Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг:  0 / 5

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Адаптивное физическое воспитание
в системе начального школьного образования

Артюшкина Нина Борисовна

Пояснительная записка

Адаптивное физическое воспитание в системе массового образования осуществляется преимущественно в общеобразовательных школах с контингентом школьников специальных медицинских групп, а также обычных школах с учащимися, имеющими отклонения в состоянии здоровья. Однако дети, входящие в основные группы здоровья, тоже нуждаются в специально коррекционных занятиях, которые позволяют более успешно преодолевать учебные нагрузки, связанные с повышенными требованиями гимназической программы.

По результатам диагностики составляются рекомендации по коррекции здоровья учащегося, на основании которых ребенок направляется на индивидуальные и групповые занятия со специалистами. Особая роль принадлежит методисту по адаптивной гимнастике.

    Идеи программы:

    - выявление физического дисбаланса в организме ребенка с помощью стандартных и специально разработанных приемов;

    - выработка навыков самоконтроля и создание моделей эффективного поведения;

    - гармонизация психического и физического развития ребенка;

    - развитие интереса учащихся к своему здоровью;

    - формирование ценностного отношения к здоровью.

    Цели программы:

    - снижение функциональных перегрузок учащихся и преподавателей в ходе учебного процесса;

    - обучение детей и учителей приемам сохранения и развития здоровья.

    Формы работы:

    - диагностические консультации (врач, психолог, логопед);

    - коррекционные занятия с психологом, логопедом;

    - адаптивная физкультура;

    - коррекционно-развивающие паузы на уроках;

    - обучение педагогов;

    - уроки здоровья для детей;

    - просветительские занятия с родителями.

     Коррекционная или адаптивная гимнастика – метод лечебной физкультуры для детей с проявлениями ММД, заболеваниями легких, с нарушением осанки. Включает статические (70%) и динамические (30%)упражнения. В основу метода положены принципы лево-правополушарных взаимодействий мозга и физиологического стереотипа движений (круговых, перекрестных).

    Цель – снятие функциональных перегрузок с коры головного мозга и, тем самым, нормализация деятельности внутренних органов, а так же укрепление мышечного корсета.

    - на улучшение и укрепление рессорной функции стопы, а значит и на исправление осанки;

    - на снятие у детей переутомления, возбуждения через выполнение статических и психофизических упражнений;

    - на умение расслаблять тело на валиках.

    Занятия адаптивной гимнастикой, как профилактический метод, полезны всем детям, т.к. младший школьник резко меняет ритм жизни, увеличиваются физические и психические нагрузки, а это требует определенной адаптации со стороны ребенка. По наблюдениям за последние два года, у детей, которые систематически посещают данные занятия;

A.    быстрее вырабатываются каллиграфические навыки;

B.     лучше идёт процесс обучения техники чтения;

C.     вырабатываются навыки самоконтроля;

D.    дети меньше и легче болеют;

E.     происходит улучшение показателей функций дыхания и гармонизация взаимодействий левого и правого полушарий головного мозга;

F.     повышение внимания, памяти;

G.    формирование осанки, устранения признаков плоскостопия;

H.    улучшение координационных способностей, ориентировка в пространстве, согласованности действий, равновесия, выносливости (на уроках физкультуры).

В настоящее время в школу приходит всё больше детей с ослабленным здоровьем. Очень часто у ребенка наблюдаются выраженная разбалансировка дыхания, органов чувств, сколиозы, плоскостопие.

  Кандидат биологических наук, специалист по адаптивной физкультуре А.А. Руденко с группой медиков из национального Института Здоровья творческого потенциала у детей с ослабленным здоровьем.

  Коррекционная или адаптивная гимнастика – метод лечебной физкультуры для детей с проявлениями ММД, заболеваниями легких, с нарушением осанки. Включает статические (70%) и динамические (30%)упражнения. В основу метода положены принципы лево-правополушарных взаимодействий мозга и физиологического стереотипа движений (круговых, перекрестных). Цель – снятие функциональных перегрузок с коры головного мозга и, тем самым, нормализация деятельности внутренних органов, а так же укрепление мышечного корсета.

                 - на улучшение и укрепление рессорной функции стопы, а значит и на исправление осанки,

                 - на снятие у детей переутомления, возбуждения через выполнение статических и психофизических упражнений,

                 - на умение расслаблять тело на валиках.

  Занятия адаптивной гимнастикой, как профилактический метод, полезны всем детям, т.к. младший школьник резко меняет ритм жизни, увеличиваются физические и психические нагрузки, а это требует определенной адаптации со стороны ребенка. По наблюдениям за последние два года, у детей, которые систематически посещают данные занятия, быстрее устанавливается правильная каллиграфия, лучше идет процесс обучения технике чтения, вырабатываются навыки самоконтроля, дети меньше и легче болеют.

Занятия проводятся по два час в неделю

 

 

 

 

 

Учебно-тематический план 1 класса

 

Содержание курса

Количество часов

 

Универсальные действия

Аудиторных

Неаудиторных

 

1

Вводный инструктаж по технике безопасности

1

-

Мета-предметные:

- иметь нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми  в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей        

- адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарища, родителя и других людей;

- контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- формулировать собственное мнение и позицию.

Личностные:
- правила поведения на занятиях, раздевалке, в игровом творческом процессе, правила игрового общения, о правильном отношении к собственным ошибкам,  к победе, поражению;

- анализировать и сопоставлять, обобщать, делать выводы, проявлять настойчивость в достижении цели
- соблюдать правила игры и дисциплину;
-правильно взаимодействовать с партнерами по команде (терпимо, имея взаимовыручку и т.д.);
-выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой  и игровой.

-   Предметные:

-   необходимые сведения о видах изученных игр, правилах игр,

- работать в группе, в коллективе.

2

Формирующие виды двигательной 
деятельности 

4

-

3

Профилактика плоскостопия

4

-

4

Упражнения для укрепления мышечного тонуса

4

-

5

Формирования осанки.

Расслабления

4

-

6

Упражнения для гибкости.

4

-

7

Дыхательная гимнастика

4

-

8

Гимнастика для глаз

4

-

9

Подвижные игры

4

-

10

Итого:

33

-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование 1 класса

 

Тема занятий

Кол-во часов

Содержание занятий

Дата

Раздел 1. Введение

По плану

По факту

1

Вводное занятие

1

Инструктаж по технике безопасности

 

 

2

Общая физическая подготовка

 

Виды двигательной 
деятельности 

 

 

Профилактика плоскостопия

 

Расслабления

 

 

2

Упражнения для укрепления мышц рук, ног, спины, брюшного пресса

 

 Разновидности ходьбы; ( на носках, на пятках, на внутреннем и внешнем ребре стопы, сочетание шагов с движением руками)

 

Коррекционные упражнения для стоп; (стоя, сидя, лежа)

 

Специальные физические упражнения, снимающие напряженность и скованность  движений: - маховые движения рук и ног,

-контрастные переключения от максимального напряжения к расслаблению отдельных групп мышц;

-ненапряженные наклоны и раскачивание туловища

 

 

 

3

Укрепления мышечного тонуса

 

 

 

Виды двигательной 
деятельности 

 

 

Профилактика плоскостопия

Подвижные игры

 

3

Упражнения для укрепления мышечного тонуса; (Подъёмы ног в положении лёжа на 90 градусов. Сочетание сгибаний и разгибаний колен с подъёмами ног. Подъёмы ног с попеременной работой стопы)

 

Разновидности ходьбы; ( на носках, на пятках, на внутреннем и внешнем ребре стопы, сочетание шагов с движением руками)

 

Коррекционные упражнения для стоп; (стоя, сидя, лежа)

Игры: ( «Божья коровка», «Говорящий мяч»)

 

 

 

4

Упражнения формирования осанки

 

Укрепления мышечного тонуса

 

 

 

3

Коррекционные упражнения для боковых искривлений

позвоночника, сутулой, кругло вогнутой  плоской спины.

 

Упражнения для укрепления мышечного тонуса; (Подъёмы ног в положении лёжа на 90 градусов. Сочетание сгибаний и разгибаний колен с подъёмами ног. Подъёмы ног с попеременной работой стопы)

 

 

5

Подвижные игры

 

 

Упражнения для гибкости

 

Упражнения формирования осанки

 

Расслабления

 

 

3

Игры: ( «Рычи, лев, рычи», «Узнай друга»)

 

 

Растяжки в положении сидя

 

Коррекционные упражнения для боковых искривлений

позвоночника, сутулой, кругло вогнутой  плоской спины.

 

Специальные физические упражнения, снимающие напряженность и скованность  движений: - маховые движения рук и ног,

-контрастные переключения от максимального напряжения к расслаблению отдельных групп мышц;

-ненапряженные наклоны и раскачивание туловища

 

 

 

6

Профилактика плоскостопия

 

Упражнения для гибкости

 

Расслабления

 

 

3

Коррекционные упражнения для стоп; (стоя, сидя, лежа)

 

Растяжки в положении сидя

 

Специальные физические упражнения, снимающие напряженность и скованность движений: -маховые движения рук и ног,

-контрастные переключения от максимального напряжения к расслаблению отдельных групп мышц;

-ненапряженные наклоны и раскачивание туловища

 

 

 

7

Дыхательная гимнастика

 

 

Профилактика плоскостопия

 

Упражнения формирования осанки

3

Как мы дышим? Навыки правильного дыхания. Дыхание во время нагрузки. Вдох-выдох

 

Коррекционные упражнения для стоп; (стоя, сидя, лежа)

 

Коррекционные упражнения для боковых искривлений

позвоночника, сутулой, кругло вогнутой плоской спины.

 

 

 

8

Виды двигательной 
деятельности

 

 

Гимнастика для глаз

 

 

Дыхательная гимнастика

 

 

3

Разновидности ходьбы; ( на носках, на пятках, на внутреннем и внешнем ребре стопы, сочетание шагов с движением руками)

 

«Зоркий глаз» Что и как помогает нам видеть?

 

 

Комплекс дыхательной гимнастики. Упражнения «Ладошки», «Насос»

 

 

 

9

Укрепления мышечного тонуса

 

 

 

Гимнастика для глаз

 

 

Дыхательная гимнастика

3

Упражнения для укрепления мышечного тонуса; (Подъёмы ног в положении лёжа на 90 градусов. Сочетание сгибаний и разгибаний колен с подъёмами ног. Подъёмы ног с попеременной работой стопы)

 

Зрительные упражнения с предметами. «След мяча».  «Зоркий глаз» Что и как помогает нам видеть?

 

Комплекс дыхательной гимнастики. Упражнения «Кошка», «Обними плечи». Упражнения «Ладошки», «Насос»

 

 

 

10

Укрепления мышечного тонуса

 

 

 

 

Подвижные игры

 

Гимнастика для глаз

 

 

3

Техника выполнения: упражнения для укрепления мышечного тонуса; (Подъёмы ног в положении лёжа на 90 градусов. Сочетание сгибаний и разгибаний колен с подъёмами ног. Подъёмы ног с попеременной работой стопы)

 

«Говорящий носок», «Узнай друга»

 

Упражнение для снижения утомления, улучшения кровообращения, укрепление мышц глаз, совершения их координации

 

 

 

11

Виды двигательной 
деятельности 

 

 

Упражнения формирования осанки

3

Разновидности ходьбы;  ( на носках, на пятках, на внутреннем и внешнем ребре стопы, сочетание шагов с движением руками)

 

Коррекционные упражнения для боковых искривлений

позвоночника, сутулой, кругло вогнутой плоской спины.

 

 

 

12

Подвижные игры

 

Гимнастика для глаз

 

 

 

Дыхательная гимнастика

 

Расслабления

 

 

 

 

3

«Говорящий носок», «Узнай друга»

 

Упражнения для снижения утомления, улучшения кровообращения, укрепление мышц глаз, совершения их координации

 

Вдох и выдох через нос  (выдох  должен быть  продолжительнее  вдоха)

Специальные физические упражнения, снимающие напряженность и скованность  движений: - маховые движения рук и ног,

-контрастные переключения от максимального напряжения к расслаблению отдельных групп мышц;

-ненапряженные наклоны и раскачивание туловища.

 

 

 

Учебно-тематический план 2 класса

 

Содержание курса

Количество часов

 

Универсальные действия

Аудиторных

Неаудиторных

 

1

Вводный инструктаж по технике безопасности

1

-

Мета-предметные:

- иметь нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми  в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

- адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарища, родителя и других людей;

- контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- формулировать собственное мнение и позицию.

Личностные:
- правила поведения на занятиях, раздевалке, в игровом творческом процессе, правила игрового общения, о правильном отношении к собственным ошибкам,  к победе, поражению;
-авизировать и сопоставлять, обобщать, делать выводы, проявлять настойчивость в достижении цели;
-соблюдать правила игры и дисциплину;
-правильно взаимодействовать с партнерами по команде (терпимо, имея взаимовыручку и т.д.);
-выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой и игровой.

-   Предметные:

- необходимые сведения о видах изученных игр, правилах игр;

-работать в группе, в коллективе.

2

Формирующие виды двигательной деятельности 

4

-

3

Общая физическая подготовка 

5

-

4

Развитие двигательных качеств: 
  

4

-

5

Обучение правильному дыханию 

4

-

6

Гимнастика для глаз

4

 

8

Расслабления

4

-

9

Подвижные игры

4

-

10

Профилактика плоскостопия

4

-

11

укрепления мышечного тонуса

4

-

12

Итого

36

-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование 2 класса

 

Тема занятий

Кол-во часов

Содержание занятий

Дата

Раздел 1. Введение

По плану

По факту

1

Вводное занятие

1

Инструктаж по технике безопасности

 

 

2

Виды двигательной 
деятельности 

 

Общая физическая подготовка

 

Гимнастика для глаз

 

Подвижные игры

3

Разновидности ходьбы;  (Чередование шагов на носках и пятках, на внутреннем и внешнем ребре стопы.)

 

Упражнения для укрепления мышц рук, ног, спины,  брюшного пресса

 

Укрепление  мышц век, расслабление мышц глаза.

 

«Дунем раз»

 

 

 

3

Развитие двигательных качеств:

- сила 
  

 

- гибкость

 

 

- ловкость и координация

 

 
  

 

- выносливость 

4

 

 

Упражнения с собственным весом и спортивными снарядами для развития статической и динамической силы основных мышечных групп туловища и конечностей.

 
Упражнения на развитие пассивной и активной гибкости позвоночника и подвижности в суставах. 

 

Упражнения для формирования способности оценивать пространственные, динамические и временные характеристики движений, для развития координированных движений рук, ног, туловища, упражнения в равновесии. 

Ходьба, бег в сочетании с ходьбой, бег, подвижные игры общего характера, длительное выполнение различных комплексов упражнений с вовлечением в работу большой мышечной массы. 

 

 

 

4

Обучение правильному дыханию 

 

Общая физическая подготовка

 

Развитие гибкости

3

Брюшной и грудной тип дыхания. Полное дыхание Упражнения для тренировки дыхательных мышц.

 

Упражнения для укрепления мышц рук, ног,
спины, брюшного пресса

 

Упражнение «Складочка», «Кошечка»

 

 

 

5

Профилактика плоскостопия

 

Упражнения для гибкости

 

 

Упражнения формирования осанки

 

 

 

 

 

Общая физическая подготовка 

 

Расслабления

 

 

3

Коррекционные упражнения для стоп; (стоя, сидя, лежа)

 

Растяжки в положении сидя

Растяжение мышц груди и живота

 

Специальные физические упражнения, снимающие напряженность и скованность  движений:

-маховые движения рук и ног,

-контрастные переключения от максимального напряжения к расслаблению отдельных групп мышц;

-ненапряженные наклоны и раскачивание туловища

 

Упражнения для укрепления мышц рук, ног, спины,  брюшного пресса

 

Упражнения на пластичность на выразительность движений

 

 

 

6

Дыхательная гимнастика

 

 

 

 

Профилактика плоскостопия

 

 

 

Упражнения формирования осанки

 

Общая физическая подготовка 

 

      3

Понимание механизма полного дыхания : правая рука контролирует грудное дыхание (грудь поднимается), левая- брюшное (поднимается живот) Увеличение глубины дыхания, приучение к глубокому дыханию.

 

Упражнения для ежедневного профилактического применения (упражнения выполняемые лежа, сидя, стоя, при ходьбе)

 

Упражнения на гибкость позвоночника, на растягивания мышц передней поверхности бедра, растягивание мышц спины.

 

Упражнения для укрепления мышц рук, ног, спины,  брюшного пресса

 

 

7

Виды двигательной 
деятельности

 

Гимнастика для глаз

 

Дыхательная гимнастика

 

Расслабления 

 

Подвижные игры

 

3

Упражнения для коррекции лазания и перелезания

 

 

Укрепление мышц век, расслабление мышц глаза.

 

Увеличение глубины полного дыхания в статической позе

 

Напряжение - расслабление мышц рук

 

«Робот»

 

 

8

Физические упражнения

 

 

Гимнастика для глаз

 

Дыхательная гимнастика

 

3

Упражнения для коррекции преимущественно мелкой моторики пальцев рук

 

Укрепление мышц глаза (бинокулярное зрение)

 

Увеличение глубины грудного дыхания

 

 

 

9

Виды двигательной 
деятельности 

 

Укрепления мышечного тонуса

3

Упражнения для коррекции ходьбы, прыжков

 

 

Подъёмы ног в положении сидя на 45 градусов.

 

 

10

Укрепления мышечного тонуса

 

Подвижные игры

 

Гимнастика для глаз

 

Расслабления

3

Подъёмы ног в положении лёжа на 90 градусов.

 

 

Игра: «Зоопарк»

 

Укрепление  мышц век, расслабление мышц глаза.

 

Расслабление мышц плеча, предплечья, кисти

 

 

 

11

Виды двигательной 
деятельности 

 

Упражнения формирования осанки

 

Профилактика плоскостопия

 

3

Развитие равновесия, точности движений, согласованность движений.

 

Статическая сила мышц плечевого пояса, спины и живота

 

 

Упражнения для ежедневного профилактического применения (упражнения выполняемые лежа, сидя, стоя, при ходьбе)

 

 

 

12

Профилактика плоскостопия

 

 

 

Упражнения формирования осанки

 

Укрепления мышечного тонуса

 

3

Упражнения для ежедневного профилактического применения (упражнения выполняемые лежа, сидя, стоя, при ходьбе)

 

Увеличение глубины дыхания, приучение к глубокому дыханию.

 

упражнения на гибкость позвоночника, на растягивания мышц передней поверхности бедра, растягивание мышц спины.

Сочетание сгибаний и разгибаний колен с подъёмами ноги попеременной работой стопы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебно-тематический план 3 класса

 

Содержание курса

Количество часов

 

Универсальные действия

Аудиторных

Неаудиторных

 

1

Вводный инструктаж по технике безопасности

1

-

Мета-предметные:
- иметь нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми  в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей          - адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарища, родителя и других людей;

- контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- формулировать собственное мнение и позицию.

Личностные:
- правила поведения на занятиях, раздевалке, в игровом творческом процессе, правила игрового общения, о правильном отношении к собственным ошибкам,  к победе, поражению;
- анализировать и сопоставлять, обобщать, делать выводы, проявлять настойчивость в достижении цели;
- соблюдать правила игры и дисциплину;
- правильно взаимодействовать с партнерами по команде (терпимо, имея взаимовыручку и т.д.);
- выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой  и игровой.

-   Предметные:

- необходимые сведения о видах изученных игр, правилах игр;

-работать в группе, в коллективе.

2

Формирующие виды двигательной деятельности 

4

-

3

Общая физическая подготовка 

5

-

4

Развитие двигательных качеств: 
  

4

-

5

Обучение правильному дыханию 

4

-

6

Гимнастика для глаз

4

 

7

Расслабления

4

-

8

Подвижные игры

4

-

9

Профилактика плоскостопия

4

-

10

укрепления мышечного тонуса

4

-

 

Итого

34

-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование 3 класса

 

Тема занятий

Кол-во часов

Содержание занятий

Дата

Раздел 1. Введение

По плану

По факту

1

Вводное занятие

1

Инструктаж по технике безопасности

 

 

2

Виды двигательной 
деятельности 

 

Общая физическая подготовка

 

Гимнастика для глаз

 

Подвижные игры

3

Разновидности ходьбы;  (Чередование шагов на носках и пятках, на внутреннем и внешнем ребре стопы.)

 

Упражнения для укрепления мышц рук, ног, спины,  брюшного пресса

 

Укрепление  мышц век, расслабление мышц глаза.

 

«Бусы»

 

 

3

Развитие двигательных качеств:

- сила 
  

 


- гибкость

 

 

- ловкость и координация

 

 
  

- выносливость 

4

 

 

Упражнения с собственным весом и спортивными снарядами для развития статической и динамической силы основных мышечных групп туловища и конечностей. 

Упражнения на развитие пассивной и активной гибкости позвоночника и подвижности в суставах. 

 

Упражнения для формирования способности оценивать пространственные, динамические и временные характеристики движений, для развития координированных движений рук, ног, туловища, упражнения в равновесии. 

Ходьба, бег в сочетании с ходьбой, бег, подвижные игры общего характера, длительное выполнение различных комплексов упражнений с вовлечением в работу большой мышечной массы. 

 

 

4

Обучение правильному дыханию 

 

Общая физическая подготовка

 

Развитие гибкости

 

3

Показать: рисунок – дыхание

 

 

Упражнения для укрепления мышц рук, ног, спины,  брюшного пресса

 

Упражнение «Колечко», «Стрелка», «Змея»

 

 

5

Профилактика плоскостопия

 

Упражнения формирования осанки

 

Упражнения для гибкости

 

 

 

Расслабленияподготовка 

 

 

 

 

 

 

Общая физическая

3

Коррекционные упражнения для стоп; (стоя, сидя, лежа)

 

Растяжки в положении сидя

 

 

Растяжение мышц груди и живота (сила мышц брюшного пресса, укрепление мышц спины) Упражнение на пластичность на выразительность движений.

 

Специальные физические упражнения, снимающие напряженность и скованность  движений:

-маховые движения рук и ног,

-контрастные переключения от максимального напряжения к расслаблению отдельных групп мышц;

-ненапряженные наклоны и раскачивание туловища

 

Упражнения для укрепления мышц рук, ног, спины,  брюшного пресса

 

 

 

6

Дыхательная гимнастика

 

 

 

 

Профилактика плоскостопия

 

 

 

Упражнения формирования осанки

 

Общая физическая подготовка 

3

Понимание механизма полного дыхания : правая рука  контролирует грудное дыхание (грудь поднимается), левая- брюшное (поднимается живот). Увеличение глубины дыхания, приучение к глубокому дыханию.

 

Упражнения для ежедневного профилактического применения (упражнения выполняемые лежа, сидя, стоя, при ходьбе)

 

 

Упражнения на гибкость позвоночника, на растягивания мышц передней поверхности бедра, растягивание мышц спины.

 

Упражнения для укрепления мышц рук, ног, спины,  брюшного пресса

 

 

 

 

7

Виды двигательной 
деятельности

 

Гимнастика для глаз

 

Дыхательная гимнастика

 

Расслабления 

 

Подвижные игры

 

3

Ходьба: «Узкий мостик», «Длинные ноги», «Лабиринт»

 

 

Укрепление мышц глаза

 

Усвоение разных ритмов дыхания

 

Напряжение – расслабление, координации движений и дыхания

 

«Робот»

 

 

 

 

8

Физические упражнения

 

 

Гимнастика для глаз

 

Дыхательная гимнастика

3

Упражнения для коррекции преимущественно мелкой моторики пальцев рук

 

Укрепление  мышц глаза (бинокулярное зрение)

 

Увеличение глубины грудного дыхания

 

 

 

9

Виды двигательной 
деятельности 

 

Укрепления мышечного тонуса

3

Ходьба: «Светло - темно», «Каракатица»

 

 

Подъёмы ног в положении сидя на 45 градусов.

 

 

 

 

10

Укрепления мышечного тонуса

 

Подвижные игры

 

Гимнастика для глаз

 

Расслабления

3

Подъёмы ног в положении лёжа на 90 градусов.

 

 

Игра: «Зоопарк»

 

Укрепление  мышц век, расслабление мышц глаза.

 

Расслабление мышц плеча, предплечья, кисти

 

 

 

11

Виды двигательной 
деятельности 

 

Упражнения формирования осанки

 

Профилактика плоскостопия

 

 

3

Развитие равновесия, точности движений, согласованность движений.

 

Статическая сила мышц плечевого пояса, спины и живота и боковых мышц

 

Упражнения для ежедневного профилактического применения (упражнения выполняемые лежа, сидя, стоя, при ходьбе)

 

 

 

12

Подвижные игры

 

Гимнастика для глаз

 

Дыхательная гимнастика

 

Расслабления

 

 

Укрепления мышечного тонуса

 

Тест

 

Оценка равновесия

2

«Зеркало»

 

Укрепление мышц глаза

 

Увеличение глубины грудного дыхания

 

Напряжение-расслабление мышц рук, переключение, образное мышление

 

Сочетание сгибаний и разгибаний колен с подъёмами ноги попеременной работой стопы

 

« Сделай как я»

 

Проба «Воячека»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебно-тематический план 4 класса

 

Содержание курса

Количество часов

 

Универсальные действия

Аудиторных

Неаудиторных

 

1

Вводный инструктаж по технике безопасности

1

-

Мета-предметные:

- иметь нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми  в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

- адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарища, родителя и других людей;

- контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- формулировать собственное мнение и позицию.

Личностные:
- правила поведения на занятиях, раздевалке, в игровом творческом процессе, правила игрового общения, о правильном отношении к собственным ошибкам,  к победе, поражению;
- анализировать и сопоставлять, обобщать, делать выводы,
проявлять настойчивость в достижении цели;
- соблюдать правила игры и дисциплину;
- правильно взаимодействовать с партнерами по команде (терпимо, имея взаимовыручку и т.д.);
- выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой  и игровой.

-   Предметные:

- необходимые сведения о видах изученных игр, правилах игр;

- работать в группе, в коллективе.

2

Формирующие виды двигательной деятельности 

4

-

3

Общая физическая подготовка 

5

-

4

Развитие двигательных качеств: 
  

4

-

5

Обучение правильному дыханию 

4

-

6

Гимнастика для глаз

4

 

7

Расслабления

4

-

8

Подвижные игры

4

-

9

Профилактика плоскостопия

4

-

10

укрепления мышечного тонуса

4

-

 

Итого:

33

-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование 4 класса

 

Тема занятий

Кол-во часов

Содержание занятий

Дата

Раздел 1. Введение

По плану

По факту

1

Вводное занятие

1

Инструктаж по технике безопасности

05.09

 

2

Виды двигательной 
деятельности 

 

Общая физическая подготовка

 

Гимнастика для глаз

 

Подвижная игра

3

Разновидности ходьбы; (Чередование шагов на носках и пятках, на внутреннем и внешнем ребре стопы.)

 

Упражнения для укрепления мышц рук, ног, спины, брюшного пресса

 

Укрепление мышц век, расслабление мышц глаза.

 

«Бусы»

 

 

3

Развитие двигательных качеств:

- сила 
  

 


- гибкость

 

 

 

- ловкость и координация

 

 
  


- выносливость 

4

 

 

Упражнения с собственным весом и спортивными снарядами для развития статической и динамической силы основных мышечных групп туловища и конечностей. 


Упражнения на развитие пассивной и активной гибкости позвоночника и подвижности в суставах. 

 

 

Упражнения для формирования способности оценивать пространственные, динамические и временные характеристики движений, для развития координированных движений рук, ног, туловища, упражнения в равновесии. 

Ходьба, бег в сочетании с ходьбой, бег, подвижные игры общего характера, длительное выполнение различных комплексов упражнений с вовлечением в работу большой мышечной массы. 

 

 

 

4

Обучение правильному дыханию 

 

Общая физическая подготовка

 

Развитие гибкости

 

3

Постановка диафрагмального дыхания

 

 

Упражнения для укрепления мышц рук, ног, спины,  брюшного пресса

 

Растягивание мышц передней части туловища, плечевого пояса

 

 

 

5

Профилактика плоскостопия

 

 

Упражнения формирования осанки

 

Расслабления

 

 

 

 

 

 

Общая физическая подготовка 

 

Упражнения для гибкости

 

3

Коррекционные упражнения для стоп; (стоя, сидя, лежа)

Растяжки в положении сидя

 

Растяжение мышц груди и живота (сила мышц брюшного пресса, укрепление мышц спины)

 

Специальные физические упражнения, снимающие напряженность и скованность  движений:

-маховые движения рук и ног,

-контрастные переключения от максимального напряжения к расслаблению отдельных групп мышц;

-ненапряженные наклоны и раскачивание туловища

 

Упражнения для укрепления мышц рук, ног, спины, брюшного пресса

 

Упражнения на пластичность на выразительность движений

 

 

6

Дыхательная гимнастика

 

 

Профилактика плоскостопия

 

 

Упражнения формирования осанки

 

Общая физическая подготовка 

 

3

Постановка диафрагмального дыхания.Увеличение глубины дыхания, приучение к глубокому дыханию.

 

Упражнения для ежедневного профилактического применения (упр. выполняемые лежа, сидя, стоя, при ходьбе)

 

Упражнения на гибкость позвоночника, на растягивания мышц передней поверхности бедра, растягивание мышц спины.

 

Упражнения для укрепления мышц рук, ног, спины,  брюшного пресса

 

 

 

7

Виды двигательной 
деятельности

Гимнастика для глаз

 

Дыхательная гимнастика

 

Расслабления 

 

Подвижные игры

 

3

Ходьба: «Узкий мостик», «Длинные ноги», «Лабиринт»

 

Укрепление мышц глаза.

 

Усвоение разных ритмов дыхания

 

Напряжение – расслабление, координации движений и дыхания

 

«Робот»

 

 

 

8

Физические упражнения

 

 

Гимнастика для глаз

 

Дыхательная гимнастика

 

3

Упражнения для коррекции преимущественно мелкой моторики пальцев рук

 

Психофизическая гимнастика по «8»

 

Постановка диафрагмального дыхания

 

 

 

9

Укрепления мышечного тонуса

 

Подвижные игры

 

Гимнастика для глаз

 

Расслабления

3

Подъёмы ног в положении лёжа на 90 градусов.

 

 

Игра: «Узнай друга»

 

Психофизическая гимнастика по «8»

 

Расслабление мышц плеча, предплечья, кисти

 

 

 

10

Виды двигательной 
деятельности 

 

Упражнения формирования осанки

 

Профилактика плоскостопия

3

Развитие равновесия, точности движений, согласованность движений.

 

Статическая сила мышц плечевого пояса, спины и живота и боковых мышц

 

Упражнения для ежедневного профилактического применения (упражнения, выполняемые лежа, сидя, стоя, при ходьбе)

 

 

 

11

Профилактика плоскостопия

 

 

Упражнения формирования осанки

 

 

 

Укрепления мышечного тонуса

3

Упражнения для ежедневного профилактического применения (упражнения, выполняемые лежа, сидя, стоя, при ходьбе)

 

Увеличение глубины дыхания, приучение к глубокому дыханию.

упражнения на гибкость позвоночника, на растягивания мышц передней поверхности бедра, растягивание мышц спины и боковых мышц.

 

Сочетание сгибаний и разгибаний колен с подъёмами ноги попеременной работой стопы

 

 

 

 

12

Подвижные игры

 

Расслабления

 

 

Тест

 

Оценка равновесия

1

«Зеркало»

 

Напряжение-расслабление мышц рук, переключение, образное мышление

 

« Сделай как я»

 

Проба «Воячека»

 

 

 

 

 

Перечень информационно – методического обеспечения

 

 

                         Печатные пособия:      

1.      Сборник материалов опытно-экспериментальной работы гимназии №406 Санкт-Петербург

Здоровый ребенок – Успешный ученик. 2010 г. Санкт-Петербург

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

ПРИГЛАШАЕМ!

Приглашаем педагогов со стажем работы по специальности от 25 лет в Клуб ветеранов педагогического труда!

Только для вас - специальные образовательные мероприятия, интересные встречи и многие другие события.

Звоните по телефону: (812) 956-67-42 или пишите на e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Просим всех, расскажите о Клубе своим коллегам, которые уже не работают в школе!

Ваши АНОО «АНЭКС» и Экстернат.РФ

Авторизация

Перевод сайта