Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг:  0 / 5

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Методическая статья по физической культуре

Профилактика близорукости средствами физической
культуры с учащимися начальной школы

 
Стахнович Андрей Владимирович,
учитель физической культуры
ГБОУ СОШ № 147 Санкт-Петербург
а

 
Новейшие работы ученых мира подтверждают: глаз – это не просто орган чувств, он часть мозга, вынесенная на «передний край» восприятия. Глаз – одна из сложнейших систем в организме человека. Общеизвестно, что мысль и движение также неразрывно связаны, как зрение и движение, поскольку и сам орган зрения находится в движении. Еще М.Сеченов говорил, что мышцы, не только обеспечивают изменения положения глаз на орбите, но и являются механизмом, при помощи которого сознание получает информацию о пространственных отношения внешнего мира.
Дефицит движений в жизни школьника начального общего образования неизбежно отражается на функциональных свойствах зрительного аппарата. Плохое зрение – чаще всего зависит от ослабления цилиарной мышцы, регулирующей кривизну хрусталика. Какие же упражнения могут быть рекомендованы для профилактики нарушений работы глаза? В своей работе мы рассмотрели особенности устройства органов зрения и мышечного аппарата глаза, а затем на основе этого рассмотрели пути профилактики близорукости школьников в начальной ступени образования.
Актуальность работы состоит в том, что зрение в настоящее время, которое  изучают физиологи, биохимики, оптики, специалисты в области бионики, выпустившие работы по данной проблематике, связывают различные стороны социальной жизни человека с психофизиологией его восприятия. Зрение как социальный фактор проявляется в познании человеком окружающей жизни, служит основным информационным каналом. Жизнь учащегося начальной школы в настоящее время зависит именно от зрения, что способствует знакомству детей, взаимной симпатии, художественного вкуса, визуальной культуры личности ребенка – от умения не только смотреть, но и видеть.
К человеческой личности предъявляются высокие требования, что не могло сказаться на огромные нагрузки зрения, что влечет за собой увеличение количества близоруких учеников. Медицина ищет и находит все более совершенные средства борьбы с этим заболеванием, но и мы сами должны бороться за хорошее зрение и его сохранение.
Одним из важных звеньев охраны здоровья является своевременное выявление отклонений для наиболее эффективной организации оздоровительных и профилактических мероприятий. Исследования последних лет установило, что близорукость чаще всего возникает у детей начальной школы с недостаточным физическим развитием. Это позволяет по-новому взглянуть на значение физической культуры в профилактике близорукости и ее прогрессирования.
Развитию близорукости способствует также ослабление глазных мышц. Этот недостаток можно исправить с помощью специально разработанных комплексов физических упражнений, предназначенных для укрепления мышц (С.Б. Бондаренко, Э.С. Аветисов, Е.И. Ливадо, В.Ф. Базарный и другие). Однако в методике их применения скрыты значительные резервы, которые отражаются в разработке специальных адаптированных игр и игровых упражнений, направленных на тренировку аппарата аккомодации, наружных мышц глаза, периферического зрения.
В своей работе мы остановились на системах профилактической зрительной гимнастики и комплексах, основанных на применении упражнений с использованием природных факторов. Это методики О. Хаксли, М. Корбетт, методы йоги и самомассажа, аутотренинга.
Ограничение физической активности детей начальной школы, страдающих близорукостью, в настоящее время призвано неправильным, как и чрезмерная нагрузка. Поэтому важное значение имеет разработка рекомендаций по практической реализации профилактики близорукости средствами физической культуры.
Целью работы является совершенствование методики профилактики у школьников начального образования средствами специальных упражнений, разнообразных зрительных игр.
Гипотеза работы заключается в том, что методика профилактики близорукости в системе физического воспитания детей начальной школы может быть усовершенствования за счет применения комплекса средств (специальных упражнений, адаптированных зрительных игр).
Объектом работы выступает методика профилактики близорукости у учащихся начальной школы средствами физической культуры.
Предметом исследования – физические упражнения, направленные на активацию функций глаза и повышению его работоспособности, адаптированные игры для тренировки аппарата аккомодации.
Задачи исследования:
1. Разработать комплексную методику профилактики близорукости школьников начального образования средствами физической культуры;
2 Разработать рекомендации для учителей начальной школы по профилактике близорукости.
Методы исследования для решения задач – это анализ и обобщения литературных источников, врачебно-педагогические наблюдения, педагогический эксперимент.
Практическая значимость работы состоит в совершенствовании методики близорукости средствами физической культуры.
На первом этапе было проведено первая часть педагогического эксперимента, в котором участвовало 17 учеников школы № 147, имеющих подготовительную группу по причине близорукости, выявлялись знания учеников в этой области. На втором этапе на уроках физической культуры и физкультминутах проводились комплексы упражнений для профилактики близорукости, с использованием моделирования. На третьем этапе осуществлялся педагогический эксперимент. В нем участвовали те же дети. Изучались сдвиги, которые произошли в отношении знаний данной проблемы, изучалась работа на уроках физической культуры с учетом предложенного комплекса упражнений и методических рекомендаций.
В ходе педагогического эксперимента было выявлено, что снижают риск миопии физические упражнения, направленные на активацию функций глаза и повышению его работоспособности. Физические упражнения общеразвивающего характера, в сочетании со специальными упражнениями для цилиарной мышцы, укрепляющими аккомодацию, оказывают положительное влияние на зрение.
Выводы: В ходе эксперимента было выявлено, что использование учителем физической культуры упражнения для снятия зрительного утомления благоприятно влияет на зрение учащихся. Использование художественного слова на физкультминутках способствует профилактике близорукости. Огромную роль в нарушении зрения и его профилактике играет семья.
Литература.
1. Иванова Н.Н. Коррекция зрительно-двигательной и моторной координации школьников с нарушениями зрения. – М.: Дефектология, 2014.
2. Гудонис В.К. Опыт и перспективы интегрированного обучения детей с нарушенным зрением. – М.: Дефектология, 2016.
3. Гудонис В.К. Проблемы образования слепых и слабовидящих детей. – М.: Дефектология, 2016.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

ПРИГЛАШАЕМ!

Приглашаем педагогов со стажем работы по специальности от 25 лет в Клуб ветеранов педагогического труда!

Только для вас - специальные образовательные мероприятия, интересные встречи и многие другие события.

Звоните по телефону: (812) 956-67-42 или пишите на e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Просим всех, расскажите о Клубе своим коллегам, которые уже не работают в школе!

Ваши АНОО «АНЭКС» и Экстернат.РФ

Авторизация

Перевод сайта