Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг:  0 / 5

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Особенности организации занятий по физической культуре
с учащимися специальной (коррекционной) школы 
VII вида.
Применение новейших образовательных методик

 
Великанова Наталия Владимировна
Учащиеся специальной (коррекционной) школы VII вида – дети с задержкой психического развития, ребята с различными нарушениями интеллекта и психики. Последние несколько лет к проблеме ЗПР наблюдается повышенный интерес, вокруг нее ведется множество споров. Все это связано с тем, что само по себе такое отклонение в психическом развитии очень неоднозначно, может иметь множество различных предпосылок, причин и следствий. Явление, сложное по своей структуре, требует пристального и тщательного анализа, индивидуального подхода к каждому конкретному случаю.
ЗПР относится к разряду слабовыраженных отклонений в психическом развитии и занимает промежуточное место между нормой и патологией. Дети с задержкой психического развития не имеют таких тяжелых отклонений в развитии, как умственная отсталость, первичное недоразвитие речи, слуха, зрения, двигательной системы. Основные трудности, которые они испытывают, связаны, прежде всего, с социальной (в том числе школьной) адаптацией и обучением.
Объяснением этому служит замедление темпов созревания психики. Нужно также отметить, что у каждого отдельно взятого ребенка ЗПР может проявляться по-разному и отличаться и по времени, и по степени проявления
Наиболее ярким признаком ЗПР исследователи называют незрелость эмоционально-волевой сферы; иначе говоря, такому ребенку очень сложно сделать над собой волевое усилие, заставить себя выполнить что-либо. А отсюда неизбежно появляются нарушения внимания: его неустойчивость, сниженная концентрация, повышенная отвлекаемость. Нарушения внимания могут сопровождаться повышенной двигательной и речевой активностью
        Это требует от учителя физкультуры понимания, повышенного внимания и специальных навыков. К сожалению, помимо поведенческих особенностей учащиеся имеют большое количество соматических заболеваний и принадлежат к специальной медицинской группе.              Методика преподавания физкультуры в специальной коррекционной школе (VII вида) заметно отличается от обычной и основана на индивидуальном подходе.
                С лечебной целью в первую очередь применяются гимнастические упражнения без перегрузок, на тренажерах с облегчением тяжестей и уменьшением сопротивления. Упражнения дыхательные и на расслабление, на статическое напряжение и координацию движений, на снарядах и со снарядами (с набивными мячами) также помогают учащимся с отдельными отклонениями в здоровье.
          Сделать занятия полезными и увлекательными помогают новейшие образовательные методики и технологии.
           Так, например,
Образовательная Кинезиология помогает ребенку развиваться физически и лучше учиться. Упражнения Образовательной Кинезиологии можно и нужно вводить на занятия физической культурой.
           Образовательная кинезиология дает человеку возможность эффективнее усваивать информацию, успешно овладевать даже самими сложными интеллектуальными действиями. Оказалось, что упражнения работают не только для детей, но и для людей разных возрастов и занятий. Отцами образовательной кинезиологии являются Пол Деннисон и Гейл Деннисон. Ими создана программа «Гимнастика Мозга», которая с помощью естественных физических движений тела активизирует природные механизмы мозга.
           Упражнения направлены на улучшение внимания, на развитие навыков коммуникации, письма. После выполнения упражнений дети становятся внимательнее, спокойнее, в целом улучшается их успеваемость. Упражнения, предлагаемые этой программой, могут практиковать как дети, так и их родители.
          «Перекрестные шаги», «Точки мозга», «Крюки Кука», «Шаги Буратино» - простые, полезные, не требующие особых двигательных навыков упражнения,имеют значительный эффект. Упражнения «Brain Gym» – «Гимнастики Мозга» (второго названия образовательной кинезиологии) позволяют:улучшить концентрацию внимания, память снять стресс, нервное напряжение проработать внутренние трудности и препятствия эффективно развивать интеллектуальные и творческие способности оптимизировать собственные резервы человека повысить энергию тела.
                Всем учащимся и особенно ребятам с заболеваниями органов дыхания (хронический бронхит, воспаление легких, бронхиальная астма и др.). необходимо уделять внимание дыхательным упражнениям, способствующим тренировке полного дыхания, особенно удлиненному выдоху. В этом смысле очень хороши новейшие методики в обучении детей правильному дыханию.
Необходимое условие правильного развития, хорошего роста, отменного здоровья у взрослых и, особенно, у детей – умение правильно дышать. Ребенка легко можно научить правильному дыханию. Девять детей из десяти дышат неправильно и по этой причине плохо себя чувствуют. Ребенка, не умеющего правильно дышать, можно узнать сразу: узкие плечи, слабая грудь, рот открыт, движения нервозны.
Суть дыхания в том, чтобы впустить воздух в легкие и насытить кислородом кровь в легочных альвеолах. Дыхание распадается на два акта: вдох, во время которого грудь расширяется и воздух проникает в легкие; и выдох – грудная клетка возвращается к своему обычному объему, легкие сжимаются и выталкивают имеющийся в них воздух.
Основная задача – научить ребенка хорошо очищать легкие. Если он полностью не выдыхает, то в глубине легких остается изрядное количество испорченного воздуха, а кровь получает мало кислорода. Научив ребенка дышать через нос, вы поможете ему избавиться от частых насморков, гриппа, ангины и т.п.
Нужно приучить ребенка к полному дыханию, чтобы он расширял грудную клетку и развивал мышцы живота. Покажите, как втягивать живот во время дыхания, сделать его плоским и впалым. Кроме того, для детей с заболеваниями органов дыхания рекомендуется также специальная дыхательная гимнастика, которая представляет собой систему упражнений, сознательно воздействующих на нервно-мышечный механизм дыхания, что дает им возможность влиять на глубину, ритм и силу дыхания.
 
           Т.о.,сейчас на вооружении современной педагогики имеются различные методики, помогающие учителям физической культуры сделать свои уроки полезными, развивающими детей не только физически, но психически, что особенно важно для учащихся специальной (коррекционной) школы VII вида.
 
Автор    Учитель физкультуры первой категории школы №561 Наталия Владимировна Великанова.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

ПРИГЛАШАЕМ!

Приглашаем педагогов со стажем работы по специальности от 25 лет в Клуб ветеранов педагогического труда!

Только для вас - специальные образовательные мероприятия, интересные встречи и многие другие события.

Звоните по телефону: (812) 956-67-42 или пишите на e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Просим всех, расскажите о Клубе своим коллегам, которые уже не работают в школе!

Ваши АНОО «АНЭКС» и Экстернат.РФ

Авторизация

Перевод сайта