Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Лисина Екатерина Михайловна, педагог-психолог ГБОУ СКШ №7.

Наличие или отсутствие психологического комфорта на уроках оказывает влияние на состояние психики школьника, на его желание учиться, а в итоге – на его успеваемость.
Составляющие психологического комфорта на уроке: эмоциональность, интерес, мотивация, темп, завершённость действий, контакт, такт, творчество, активность…
Необходимо вызвать интерес у учащихся в начале урока к предстоящей работе.
Пример. Начать урок истории можно так: «Сегодня мы отправимся в путешествие вместе с Христофором Колумбом. Хотите путешествовать?».
Необходимо дифференцировать работу с учащимися различного уровня развития.
Выбор способа дифференциации определяется характером заданий, уровнем сформированности у детей навыков и умений, целям упражнения и т.д. В зависимости от этого разрабатываются дифференцированные задания для разных групп.
Главное - это продвижение учеников в развитии, усвоение ими знаний, умений навыков, психологической комфорт детей на уроке. Создавать условия для взаимодействия учащихся различных групп, привлечения их к оказанию помощи друг другу.
Важна оперативная обратная связь. Изменение состава групп.
Способы дифференциации учебных заданий: по уровню творчества, по уровню трудности, по объему.
Использование разных способов организации деятельности детей, при этом содержание заданий является единым, а работа дифференцируется (по степени самостоятельности учащихся, по степени и характеру помощи учащимся, по характеру учебных действий).
Дифференциация работы по степени и характеру помощи учащимся: Виды помощи:

  • Стимулирующая помощь
  • Направляющая помощь
  • Обучающая помощь

Также необходимо включать учащихся в познавательную деятельность на всех этапах урока.
Необходимо создавать для учащихся ситуацию успеха; уметь слушать и слышать учеников…
Чтобы достигнуть высокой эффективности урока, следует учитывать физиологические и психологические особенности детей, предусматривать такие виды работы, которые снимали бы усталость.
Существует множество видов методов и способов, снимающих усталость во время урока, активизирующих внимание
 
1.      Релаксация– это расслабление или снижение тонуса после напряженной умственной деятельности.
Цель проведения релаксации– снять напряжение, дать детям небольшой отдых, вызвать положительные эмоции, хорошее настроение, что ведет к улучшению усвоения материала.
Видами релаксации могут быть различного рода движения, игры, пение, заинтересованность чем-нибудь новым, необычным. Следует помнить о том, что при проведении релаксации не нужно ставить цель перед учениками запомнить языковой материал. Релаксация должна освобождать ученика от умственного напряжения
·         Разрядка с использованием различного вида движения
Учащиеся по команде учителя встают и выполняют простые движения (поднимают руки вверх, вниз, прыгают, топают, имитируют движения). Действия, совершаемые учащимися, могут при выполнении команд сопровождаться проговариванием.
·         Расслабление мышц плечевого пояса
Стряхиваем воду с пальцев
            Исходное положение - руки согнуты  в локтях ладонью вниз, кисти  свисают. Движением предплечья несколько раз сбрасываем кисти вниз.
            Перед упражнением полезно предложить детям крепко сжать кисти в кулак, чтобы яснее чувствовалась разница в напряженном и расслабленном состоянии мышц.
Поднимаем и опускаем плечи
•      Дети как можно выше поднимают плечи, затем свободно опускают их в нормальное положение (сбрасываем плечи вниз)
Мельница
Дети описывают руками большие круги, делая маховые движения вперед-вверх. После энергичного толчка руки и плечи освобождаются от всякого напряжения, свободно взлетают, описывают круг и пассивно падают. Движения выполняются несколько раз подряд в довольно быстром темпе.  
·         Расслабление и напряжение мышц корпуса
 Деревянные и тряпичные куклы
Движение помогают осознать напряженное и ненапряженное состояние мышц тела. Изображая деревянных кукол, дети напрягают мышцы ног, корпуса, слегка отведенных в сторону рук и делают резкий поворот всего тела, сохраняя неподвижными шею, руки, плечи. Ступни крепко и неподвижно стоят на полу. Подражая тряпичным куклам, они  снимают излишнее напряжение в плечах и корпусе, руки висят пассивно. В таком положении дети быстрым коротким толчком поворачивают тело то вправо, то  влево. При этом руки взлетают и обвиваются вокруг корпуса.
Игра «Дождь в лесу»
Дети встают – «превращаются» в деревья в лесу. Взрослый читает текст, дети выполняют действия.
    «В лесу светило солнышко, и все деревья потянули к нему свои веточки. Высоко–высоко тянули, чтобы каждый листочек согрелся (дети поднимаются на носки, высоко поднимают руки, перебирают пальцами). Но подул сильный ветер и стал раскачивать деревья в разные стороны. Но крепко держатся корнями деревья, устойчиво стоят и только раскачиваются (дети раскачиваются в стороны, напрягая мышцы ног). Ветер принес дождевые тучи, и деревья почувствовали первые нежные капли дождя (дети легкими движениями пальцев касаются спины стоящего впереди товарища). Дождик стучит все сильнее и сильнее (дети усиливают движения пальцами). Деревья стали жалеть друг друга, защищать от сильных ударов дождя своими ветками (дети  проводят ладошками по спинам товарищей). Но  вот вновь появилось солнышко. Деревья обрадовались, стряхнули с листьев лишние капли. Деревья почувствовали внутри себя свежесть, бодрость и радость жизни».
 
Волшебный сон
Реснички опускаются…             
Глазки закрываются…            
Мы спокойно отдыхаем…
Сном волшебным засыпаем…
Дышится легко… ровно… глубоко…
Наши руки отдыхают…
Отдыхают… Засыпают…
Шея не напряжена…
И расслаблена …
Губы чуть приоткрываются…
Всё чудесно расслабляется…
Дышится легко… ровно… глубоко…
(пауза)
Мы спокойно отдыхаем …
Сном волшебным засыпаем…
(громче, быстрее, энергичнее)
Хорошо нам отдыхать!
Но пора уже вставать!
Крепче кулачки сжимаем.
Их повыше поднимаем.
Потянулись!  Улыбнулись!
Всем открыть глаза и встать!
 
2.      Физкультминутки.
- Раз, два, три, четыре, пять!
Все умеем мы считать.
Отдыхать умеем тоже -
Руки за спину положим.
Голову поднимем выше
И легко-легко подышим.
  ***
Дятел долбит старый сук,
(Наклоны вперед.)
Тук-тук-тук, тук-тук-тук,
(Приседания, постукивания руками об пол.)
Гонит эхо дятла стук,
(И. п.: руки к плечам, вытянуть руки вперед, «отмахнуться».)
Туки-туки, туки-тук.
(Приседания, постукивание руками о пол.)
***
Жил на свете попугай.
Крылья шире расправляй.
(Руки в стороны, влево, вправо.)
Он любил летать всех выше,
Выше пальм, жирафов выше.
(Потянуться на носках, руки вверх.)
В гости к деткам прилетал,
Вместе с ними отдыхал,
(Делать приседания.)
Прыгал, кланялся, шалил,
(Наклоны головы или туловища вперед.)
С малышами говорил.
 
ФИЗМИНУТКИ  ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ МОЗГОВОГО КРОВООБРАЩЕНИЯ
Исходное положение (И.п.) - сидя на стуле.
 1-2-отвести голову назад и плавно наклонить назад, 3-4-голову наклонить вперед, плечи не поднимать.  Повторить 4-6 раз. Темп медленный
И. п. - сидя, руки на поясе .1-поворот головы направо,2-И. п.3-поворот головы налево, 4-И. п.. - Повторить 6-8 раз .Темп медленный. 
И.п. - стоя или сидя, руки на поясе.
1- махом левую руку занести через правое плечо, голову повернуть налево, 2-И.п., 
3-4 то же правой рукой. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.
Физкультминутки для активизации мыслительной деятельности, с применением точечного массажа.
Более тысячи биологически активных точек на ухе известно в настоящее время, поэтому, массируя их, можно апосредовательно воздействовать на весь организм. Нужно стараться так помассировать ушные раковины, чтобы уши « горели».
Рекомендуемые упражнения:
1. Потягивание за мочки сверху вниз;
2. Потягивание ушной раковины вверх;
3. Потягивание ушной раковины к наружи;
4. Круговые движения ушной раковины по часовой стрелке и против.

Чтобы задать рабочий настрой на целый учебный день, можно провести точечный массаж биологически активных точек лица и головы, чтобы окончательно «разбудить» детей.
При массаже активизируется кровообращение в кончиках пальчиков, чтобы предотвратить застой крови не только в руках, но и во всем теле, так как кончики пальцев непосредственно связаны с мозгом.

Рекомендуемые упражнения:
1. Точка на лбу между бровями («третий глаз»);
2. Парные точки по краям крыльев носа (помогает восстановить обаяние);
3. Точка посередине верхнего края подбородка;
4. Парные точки в височных ямках;
5. Три точки на затылке в углублениях;
6. Парные точки в области козелка уха.

 
3.      Гимнастика для глаз служит профилактикой нарушения зрения, и благоприятна при неврозах, гипертонии, повышенном внутричерепном давлении.
Рекомендуемые упражнения:
1. Вертикальные движения глаз вверх-вниз;
2. Горизонтальные вправо-влево;
3. Вращение глазами по часовой стрелке и против;
4. Закрыть глаза и представить по очереди цвета радуги как можно отчетливее;
5. На доске до начала урока начертить какую-либо кривую (спираль, окружность, ломанную). Предлагается глазами « нарисовать» эти фигуры несколько раз в одном, а затем в другом направлении.


 
Профилактика зрительного утомления и близорукости
Ах, как долго мы писали,
Глазки у ребят устали.
(поморгать глазами)
Посмотрите все в окно,
(посмотреть влево - вправо)
Ах, как солнце высоко.
(посмотреть вверх)
Мы глаза сейчас закроем,
(закрыть глаза ладошками)
В классе радугу построим,
Вверх по радуге пойдем,
Вправо, влево повернем,
(посмотреть по дуге вверх – вправо и вверх - влево)
А потом скатимся вниз,
( посмотреть вниз)
Жмурься сильно, но держись.
(зажмурить глаза, открыть и поморгать ими). 
 
Игра «Буратино»
Буратино своим длинным любопытным носом рисует. Все движения сопровождаются движением глаз.
•      «Солнышко» - мягкие движения носом по кругу.
•      «Морковка» - повороты головы вправо-влево, носом рисуем морковку.
•      «Дерево» - наклоны вперед-назад, носом рисуем дерево.
 
4.      Пальчиковая игра на уроках
ПАУЧОК
Руки скрещены. Пальцы каждой руки "бегут" по предплечью, а затем по плечу другой руки.
Паучок ходил по ветке,
А за ним ходили детки.
Дождик с неба вдруг полил,
Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение (дождик).
Паучков на землю смыл.
Хлопок ладонями по столу/коленям.
Солнце стало пригревать,
Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качаем руками (солнышко светит)
Паучок ползёт опять,
Действия аналогичны первоначальным
А за ним ползут все детки,
Чтобы погулять на ветке.
"Паучки" ползают по голове.
 
·         ПЧЁЛКИ
Одна из рук стоит на столе, опираясь на локоть, пальцы растопырены (ёлка) На второй руке пальцы смыкаются в кольцо (улей). "Улей" прижат к "ёлке".
Домик маленький на ёлке,
Дом для пчёл, а где же пчёлки?

Заглядываем в "улей".
Надо в дом постучать,
Сжимаем кулачки, стучим ими друг о друга.
Раз, два, три, четыре, пять.
Я стучу, стучу по ёлке,
Где же, Где же эти пчёлки?

Стучим кулаками друг о друга, чередуя руки
Стали вдруг вылетать:
Разводим руками, растопыриваем пальцы и шевелим ими (пчёлки летают)
Раз,  два, три, четыре, пять!

 
5.      Рефлексия.
- этообращение назад, размышление о своём внутреннем.
Использование рефлексии является важной составляющей современных образовательных технологий. Каждый педагог ежедневно сталкивается с психологическим понятием рефлексии. Закончился урок и самый популярный вопрос: Понравилось ли вам? Для того, чтобы узнать, как прошёл урок, с каким настроением вышел ребёнок, что узнал нового, что запомнил? Здесь задача педагога – узнать мнение каждого ребёнка. Рефлексия собственных ценностей и ожиданий, рефлексия способа действий и его следствий – очень важный момент при обучении приёмам эффективной деятельности (мыслительной, совместной в группе).
Рефлексия предполагает ретроспективную оценку в 2х аспектах: эмоциональном (понравилось – не понравилось, было хорошо – плохо, почему) и смысловом (почему это важно, зачем мы это делали). Как это может помочь в жизни, зачем это нужно?
(из бесед с учащимися, было выявлено, что многие не хотят посещать уроки, потому что не знают для чего нужны многие предметы в школе, как и для чего они им пригодятся в дальнейшем. Здесь задача педагога заинтересовать детей в своём предмете, замотивировать их,  чтобы дети имели представление о предметах шк.программы, о конкретных уроках).
На каждом этапе какой-либо деятельности происходит рефлексия: педагог и ученик обсуждают, зачем это делается, что получается, что нет. В результате у ребёнка складывается новый опыт осознанных и ответственных действий по отношению к своим проблемам. Научившись понимать и принимать себя, дети учатся понимать и принимать других, а это тоже имеет огромное значение для правильно построенного учебного процесса.
 
6.      Психогимнастика.
Направлена на приобретение навыков в саморасслаблении, что позволяет преодолеть барьеры в общении, лучше понять себя и других, снимает психическое напряжение, даёт возможность самовыражения. Занятия по психогимнастике строятся по определённой схеме и состоят из 4 фаз.
1)      Мимические и пантомимические этюды.
2)      Этюды и игры на выражение отдельных качеств характера и эмоций.
3)      Этюды и игры, имеющие психотерапевтическую направленность на определённого ребёнка или группу в целом.
4)      Психомышечная тренировка.
Цель: снятие психоэмоционального напряжения, внушение желательного настроения, поведения, черт характера.
Например: мышцы напрягаются и расслабляются в определённой последовательности: мышцы ног, туловища, рук, шеи, лица).  Нельзя переходить к следующей группе мышц, пока предыдущая не станет «послушной».
 
7.      ГИМНАСТИКА МОЗГА”.
Основана на понимании взаимосвязи физического развития, языкового становления и учебных достижений личности. Предлагаемые приёмы и упражнения снимают учебный стресс, оживляют механизмы природной интеграции функций левого и правого полушарий мозга, поддерживают работу базовых навыков учения (видения, слышания, запоминания…), обеспечивая тем самым лёгкий и радостный переход к сложным, произвольно формируемым учебным навыкам чтения, письма, слушания, запоминания…
Гимнастика мозга представляет собой простые движения и упражнения, они помогают обучающимся любого возраста раскрывать те возможности, которые заложены в нашем теле. Несколько минут занятий дают высокую умственную энергию. С помощью гимнастики мозга у них появится энергия к учебе.
Предлагаются четыре типа упражнений в инструктивном изложении, т.е. так, как должны произносить инструкцию взрослые при индивидуальных или групповых занятиях с детьми.
1. Движения, пересекающие среднюю линию тела.
Эти упражнения помогают использовать оба полушария гармонично и делать их “перекрестную” работу лучше.
ü  Упражнение “Ленивые восьмерки”.
Возьмите в правую руку карандаш и начертите на бумаге восьмерку (знак бесконечности), теперь — левой. А теперь правой и левой одновременно.
А теперь начертите восьмерки в воздухе, поочередно каждой рукой и обеими  одновременно.

 
2. Упражнения, растягивающие мышцы тела, помогают удерживать вертикальную позу и не сутулиться, освобождают от напряжения, которое возникает при длительном сидении и чтении.
ü  Упражнение “Сова”.
Схватите и плотно сожмите мышцы правого плеча левой рукой. Поверните голову и посмотрите назад через плечо. Вдохните глубоко и разверните плечи. Посмотрите через левое плечо и распрямите плечи. Опустите подбородок на грудь и глубоко вдохните, расслабляя мышцы. Повторите то же самое, схватив левое плечо правой рукой.
3. Упражнения, повышающие энергию тела, помогают подключать биллионы нервных тончайших клеток, называемых нейронами, к различным системам тела.
ü  «Крюки». Поза, углубляющая позитивное отношение, поднимает настроение.
Сядьте удобно. Положите левую лодыжку поверх правой. Перекрестите руки на груди — левая поверх правой, схватите их в замок, переплетая пальцы между собой, и положите их на груди. Посидите в этой позе минуту, делая глубокие вдохи, закрыв глаза и прижав язык к твердому небу.
Разъедините ноги, сомкните кончики пальцев между собой и дышите глубоко в течение другой минуты.
 
Вышеописанные упражнения могут быть использованы целенаправленно для развития и тренинга следующих навыков и способностей:
— активное слушание, т. е. слушание, включающее внутреннюю и внешнюю обратную связь;
— понимающее чтение, т.е. чтение сосредоточенное, требующее восприятия и переработки языковой информации;
— письмо, правописание;
— математика, т. е. способность работать с многомерными и многонаправленными системами;
— навыки выполнения домашних заданий, т. е. интерпретация внутренней речи, образов, относящихся к мышлению;
— выполнение контрольных работ, т. е. способность выпустить из себя творчество в ответственный момент;
— быстрое чтение, т. е. способность быстро просматривать и бегло читать ;
— навыки самосознания. Образ  “Я”. Способность сохранить самонаправленность в любых ситуациях;
—координация целостного движения тела для спорта и игры. Связь мозга и тела в принятии решений относительно движения.
Упражнения гимнастики мозга дают возможность задействовать те участки мозга, которые раньше не участвовали в учении, и решить проблему неуспешности.
 
Урок осуществляется в условиях комфортности:
Санитарно-гигиенических:
•      Свежий воздух, соответствующее освещение, подходящие по росту парты, расположение слабовидящих учащихся в соответствии с рекомендациями медико-санитарной службы, а также по желанию детей и родителей.
•      Комфортный для человека уровень шума-10 дБ. Обычный разговор «в спокойных тонах»-это 40 дБ. 70 дБ-это предельно допустимое давление звука, которое не оказывает на организм человека вредного воздействия.
•      Использование видеоэкранных средств обучения с учетом гигиенических правил.
Психологических:
•      Создание эмоционально положительного фона в обучении, общении.
•      Учет психического и физического здоровья ребенка; психологических особенностей класса.
•      Стимулирование мотивации на успешность в обучении, оказание поддержки и помощи ребенку в учебе.
•      Использование чередования интенсивности в обучении и релаксации.
Здоровьесберегающие компоненты на уроке:
•      Плотность урока: количество времени, затраченного на учебную деятельность не менее 60%, но не более-80%;
•      Темп завершения урока: спокойный, учащийся должен иметь возможность задать учителю вопросы;
•      Учитель комментирует домашнее задание: объем, «риски». «опасные места», наличие выбора;
Система оценивания. Внимание! Стрессогенная ситуация.
Главная функция отметки - стимулирующая, способствующая формированию положительной учебной мотивации. Следует помнить, однако, что отрицательная отметка («2») стимулирует учебную деятельность ученика только в том случае, если у него сформирована значимость успеха в учении и если он обладает сильной нервной системой. Учащихся со слабой нервной системой отрицательная отметка не стимулирует, а наоборот дезорганизует. Выставляя «2», если это необходимо, следует смягчить действие нежелательной отметки, выразить уверенность, что ученик способен ее исправить.
Три варианта оценивания:
•            1.  Ученик (самооценка)
•            2. Ученик-ученик (взаимооценка)
•            3. Ученик-учитель (корректирующая оценка и договор на  окончательную оценку)
 
 
У каждого учителя свои приемы создания атмосферы урока: стиль общения с учениками, приемы выражения требовательности и доброжелательности, приемы включения детей в учебную работу, активизации; приемы, обеспечивающие снятие напряжения во время урока (эмоциональные паузы, физкультминутки, использование музыки). Во многом зависят эти приемы от возрастных особенностей детей, от специфики класса. Например, можно использовать элементы игры, соревнования, опираться на богатство образного мышления, воображения, ожидание чего-то необычного, загадочного.
 
Литература:
1.      Свешникова Л.В. Рефлексивные техники эмоционального состояния детей.  2010.
2.      Алябьева Е.А. Психогимнастика в начальной школе: Методические материалы в помощь психологам и педагогам. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
3.      Чистякова М.И. Психогимнастика.
4.      Г. Барднер, И. Ромазан, Т. Чередникова. «Я хочу!» Психологическое сопровождение естественного развития маленьких детей».
5.      Пол И. Деннисон и Гейл И. Деннисон. Гимнастика мозга. 1998.
6.       Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребёнком. Как? 2008.
7.      Гиппенрейтер Ю.Б. Продолжаем общаться с ребёнком. Так? 2008.
8.      Соколова Ю. Игры с пальчиками. 2005.
9.      К. Фопель. Энергия паузы. Психологические игры и упражнения. 2005.
10.   Р.  Дрейкурс, В. Золц.  Манифест счастливого детства: Основные идеи разумного воспитания. 2011.
 
 

You have no rights to post comments

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»

ПРИГЛАШАЕМ!

Приглашаем педагогов со стажем работы по специальности от 25 лет в Клуб ветеранов педагогического труда!

Только для вас - специальные образовательные мероприятия, интересные встречи и многие другие события.

Звоните по телефону: (812) 956-67-42 или пишите на e-mail: editor@ext.spb.ru

Просим всех, расскажите о Клубе своим коллегам, которые уже не работают в школе!

Ваши АНОО «АНЭКС» и Экстернат.РФ