творческие способности. 3. В каждой программе мы обязательно включаем конкурсное задание, где ребята обращаются непосредственно к своему личному опыту участника дорожного движения, а этот опыт есть абсолютно у каждого, и здесь все равны, у каждого есть возможность предстать главным действующим лицом или рассказчиком. Рассказ о личном опыте позволяет ребенку сформулировать оценку дорожной ситуации, представить свою точку зрения, оценить поведение других участников дорожного движения и вновь эмоционально «пережить» опасность, чтобы в дальнейшем принимать решения в пользу безопасного поседения. Обучение основам безопасности дорожного движения имеет целью не механическое заучивание Правил дорожного движения, а формирование и развитие познавательной деятельности, ориентированной на понимание понятий «опасности» и «безопасности». Это затрагивает различные сферы жизни школьника, и приучает его быть ответственным гражданином. Понимая правила поведения на дороге, дети принимают и ответственность за выполнение этих правил, за последствия безответственного поведения. Ребёнок учится оценивать свои поступки и действия, а так же ощущает свою значимость как участника дорожного движения - сегодня, как пешехода и пассажира, а в будущем, возможно, как водителя транспортного средства. В каждой программе модуля «Транспортный мир» есть конкурсное задание, где ребята сами моделируют и анализируют опасные ситуации и идут по пути осознанного выбора безопасного поведения. Это происходит в игровой, а не в реальной ситуации, но важен навык, а он отрабатывается как известно на симуляторах (при условии риска). Таким симулятором мы считаем наши занятия. В качестве примера можно привести такие задания как создание инструкции безопасности при взлете, посадке и в полете по ключевым словам и вопросам, инсценировка заданной чрезвычайной ситуации в метро, когда каждая команда предлагает свой вариант действий и разыгрывает ее, а другие команды анализируют правильность действий с точки зрения безопасности. Чтобы дети осознали логику безопасных действий, необходимы, с одной стороны, знание обязанностей пешеходов и пассажиров, изложенных в Правилах дорожного движения, а с другой – творческий совместный поиск выходов из сложных дорожных ситуаций. Эмоциональная сфера играет важную роль в развитии мотивации. Способность справляться с отрицательными чувствами в целом помогает человеку успешно идти по жизни. Если ребенок научится преодолевать гнев, раздражение и страх, он разовьется в счастливую, сильную и мотивированную личность. В школьной жизни и не только ребенок переживает массу эмоционально сложных ситуаций: разочарование, если контрольная работа не удалась, гнев и раздражение, если уравнение по математике снова не сходится, волнение, когда предстоит трудный экзамен, обиду, страх и.т.д. Дети только тогда могут научиться справляться со своими чувствами, когда они перестанут бояться их выражать. Развитие эмоциональной сферы мотивации – отсутствие страха выразить эмоцию представляется нам как учреждению дополнительного образования очень важной. Для этого мы предлагаем детям те формы выражения своих эмоций, которые уместны и даже полезны во время проведения программы - «болеть» за свою команду во время эстафеты, переживать удачи и неудачи в игровых моментах, отстаивать свою точку зрения во время общекомандных дискуссий. Чем ярче и открытее дети выражают свои чувства во время игры, тем лучше усваивается познавательный материал программы, потому что в процессе игровой познавательной всё не просто «пройдено», а «продумано» и «прочувствовано». Именно поэтому требование поддерживать тишину и дисциплину в нужный момент легко выполнимо - ведь несколько минут спустя ребята смогут абсолютно «легально» пошуметь и подвигаться. Мы стараемся постоянно поддерживать в течение игровой программы позитивную атмосферу, поддерживая активность детей, включая конкурсы, способствующие созданию хорошего настроения, появлению ощущению радости, веселья. Обычно программа строится так, что очевидных команд-лидеров нет, а каждая из команд добивается успеха на разных этапах программы. При этом дети могут проявить свои умения и навыки в различных сферах – кто-то блеснёт эрудицией и интеллектом, кто-то окажется внимательнее других, а кто-то выручит всю команду на этапе эстафеты. Это так же расширит в дальнейшем понятие «роли» учащегося в своём классе - ведь одноклассники увидят его совсем с другой стороны, что очень ценно для изменения устоявшихся школьных взаимоотношений. В качестве примера можно привести эстафету «Спасатель». Участники программы делают бумажные модели самолетов и должны «посадить» их на запасной аэродром – кто-то хорошо может сделать самолетики, кто-то способен лучше их запустить, а кто-то – точнее «поймать» (посадить самолетики на запасной аэродром. Главное – чтобы конкурсные задания предусматривали самые разнообразные виды деятельности. Кроме проблематики частного порядка, связанной с мотивационной сферой, социокультурным уровнем школьников и компетенцией учащихся в профилактике ДДТТ, мы ставим перед собой и более глобальные цели и задачи. Модули программ нацелены не только и не столько на освещение и решение конкретных проблем развития культуры дорожного движения, но и на повышение общественного уровня сознательности в целом. Полученную на программах информацию дети передают своим сверстникам, знакомым, членам своей семьи. Нередко они даже корректируют поведение на дороге своих родителей и старших родственников. Мы уверены, что успешное участие в программах всё большего количества школьников неизбежно отразится на дорожной ситуации в целом, изменив её в лучшую сторону. Преобразование сознания всех слоев общества приведет к становлению новой культуры безопасности. Мир стремительно меняется, увеличивается количество и сложность рисков в повседневной жизни мегаполиса и общества в целом. Как научить детей не подвергать себя излишним рискам? Один из способов – установка новых приоритетов сознания, а именно необходимо создавать условия для перехода от приоритета защиты в опасных ситуациях к приоритету предотвращений этих ситуаций. Для профилактики детского дорожно-транспортного травматизма этот приоритет неоспорим.

You have no rights to post comments

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»

ПРИГЛАШАЕМ!

Приглашаем педагогов со стажем работы по специальности от 25 лет в Клуб ветеранов педагогического труда!

Только для вас - специальные образовательные мероприятия, интересные встречи и многие другие события.

Звоните по телефону: (812) 956-67-42 или пишите на e-mail: editor@ext.spb.ru

Просим всех, расскажите о Клубе своим коллегам, которые уже не работают в школе!

Ваши АНОО «АНЭКС» и Экстернат.РФ