Рейтинг:  1 / 5

Звезда активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Формирование контрольно-оценочной деятельности у младших школьников
посредством портфеля достижений

Литовченко Марина Владимировна,
учитель начальных классов
ГБОУ средняя школа №511
Пушкинского района Санкт-Петербурга

   Федеральный государственный образовательный стандарт выдвигает новые социальные требования к системе школьного обучения. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения, прогнозировать их возможные последствия, способные к сотрудничеству, инициативные и самостоятельные. Для того чтобы современная школа смогла достичь поставленной перед нею цели, она должна последовательно решать свои задачи на всех ступенях образования.
   Ключевая задача начального этапа – формирование контрольно-оценочной деятельности младших школьников. Целеустремлённая работа учителя должна быть направлена на становление у ребёнка способности к оценке границ своих знаний и умений.
   Контроль и оценка — важнейшие компоненты учебной деятельности: они помогают ребёнку осмыслить изученное, утвердиться в правильности своих знаний и умений, понять зависимость результатов учения от вложенного труда, а также постепенно овладеть приёмами контроля и критериями оценки, что является основой самоконтроля и самооценки. Теоретической базой достижения этой цели является теория «учебной деятельности».
   Ребенок, не умеющий оценивать свои возможности, так и не становится подлинным субъектом, хозяином собственной учебной деятельности, хозяином своих интеллектуальных богатств и постоянно нуждается в руководстве, контроле и оценке учителя. С действия самооценки, со способности понять «это я уже умею и знаю, а этого я еще совсем не знаю, но надо узнать» начинается учебная самостоятельность младшего школьника, переход от чисто исполнительского поведения старательного ученика к постоянному самосовершенствованию человека, умеющего учиться. В таком случае для учителя становится важна ситуация оценивания не только знаний, умений и навыков ученика, но и оценивания «знания ребенка о своем незнании».
   Если учитель будет целенаправленно работать в этом направлении, то младший школьник научится не только оценивать границы своих возможностей, фиксировать трудность, но и анализировать ее причину. И тогда вместо дошкольного «я не могу решить эту задачу» может родиться учебное «я могу решить эту задачу, если…».
   Данные задачи мы можем решать при помощи альтернативных способов оценивания достижений учащихся. Особое внимание хотелось бы уделить ученическому «Портфолио», как средству формирования самоконтроля.
 Преимущества «Портфолио»:
- органически интегрирует три составляющие процесса обучения: преподавание, учение и оценивание;
- позволяет объединить количественную и качественную оценку способностей учащегося посредством анализа разнообразных продуктов учебно-познавательной деятельности;
- поощряется не только оценка, но и самооценка и взаимооценка учащихся, а также самоанализ и самоконтроль учащегося.
   «Портфолио» ученика (учебная папка, папка достижений, портфель ученика) представляет собой форму и процесс организации образцов и продуктов (коллекция, отбор, анализ) учебно-познавательной деятельности школьника, а также соответствующих информационных материалов, предназначенных для последующего сопоставления и анализа, всесторонней количественной и качественной оценки уровня обученности учащихся и дальнейшей коррекции процесса обучения.
   Содержание портфеля включает в себя:
       1.  Титульный лист 
        2.  Мой мир 
Моё имя
Мой характер
Моя семья
Мой город
Мои друзья
Мои увлечения
Моя школа  
              ( Мои любимые школьные предметы…)
        3.  Моя учёба
        4.  Мои первые работы
        5.  Моё творчество
        6.  Мои впечатления
        7.  Моя общественная работа
        8.  Работы, которыми я горжусь
        9.  Мои достижения
       10. Отзывы и пожелания
   В первом классе учитель сам распределяет материал по файлам, привлекая к этой работе и родителей. Здесь преследуются следующие цели: - помощь в отборе и оформлении, - особое внимание к особенностям учащихся, - поддержка и коррекция умений. Очень часто бывает, что даже в таком возрасте родители не всё знают о своих детях: о чём они думают? что переживают? Рассматривая на собраниях «Портфолио» своих детей, родители в какой-то степени лучше узнают своего ребёнка, пересматривают свои взгляды и своё отношение на некоторые вещи. Родители в основном принимают это новшество, поддерживают и участвуют в этом процессе.
   Вот некоторые рекомендации для родителей по оформлению «папок достижений», с которыми они знакомятся на родительских собраниях, консультациях:
 - при сборе информации родителям следует ориентироваться на структуру «портфолио», как можно чаще отмечать и фиксировать успехи ребёнка, а замеченные ошибки, проблемы или неудачи помогать преодолевать совместными усилиями;
 - необходимо обсуждать успехи учащегося, поддерживать его старания, даже если они пока что не приводят к высоким показателям;
- замечать продвижение ребёнка в каком-либо деле и мотивировать его дальнейшие усилия;
- держать связь с педагогом;
 - интересоваться информацией и контролировать результаты, полученные учениками по итогам контрольных и срезовых работ.
    Во втором классе эта работа делается вместе с детьми, а с третьего - самостоятельно, с рекомендациями учителя. В четвёртом классе ученики уже полностью самостоятельно контролируют процесс отбора материалов в файлы, по мере необходимости обращаясь к своим одноклассникам.
   К концу четвёртого года обучения учащиеся осваивают следующие умения:
- адекватное оценивание своих результатов и возможностей;
- отбор и систематизация материала для «Портфолио» - самоанализ достижений;
- установление рейтинга успешности в классе.  
   Приходит и более глубокое понимание «Для чего нужна папка «Портфолио»»:
 - отражает весь труд и старания за год;
- радует открытиями, которые были, хочется добиться большего;
 - может пригодиться в будущем для дальнейшей учёбы;
 - помогает увидеть, что уже сделано, а в чём ещё есть проблемы;
- показывает, какие высоты достигнуты, и в какой области;
- анализирует знания, действия, из которых можно сделать соответствующие выводы;
- помогает узнать, значимость учащегося для других людей;
- накапливает ценность мыслей, познаний.
Использованные источники:
1. http://www.moluch.ru/conf/ped/archive/202/8575/
2.file:///C:/Users/%D0%A3%D1%87%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C/Downloads/stat_suhotina.pdf
3.http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-dlya-roditelei/2013/09/28/soderzhanie-portfolio-uchenika-nachalnoy