Рейтинг: 2 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Феномен лидера в образовании

Жданов Петр Иванович
капитан 2 ранга, старший воспитатель,
Федеральное государственное казенное
общеобразовательное учреждение
«Кронштадтский морской кадетский корпус
Министерства обороны Российской Федерации»

Несмотря на большой научный интерес к изучению феноменов лидера в образовании, собственно исследований по данной проблематике немного. В отечественной литературе в течение длительного времени проблема различных проявлений лидерства не поднималась. Особую значимость лидерский механизм представляет для сферы образования, где субъект и объект профессиональной деятельности – люди, где возможности для повышения эффективности функционирования и развития ограничены, поскольку результат деятельности не объективирован в конкретном продукте, прибыли, а представляет собой определенные субъективные качества обучаемых. Осознание недостаточной эффективности традиционных и институционализированных отношений «руководствоподчинение – результат», «профессиональный статус – право и умение учить» определяет необходимость включения неформальных, лидерских механизмов регулирования и реализации отношений между основными субъектными группами в образовательной сфере. Общеобразовательная школа как сложная динамическая социальная система выступает объектом внутришкольного управления. Следовательно, мы можем говорить об управлении школой и ее отдельными компонентами или частями, выступающими подсистемами более общей системы – общеобразовательной школы. Такими подсистемами являются целостный педагогический процесс, классно-урочная система, система воспитательной работы школы, система эстетического воспитания учащихся, система профориентационной работы и др. Управление школой, неразрывно связано с развитием общеуправленческих идей. Отсюда выделяются различные предметы исследований науки управления. Так классическая теория представляет процесс управления как реализацию определенного набора управленческих функций. Качество реализации этих функций связывается, прежде всего, с характером организационной структуры управления. Основным предметом изучения в данном случае является связь между характеристиками организационной структуры и результатами реализации функций управления. Что же касается анализа процесса взаимодействия между лидерами и педагогическим коллективом, то приходится констатировать, что данная исследовательская ниша до сих пор остается пустой, поскольку работ, системно и всесторонне раскрывающих этот вопрос нет [1].

Понятийный аппарат «лидерства» представляет психологический феномен, осуществляющийся на базе деятельностного подхода, как социальный феномен организационного развития. Существующая современная интерпретация рассматривает проблематику лидерства, предлагая использовать те или иные аспекты применительно к деятельности руководителя образовательного учреждения как особой стратегии в управлении и как компетентность, которая позволяет руководителю управлять более эффективно в эпоху перемен, представляя методологические и технологические аспекты лидерства как направленных системных изменений в школе.

Анализ лидерства, как инструментария технологии современного менеджмента основан на организации взаимодействия руководителя ОУ

Взаимодействие лидера включает в себя следующие взаимосвязанные структурные компоненты: обоснование и представление программы действий, целевой компонент, как достижение конкретных целей функционирования образовательной среды; технологические процедуры взаимодействия среды и личности по достижению целей взаимодействия, приемы определения результатов взаимодействия среды и лидера. Таким образом, разработка организации взаимодействия – это поиск оптимальной системы лидерского становления руководителя ОУ, обеспечивающего его успешную субъектную самореализацию.

Особенностью применяемой технологии является такая организация функционирования управленческой среды ОУ, которая обеспечивает активизацию личностной позиции, способствует возникновению интерактивного взаимодействия, активизирует внутренние резервы личности, обеспечивая ее субъектную самореализацию, определяет достижение комплексных результатов функционирования ОУ.

Управленческая деятельность основывается на соблюдении ряда принципов, которыми руководствуется лидер при выполнении всех управленческих функций.

Принципы управления являются конкретным проявлением и отражением закономерностей управления. К числу основных закономерностей относят: обусловленность содержания и методов управления учебно-воспитательной работой характером содержания и методов организации педагогического процесса в школе и др. В числе ведущих закономерностей внутришкольного менеджмента называют аналитичность, целесообразность, гуманистичность, демократичность управления и готовность школьных руководителей к различным видам управленческой деятельности.

Вытекающие из закономерностей управления принципы выступают в качестве основных положений, ориентирующих лидера образовательного учреждения, директора, менеджера в практической деятельности. К основным принципам относятся: демократизация и гуманизация управления, системность и целостность в управлении; рациональное сочетание централизации и децентрализации; единство единоначалия и коллегиальности; объективность и полнота информации в управлении педагогическими системами.

Принцип демократизации и гуманизации управления предполагает прежде всего, развитие самодеятельности и инициативы учителей, учащихся и родителей. Это возможно при условии открытости в принятии управленческих решений. Гласность в управлении школой основывается на открытости, доступности информации. Когда каждый учитель знает о делах и проблемах всей школы, он не остается к ним безразличным. Регулярные отчеты администрации, совета школы перед общешкольным коллективом и общественностью, предоставление возможности для учителей и учащихся принимать участие в их обсуждении и высказывать свою точку зрения по вопросам школьной жизни, направлены на утверждение демократизации в школе. Управление педагогическими системами имеет ту непреложную особенность, что ограничиться здесь только воздействием невозможно, необходимо сотрудничество, соуправление, самоуправление.

Принцип системности и целостности в управлении предполагает понимание системной природы педагогического процесса, создавая реальные предпосылки для эффективного управления. Системный подход в управлении школой побуждает руководителя иметь ясное представление о школе как системе, ее основных признаках, составляющих эту систему в целостности. Однако в управлении школой важно видеть не только ее основные части, но и те связи и отношения, которые возникают, складываются или разрушаются между этими частями. Иначе говоря, какова структура этой системы, какие компоненты выступают в качестве системообразующих, такова и перспектива развития этих связей и отношений в принятии управленческих решений.

Обоснованность управленческих решений эффективна, если соблюдаются системный подход к управлению, оптимальность и гибкость управления. Управление школой, как образовательным учреждением, предстает в виде процесса взаимосвязанных действий по формированию и использованию ресурсов организации для достижения ею своих целей. Менеджмент включает в себя только функции и действия, которые связаны с координацией и установлением взаимодействия внутри организации, с побуждением к осуществлению разнообразных видов деятельности, реализуя эффективное использование кадрового потенциала [2].

Роль лидера в управлении связана с использованием возможностей работников для достижения целей организации, которая включает в себя следующие элементы:

подбор и расстановка кадров;

обучение и развитие кадров;

компенсация за выполненную работу;

создание условий на рабочем месте;

поддержание отношений с профсоюзами и разрешение трудовых споров.

При этом действия лидера в практике управления реализуются через:

направленность действий на достижение конкретных целей;

контроль за реализацией принимаемых управленческих решений как важнейший фактор их эффективности;

многоплановое стимулирование творческой активности педагогов, успехов и достижений всего коллектива;

индивидуальный подход к каждому участнику педагогического коллектива, максимально используя его потенциал;

заинтересованность работника в овладении новыми знаниями и сферами деятельности;

гибкость организационной структуры управления, позволяющей решать лидеру функциональные и управленческие задачи.

Данные стратегии управления позволяют осуществить поиск резервов и ресурсов для улучшения работы и более эффективного использования потенциала лидера и выбрать лучшие пути осуществления его деятельности. Для этого необходимо реализовывать структурно-функциональную модель подготовки руководителя образовательного учреждения к осуществлению лидерства.

Структурно-функциональная модель подготовки руководителя образовательного учреждения к осуществлению лидерства

Процесс подготовки лидера Деятельность Результат деятельности

Цель целевая установка подготовка руководителя образовательного учреждения к осуществлению лидерства

Условия выявление спроса и требований со стороны общества к уровню профессиональной компетентности лидера образования андрагогические принципы организации процесса подготовки

Процесс разработка содержания на основе структуры лидерских компетенций учебно-методическое сопровождение, управленческо-педагогическое консультирование

Результат эффективность проектирования образовательных продуктов Инновационная деятельность образовательного учреждения

Структурно-функциональная модель к осуществлению лидерства представляет собой систему взаимосвязанных элементов, объединенных в блоки: Цель, Условия, Процесс, Результат:

Цель раскрывает целевую установку руководителя образовательного учреждения к осуществлению лидерства;

Условия включают в себя выявление спроса и требований со стороны государства и общества к уровню профессиональной компетентности руководителя образовательного учреждения, андрагогические принципы организации процесса подготовки, модульно-накопительное построение повышения его квалификации;

Процесс объединяет разработку содержания и технологии на основе структуры лидерских компетенций, учебно-методическое сопровождение, управленческо-педагогическое консультирование;

Результат показывает эффективность процесса подготовки по позициям «проектирование образовательных продуктов», «профессионально-личностные достижения», «инновационно-образовательная деятельность образовательного учреждения» и др.

Организация школьной среды включает в себя несколько моментов: проектирование как описание и регламентация порядка действий; определение нормативов, принципов, правил взаимодействия; систему педагогического управления, реализующего целенаправленную педагогическую поддержку.

Каждая из функции управления имеет специфические методы выполнения. Все функции взаимосвязаны между собой и в то же время относительно обособлены. Понятие функции управления многозначно, в связи, с чем их классифицируют по ряду признаков [4].

Обобщение практики управления позволяет выделить следующие, наиболее часто представленные на функции:

прогнозирования и планирования;

мотивации работников;

учета и контроля.

Уточним различие в представлениях будущих руководителей, готовящихся к выполнению лидерских тенденций. Рассмотрим результаты опроса слушателей курсов «Мененджмент в образовании» на предмет выделения ими черт лидера и властного лидера.

Результаты контент-анализа (в процентах) респондентов на персону менеджера образования

(Респонденты - группа переподготовки «Менеджмент в образовании», представляющие различные районы города СПб.)

Оценка качеств лидера «лидер» «Властный лидер»

Морально-нравственные качества 28,6 42,5

 

Интеллектуальные качества (образование, ум, культура) 22,7 11,7

 

Сила личности, волевые качества 10,9 2,7

 

Темперамент 1,8 4,4

Эмоциональное впечатление (от внешности и личности политика) 5 4,4

Установки и способы реализации власти 3,4 7

Отношения с властными структурами 0,5 0,9

Прогрессивность, современность, адекватность 2,5 1,6

Деловые качества 5 3

Ораторские качества 3,4 6,2

Особые качества (хитрость, ушлость и т.д.) 2,5 6,2

Возраст (молодой) 0,8

Социальное происхождение 0,9

В опросе видны предпочтения в восприятии образа современного лидера в образовании. Респонденты отмечают следующие приоритеты в образе лидера: гармоничное распределение морально-нравственных и интеллектуальных качеств. Для него характерны волевые качества, выраженные ораторские способности, деловые качества и физическая выносливость.

Образ властного лидера представлен дисгармонично, в нем наибольшее значение респонденты выделяют дезориентации морально-нравственных качеств, относительно низкий уровень культуры. Значительное присутствие таких качеств как хитрость, напористость, наличие ораторских способностей.

Функция мотивации работников является ключевой в управлении. Она состоит в создании производственных условий, внутренне побуждающих работников к действиям, вытекающим из делегированных им полномочий. Для этого необходимо определение действительных потребностей работников (часто они заключены не только в повышении их доходов) и обеспечение удовлетворения этих потребностей через хорошую работу.

Функция контроля обеспечивает наблюдение за ходом работы, её соответствием принятым планам, существующим нормам, инструкциям, правилам [3].

Ведущими компонентами развития и укрепления феномена лидерства выступают ресурсы личности лидера, компетенции лидеров – стратегическая, социальная, задачная, управленческая; способность стратегического мышления и умения лидеров выполнять функцию видения образов устойчивых результатов развития школы; система оценки результативности лидерства, которые должны быть достигнуты в ходе реализации лидерства как приобретение дополнительных внешних ресурсов развития, индивидуально – личностного роста членов школьной управленческой команды.

Суть феномена лидера в образовании вбирает системообразующие факторы, которые осуществляются в синтезе концептуальных обоснований идей лидерства; выделенного образа лидера помогая сформировать личностную активизацию в процессе деятельностного, информационного, коммуникативного, личностного асп6екта, включает в себя: обозначенное субъект-объектное взаимодействие; личностную самореализацию, определяющую становление лидерской позиции в процессе взаимодействия со средой; сотрудничество как взаимодействие и как условие становления лидера.

 

Список литературы:

1. Ананченко М.Ю. Сущность и источники лидерства [Электронный ресурс]. URL: http//elibrary.ru/contents.asp?issueid=526610&selid=l 1603624

2. Виханский О. С., Наумов А. И. Менеджмент. – М.: Экономистъ, 2003 – с. 21– 22.

3. Иглина Н.Б. Лидер как субъект процесса социального управления: автореф. на соиск. уч. ст. канд. филос. наук. – Архангельск, 2006. – 26с.

4. Юкаева В.С. Управленческие решения. – М.:Дашков и Ко, 2006. – 324с.