Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Формирование коммуникативных умений - необходимое условие  индивидуального развития младшего школьника

(lena.gretzova@yandex.ru)
Грецова Елена Ивановна,
учитель начальных классов
ГБОУ СОШ №158 Санкт-Петербурга

 

Человеческий ум воспитывается учением и мышлением (М. Цицерон)

 

Одним из основополагающих принципов обновления содержания образования является личностно-деятельностный подход, предполагающий опору на субъективный опыт учащегося, актуальные потребности и возможности учащихся. В связи с этим остро встает вопрос об организации приемов и упражнений, направленных на развитие коммуникативных умений младших школьников.

Формирования коммуникативных умений необходимы для успешной самореализации личности на всех этапах образования.

 Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по деятельности или общению, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников, и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество  со сверстниками и взрослыми.

Формирование коммуникативных умений учащихся позволит в совокупности с другими универсальными действиями  повысить эффективность образовательного  и воспитательного процесса.

Формирование коммуникативных умений – это умение

-       раскрывать тему, основную мысль;

-       находить материал к высказыванию;

-       систематизировать материал, собранный к высказыванию;

-       строить высказывания в определённой композиционной форме правильно, точно, ясно и по возможности ярко;

-       высказывать собственное отношение к происходящим событиям.

Для развития коммуникативных умений педагог должен следить за речью учащихся, добиваться полных ответов, учить вести диалог, учить слушать задание, совершенствовать навыки работы в группе, в парах, проводить отбор учебного материала, выделять главное и второстепенное, учить детей высказывать свою точку зрения и аргументировать ее.

Коммуникативная культура учащихся  в настоящее время заметно снизилась. Словарный запас очень скуден. Учащиеся не умеют  слушать и слышать собеседника, понимать содержание чужих текстов, с трудом оформляют свои мысли в тексты.

 Все это сказывается и на освоении предметных знаний и умений и на качестве знаний в целом. Обучая детей, нужно создавать особое пространство учебной деятельности, в котором ученик  активно включается в коллективный поиск истины, высказывает, аргументирует свою точку зрения.

Ребенок, работая в группе, постепенно учится  общаться, отвечать за свою деятельность перед  группой, договариваться при возникающих противоречиях, развивает умение понятно излагать свои мысли ,формулировать выводы.

Принципиально меняется позиция учителя в учебном процессе. Педагог не столько объясняет предметный материал, сколько запускает определенные процессы в учебной группе, создает и отслеживает ситуации взаимодействия между учениками, организует коммуникацию, является организатором рефлексии. Умение слушать, слышать, понимать определяется через то, умеет ли ребенок после прослушанного задать какие-либо вопросы, высказать свою точку зрения.

Проверка сформированности коммуникативных умений на уроках может строиться на основе изучаемого материала  или путем воспроизведения учащимися наиболее типичных ситуаций общения и решения конкретных коммуникативных задач.

Контроль следует рассматривать как измерение достижений, а не как подсчет ошибок. Контроль и оценивание результатов учебной деятельности учащихся должны выступать не как репрессивная мера, не как средство принуждения, не как источник возникновения противоборства между учителем и учеником, а как стимул к учению, как условие преодоления психологического барьера, как источник радости учебного труда. Контроль – это подсистема в рамках системы обучения в целом, реализующая присущие ей функции, имеющая собственный объект, свои методы. Однако контроль будет лишь тогда эффективен и способен выполнить свои функции, когда организуется и проводится с учетом специфики  учебного предмета, когда правильно определены объекты контроля.

Прежде всего, коммуникативная направленность характеризуется тем, что на первый план в качестве важнейшей цели обучения выдвигается формирование умений и навыков речевого общения, или коммуникации. Реализация коммуникативной цели обучения предполагает, что речевая деятельность формируется во всех ее видах: чтении, говорении, письме, слушании. При этом осуществляется комплексное овладение всеми видами речевой деятельности как необходимое условие общения.
Коммуникативная компетенция - это знания, умения и навыки, необходимые для понимания чужих и порождения собственных программ речевого поведения, адекватных целям, сферам общения.

Серьезное внимание при формировании коммуникативных умений следует уделить работе с текстом. Именно через текст реализуются все цели обучения в их комплексе: коммуникативная, образовательная, воспитательная. Весь материал урока организуется вокруг текста, работает на него. Текст является единицей обучения, единицей содержания обучения, единицей контроля. Для повышения качества образования необходимо формировать коммуникативную компетентность.

Учитель старается создавать условия, когда учащиеся высказывают свою точку зрения и понимают изучаемый материал. Необходимо сформировать  у учащихся правила  коммуникативных норм в рамках задаваемых вопросов (корректность, проговаривание смысла содержания обсуждаемой темы и другое).

Особо хочется отметить необходимость уметь разбивать текст на микрочасти, выделять микротемы и определять основную мысль каждого отрезка текста, т.к. целостное восприятие текста у ребенка затруднено, поэтому такая форма работы способствует выделению главного, определению понятного и непонятного, формулированию вопросов на понимание и обсуждение. После длительной и кропотливой работы учащиеся успешно справляются с предложенными заданиями. Трудность учащиеся испытывают в заданиях, где нужно дать аргументированный ответ, используя дополнительную информацию, потому что у учащихся круг знаний или не всегда достаточен, или же они не могут применять материал, накопленный при усвоении других тем.При выборе форм, методов, приёмов работы по формированию коммуникативной грамотности у учащихся  необходимо  учитывать следующие принципы:

-       ситуативность;

-       коллективное  взаимодействие;

-       жизненная ориентация обучения;

-       личностно ориентированная самостоятельная работа;

-       вовлечение детей  в коммуникативную деятельность.

Выделенные принципы реализуются в приемах: 1) ролевого общения; 2) дискуссионного общения; 3) формирования ориентировочной способности учащихся; 4) обучения коммуникативному взаимодействию (обмен информацией, принятие групповых решений, координация совместных действий и др.).

Возраст 6-10 лет эффективен для развития коммуникабельности детей, они учатся контролировать и оценивать поведение друг друга, вести диалог и др., что определяет ведущую роль коммуникативных умений  в формировании ребёнка как неповторимой индивидуальности с позиции концепции педагогики индивидуальности.

Таким образом, формирование коммуникативных умений младших школьников – чрезвычайно актуальная проблема, так как уровень формирования коммуникативных умений влияет не только на результативность обучения детей, но и на процесс их социализации и развития личности в целом.

Литература:

1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: Пособие для учителя/А.Г.Асмолов, Г.В.Бурменская, И.А.Володарская и др.; под ред. А.Г.Асмолова. – 2-е изд-е. – М.: Просвещение, 2010 (а).

2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373. Режим доступа: http://standart.edu.ru.

3. Амонашвили Ш.А. Гуманно–личностный подход к детям. М.: Институт практической психологии, 1998 г.

4. Сорокоумова Е.А. Уроки ОБЩЕНИЯ в начальной школе. М.: 2008 г.

5.. Эльконин Д. Психология обучения младшего школьника. М.: Знание, 1990 г.

6. Ярулов А.А. Структура занятий индивидуально – ориентированного способа обучения.//Школьные технологии. Научно – практический журнал школьного завуча, 2005 г.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

ПРИГЛАШАЕМ!

Приглашаем педагогов со стажем работы по специальности от 25 лет в Клуб ветеранов педагогического труда!

Только для вас - специальные образовательные мероприятия, интересные встречи и многие другие события.

Звоните по телефону: (812) 956-67-42 или пишите на e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Просим всех, расскажите о Клубе своим коллегам, которые уже не работают в школе!

Ваши АНОО «АНЭКС» и Экстернат.РФ

Авторизация

Перевод сайта