Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Организация работы с детьми, с нарушениями
опорно-двигательного аппарата и умственной отсталостью

 
Мария Анатольевна Афонова
Педагог начальных классов ГБОУ Школа № 561
Калининского района Санкт-Петербурга

Содержание коррекционно-педагогической работы: целенаправленное развитие познавательной деятельности; коррекция нарушений познавательной деятельности; коррекция высших корковых функций; воспитание нормативных форм поведения и деятельности. Задачи подготовительного класса: выявление состояния интеллекта; подготовка к дальнейшему обучению в школе по адаптированной программе (массовой или специальной).
Коррекционная работа с данной категорией детей не ограничивается лишь развитием моторики. В системе коррекционно-воспитательной работы предусматриваются специальные средства развития зрительного восприятия, фонематического анализа, словарного запаса, восприятия и понимания речи, основных умственных действий и операций, формирование пространственных и временных представлений и ориентировок. Важную роль играет логопедическая работа по коррекции произношения и развитию связной речи. Проводится также многоплановая специальная лечебно-коррекционная работа, направленная на развитие двигательной сферы детей, – занятия лечебной физкультурой, специальные подвижные игры, ортопедическая помощь, массаж и пр.
  Трудовое воспитание осуществляется в процессе повседневной жизни и на специальных занятиях по трудотерапии.
Профориентация проводится в течение всего образовательного процесса. Цель профориентации: подготовка к будущей профессии в соответствии с психофизиологическими возможностями, интересами воспитанников. Детей обучают делопроизводству, машинописи, фотоделу и другим специальностям. Для лиц с нарушениями ОДА предусмотрены: профессиональное образование, льготное поступление в профессионально-технические училища, техникумы, высшие учебные заведения. Функционирует сеть специализированных профтехучилищ Министерства здравоохранения и социального развития РФ. Проводится экспертиза трудоспособности. При трудоустройстве инвалидов сотрудники учреждений социальной опеки строго следуют рекомендациям врачебно-трудовой экспертной комиссии (ВТЭК). Лица с нарушениями ОДА имеют возможность (при сохранном интеллекте) овладеть профессиями: программиста; экономиста; бухгалтера; библиотекаря; переводчика и др.
    Надомное образование детей с тяжелыми нарушениями опорно-двигательного аппарата имеет мне недостатков: сокращенная общеобразовательная программа, нерегулярность домашних уроков, изоляция ученика от общества сверстников, отсутствие возможности профориентации.
   Специальными медико-психологическими исследованиями установлено, что дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата, по сравнению с их нормально развивающимися сверстниками, во много раз чаще имеют физическую ослабленность, склонность к простудным и инфекционным заболеваниям, желудочно-кишечным расстройствам, аллергическим реакциям и др. Для них характерны различные проявления общедвигательной недостаточности, нарушения осанки, тонких дифференцированных движений рук, вестибулярные нарушения. Особенно выражены эти нарушения у детей с ДЦП. Это определяет необходимость проведения комплекса лечебно-оздоровительных мероприятий: ЛФК, лечебного массажа, физиотерапии, водолечения и др. Эти мероприятия являются одним из важнейших направлений коррекционной и лечебной работы в специальных школах и коррекционных группах для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в ДОУ.
 Современная коррекционная концепция нормализации жизнедеятельности детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата включает комплексные программы развития личности, основанные на полноценном восстановлении мышц; программы обучения и воспитания, социальной реабилитации.
Психолого-педагогические проблемы коррекционного обучения детей с детским церебральным параличом обусловлены не только тяжестью двигательного дефекта, но и своеобразными особенностя­ми их умственного и эмоционально-волевого развития. Исходя из этого, своевременное оказание психолого-педагогической помощи детям с ДЦП является одним из важнейших звеньев всей системы их реабилитации и социальной адаптации.
Правильно подобранные методы психолого-педагогической помощи с учетом индиви­дуально–психологических особенностей детей оказывают поло­жительное влияние на динамику их интеллектуального и личностного развития.
   Психолого-педагогическая помощь детям и подро­сткам с церебральным параличом предполагает сложную систему реабили­тационных воздействий, направленных на повышение социальной активности, развитие самостоятельности, укрепление социальной позиции пациента, формирование системы личностных установок и навыков социальной ориентации, развитие интеллектуальных процессов, которые соответствуют психическим и физическим возможнос­тям ребенка.
Важное значение имеет решение «сопутствующих» задач коррекционной работы: устранение вторичных личностных реакций на физический дефект, на длитель­ное пребывание в стационаре, на хирургическое лечение.
 Эффективность психологической помощи детям с церебраль­ным параличом в значительной степени зависит от качественной психолого-педагогической диагностики.
Процесс психологической диагностики детей с ДЦП включает следующие основные направления: психологическая диагностика развития моторных функций, сенсорных функций, мнемических, интеллектуальных процессов, а также диагностика особенностей мотивационно-потребностной сферы и индивидуально-личностных особенностей.
Клинико-психологическое обследование детей с ДЦП являет­ся весьма сложным. Это обусловлено тяжелой двигательной патологией, а также наличием у большинства детей вторичных или сопутствующих – интеллектуаль­ных, речевых и сенсорных – нарушений. Обследование детей с ДЦП должно быть направлено на качественный анализ полученных данных. Предъявляемые ребенку задания должны быть не толь­ко адекватны его хронологическому возрасту, но и уровню его сен­сорного, моторного и интеллектуального развития. Сам процесс обследования необходимо проводить в форме игровой деятельнос­ти, доступной ребенку. Особое внимание следует обратить на дви­гательные возможности ребенка с ДЦП. Учет физических возмож­ностей больного имеет важное значение при психологическом обследовании. Так, при полной обездвиженности ребенка необходимо укладывать в удобное для него положение, в котором достигается максимальное мышечное расслабление.
Дидактический материал, используемый при обследовании, не­обходимо располагать «в поле зрения» ребенка. Обследование рекоменду­ется проводить в манеже, на ковре или в специальном кресле. При выраженном мышечном напряжении ребенку придают так на­зываемую «эмбриональную позу» (голову ребенка пригибают к гру­ди, ноги сгибают в коленных суставах и приводят к животу, руки сгибают в локтевых суставах и скрещивают на груди). Затем про­изводят несколько «качательных» движений по продольной оси тела. После этого тонус мышц значительно уменьшается, и ребенок ук­ладывается на спину. При помощи специальных приспособлений (валиков, мешков с песком, резиновых кругов, поясов и т.д.) ре­бенок фиксируется в этом положении. Приспособле­ния для фиксации позы особенно важны при обследовании ребен­ка с гиперкинезами (применяются специальные пояса, манжеты, марлевые кольца, шлемы и др.). При выраженности непро­извольных насильственных движений – гиперкинезов, которые мешают захвату предмета, игрушки, перед началом обследования рекомендуется про­вести специальные упражнения, способствующие уменьшению ги­перкинезов. Например, перекрестные движе­ния с одновременным сгибанием одной ноги и разгибанием и приведением к этой ноге противоположной руки.
При оценке двигательных возможностей ребенка для развития его познавательной деятельности необходимо учитывать состояние моторики не только в момент обследования; важно учитывать возраст, когда ребенком стал овладевать теми или иными двигатель­ными навыками (когда начал держать голову, впервые взял в руки игрушку, начал самостоятельно передвигаться). Вторым важным моментом в исследовании двигательных функций у детей с цереб­ральными параличами является оценка их «функциональной при­способляемости» к имеющемуся нарушению развития. У детей с сохран­ным интеллектом она достаточно развита, т. е. ребенок, несмотря на тяжелый гипертонус, пытается схватить предмет и приспосабли­вается его удерживать; рассматривать, удерживая предмет в кулаке или между средним и безымянным пальцами.
Важное значение при оценке двигательной сферы детей с ДЦП имеет уровневый подход с учетом особенностей клинико-патофизиологической структуры дефектов развития моторной сферы, обусловленных недостаточностью различных отделов нервной системы. Например, при недостаточности подкоркового уровня организации движений наблюдаются нарушения тонуса, ритмичности, выработки первичных автоматизмов и выразитель­ных движений. При поражении кортикального уровня страдают сила, точность движений, формирование предметных действий.
 Другое важное направление в психологической диагностике психофизического состояния детей с ДЦП – оценка состояния сенсорно-перцептивных функций.
У многих детей, страдающих церебральным параличом, отме­чаются сенсорные нарушения, которые проявляются в недоста­точности зрительного и слухового восприятия, в недостаточнос­ти перцептивных действий.
В отечественной психологии под перцептивными действиями понимают восприятие, направленное на создание образа предмета. Основное свойство перцептивного образа − его предметность, фор­мируется при соотнесении ребенком получаемой им сенсорной ин­формации с действительными качествами воспринимаемого объек­та, для обнаружения которых недостаточно одного созерцания, а требуется практическое взаимодействие с объектом (Ж. Пиаже, 1932).
Опыт работы ведущих специалистов в данной области коррекционной педагогики (О.Г. Приходько, И.И. Мамайчук, И.Ю. Левченко и др.) показал, что психорегу лирующая тренировка способствует повышению устойчивости детей к экстремаль­ным ситуациям, улучшению концентрации внимания, уменьше­нию эмоционального напряжения. При систематических занятиях у детей нормализуются тормозные процессы, что дает возможность ребенку управлять своим эмоциональным состоянием, подавлять вспышки раздражения и гнева.

Особенно целесообразно использовать психорегулирующие тренировки с детьми, у которых эмоциональные проблемы проявляются в основном в сфере межличностных конфликтов.
Кроме психорегулирующих тренировок для коррекции эмо­ционального напряжения у детей с двигательными нарушениями целесообразно использовать так называемые «психомышечные тренировки».
Память детей с ДЦП отличается недостаточностью объема за­поминания, трудностями приема, хранения и воспроизведения информации. У детей с ДЦП в сочетании с психическим недораз­витием наблюдаются существенное недоразвитие опосредованно­го запоминания, что обусловлено трудностями смысловой орга­низации запоминаемого материала.
В связи с этим важными направлениями психокоррекционной работы являются:
  • Увеличение объема памяти в зрительной, слуховой и ося­зательной модальностях.
  • Развитие приемов ассоциативного и опосредованного запо­минания предметов в процессе игровой и учебной деятельности.
Недоразвитие мышления является ядерным признаком у детей с ДЦП в сочетании с психическим недоразвитием. Их мышление отличается кон­кретностью, невозмож- юностью образования понятий, трудностями пе­реноса и обобщения. Развитие мышления непосредственно связано с развитием деятельности и восприятия. Важным направ­лением психолого-педагогической коррекции является развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления. В связи с этим коррекционная работа должна предусматривать решение следующих задач:
  • Обучение детей многообразным предметно-практическим манипуляциям с предметами различной формы, величины, цвета.
  • Обучение использованию вспомогательных предметов (орудийные действия).
  • Формирование наглядно-образного мышления в процессе конструктивной и изобразительной деятельности.
Важным принципом психологической коррекции детей с ДЦП и психическим недоразвитием является деятельностный подход. Сам процесс психо­коррекции должен проходить в процессе того вида деятельности, ко­торый доступен ребенку с недоразвитием познавательных процессов. Если у ребенка не сформирована игровая деятельность, то психокоррекционную работу необходимо проводить в контексте предметно-практической деятель­ности. Вторым важным принципом является комплексный подход к психолого-педагогической коррекции нарушений развития. Соблюдение этого принципа требует тесного кон­такта психолога с педагогом-дефектологом, логопедом, воспитателем и родителями. Третьим наиболее важным принципом является иерар­хический принцип коррекции. Психолог и педагог в процессе коррекционной работы дол­жны ориентироваться не только на уровень актуального развития ре­бенка, но и на его потенциальные возможности (зона ближайшего и последующего развития).
В систему коррекционных занятий с дошкольниками с ДЦП входит обязательное обучение детей конструированию и ри­сованию, которые являются основными видами продуктивной де­ятельности в дошкольном детстве. Занятия рекомендуется прово­дить с детьми, начиная с четырехлетнего возраста, а если у ребенка наблюдается сопутствующее интеллектуальное недоразвитие (по типу задержки психического развития), то занятия можно начинать с шести-семилетнего возраста, в зависимости от уровня его умственного развития.
Рассмотрим это на примере формирования конструкционной деятельности дошкольников с ДЦП.
Конструктивная деятельность дошкольника является сложным процессом, который успешно формируется и совершенствуется в данном возрастном периоде. Обучение конструированию способ­ствует умственному развитию ребенка, развивает его способность к дифференцированному анализу предмета, точному разделению целого на отдельные составные элементы, формиру­ет глазомер у ребенка и положительно сказывается на произволь­ной регуляции процессов внимания и памяти.
В конструктивной деятельности детей дошкольного возраста можно выделить такие ее основные формы, как конструирование по образцу, конструирование на заданную тему свободное конструирование.
При конструировании по образцу детям предлагают построй­ку и указывают на способы ее воспроизведения. Конструирование на заданную тему заключается в том, что ре­бенку указывается лишь общая тема, обычно усвоенная им рань­ше, например: постройка мостов, домов и т. д. При свободном конструировании каждый ребенок сам решает, что он будет делать. Здесь открываются возможности для развития воображения и творчества де­тей, воплощения их собственного замысла в практическую дейст­вительность.
Кроме общепринятых методов, в дошкольной педагогике по­лучил широкое распространение особый вариант − конструиро­вание по моделям. Этот метод обучения является наиболее эффективным сред­ством умственного развития ребенка. В данном методе модель вы­ступает для ребенка в качестве образца, структуру которого ребе­нок не видит (модель оклеена плотной бумагой или картоном) и он должен подобрать детали и расположить их соответственно конструкции образца. Такой способ конструирования требует от ребенка «мысленного обследования» образцов-моделей и их сенсорно-мануального обследования с включением не только зрительного, но и осяза­тельного восприятия. Обучение дошкольников с ДЦП рекомендуется начинать с кон­струирования по наглядным образцам и только после этого этапа работы переходить к конструированию по моделям.
Рекомендуемая литература:
  1. Архипова Е. Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом. – М., 1989.
  2. Ипполитова М. В., Бабенкова Р. Д., Мастюкова Е.М. Воспитание детей с церебральным параличом в семье. – М., 1993.
  3. Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании. Хрестоматия по курсу «Коррекционная педагогика и специальная психология» / Сост. Н.Д.Соколова, Л.В. Калинникова. – М., 2001. – Раздел V. – Гл.4.
  4. Дети с отклонениями в развитии / Авт.-сост. Н.Д.Шматко. – М., 2001.
  5. Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата – М., 2001.
  6. Мамайчук И.И. Лечебно-педагогическая помощь дошкольникам с детским
церебральным параличом. Методические рекомендации. – Л., 1989.
  1. Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. – СПб., 2006.
 От Автора Редактору: очень буду признательна, если Вы рассмотрите и одобрите данную работу в САМОЕ ближайшее время!)))) (ибо у меня подтверждение квалификации намечено на 18.04.2018).
Буду ОЧЕНЬ БЛАГОДАРНА ВАМ!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

You have no rights to post comments

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»

ПРИГЛАШАЕМ!

Приглашаем педагогов со стажем работы по специальности от 25 лет в Клуб ветеранов педагогического труда!

Только для вас - специальные образовательные мероприятия, интересные встречи и многие другие события.

Звоните по телефону: (812) 956-67-42 или пишите на e-mail: editor@ext.spb.ru

Просим всех, расскажите о Клубе своим коллегам, которые уже не работают в школе!

Ваши АНОО «АНЭКС» и Экстернат.РФ