Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Методическая разработка по русскому языку (1 класс)
УМК «Перспектива»

 Слова, отвечающие на вопросы "кто?", "что?"

 

 

Макарова Светлана Анатольевна,
учитель начальных классов,
воспитатель ГПД ГБОУ школы №570
Невского района Санкт-Петербурга

 

Тип урока: урок «открытия» нового знания

 

Цель урока: формировать и развивать умение различать слова, отвечающие на вопросы кто? что?

 

Основное содержание темы,

термины и понятия

Слова, обозначающие предметы и отвечающие на вопросы «кто, что»; группы слов, обобщающие слова (названия).

Одушевленные и неодушевленные предметы (без терминологии).

 

Планируемые результаты

 

Личностные

¾   проявлять положительное отношение к процессу обучения в ходе выполнения заданий, показывая свою активность, увлеченность.

Метапредметные

  • Познавательные:

¾   уметь классифицировать слова и ставить к ним вопросы кто? что?;

¾   уметь правильно формулировать выводы;

¾   использовать приобретенные умения для нахождения слов, называющих одушевленные и неодушевленные предметы (без использования терминов);

¾   уметь приводить собственные примеры слов, обозначающих предметы и отвечающих на вопросы кто? что?;

¾   уметь образовывать от слов, называющих предметы и отвечающих на вопрос «что?», слова, отвечающие на вопрос «кто?» и наоборот;

¾   уметь работать по образцу.

  • Регулятивные

¾   уметь определять слова, обозначающие предметы, по вопросам, на которые они отвечают (кто? что?);

¾   уметь осознанно применять правило нахождения слов - предметов;

¾    уметь выполнять учебное действие по плану;

¾   уметь выполнять учебное задание в соответствии с целью;

¾   уметь контролировать правильность выполняемой работы;

¾   уметь соотносить свою работу с образцом и, при необходимости, вносить в нее коррективы.

  • Коммуникативные

¾   уметь выбирать необходимые языковые средства для успешного решения коммуникативных задач, грамотно строить свой ответ;

¾   уметь задавать вопросы учителю и собеседнику (уточняющие и контролирующие)

¾   уметь согласовывать, координировать позиции при работе в паре и находить общее решение;

¾   уметь адекватно использовать речевые средства для представления результата.

 

Предметные

¾   уметь ставить вопросы кто? что? к словам, обозначающим предметы;

¾   уметь находить слова, обозначающие предметы, по вопросам, на которые они отвечают;

¾   уметь различать слова, называющие одушевленные и неодушевленные предметы (без использования терминов);

¾   уметь образовывать от слов, называющих предметы и отвечающих на вопрос «что?», слова, отвечающие на вопрос «кто?» и наоборот (на основе образования однокоренных слов).

Ресурсы: (УМК «Перспектива») Русский язык. 1 класс. Л.Ф.Климанова, С.Г.Макеева. Изд-во: «Просвещение», 2012 г; Русский язык. Рабочая тетрадь. 1 класс, Л.Ф.Климанова. Изд-во: «Просвещение», 2012 г, электронное пособие «Русский язык. 1 класс» к учебнику. Л.Ф.Климанова, С.Г.Макеева

Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, раздаточный материал.

Формы организации: ИКТ, технология проблемно-диалогического обучения, групповая форма работы (работа в парах).

ЭТАПЫ РАБОТЫ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕНИКА

ФОРМИРУЕМЫЕ УУД

      I.                 Организационное начало

 

Приветствие

Проверка готовности к уроку

- Расскажите, что должно лежать на парте к уроку.

Проверьте.

Первичная рефлексия

Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбаюсь вам, а вы улыбнитесь мне.

На ваших партах лежат рисунки солнышка и тучки (слайд 2).

. Поднимите рисунок, который соответствует вашему настроению. Я желаю каждому из вас, чтобы хорошее настроение сохранилось до конца урока.

Приветствуют

 

Проверяют, все ли подготовили к уроку

 

 

 

Осознание своего эмоционального состояния, позитивного настроя

 

 

 

 

 

Регулятивные (проверка готовности к уроку)

 

 

 

 

 

Личностные УУД

   II.                 Самоопределение к деятельности. Актуализация знаний

- Прочитайте слова (слайд 3).

 

 

 

 

 

- На какие группы их можно распределить?

- Какой можем выделить общий признак? (Это предметы)

- Сколько групп слов можно выделить на основе этого признака? (2) Какие? (Какие две группы слов можем выделить?)

Читают слова на экране:

ученик

книга

цветок

артист

аист

школа

Находят признаки для деления слов на группы. Отвечают на вопросы учителя, рассуждают, объясняют.

Познавательные умения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вариативность суждений (творческие)

  1. Выявление проблемы

Распредели слова на 2 группы:

1 группа (1 вариант) распределяет слова по домикам Кто?, Что?;

2 группа (2 вариант), распределив слова по столбикам, дописывает в каждый по одному своему примеру.

- Кто испытывал затруднения? Поднимите руки.

-Почему возникло затруднение, как думаете?

- Верно, нам не хватает знаний о словах, обозначающих предметы.

Работают самостоятельно

 

 

 

 

 

 

 

 

Осознают, что испытывают затруднение

Регулятивные умения (контроль за правильностью выполнения задания

 

 

 

 

 

 

Познавательные умения

  1. Организация «открытия» учащимися нового знания

(Организация познавательной деятельности)

Сформулируйте тему и цель нашего урока. (Слова, отвечающие на вопросы «кто, что» (слайд 4).

 

-Чему будем учиться? (Будем учиться распределять на группы слова, отвечающие на вопросы «кто, что».) (слайд 5).

- Кто нам может помочь? (Возможно, кто-то из учеников знает ответ) (слайд 6).

- Почему решил, что эти слова отвечают на вопрос «кто»? ...«что»?

Если ученик правильно объясняет, то переходим к выводу.

Если правильного объяснения нет, то...

- Прочитаем слова каждого столбика и объясним, почему их так распределили. (слайд 7).

- Кто догадался? Что называют слова первого столбика? (животных и людей) (слайд 8).

- Что называют слова второго столбика? (остальные предметы)

- Какой вывод сделаем?

Вставьте подходящие слова. (слайд 9).

Формулируют тему и цель

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Высказывают предположения, рассуждают, отвечают на вопросы.

 

 

 

 

 

 

Проверяют правильность своей работы, вносят исправления.

Отвечают на вопросы, дополняют ответы друг друга, делают вывод

Читают вывод, вставляя недостающие слова.

Слова-предметы, называющие ... отвечают на вопрос «кто?» .

Остальные слова, которые обозначают предметы, отвечают на вопрос ...

Познавательные умения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Регулятивные умения

 

 

Познавательные и коммуникативные умения

(отвечают на вопросы, рассуждают, высказывают свое мнение, делают предположения).

Работа над определением

Проверим себя. (слайд 10).

Откроем учебник на стр. 39 «Узелок на память». Прочитаем про себя вывод, вслух.

- Как поняли?

Сравним с нашим выводом.

Дополните устно каждый столбик своими примерами.

Приведите свои примеры. (1-2)

Проверяют себя, читая определение в учебнике.

 

 

Соотносят собственное высказывание с определением в учебнике.

Приводят свои примеры, работая по аналогии, остальные, либо соглашаются, либо возражают.

Познавательные (работа с текстом)

 

 

 

 

 

 

Познавательные и коммуникативные умения

Физминутка (зарядка для пальчиков)

Вот за партами ребята (раздвинули широко пальцы)

Расшалились, как котята (шевелим пальцами)

Парты пальчиками трут, словно лапками скребут.

(подушечками пальчиков трем о парту)

Наши пальцы, как котята

Тоже вздумали играть.

(стучим подушечками пальцев по парте)

Что за ловкие ребята!

(пальцы борются)

Как же можно их ругать!?

Возьмем в руки карандаш, покатаем между ладошками; перекладываем из руки в руку и крепко сжимаем.

Познавательные умения (Работают по образцу)

Регулятивные (контролируют правильную последовательность своих действий)

  1. Первичное закрепление (проверка первичного понимания)

(слайд 11).

- «Расселите» слова по окошкам. Разделите страничку в тетради пополам (на 2 столбика). Проведите линию. (Ответы по клику мыши.)

1)    Пышный хвост торчит с верхушки.

Что за странная зверушка?

Щелкает орехи мелко

Ну, конечно, это ...белка

2)    На жарком солнышке подсох

И рвется из стручков ....горох

3)    В белоснежном колпаке,

Перепачканный в муке,

Булки сдобные печёт

И ребятам раздаёт.

Не строитель, не аптекарь,

Каждый знает, это...пекарь

4)    Кто вас, дети, больше любит,

Очень нежно так голyбит

И заботится о вас,

Hе смыкая ночью глаз?

Милая, родная,

Конечно, это ...мама

5)    Умею прыгать и катиться,

А если бросят - полечу.

Кругом смеющиеся лица:

Все рады круглому ...мячу (мяч)

6)    На меня вы посмотрите

Дверки можете открыть вы

И на полочках моих много нового стоит

Выше всех я, как жираф

Я большой красивый ...шкаф

7)    Возле леса, на опушке,

Украшая темный бор,

Вырос пестрый, как Петрушка,

Ядовитый ...мухомор

- Обменяйтесь тетрадями, выполните взаимопроверку.

- Прочитаем слова каждого столбика и объясним, почему их так распределили. (слайд 12).

Выполняют записи в тетради, строят два столбика, записывают, распределяя слова в два столбика.

 

 

Контролируют правильность записей и выполнения задания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют взаимопроверку

 

 

 

Познавательные умения (анализ, письмо слов по образцу, выделяют цветом слова с заданной орфограммой)

Регулятивные умения (управляют процессом списывания, контроль за своей деятельностью)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Коммуникативные умения

  1. Включение изученного в систему знаний

Упр.71(слайд 13).

Прочитай задание (про себя, вслух)

- Как поняли, какое задание будем выполнять? Как?

- Как догадались, о ком идет речь? Какие слова помогли назвать отгадку?

- Запиши слова-отгадки через запятую.

Кот, оса, арбуз, листья.

- Подчеркни красным цветом слова, отвечающие на вопрос «кто?», а зеленым – слова, отвечающие на вопрос «что?»

- Сравните свои ответы с ответами соседа?

Проверим. (кликом эл. мыши)

- Как узнавали, к какой из двух групп отнести каждое слово-отгадку?

Прочитай вторую часть задания (про себя, вслух). Кто может ответить на вопрос?

Какое задание осталось выполнить?

  1. Как будем выполнять? С чего начнем?
  2. Какое действие выполним потом?
  3. Какое действие выполним в конце работы?

Работа в рабочей тетради, стр.20, упр.3.

Чтение и анализ задания.

Как будем выполнять работу?

- С чего начнем работу? .... (слайд 14)

- Какие слова будем выписывать? Прочитайте.

- Куда и как надо будет выписать слова?

- Какой условный знак стоит возле упр.?

Значит, что сделаем, выписав выделенные слова.

- Выполните взаимопроверку.

 

 

Отвечают на вопросы, объясняют.

Доказывают правильность ответа.

Выполняют записи в тетради.

Подчеркивают, классифицируя предметы.

 

Выполняют взаимо и самопроверку.

 

 

Объясняют, доказывают.

 

 

Классифицируют.

Планируют этапы работы.

 

 

 

 

Проверяют.

 

Читают, анализируют.

 

Составляют план работы.

 

Самостоятельно последовательно выполняют работу.

Проверяют правильность записей, при необходимости, вносят коррективы.

Выполняют взаимопроверку

Познавательные умения

 

 

 

Регулятивные умения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Коммуникативные

 

 

Регулятивные умения (самоконтроль).

Познавательные умения

 

 

 

 

Регулятивные умения

 

Познавательные умения

 

Регулятивные (умение работать в соответствии с планом, следовать ему, контролировать правильность выполнения)

 

 

 

Коммуникативные умения

Физминутка

Мы опять сидеть устали,

На зарядку дружно встали.

Руки в боки, смотрим вправо.

Поворот налево плавный.

Поднимаем мы колени,

Занимаемся без лени.

Поднимаемся повыше.

Может быть, коснемся крыши?

Наклоняемся до пола,

Вправо-влево три наклона.

От души мы потянулись,

И на место вновь вернулись.

Выполняют физминутку (работают по образцу)

 

Закрепление изученного и включение в систему знаний (продолжение)

Работа с интерактивной доской

Образуйте новые слова по образцу. (слайд 15)

Прочитайте образец.

- Кто может рассказать, по какому правилу надо составить пары? Как будем образовывать второе слово?

Курица – курятник, корова – ..., строитель – ..., читатель – ..., пианист – ....

Запишите две любые пары слов.

- Какое действие выполним после записи? (Проверим, (слайд 16))

Образуют неодушевленные существительные от одушевленных (без терминологии).

 

 

Работают по образцу. Подбирают к словам, отв. на вопрос «кто?», слова с вопросом «что?».

Контролируют выполнение работы. Проверяют по образцу.

Познавательные умения

 

 

 

 

Познавательные умения

 

 

 

 

Регулятивные умения (самоконтроль)

Работа над словом из словаря

Разгадайте ребус (Берёза) (слайд 17)

- Издавна береза считается деревом Жизни, деревом-помощником. Почему?

 

 

Прочитаем народные приметы, помогавшие нашим предкам узнать секреты природы. (слайд 18)

Кора дерева, его листья и даже березовые почки используются в лекарственных целях. Береза – символ России. Многие писатели и поэты воспевали и сейчас воспевают ее красоту.

- Какими названы березы? Почему?

- Как назовем маленькую березу? А как ласково назовем березу?

- Зададим вопрос к каждому слову?

Отгадывают ребус

Выполняют аналитико-синтетическую работу (произносят, выделяют звуки, определяют ударный слог, записывают, проверяют)

Читают народные приметы и стихи

 

 

 

 

 

 

 

Задают вопросы

 

 

 

 

Отвечают на вопросы

Образуют родственные слова с вопросом «что?»

Познавательные умения

 

 

 

Регулятивная (контролируют запись и проверяют)

 

 

 

 

 

    VII.          Интеллектуально-преобразовательная деятельность

Творческая работа (слайд 19)

- Замени одну букву в каждом слове, отвечающем на вопрос что? так, чтобы это слово отвечало на вопрос кто? (слова даны в столбик):

липа, рот, коса, корка, капля, рука, дверь.

 

 

 

- В каком слове встретилось буквосочетание щу? С какой буквой надо было написать?

Проверим.

¾   Что значит проверить?

¾   Как проверите?

Рассуждают, предполагают, делают вывод.

 

 

 

 

 

Контролируют правильность записи и соответствие требованию поставленной задачи (подставляют вопрос «кто?»)

Проверяют (сначала фронтально, затем на слайде).

Уточняют правильность выбранного слова и его написания.

Рассказывают правила проверки для данного задания.

Познавательные умения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Регулятивные умения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Музыкальная физминутка для глаз

(слайд 21)

Выполняют глазами движения, указанные в электронной физминутке

 

 VIII.          Рефлексия учебной деятельности

Тест (слайд 22-29)

Выберите и запишите номера правильных ответов.

1)    Слова, которые отвечают на вопросы кто? что? называют:

1       предметы,

2       признаки предмета,

3       действия предмета.

2)    К названиям предметов относятся слова:

1       ласковые, добрая, солнечный;

2       кошка, лампы, ребята;

3       играть, любит, возьму.

3)    Слова, которые отвечают на вопрос кто? обозначают название:

1       животных,

2       растений,

3       людей.

4)    Слова, которые отвечают на вопрос что? не могут называть:

  1. деревья,
  2. животных,
  3. мебель.

5)    Слово «отличник» отвечает на вопрос:

  1. что?
  2. какой?
  3. кто?

6)    Слова, которые называют цветы отвечают на вопрос

  1. что делать?
  2. что?
  3. кто?

Проверка результатов тестирования на экране. (слайд 30)

 

Выполняют осознанный выбор ответа, контролируют правильность выполнения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самопроверка

Познавательные и регулятивные умения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Регулятивные

           IX.            Итог уро

Рефлексия деятельности

Подведем итоги (слайд 31)

По теме урока мы осваивали знания:

  • о словах, обозначающих ...

Выводом на уроке было:

  • слова, отвечающие на вопрос кто? называют ...
  • на вопрос что? отвечают ...

Проверьте себя

- Кто записал все ответы правильно? Допустил 1ошибку?

Самоанализ и самооценка

Закончите предложения(слайд 32):

1       Мне важно было научиться различать слова, отвечающие на вопросы кто? что?, потому что (чтобы).........

2       Я (очень, не очень) доволен (льна) своей работой, потому что ...

 

 

              X.             Эмоциональный тон в конце урока

Изобразите на полях тетради рисунок, который соответствует вашему настроению в конце урока (солнышко, облачко). (слайд 33)

Желаю, чтобы вам почаще улыбалось солнышко.

- Что было трудным на уроке? Осталось непонятным?

- Кого и за что надо поблагодарить в конце урока? (слайд 34)

 

 

           

 

You have no rights to post comments

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»

ПРИГЛАШАЕМ!

Приглашаем педагогов со стажем работы по специальности от 25 лет в Клуб ветеранов педагогического труда!

Только для вас - специальные образовательные мероприятия, интересные встречи и многие другие события.

Звоните по телефону: (812) 956-67-42 или пишите на e-mail: editor@ext.spb.ru

Просим всех, расскажите о Клубе своим коллегам, которые уже не работают в школе!

Ваши АНОО «АНЭКС» и Экстернат.РФ