Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг:  0 / 5

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Физическафя готовность детей к обучению в школе

Коротаева Ирина Александровна,
ГБОУ СОШ №134
имен Сергея Дудко
Красногвардейского района Санкт-Петербурга

Процесс перехода ребенка из детского сада в школу является доста­точно трудным этапом в его жизни, нередко требующим напряжения всех физиологических систем организма, эмоционально-волевой сферы. Для то­го, чтобы этот период был для ребенка как можно менее болезненным (легкая адаптация), его нужно готовить к поступлению в школу заблаго­временно. Важно, чтобы к этому моменту ребенок обладал не только опре­деленной суммой знаний и умений, но и хорошим физическим и психиче­ским здоровьем, был развит соответственно возрасту по всем показателям (Т.А. Котова, А.Ю. Аношкин, 2004).
Поступление ребенка в школу связано с процессом адаптации, ведь это серьезный шаг в жизни ребенка, можно сказать переломный. У ребенок в этот период происходит смена ведущей деятельности, из сюжетно - ро­левой игры он переходит к учебной. От того, как сложится начальное обу­чение в школе, зависит последующая успеваемость обучения в школе, его отношение к школе, отношения в семье и дальнейшее благополучие во взрослой жизни. Если школьник плохо учиться, это отрицательно сказы­вается на отношениях со сверстниками или в семьей.
Многие родители полагают, что готовность к школе заключается только в умственной готовности, поэтому они уделяют максимум времени на развитие памяти, внимания и мышления ребенка. Далеко не все предполагают формирования необходимых качеств, для обучения в школе. Но для успеха ребенка в школе, важна не только его умственная, но так же и физическая готовность.
Физическая готовность ребенка к школе - это такой уровень развития всех систем организма, при котором ежедневные учебные нагрузки не вре­дят ребенку, не вызывают у него чрезмерного напряжения и переутомле­ния. Можно назвать это «запасом прочности» организма, адаптивным ре­сурсом, который позволяет ребенку даже при значительном увеличении нагрузок чувствовать себя хорошо.
Меняющийся уклад жизни, нарушение старых привычек, возраста­ние умственных нагрузок, установление новых взаимоотношений с учите­лем и сверстниками - факторы значительного напряжения нервной систе­мы и других функциональных систем детского организма, что сказывается на здоровье ребенка в целом. Не случайно на первом году обучения в шко­ле у многих детей возрастает заболеваемость. Некоторые дети не адапти­руются к школьному режиму даже в течение всего года, что свидетельст­вует о недостаточном внимании к их физическому состоянию в предшест­вующий дошкольный период жизни.
Поэтому, если целенаправленно не проводить работу по формирова­нию физической готовности детей к обучению в школе, то это приведет только к еще большему ухудшению состояния здоровья детей, снижению их функциональных возможностей и, как следствие, - к обострению про­блемы «школьной зрелости».
Физическая готовность традиционно отслеживается медицинскими работниками. Именно отслеживается, а не формируется. Поэтому исследо­ватели этой проблемы (С.О. Филиппова, 1999; И.К. Спирина, 2000; В.А. Якименко, 2007 и др.) акцентируют внимание на том, что ответственность за сформированность или несформированность физической готовности к школе лежит на родителях каждого дошкольника и на педагогах дошколь­ных учреждений.
К моменту поступления в школу у ребенка должна быть развита спо­собность переносить статические нагрузки, сформулировано умение само­стоятельно и творчески использовать накопленный арсенал двигательных средств. Двигательная деятельность должна стать естественной потребно­стью практически каждого ребенка независимо от уровня его индивиду­альной двигательной активности. У ребенка должен быть сформирован ин­терес к занятиям физическими упражнениями, желание участвовать в иг­рах, проявлять активность на занятиях.
Основой физической готовности детей к школе является высокий уровень их физической подготовленности. В этой связи, анализировались результаты тестирования развития физических качеств детей старшего дошкольного возраста: челночный бег (6 х 5м), подьем туловища из поло­жения лежа на спине в сед (за 30 с), прыжок в длину с места. Оценка ре­зультатов проводилась на основе рекомендаций по балльной оценке ре­зультатов тестирования, представленных в работе Н.Л. Петренкиной (2004).
Исследование проводилось в 2014-2015 уч. году. В нем участвовало 24 дошкольника. Полученные результаты были разделили нами на 3 уров­ня: высокий (13-15 баллов), средний (9-12 баллов) и низкий (6-8 баллов).
Анализ результатов показал следующее. Ни у кого из обследованных детей не было выявлено низкого уровня развития физических качеств. Это свидетельствует о том, что педагоги дошкольного учреждения уделяют внимание физическому развитию ребенка, проверяют прирост физических качеств на протяжении обучения в дошкольном учреждении. Высокий уровень показали 25% детей. Эти дети чаще остальных посещали дошкольное учреждений. Средний уровень, соответственно, был зафиксирован у 75% детей.
К сожалению, сегодня наблюдается различное отношение к физиче­ской и интеллектуальной готовности к школе у учителей, обучающих пер­воклассников и родителей. Родители ориентируются в первую очередь на требования школы к выпускнику из дошкольного учреждения. И если при поступлении в школу физическая готовность никак не оценивается, а со­стояние здоровья не принимается во внимание, то и на дошкольном этапе не только для воспитателей, но и для родителей эти аспекты отходят на второй план.
                               Литература

  1. Котова Т.А. , Аношкин А.Ю. Сохранение и укрепление здоровья ребенка в дошкольном учреждении и начальной школе. // Социально- педагогическая деятельность по защите дошкольного детства: сб. науч. статей. — Балашов: Николаев, 2004. - 112 с.
  2. Петренкина H.JJ. Определение физической подготовленности де­тей старшего дошкольного возраста: автореф. дис. ... канд. пед. наук. — СПб, 2004. - 22 с.
  3. Спирина И.К. Методика формирования физической готовности детей дошкольного возраста к обучению в школе: дис.... канд. пед. наук.— Волгоград, 2000. - 197 с.
  4. Филиппова С.О. О проблемах физического совершенствования детей в дошкольных учреждениях // Дошкольное воспитание. - 1999. - №4. - С. 34-36.

5.Якименко В.А. Педагогические условия формирования физиче­ской готовности старших дошкольников к обучению в школе: автореф. дис. канд. пед. наук. — Калининград, 2007. - 18 с.
 

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

ПРИГЛАШАЕМ!

Приглашаем педагогов со стажем работы по специальности от 25 лет в Клуб ветеранов педагогического труда!

Только для вас - специальные образовательные мероприятия, интересные встречи и многие другие события.

Звоните по телефону: (812) 956-67-42 или пишите на e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Просим всех, расскажите о Клубе своим коллегам, которые уже не работают в школе!

Ваши АНОО «АНЭКС» и Экстернат.РФ

Авторизация

Перевод сайта