Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Профессиональный подвиг сварщиков
в годы Великой Отечественной войны

Панько Елена Александровна
 ВВЕДЕНИЕ 
В 2021 году наша страна отметила печальную дату – 80 лет со дня начала Великой Отечественной войны. Страшные и суровые испытания выпали на долю нашего народа. Нет такой семьи, которую бы не коснулись военные события, будь то действия на фронтах, за линией фронта или же в тылу, где порой люди совершали настоящие подвиги, сравнимые с подвигами в боях. И это был их бесценный вклад в приближение Победы.
Актуальность: Знать историю своей страны, гордиться своим прошлым, делать все, что возможно для сохранения памяти о тех, кто отдал свои жизни за наше Отечество – это необходимые качества для каждого человека, любящего свою Родину. Наше поколение в неоплаченном долгу перед теми, кто подарил нам возможность мирной и спокойной жизни на Земле. Очень важно, чтобы наша благодарная память не ограничивалась красивыми словами, а нашла свое воплощение в реальных делах, в сохранении исторической памяти. И это в наших руках!
Для достижения Победы каждый гражданин нашей страны делал все возможное. Особая роль среди тружеников тыла отводится людям, занимавшимся сварочным делом, поскольку производство военной техники невозможно без сварки. Благодаря сварщикам создавался танк Т 34, строился бензопровод через Ладожское озеро в осажденный Ленинград, восстанавливались мосты и железные дороги, ремонтировались корабли.
Уже в первые дни Великой Отечественной войны стало очевидно, что решающую роль в этой войне за техникой. Поэтому огромное значение как в начале войны, так и на всем ее протяжении, уделялось металлургическим и машиностроительным заводам, которые производили военную технику. Особую роль в производстве военной техники занимали специалисты сварочного дела, так как многие виды техники, например, танки, невозможно изготовить без сварки. Какую же роль внесла наука и специалисты-сварщики? Какой вклад внесли сварщики в Победу над фашистами, применяя в сварочном деле новые достижения? Такими вопросами мы задалась, приступая к теме работы, которую обозначили как «Профессиональный подвиг сварщиков в годы Великой Отечественной войны».
Цель работы – выяснить вклад сварщиков в приближение Победы, их роль в обеспечении техникой во время Великой Отечественной войны. Чтобы достичь поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
- познакомиться с особенностями работы сварщиков в годы войны;
- выявить новые достижения в сварочном деле, появившиеся в период войны;
- собрать материал об известных сварщиках того времени.
Объект исследования: сварочное производство.
Предмет исследования: вклад сварщиков в годы Великой Отечественной войны.
Работая над темой, мы использовали такие методы исследования, как сбор и изучение источников информации, выделение и синтез главных компонентов, анализ полученных данных.
Собирая информацию по изучаемой теме, мы опирались на различные источники, главными из которых являются сайты Интернет.
Теоретическая значимость данной работы заключается в обобщении теоретических знаний о технологиях и материалах, применяемых во время Великой Отечественной войны в сварочном деле, о вкладе сварщиков в дело Победы.
Практическая значимость исследования состоит в том, что оно может быть использовано студентами для повышения образовательного уровня, а также в том, что материалы нашей работы могут быть полезны для подготовки к занятиям и в дальнейшей профессиональной деятельности.
Моя будущая профессия – сварщик, и мне интересно узнать о том, какой вклад внесли мои предшественники в развитие сварочного дела, о том, как они трудились в годы войны. Поэтому эта тема мне близка и интересна.
Структурно работа состоит из введения, трех разделов, заключения и списка литературы.
  1. НАУКА НА СЛУЖБЕ СВАРОЧНОГО ДЕЛА В ВОЕННЫЕ ГОДЫ  
Организациям, занимающимся сварным делом, научным лабораториям, в первые же дни войны пришлось решать несколько задач: наращивание производства военной техники (необходимо было эффективное и качественное вооружение), улучшение используемых технологий сварки, разработка и внедрение новейших технологий и способов сварки, восполнение штата специалистов-сварщиков, ведь многие из них ушли на фронт. Вот в таких непростых условиях работало сварочное дело. Однако все эти сложности послужили толчком для повышения производительности, модернизации производства, расширения применения и совершенствования сварочных процессов.
  1. Технология ав Профессиональный подвиг сварщиков в годы Великой Отечественной войны томатической сварки под флюсом
Серьезным прорывом сварщиков в непростые годы войны, считается внедрение и широкое использование автоматической сварки под флюсом. Особенное значение данная технология имела в производстве танков. Авторами-разработчиками автоматической сварки стали сотрудники Института электросварки академии наук Украина (АН УССР), которым руководил Евгений Оскарович Патон. Институт был перевезен на Урал в Нижний Тагил – уральский танкоград. Вскоре на Уралвагонзаводе им. Ф.Э. Дзержинского разместился танковый завод им. Коминтерна, эвакуированный из Харькова. Именно на этом заводе прошла первые испытания и производственные проверки автоматическая сварка под флюсом.
Технология применялась для изготовления вагонных платформ. Приобретенный опыт и квалифицированные кадры, позволили быстро и широко развернуть работу по освоению технологии автоматической сварки под флюсом танковой брони. Одновременно начали внедрять автоматическую сварку при изготовлении артиллерийского вооружения и боеприпасов. С помощью скоростной автоматической сварки под флюсом было организовано поточное производство фугасных авиабомб, реактивных снарядов для «катюш» и других видов вооружения и боеприпасов.
 Необходимо отметить, что технология сварки сталей, имеющих высокую прочность, до этого времени не использовалась ни в одной стране мира. Только в начале 1945 года США приступили к использованию сварки под флюсом, для постройки танков бронекорпусов и самоходных установок для артиллерийской стрельбы. До конца войны автоматическая сварка бронекорпусов танков так и не была освоена в Германии [1].
В течение пяти месяцев, без выходных, работая в сутки по 10-12 часов, научные сотрудники института смонтировали и запустили девять автоматических установок для сварки отдельных узлов танков, разработали технологический процесс, смонтировали и запустили установки для скоростной сварки авиабомб. Кроме того, запустили первую в мире поточную линию для изготовления бронекорпусов танков, которая позволила заметить 280 сварщиков, всего 57 рабочими, большая часть из которых были девушки. За короткий период подготовили кадры: сварщиков, работающих на автоматах, и мастеров-наладчиков.
Одной из профессиональных побед сварщиков, стал сваренный под флюсом первый в мире сварной танк. Результаты испытаний, проведенных в январе 1942 года, были убедительны: автоматические швы, после обстрела остались целыми, в то время, как швы борта, сваренного вручную, были повреждены. Технология флюсовой сварки была рекомендованы к использованию и на других заводах страны. В конце 1942 г. на танковых, минометных, артиллерийских заводах Советского Союза уже работало около 40 установок для автоматической сварки.
Институт электросварки на протяжении всего военного периода активно оказывал помощь военным заводам.
В 1943 году: осваивается скоростная автоматическая сварка под флюсом, на заводах Наркомата танкового производства работают 50 сварочных установок; благодаря скоростной автоматической сварки под флюсом, организовано поточное производство фугасных авиабомб, реактивных снарядов для знаменитых «катюш» и много других видов вооружения и боеприпасов.
В 1944 году: в стране запущено 100 автосварочных установок, которые способствовали значительному увеличению количества выпускаемых боевых машин, боеприпасов и вооружения высокого качества для нашей Армии. Например, только на заводе им. Коминтерна было изготовлено 2400 км. шва, с помощью автоматов для сварки под флюсом.
Еще перед войной Центральный научно-исследовательский институт технологии машиностроения (ЦНИИТМАШ), основанный в 1929 году, успешно освоил сварку под флюсом электродной проволокой, разработал и испытал хороший флюс типа ОСЦ-45 и технологию скоростной сварки разного рода конструкций, спроектировал несколько установок для этого процесса [4]. Сотрудники отдела сварки ЦНИИТМАШ особое внимание уделяли разработке технологии сварочных материалов и оборудования для автоматической сварки под флюсом и их использованию в производство боеприпасов. На автоматах конструкции ЦНИИТМАШ можно было сваривать как длинные прямые швы на горизонтальной плоскости, так и круговые больших и малых диаметров, что было особенно важно при изготовлении боеприпасов.
  1. «Эффект саморегулирования дуги»  
Владимир Иванович Дятлов совершил еще один прорыв в сварочном деле. В 1942 году им был открыт новый способ сварки, который получил название «эффект саморегулирования дуги». Данный способ позволил создавать простые и надежные установки для скоростной автоматической сварки. Довольно много таких установок появилось на военных заводах страны в годы войны, созданием большей из них части руководил Платон Иванович Севбо. Именно П.И. Севбо упростил сварочную головку с постоянной скоростью подачи электродной проволоки (А-80), приводившуюся в действие двигателем с переменным током. Эти очень простые, но эффективные установки с начала 1943 года начали использоваться для автоматической сварки.
Следующим этапом в развитие стало создание П.И. Севко сварочного оборудования, которое передвигалось вдоль шва самостоятельно (А-81). Причем данный аппарат использовался активно еще долгие годы после окончания войны. Уже в советские послевоенные годы усовершенствованный аппарат стал сварочным трактором (ТС – «трактор сварочный»).
  1. Применение технологии контактной сварки  
Технология контактной сварки особое значение приобрела в годы войны, так как позволяла активно использовать штампосварные конструкции при производстве различного вооружения (артиллерийского, стрелкового). Так на ЦНИИТМАШ уже в начале войны был изготовлен, на основе штампосварных деталей, пистолет-пулемет (ППШ и ППС). Авторами-разработчиками стали Г.С. Шпагин и А.И. Судоев. Кроме того, работники Института в условиях работы подвижной платформы использовали установку для контактной сварки рельсов.
За период Великой Отечественной войны научные сотрудники одной из лабораторий на Горьковском автомобильном заводе, за небольшой промежуток времени, наряду с выпуском автомашин, наладили изготовление артиллерийских самоходных установок, боеприпасов для «катюш» и различной продукции, которую они ежедневно отправляли на фронт.
Необходимо отметить, что сварочные процессы активно использовались не только при изготовлении танков и боеприпасов, но и для сварки алюминиевых баков и рам под моторы, в авиации. Кроме того, авиабомбы различных типов, детали для «Катюш», для самолетов бронекорпуса (Ил-2, Як-7, Ла-5, Пе-2), артиллерийских орудий, гильз снарядов, корпусов торпед и мин, которые выпускались на танковом заводе в Нижнем Тагиле (Уральский танковый завод).
Именно специалистами-сварщиками было реконструировано и подготовлено к использованию большое количество поврежденных трубопроводов, металлических мостов, поездов и различной другой техники, и металлических конструкций.
  1. Ладожский подводный трубопровод
Отдельно нам, как жителям Санкт-Петербурга, стоит отметить строительство подводного бензопровода в осажденный Ленинград через Ладожское озеро в мае-июне 1942 года.
На Ладоге строились подводные железнодорожные спуски и подъемы: цистерны с бензином, застрявшие у озера, спускали прямо на воду и буксировали на противоположный берег, где снова ставили на рельсы. Весной 1942 года вопрос, как по дну перейти Ладожское озеро, стал в буквальном смысле вопросом жизни и смерти: в блокадном городе горюче-смазочных материалов оставалось на 100 дней.
Задача стояла очень сложная: работать нужно было быстро и тайно, а опыта сооружения подобных магистралей не существовало ни в отечественной, ни в зарубежной практике. 25 апреля 1942 года Государственный Комитет Обороны подписал постановление о строительстве трубопровода, назначив срок 50 дней.
Бензопровод строил сварочно-монтажный трест Наркомстроя. Сварочными работами руководил А.С.Фалькевич. Подводная часть бензопровода проложена совместно с ЭПРОН Краснознаменного Балтийского флота. Бензопровод был изготовлен из труб диаметром 101 мм. Его протяженность – 30 км, в том числе по дну Ладожского озера 21,5 км и 8,5 км по суше. В качестве основного метода соединения труб была выбрана ручная дуговая сварка. Хотя строительство проводилось в сложных фронтовых условиях, качество сварочных работ было высоким: из 4500 стыков дефекты обнаружены только в одном. Задание было выполнено за 43 дня - 16 июня 1942 года.  Бензопровод успешно эксплуатировался вплоть до снятия блокады.
Строительство Ладожского трубопровода было грандиозным инженерно-техническим достижением советских специалистов-трубопроводчиков. Но главное в том, что это успешное строительство явилось крупнейшим прорывом блокады Ленинграда, обеспечившим осажденный город так ему необходимым топливом и по значимости равным многим большим сражениям Великой Отечественной войны.
  1. УЧЕНЫЕ, ВНЕСШИЕ БОЛЬШОЙ ВКЛАД В СФЕРЕ СВАРКИ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ  
2.1 Патон Евгений Оскарович
Евгений Оскарович (1870-1953) – советский ученый-механик, инженер, блестящий конструктор. Сфера его интересов - это сварочное дело, строительная механика и мостостроение. Стоял у истоков создания института электросварки, которым затем руководил. В настоящее время учреждение носит его имя.
Е.О. Патон в начале Великой Отечественной войны разработал уникальную технологию сварки специальных сталей, которые легли в основу производства сварных труб.
70-летний Е.О. Патон в годы Великой Отечественной войны совершил подвиг — силами своего, тогда очень небольшого Института электросварки АН УССР, эвакуированного в Нижний Тагил — один из уральских «танкоградов», — разработал и внедрил технологию автоматизированной сварки броневых корпусов танков Т-34.
Он был руководителем коллектива научных сотрудников, которые разработали и применили технологию автоматической сварки под флюсом в военном производстве. Внедрение данной технологии снизило трудоемкость изготовления танков Т-34 в 8 раз, это позволило использовать труд подростков и женщин. После войны технология широко использовалась в производстве сельскохозяйственной техники, в частности тракторов ТС-17.
Ему принадлежит заслуга создания новых сварных конструкций. Широко известен как инженер – создатель клепальных мостов, которых он построил более 100. Один из крупнейших находится в Киеве и назван его именем – Мост Патона.
Евгений Оскарович, за выдающиеся научно-технические достижения, присвоено звание Героя Социалистического труда. Он награжден орденом Ленина и золотой медалью «Серп и Молот» [2].
 
2.2 Севбо Платон Иванович
Платон Иванович (1900-2001) – советский ученый-изобретатель. Начинал свою трудовую деятельность сельским учителем, затем работал техником. С 1937 года являлся сотрудником института сварки.
В годы войны, работал на Уральском танковом заводе, где разработал упрощенную сварочную головку (А-80) с постоянной скоростью подачи электродной проволоки, которая приводилась в действие электродвигателем переменного тока (рис. 3). Простота сварочного автомата позволяла построить его силами маленькой механической мастерской. Работая вместе с Патоном Е.О., усовершенствовал технологию и внедрил поточный метод изготовления средних танков, что значительно увеличило производительность труда и позволило сэкономить большие объемы материалов.
Платон Иванович, за огромный вклад и достижения в сварочном производстве, награжден Сталинской премией I степени, орденом «За заслуги» III степени, орденом Трудового Красного Знамени, и орденом «Знак Почёта» [4].
 
2.3 Дятлов Владимир Иванович 
Владимир Иванович (1907-1969) – видный советский ученый, доктор технических наук, профессор. Его профессиональные интересы - теория сварочных процессов, технология и металлургия дуговой сварки.
Поскольку в годы войны на сварочных автоматах часто работали рабочие низкой квалификации, необходимо было максимально упростить сварочные установки. В 1942 г. в Институте электросварки старший научный сотрудник В.И. Дятлов предложил заменить сложные сварочные головки с автоматическими регуляторами напряжения дуги механизмом, подающим электрод с постоянной скоростью. Это вытекало из его важного научного открытия явления саморегулирования мощной электрической дуги. На свое изобретение В.И. Дятлов получил авторское свидетельство.
В 1943 г. В. И. Дятлов предложил способ автоматической дуговой сварки генераторов постоянного тока с жесткой внешней характеристикой. Это позволило серьезно увеличить чувствительность и надежность саморегулирования процесса автоматической сварки.
Открытие явления саморегулирования мощной сварочной дуги, горящей под флюсом, является выдающимся достижением советской сварочной науки и техники. Оно вызвало большие изменения в области конструирования сварочных автоматов, так как дало возможность строить простые и надежные автоматы с постоянной скоростью подачи электродной проволоки.
Владимир Иванович долгое время возглавлял отдел сварки в центральном научно-исследовательском институте Технологии судостроения («Прометей»). Занимался освоение новых материалов, работающих в экстремальных условиях, принимал участие в разработке первого реактора для атомного ледокола «В.И. Ленин». Ему принадлежит разработка оптимальной технологии сварки алюминиевых сплавов, что позволило решить проблемы в ракетостроении.
Огромный вклад Дятлова В.И. в развитие ракетостроения и судостроения, а также в подготовку специалистов-сварщиков не остался незамеченным. Он награжден двумя орденами «Знака Почета» [3]. 
Названные выше ученые – это лишь малая толика, специалистов в области сварки, которые внесли огромный вклад в приближении Победы. Хочется еще отметить ученых-сварщиков К. К. Хренова, занимавшегося вопросами подводной сварки, Н. Н. Рыкалина, который занимался вопросам расплавления электродов и проплавления основного металла., А. А. Алова, изучавшим шлаковые включения и поры в металле шва, А. С. Гельмана, успешно исследовавшего точечною контактную электросварку элементов большой толщины. Кроме того, Н. О. Окерблом, В. П. Вологдин, С. А. Данилов, Г. А. Николаев, И. И. Прохоров и многие других.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
В тяжёлые годы Великой Отечественной войны все жители нашей страны, от мала до велика, «работали» на Победу. Большой вклад в Победу внесли не только ученые, развивающие сварочное дело, но и простые рабочие-сварщики, которые внедряли в производство новые достижения в данной области. Благодаря сварщикам создавался знаменитый танк Т-34, строился такой необходимый и важный бензопровод через Ладогу в блокадный Ленинград, ремонтировались поврежденные корабли, восстанавливались взорванные мосты и железные дороги. Ученые, конструкторы, инженеры, рабочие были поставлены в условия, когда необходимо было решать сложные проблемы в очень короткие сроки.
Можно перечислить многие научные лаборатории, институты, различные организации, которые в годы страшной войны, в сложнейших условиях, разрабатывали и внедряли новейшие технологии сварочного дела, совершенствовали процессы и оборудование. Например, предприятие «Прометей», Московское высшее техническое училище им. Н.Э. Баумана, институт электросварочного оборудования, институт автогенного оборудования. Но главными все же остаются люди – ученые, научные сотрудники, сварщики-специалисты и простые рабочие (иногда это были подростки, девушки и дети), взвалившие на свои плечи нелегкую долю - быть сварщиками – ковать на передних рубежах тыла Великую Победу!
Подводя итоги работы, делаю следующие выводы:
- в военные годы значительно возросла роль сварки, так как она являлась основой для производства военной техники и вооружения;
- за период войны в сфере сварки были разработаны новейшие технологии, способы и аппараты, которые сделали военное производство эффективнее;
- специалисты-сварщики, трудившиеся по 10-12 часов в сутки, не знавшие выходных и праздников, совершали настоящий подвиг в тылу;
- сварочные работы проводились в сложных условиях: подводная сварка (ремонт судов), прокладка железнодорожного пути и трубопровода в осажденный Ленинград, испытания боеприпасов для артиллерийского орудия и самоходок в условиях, приближенных к боевым.
Необходимо подчеркнуть, что все достижения в области сварки позволили нашей стране быстро и эффективно решать вопросы послевоенного восстановления экономики: в промышленности, сельском и коммунальном хозяйстве, в инфраструктуре и многом другом. Например, были применены новейшие технологии в производстве труб большого диаметра при строительстве трубопроводов, в судостроении. Минимизировано применение ручной сварки во время установки доменных печей, где сварка под флюсом швов проводится в вертикальном положении. При строительстве резервуаров использовались новые методы, а для производства шахтных вагонеток, ламп, стояков и т.д, использовались комплексные сборочно-сварочные автоматы. Все это позволило быстро восстановить топливную и энергетическую промышленность.
Из всего выше перечисленного становиться очевидным, что в годы Великой Отечественной войны сварщики совершили настоящий профессиональный подвиг. И мы, сварщики XXI века, их потомки, должны не только свято помнить об этом, но и с достоинством продолжать начатое ими дело.

ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ
  1. Лось А.В., История развития сварочного производства: учеб. пособие/А.В. Лось, А.Ю. Воробьев. – Владивосток: Изд-во ДВГТУ, 2005. – 136 с.
  2. Википедия. Свободная энциклопедия. Патон Евгений Оскарович [Электронный ресурс] URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B0%D1%82%D0%BE%D0%BD,_%D0%95%D0%B2%D0%B3%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B9_%D0%9E%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87
  3.         Как была создана дуговая сварка. [Электронный ресурс]
URL: https://kak-eto-sdelano.ru/kak-byla sozdana-dugovaya-svarka/
  1. Литвинов А.П. В.И. Дятлов – один из основоположников научных основ сварки / Вестник Приазовского Государственного университета. №18/2008. [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/v-i-dyatlov-odin-iz-osnovopolozhnikov-nauchnyh-osnov-svarki/viewer
  2. Сварка в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. [Электронный ресурс] URL: https://welder-history.livejournal.com/18471.html
  3. Сварка металлов в СССР в период Великой Отечественной войны (1941-1945гг.) / SVARAK. Все о сварке. [Электронный ресурс] URL: http://svarak.ru/biblioteka/svarka-v-sssr-t-1/glava-4-svarka-metallov-sssr-period-velikoy-otechestvennoy-voynyi-1941-1945/ 

You have no rights to post comments

Авторизация

Перевод сайта

 
 

СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»

ПРИГЛАШАЕМ!

Приглашаем педагогов со стажем работы по специальности от 25 лет в Клуб ветеранов педагогического труда!

Только для вас - специальные образовательные мероприятия, интересные встречи и многие другие события.

Звоните по телефону: (812) 956-67-42 или пишите на e-mail: editor@ext.spb.ru

Просим всех, расскажите о Клубе своим коллегам, которые уже не работают в школе!

Ваши АНОО «АНЭКС» и Экстернат.РФ