Рейтинг:  4 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активна
 

Социально-коммуникативное развитие детей раннего
и дошкольного возраста в условиях
ФГОС дошкольного образования

Чуб Ольга Петровна

Проблема социально-личностного развития ребёнка дошкольного возраста в процессе его взаимодействия с окружающим миром становится особенно актуальной на современном этапе, поскольку основные структуры личности закладываются в дошкольный период детства, что, в свою очередь, возлагает на семью и дошкольное учреждение особую ответственность за воспитание необходимых личностных качеств у детей.

Одним из пяти приоритетных направлений деятельности дошкольного учреждения (в соответствии с ФГОС ДО) является социально - коммуникативное развитие детей дошкольного возраста, организация и методическое сопровождение социально ориентированной образовательной деятельности, как условия реализации социального заказа общества и семьи.
Основной целью этого направления является позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

Задачи социально – коммуникативного развития  в соответствии с ФГОС ДО следующие:

1. Создать условия для усвоения детьми дошкольного возраста норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности.
2. Развивать социальный и эмоциональный интеллект детей, их эмоциональную отзывчивость, сопереживание, навыки доброжелательного общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
3. Способствовать становлению самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий детей.
4. Формировать уважительное отношение и чувство принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в коллективе, позитивные установки к различным видам труда и творчества.
5. Формировать у детей основы безопасного поведения в быту, социуме, природе;

6. Формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками.

 

Эмоции  играют важную роль в жизни каждого  человека. Этой проблемой занимались многие ученые, которые утверждали, что положительные эмоции создают оптимальные условия для активной деятельности мозга и являются стимулом для познания мира. Отрицательные тормозят развитие личности. Психологи утверждают, что «одной из причин, мешающей развитию способностей у ребёнка является неумение справиться с отрицательными эмоциями. По мнению А.И. Захарова «блокирование отрицательных эмоций создает состояние хронического психологического напряжения, возникает скрытое чувство раздражения, обиды недовольства».  Если ребенок не научился владеть своими чувствами, то малейшие неприятности или трудности могут вызвать в нем нервозность. Неумение выразить свои чувства, будет постоянно создавать конфликтные ситуации в жизни ребёнка причинять вред и ему и окружающим.  Из практики работы с дошкольниками видно, что год от года дети приходят в детский сад с угнетённой эмоциональной сферой. Дети не могут выразить свои чувства, а если и выражают их, то это происходит в резкой форме, что вызывает проблемы в общении со сверстниками и взрослыми. Ребёнок замыкается в себе со своими проблемами, страхами.
Благодаря эмоциональному развитию, ребенок сможет регулировать свое поведение, избегая тех поступков, которые мог бы совершить под влиянием случайных обстоятельств и мимолетных желаний. Поэтому необходимо не только изучать разные эмоциональные состояния, но и развивать эмоциональную сферу дошкольника, так как эмоции говорят  окружающим о его внутреннем состоянии.

Исследования показывают, что дети дошкольного возраста затрудняются в определение    состояния другого человека. При этом они точнее определяют базовые эмоции, такие как радость,  гнев. Эмоцию «удивление» дети не узнают. Мальчики хуже, чем девочки распознают эмоции в графическом изображении. Мальчики менее эмоциональны и меньше подвержены страху, печали, гневу. Меньше испытывают чувство вины.  Эмоции «презрение», «отвращение» дети в возрасте 4-5 лет не понимают. Преобладающей эмоцией в дошкольном возрасте является «радость». Причем определяют лучше в графическом виде. Не могут описать своими словами эмоцию. Не хватает словарного запаса. Дети обращают внимание на выражение лица, не придавая значения пантомимике (позе, жестам).
В возрасте 4-5 лет дети совсем не соотносят цвет и эмоцию.

Формирование эмоций именно в дошкольном возрасте должна быть одной из главных задач воспитания. Важно в дошкольном возрасте научить ребёнка правильно определять своё  эмоциональное состояния и состояние другого человека уметь переключаться с неприятных впечатлений на более позитивные.

В этом может помочь музыка. Дети дошкольного возраста эмоционально отзывчивы на музыку. Музыка и пение активно используются не только на музыкальных занятиях в дошкольном учреждении, но и на других  занятиях. Она повышает эмоциональный тонус, создает бодрое, радостное настроение. Во время прослушивания музыки и ребенка возникает желание двигаться, подпевать, реагировать на музыку. Под влиянием впечатлений, вызванных прослушиванием музыкальных произведений, раскрываются даже инертные, замкнутые дети. Социально-коммуникативное развитие дошкольников происходит через игру как ведущую детскую деятельность. Игра является основным видом деятельности дошкольника. Игра — это школа социальных отношений, в которых моделируются формы поведения ребенка, воспитатели могут правильно и умело помочь детям приобрести в  игре необходимые социальные навыки.

Для развития эмоциональной сферы дошкольников можно использовать:

 

 

Цель: Познакомить детей с эмоциями.

Описание игры: Педагог предлагает детям познакомиться с гномами, определить и изобразить настроение гномов.

 

Цель: Научить детей распознавать эмоциональное состояние гномов по голосу и интонации.

Описание игры: Ведущий при помощи голоса и интонации произносит какую-либо фразу, соответствующую эмоциональному состоянию гномиков. Детям необходимо распознать эмоциональное состояние гномика.

 

Цель: Научить детей распознавать характерные движения и позы, выражающие то или иное эмоциональное состояние гномов.

Описание игры: Педагог выбирает ведущего, который должен изобразить позу или показать движение, выражающее то, или иное эмоциональное состояние одного из гномиков. Детям нужно распознать это эмоциональное состояние по движению и позе.

 

Цель: Учить детей классифицировать гномиков по мимическим выражениям и называть положительные и отрицательные эмоции.

Описание игры: Детям предлагают классифицировать гномиков по мимическим выражениям, а именно гномики с положительными и отрицательными эмоциями, а затем назвать их.

 

Цель: Учить детей соотносить свое настроение с мимическим выражением лиц гномиков.

Описание игры: Педагог предлагает детям рассказать о своем настроении и соотнести его с настроением гномиков.

 

Цель: Научить детей соотносить эмоциональное состояние гномиков с характером звучащей музыки.

Описание игры: Детям предлагается прослушать музыку и соотнести эмоциональное состояние гномиков с характером ее звучания.

 

Детям становится легче выражать свои чувства, проще общаться со сверстниками, легче понимать других людей. Дети становятся более уверенны в себе, смелее, отзывчивее. Все это влияет на положительную самооценку ребенка, повышает эмоциональную устойчивость, способствует эмоциональному благополучию и, следовательно, гармоничному психическому развитию.