Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг:  0 / 5

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

История русского костюма

Занятие «Я и мир вокруг» (предшкола)
                                                                                                                                                                                                       Шеховцова Елена Алексеевна
учитель начальных классов 1 кв. кат.
ГБОУ СОШ №68 Санкт-Петербурга
1. Автор (фамилия, имя, отчество)
 
Шеховцова Елена Алексеевна
 2. Место работы, должность.
 
ГБОУ СОШ №68» г. Санкт-Петербург     учитель начальных классов
3.Предмет
 
Учебный предмет «Я и мир вокруг»
4.Класс
 
Школа будущего первоклассника
5.Вид ресурса
 
Занятие с мультимедийным приложением
6.Название темы
 
История русского костюма
7.Цель, задачи. Цель: Развивать интерес к русскому народному костюму.
Задачи:
  1. Обобщить и конкретизировать знания детей о русском костюме.
  2. Познакомить детей с традиционным женским и мужским комплексом одежды, особенностями её изготовления и применения.
  3. Развивать мелкую моторику рук, художественный вкус и творческое воображение.
  4. Воспитывать чувство патриотизма, интерес к жизни наших предков.
 
8.Оборудование Проектор презентация, ноутбук, коллекция кукол в народных костюмах, народные костюмы, головные уборы, домотканая ткань, прялка,
 
 
Структура занятия. Время Деятельность учителя Характеристика деятельности учащихся УУД
1.Оргмомент.
1 мин.
 
2.Сообщение темы занятия
2 мин
Встали ровненько около своих парт. Улыбнулись  друг другу и подарили хорошее настроение
 
 
Сегодня на наше занятие пришли куклы. В садике вы с ними играете, а в школе они нам будут помогать узнавать новое.
-Давайте их рассмотрим. Что необычное заметили?  одевались очень давно.
Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить на нашем занятии?
Верно, сейчас мы поговорим о русском костюме.
 Усаживайтесь  поудобнее, я начинаю рассказ.
 

 
Стоят около своих рабочих мест
Улыбаются друг другу
Стоят около стульев
 
ПО детей : одежда
 
 
ПО: как одевались очень давно.

 
Личностные УУД:
Создание психо-эмоциональной стабильности
 
 
 
 
УУД (познавательные, регулятивные): обеспечивает высокий уровень вовлеченности
3.Изучение нового материала
 13 мин.
 
 
 
 
 
 
 
 

 
Из чего делали ткань.
 
   Не было в те давние времена ни швейных машин, ни таких больших магазинов, как сейчас, где можно купить любую одежду. Все женщины в русской деревне умели прясть, ткать, вышивать и шить одежду для себя и своей семьи.
Как вы думаете, из чего шили одежду люди давным-давно?
 
Из выращенного льна женщины сами делали пряжу (скручивали нити) в каждой семье были прялки
(Показ прялки)
 
 
Скручивание нити
-Давайте попробуем скрутить нити (кусок ваты)
Трудное это занятие. Не расстраивайтесь если, у вас не получилось. Зато мы теперь знаем как это трудно.
 
 
 
Затем  ткали полотно, из которого потом шили  рубахи, сарафаны, юбки, штаны. Такая одежда называлась домотканой, т.е. сделанной дома

 
 
 
 
 
 
 
ПО: Лен, шерсть
 
 
 
Рассматривают, как работает
прялка
 
 
 
 
Из ваты скручивают нити
 
 
 
 
Показ одежды
Пробуют на ощупь
 
 
УУД коммуникатив-ные: выражать свои мысли, быть терпимыми к другим мнениям
 
 
 
 
 
 
Познавательные УУД: проводить несложные наблюдения и ставить  опыты, следовать инструкциям и правилам при проведении эксперимента.
  Элементы  народного костюма
Рассказ сопровождается одеванием помощницы-девочки
 
Главной частью русского народного костюма была рубаха – это длинная, ниже колен, одежда.
     Вторым основным элементом является сарафан. По форме сарафан – это высокая юбка, закрепленная с помощью лямок. Надевали сарафан поверх рубахи. Сарафаны шили из тканей, разрисованных пышными букетами, украшали серебряными и позолоченными пуговицами.

 
 
Рассматривают
Познавательные УУД:    узнавать изученные объекты, извлекать необходимую информацию.
  Другой женский комплект одежды состоял из рубахи и понёвы.
- Что такоё понёва?
Понёва – одежда типа юбки, которую одевала женщина после замужества.
Неотъемлемым элементом женского костюма был передник. Носили его поверх рубахи или сарафана.
-А для чего был нужен передник?
- Как сейчас называют передник?
 
В русском женском костюме особое внимание уделялось головному убору. Головные уборы были разными. По головному убору , можно было узнать из какой местности женщина,  замужем ли она. Так, например, молодые девушки в старину носили вокруг головы, венок, повязку или атласную ленту. Волосы они заплетали в косу, вплетали в неё яркие ленты, цветные нити. Замужние женщины заплетали две косы и носили кичку — твердую шапочку. Распространенным головным убором были кокошники. Их украшали речным жемчугомзолотыми и серебряными узорами, драгоценными камнями.    
 Посмотрите сколько разных видов головных уборов. Это не случайно, считалось, что непокрытые волосы замужней женщины приносят несчастье и с непокрытой головой она не могла не только выйти на улицу, но и показаться дома.

 
Рассматривают
 
 
 
 
 
ПО: защищать одежду от загрязнения.
 
Показ фартука
 
 
 
Показ  головных уборов
Познавательные УУД: узнавать изученные объекты, извлекать необходимую информацию, сравнивать и анализировать.
 
 
 
Познавательные УУД: узнавать изученные объекты, извлекать необходимую информацию, сравнивать и анализировать.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
4.Физкультминутка
2 мин
Мужской костюм
Основой мужского костюма тоже была рубаха.  Рубаха эта была не такой длинной, как у женщин и доходила до колен.
Ворот вырезался по шее и имел впереди  прямой разрез, который завязывался на шнурки или застегивался на пуговицы. Ещё были рубахи-косоворотки, т.к. ворот был сбоку.
Рубаху мужчины носили навыпуск и обязательно подпоясывали узким пояском с кистями, который ещё называли опояском или широким поясом - кушаком и подпоясывали так, чтобы больше выдавался живот. Толстыми животами в ту пору гордились.
Раньше люди верили, что пояс оберегал от болезней, разных несчастий, выходить без пояса из дома считалось неприличным. Белые и красные рубахи считались особо нарядными, их одевали только по праздникам.
Обязательной частью мужского костюма были широкие, длинные штаны – порты.
Головные уборы мужчин были проще женских. Летом надевали с рубахой шляпу или картуз.
Обувь на Руси
Самой распространенной обувью  на Руси были  лапти, которые плели из лыка или бересты. Лыко — это часть коры молодых лиственных деревьев, например липы, а береста — наружная часть коры березы. Чтобы получить лыко, срубали молодые деревья, сдирали с него кору в виде полосок, из которых потом плели лапти.
 

 
  • Ши-ши попляши!            
  • Все танцоры хороши!      
  • Ой-ой та-Ра-Ра!
  • Лучше всех детвора!
  • Я скачу, скачу, скачу
  • Пляску русскую учу!
  • Сели – встали, сели – встали,                
  • Словно Ванькой-встанькой стали
 
 
 
Рассматривают костюм
 
 
 
 
Показ косоворотки
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Показ головных уборов
 
 
 
 
 
 
 
Показ лаптей
 
 
 
  «ковырялочка»
 
 
 
    «козлик»
 
«пружинка»
Познавательные УУД: узнавать изученные объекты, извлекать необходимую информацию, сравнивать и анализировать.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Личностные УУД
Создание психо-эмоциональной стабильности.

 
5.Изучение нового материала
12 мин.
Работа с пословицей
На Руси есть пословица:
 «Делу – время, потехе – …». Пора беседу продолжать.

 
Договаривают пословицу и объясняют ее значение
Садятся за парты
 
  Вышивка
Все костюмы и женские и мужские непременно были украшены вышивкой. А для чего это делали? Вышитые узоры - это не просто крестики, ромбики, волны и кружочки. В старину они многое обозначали.
 Извилистая линия – это вода; круг – солнышко; квадрат или ромб – земля, а крест оберегал людей от злых сил. Считали, что изображение птицы, например, приносит радость, добро.
Вышивка служила «оберегом» - т.е. оберегала человека. Украшая этими знаками свою одежду, люди надеялись, что это принесет им счастье, здоровье, хороший урожай, спасет их от злых сил.
 

 
 
Рассматривают образцы вышивки
Познавательные УУД: узнавать изученные объекты, извлекать необходимую информацию, сравнивать и анализировать.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Задание: «Составь оберег»
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
Одежду на Руси берегли, не выбрасывали, передавали по наследству, перешивали и донашивали до полной ветхости. А где хранили вещи?
           В сундуке моем добро
Бережно храниться.
Когда времечко придет,
Доченьке сгодится.
Так говорили в старину.
 Давайте покажу, что в сундуке своем храню.
Учитель достает бумажные силуэты национальной одежды (сарафан, рубаха без орнамента).  Предлагает игру «Составь оберег»
Когда раньше работали, пели народные песни
Рукодельницы старались выполнить свою работу красиво, чтобы не стыдно было ее показать. Вы тоже выполняйте красиво и аккуратно, чтобы вашим домашним было приятно смотреть на вашу работу.
 
 
Очень много труда требовалось, чтобы сшить да украсить такие наряды. А после работы шли все от мала до велика в нарядах песни петь, плясать, да в игры играть   
 
 Какую пословицу уместно сказать?
 
 
 Народная игра «Ручеёк». 

 
 
ПО : в сундуках
 
 
 
 
 
 
 
Обводят узор  фломастером на рубахе.
Работают под музыку « Во поле береза стояла»
Показывают с места свои работы
 
 
 
 
 
 
ПО:  Сделал дело – гуляй смело.
 
Играют в «Ручеёк». 
 
 
 
 
 
 
Личностные  УУД: проявление познавательного интереса, определенных познавательных потребностей и учебных мотивов,
положительного отношения к школе и адекватного представления об учебной деятельности.
 
 
 
Личностные УУД: умение общаться,  учитывать интересы других
игра «Кем я буду» Шло время. Постепенно шитье одежды и обуви стало делом специалистов. Раньше и портные назывались по - разному,  в зависимости от того, что они шили. 
- Ребята, давайте встанем в круг и поиграем с вами в игру «Кем я буду» (необходимо взять мячик)

Если я шью шубу – значит я шубник, 
  • рукавички -…
  • карманы-…
  •  сарафаны-…
  •  Рубашки-…
  • Шапки -…

     
 
 
 
 
Отвечают по одному
 
ПО: рукавичник,  
       карманник,
       сарафанник
       рубашник,
       шапошник,


 
 
Познавательные УУД: узнавать изученные объекты, извлекать необходимую информацию, сравнивать и анализировать.

 
  1. Обобщение
3мин.
Давайте вернемся к нашим куклам. Расскажите, в чем они одеты Фронтальный опрос. Перечисляют элементы русского костюма: рубаха, сарафан, передник, порты, картуз. Личностные  УУД: проявление познавательного интереса, определенных познавательных потребностей и учебных мотивов,
положительного отношения к школе и адекватного представления об учебной деятельности.
  1. Рефлексия
2 мин
Что больше всего понравилось на занятии?
О чем расскажите дома?
Что еще о русском костюме хотели бы узнать на наших занятиях?
 
  Спасибо вам за работу , вы все были молодцы и на память я дарю
вам  изображение русского костюма.
 
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

ПРИГЛАШАЕМ!

Приглашаем педагогов со стажем работы по специальности от 25 лет в Клуб ветеранов педагогического труда!

Только для вас - специальные образовательные мероприятия, интересные встречи и многие другие события.

Звоните по телефону: (812) 956-67-42 или пишите на e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Просим всех, расскажите о Клубе своим коллегам, которые уже не работают в школе!

Ваши АНОО «АНЭКС» и Экстернат.РФ

Авторизация

Перевод сайта