Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 


Формирование образовательных коммуникаций при помощи дистанционной образовательной среды Moodle


 

Абашев Виктор Владимирович,
учитель информатики;
Кравцов Владимир Маркович,
заместитель директора ГБОУ СОШ №156
Санкт-Петербурга


 

Актуальность идеи

XXI век – век технологий. Наряду с высокими промышленными технологиями в настоящее время развиваются высокие социальные технологии, в том числе технологии образования.

Современные образовательные технологии должны использоваться при проектировании и конструировании развивающей образовательной среды образоват­ельного учреждения, построении образовательного процесса с учётом индивидуальных, возрастных, психологических, физиологических особенностей обучающихся.

У выпускника школы XXI века должна быть сформирована готовность к саморазвитию и непрерывному образованию, выпускник должен быть мотивированным на образование и самообразование в течение всей своей жизни, творчество и инновационную деятельность (Федеральный государственный стандарт среднего (полного) общего образования)

Современный технологичный мир построен на непрерывной возможности возникновения и развития коммуникации, поэтому технология дистанционного обучения является одной из самых прогрессивных в настоящий момент. Благодаря технологии дистанционного обучения ученик имеет возможность самостоятельно построить или включиться в существующую коммуникацию.

Анализ интернет-ресурсов показал, что в Санкт-Петербурге элементы дистанционного обучения внедряют около десятка школ, среди которых половина — коррекционные.

К сожалению, традиционная школа плохо готовит ученика к работе в высокотехнологичном мире. Среднестатистический современный выпускник не обладает достаточным уровнем самодисциплины, мотивации и навыками работы в современных образовательных системах. В XXI веке образование становится непрерывным и сопровождает развитие профессионала на протяжении всей его карьеры, поэтому системы дистанционного образования становятся неотъемлемой частью этого процесса. Следовательно, получение навыков работы в системах дистанционного образования становится необходимостью в условиях школьного образования.

Использование элементов дистанционного образования в школе позволяет развить в ученике навыки самостоятельной деятельности, т. к. работа может происходить практически без видимого участия учителя. С другой стороны, учитель получает инструментарий для наблюдения за всеми действиями ученика, который позволяет проанализировать активность ученика во время всех этапов выполнения заданий.

Как нам кажется, в настоящее время в российском образовании существует следующее противоречие: в новых федеральных образовательных стандартах декларируется необходимость воспитания мотивированного к учебе школьника, на практике учителям неудобно работать с такими детьми, поэтому выбирается педагогический стиль излишней опеки, что не приводит к формированию конкурентоспособных личностей, востребованных на современном рынке труда.

Следующее противоречие: несмотря на востребованность дистанционного образования, элементы такого обучения мало используются в школе.

Использование элементов дистанционного образования позволит разрешить это противоречие.

Ресурсное обеспечение при внедрении продукта

Кадровый состав

В ГБОУ СОШ № 156 70% учителей обучены работе в системах дистанционного образования: в 2011 была проведена серия практико-ориентированных семинаров по обучению работе в Google Docs (сейчас Google Disk), в 2013 году — по обучению работе в системе Moodle. В рамках опытно-экспериментальной работы «Создание модели наставничества и поддержки учителей на начальном этапе профессиональной карьеры» организована творческая лаборатория, в которой под руководством молодого специалиста Абашева В. В. 5 педагогов школы обучаются технологиям создания электронных образовательных ресурсов.

Для организации дистанционного обучения не требуется каких-либо специальны глубоких знаний в области информационно-коммуникационных технологий, педагог, обладающий знаниями уверенного пользователя может своими силами внедрять элементы дистанционного образования в преподавание по своему предмету.

Особое внимание следует уделить обучению качеству создаваемых электронных ресурсов. Простой перевод страниц учебника в текстовые документы или презентации не может называться «созданием электронных образовательных ресурсов», поэтому учитель должен быть знаком с технологиями и методиками создания дистанционных курсов. Работа в системе дистанционного обучения Moodle позволяет создавать профессиональные сообщества учителей, которые совместно работают над созданием курсов и уроков.

В настоящее время в ГБОУ СОШ № 156 5 учителей активно участвуют в создании электронных ресурсов на школьном обучающем портале. Также мы сотрудничаем с педагогами Гатчинского педагогического колледжа, которые на базе нашего образовательного портала создают свои курсы.

Материально-техническая база и финансовое обеспечение

Для создания образовательного портала не требуется дополнительное оборудование. Портал можно разместить на существующем школьном сайте. Хостинг-провайдер должен обеспечивать работу PHP и MySQL. В случае создания самостоятельного автономного сайта затраты на доменное имя и хостинг составят около 3000-4000 рублей в год. Также при выборе тарифа следует учесть, что для одновременной работы около 50 пользователей образовательного портала требуется около 1 Гб дискового пространства.

Методическое обеспечение

В настоящее время существует большое количество информационных ресурсов, обучающих работе в системе дистанционного образования Moodle. На наш взгляд особое внимание следует обратить на следующие:

http://docs.moodle.org/26/en/Main_page — официальное руководство по Moodle на английском языке;

http://docs.moodle.org/archive/ru/ - официальное руководство по Moodle на русском языке; стоит отметить, что документация на английском языке гораздо полнее чем версия на русском;

http://opentechnology.ru/files/moodle/docs/teacherguid/ - более полное руководство по Moodle на сайте российского партнера Moodle «Открытые технологии»;

http://www.curator.ru/method.html — руководство по созданию дистанционных курсов;

http://www.articulate.com/rapid-elearning/50-practical-tips-tricks-to-build-better-e-learning/ - 50 советов по созданию дистанционных курсов (на английском языке)

Технология внедрения инновационной идеи

  1. Создание образовательного портала.

    1. Выбор провайдера

    2. оплата услуг

    3. установка Moodle

  2. Обучение кадров

    1. Создание педагогического сообщества

    2. Выбор тьютора

    3. Обучение в сотрудничестве

  3. Конструирование курсов

    1. Конструирование курсов силами педагогического сообщества

    2. Экспертиза созданных ресурсов

  4. Регистрация учеников

  5. Функционирование портала

Эффекты, которые могут быть достигнуты при использовании данного продукта

Для обучающихся

  • возможность освоения пропущенного материала;

  • возможность изучения целых модулей (углубленных по предмету) и даже курсов;

  • возможность использования среды для дополнительных коммуникаций с учителями, в том числе и учителями из других школ, использующих общую среду;

  • возможность использования специфики среды для формирования и упорядочивания коммуникаций между учащимися в том числе и из разных школ;

  • возможность формирования межшкольных творческих и проектных групп для работы над темой, проблемой, проектом;

  • среда способствует росту информационной грамотности обучающихся;

Для родительской общественности

  • доступ к широкому спектру дополнительных образовательных услуг;

  • возможность контроля за содержанием образовательного процесса;

  • включение родителей в процесс обучения;

  • среда способствует росту информационной грамотности вовлеченных родителей;

Для педагогической общественности

  • возможность применения широкого спектра инструментов для индивидуального подхода к обучению;

  • в процессе работы в данной среде происходит агрегирование учебных операций в единую систему, называемую курсом;

  • формирование и упорядочивание коммуникаций между педагогами различных учреждений;

  • среда предоставляет обширный функционал для совместной работы над учебным материалом;

  • возрастает инструментарий для работы межшкольных проектных и творческих групп педагогов;

  • среда способствует росту информационной грамотности педагогов;

Для системы образования района

  • методические объединения районов работают эффективнее, используя функционал и коммуникации, предоставляемые средой;

  • работа в единой образовательной среде приводит к стандартизации образовательных ресурсов, что приводит к росту эффективности взаимодействия педагогов;

  • тесное, повседневное сотрудничество педагогов увеличивает эффективность образовательного процесса в районе;

Для системы образования Санкт-Петербурга

  • во-первых, данная образовательная среда является модульной, это обеспечивает возможность обмена модулями между образовательными учреждениями Санкт-Петербурга, а самое главное, возможность интегрирования данных модулей в собственные курсы;

  • увеличение количества связей между элементами системы приводит к увеличению синергетического эффекта от нее, это работает и в данном случае, т. к. увеличение интенсивности обмена образовательными ресурсами, совместной работы над образовательными процессами, проектами — есть ни что иное, как рост количества связи между элементами системы образования Санкт-Петербурга.


 

Возможные сложности при использовании продукта и пути их преодоления


 

Факторы риска

Пути преодоления

Работа в среде требует определенного уровня подготовки

Опыт ГБОУ СОШ №156 показал, что в первую очередь к работе в среде могут быть привлечены учителя информатики, которые со временем становятся инициативной группой и привлекают к работе в среде остальных учителей, ими же могут оказываться консультации, проводиться семинары для нуждающихся в этом педагогов.

На начальных этапах работа в обучающей среде является трудозатратной и времязатратной

Существуют несколько аспектов разрешения данной проблемы:

  • во-первых, с опытом затраты труда и времени снижаются;

  • во-вторых, модульный принцип системы позволяет включать модули, созданные другими пользователями средой в собственную структуру — в нашем случае, это курс;

  • в-третьих, педагоги, работающие по одной программе, могут создавать общие курсы, или же создавать метакурсы (то есть некие общие области, к которым могут допускаться участники других курсов); в данном случае включается механизм разделения труда, что приводит к снижению трудо- и время-затрат ещё большим, чем если бы педагог работал индивидуально и не в среде.

Работа в среде предполагает определенный уровень мотивации педагогов

Данная образовательная среда обладает той особенностью, что при работе в ней все обучающие активности, которые создаёт педагог, выстраиваются в единую, и — что очень важно — структурированную систему, называемую курсом, которая сохраняется к концу года, и к которой можно будет обращаться снова и снова. Это не разбросанные материалы где-то в просторах Интернета, а именно полноценный курс, или часть его, которая рано или поздно все равно перерастет в курс, если педагог продолжит работать в ней. В нашей же модели, предполагающей совместную работу педагогов, этот курс станет действительно полноценным и отвечающим представлениям о качестве не одного, а коллектива учителей. В дальнейшем работа с таким структурированным курсом упростит работу педагогов, автоматизирует многие рутинные процессы (такие, например, как проверка тестов, их анализ).

У педагога может быть уже довольно много наработок в других системах и средах, от которых он не хочет отказываться

Moodle является международным стандартом дистанционного образования. Это означает, что данная система совместима с огромным количеством различных форматов образовательного контента. Более того, Moodle открыт для интегрирования в него различных приложений, чтобы показать насколько широк их спектр, можно привести следующие примеры:

  • приложение, позволяющее проводить в системе вебинары;

  • приложение, позволяющее встроить в систему компилятор языков программирования;

  • приложение, позволяющее наряду с обычной оценкой учащихся, использовать дополнительную систему поощрений в виде бейджей (которые, например, используются в таких программах, как foursquare)

  • приложение, позволяющее работать в системе с мобильного телефона;

  • приложение, позволяющее работать с геометрическими объектами.

Таким образом, большая часть наработок, которые используются педагогами разрозненно, в различных средах, может быть встроена в систему, и доступна для пользования всех участников, работающих в данной среде.

Данная среда требует технической поддержки (администрирования)

Существуют фирмы, предлагающие свои услуги для администрирования таких систем за деньги. На самом деле, по опыту ГБОУ СОШ №156 можно судить, что администрирование вполне возможно осуществлять собственными силами учителей-инициаторов. Наша модель предполагает участие большого количества педагогов, основу которых, скорее всего, составят учителя информатики, как наиболее технически компетентные. Администрирование данной среды вполне им по силам.

Новый формат работы может быть непривычен учащимся

Опыт показал, что эта проблема является временной, с одной стороны, как любое новшество, такой формат работы сначала воспринимается «в штыки», с другой стороны учащиеся, являясь наиболее активными пользователями компьютерных технологий, очень легко и быстро осваивают новую компьютерную среду.


 

Приложение 1.

Аналоговый анализ продукта


 

Перечень образовательных сред, аналогичных среде, предлагаемой в нашей модели

Сопоставление аналогов с предлагаемой в нашей модели образовательной средой Moodle

Выводы

Сходства

Отличия

Google docs, Google forms

  • доступна через Интернет;

  • позволяет создавать тесты;

  • позволяет учащимся выкладывать свои работы в сеть, которые учитель может просмотреть;

  • доступна совместная работа над материалами.

  • не позволяет структурировать материалы в единый курс;

  • отсутствие модульного принципа (невозможно «по-кирпичикам» из заимствованных модулей создать собственный курс);

  • узкий инструментарий создания образовательных материалов и образовательных активностей;

  • отсутствие системы учетных записей и пользовательских политик;

  • не требуется администрирование;

  • не требуется хостинг.

Преимущества:

выгодным преимуществом Google docs и Google forms является отсутствие необходимости в хостинге и администрировании.


 

Недостатки:

Однако, в отличие от Moodle, эта среда позволяет лишь очень ограниченный образовательный инструментарий, что не позволяет вовсе, или делает чрезвычайно затруднительным использование данной среды совместно различными участниками образовательного процесса.

Edmodo

  • доступна через Интернет;

  • позволяет встраивать в себя различные приложения, расширяющие инструментарий данной среды;

  • система учетных записей, позволяющая сохранять динамику результатов группы и конкретных учащихся;

  • пользовательская политика, разделяющая пользователей на 3 категории: учитель, учащийся, родитель;

  • гибкая система оценивания, включающая в себя как сами оценки, так и систему дополнительных поощрений, бейджей;

  • широкие возможности для обратной связи.

  • не позволяет структурировать материалы в единый курс;

  • очень популярен, но в отличие от Moodle, не является стандартом дистанционного образования;

  • доступен только на 10 языках, в число которыз не входит русский;

  • представляет из себя образовательную социальную сеть — очень привычный и удобный для учащихся формат;

  • если в Moodle вы формируете курс, и приглашаете в него учащихся, то в Edmodo вы формируете группу учащихся (сообщество), и выкладываете для этого сообщества материалы;

  • не требуется администрирование;

  • не требуется хостинг.

Преимущества:

очень популярная образовательная социальная сеть (более 33 миллионов пользователей по всему миру), созданная специально для налаживания коммуникаций между различными участниками образовательного процесса. Являясь социальной сетью, Edmodo содержит в себе огромное количество сообществ по различным образовательным тематикам и аспектам. Эти сообщества открыты и доступны, что создает условия для налаживания коммуникаций между участниками образовательного процесса по всему миру.


 

Недостатки:

Во-первых, Edmodo недоступен на русском языке, что в Российских условиях делает эту среду практически бесполезной;

Во-вторых, если в Moodle образовательный процесс строится на основе курса, представляющего из себя структурированную обучающую систему, в процессе работы в которой и возникают коммуникации между участниками, то в Edmodo образовательный процесс строится на основе микросообщества, называемого группой. При таком подходе первичными являются коммуникации, которые не могут репродуцироваться (в отличие от курса) на новых участников образовательного процесса.

You have no rights to post comments

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»

ПРИГЛАШАЕМ!

Приглашаем педагогов со стажем работы по специальности от 25 лет в Клуб ветеранов педагогического труда!

Только для вас - специальные образовательные мероприятия, интересные встречи и многие другие события.

Звоните по телефону: (812) 956-67-42 или пишите на e-mail: editor@ext.spb.ru

Просим всех, расскажите о Клубе своим коллегам, которые уже не работают в школе!

Ваши АНОО «АНЭКС» и Экстернат.РФ