Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг:  4 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активна
 

 

Реализация ФГОС через проектную деятельность в курсе естествознания для 5 класса.

                                                                                  Учителя физики лицея 623 

                                                                                  Илляшик Л.П., Шабловская В.С.

                                           Аннотация.

       Представлен опыт работы с использованием технологии проектов в пропедевтическом курсе «Естествознание» для 5 класса.

       

        Пятый класс по заинтересованности детей  к обучению  наиболее благоприятен для развития навыков к проектной деятельности, а  структура  предмета по естествознанию в 5 классе, представляющего собой отдельные вполне законченные блоки из разных областей естествознания,  открывает возможности  для обучения детей с использованием технологии проектов практически в любом блоке курса. Метод проектов относится к новым педагогическим технологиям [1,2] и широко внедряется в соответствии с требованием ФГОС не только в начальной школе [3], но и, являясь  образовательной технологией XX1 века [4], подходит для основной и старшей ступени обучения [5].

       В текущем году в 5 а и 5 б классах  с использованием метода проектов  разработаны несколько тем. Схему работы над проектом  кратко можно представить  в виде  нескольких этапов:

- формулировка целей и задач проекта, 

- постановка конкретной задачи перед каждым участником или группой учащихся (с обязательным подробным объяснением ожидаемых результатов) на выполнение которой отводится одна – две недели,

- самостоятельная работа  детей по сбору материалов и их оформлению. Роль педагога на этой стадии сводится к просматриванию собранных сведений и консультации по их оформлению,

-  рассмотрение готовых материалов и их доработка,

-  окончание проекта или публичное представление результатов групповой или индивидуальной работы.

        Первым опытом  стал проект «Путешествие по планетам Солнечной системы», разработанный при изучении темы, связанной с астрономией. В каждом классе были сформированы экипажи космических кораблей, которые «отправились» в виртуальное путешествие на одну планету или группу планет.   Каждому экипажу необходимо было придумать название корабля, эмблему, девиз, распределить роли: командир корабля, штурман, журналист, художник, исследователь или научный работник, собрать научные  сведения о планете; написать рассказ о путешествии, в котором можно фантазировать, сделать рисунки, макеты или презентации к своему отчету.

        Законченную работу каждый экипаж представлял всему классу.  Результаты работы над проектом были размещены на стенде творческих работ в лицее и помещены в интернете [6, 7].

            Следующий проект, выполненный уже в начале текущего года, разработан по теме  " Гидросфера. Круговорот воды в природе" и получил название «Путешествие капельки». В этом варианте, при сохранении основной схемы проекта, предусмотрено  два этапа:  домашняя разработка темы и работа над проектом в классе.  На первом этапе учащиеся воздавали индивидуальные или групповые рассказы, комиксы, «фильмы»  о  путешествии капельки, которые рассматривались на уроке.  Из  этих сообщений были выбраны три наиболее интересных и к ним  были выполнены совместные иллюстрации. На этом этапе работа проводилась в парах. Рассказы были разбиты на отдельные абзацы, к которым на уроках каждая пара  создавала рисунки. Для выполнения этой работы потребовалось два урока. Результаты работы над этим  проектом были не только представлены на стенде и выложены в интернете, но и дети с удовольствием показали их в начальной школе, тем самым пятиклассники сами инициировали еще один проект, затронувший проблемы экологии. Первоклассникам было предложено написать на листах, имеющих форму капли,  мини-сочинения  на тему «Что беспокоит каплю» или «Чему капля радуется». Ученики пятого класса сами не только руководили работой, но и помогали малышам ее разрешить. Капли получились грустные и веселые, с рисунками, иллюстрирующими проблемы капли с позиций первоклассников.

Фотографии  этой работы можно увидеть по адресу [7].

     Проект под названием  «Неповторимая планета Земля» является комплексным и состоит из нескольких частей, каждая из которых представляет собой самостоятельный минипроект, посвященный нашей планете. В состав проекта вошли  мини проекты  природные зоны,   растения и животные планеты.  Заключительный проект курса   затрагивает вопросы экологии. Детям  на выбор было предложено    два варианта :  "О мусоре" и "Осторожно, клещи!". По желанию работы выполнялись в индивидуальном или коллективном вариантах. Лучшие из работ были распечатаны в виде листовок, которые сами авторы раздавали учащимся  при входе в школу.  

        В заключение следует отметить, что проектная деятельность  носит элемент творчества, а интерес детей к творческой работе всегда выше и, что особенно важно, такая работа  направлена на формирование общеучебных умений: поиск информации, ее обработка, умение представить в виде рассказа, создание иллюстраций и  презентаций. Работа над проектом создает навыки публичных выступлений, умения слушать, анализировать и оценивать информацию, так как по  каждому  представленному на общее обозрение материалу необходимо составить свое мнение. Работа в группах,  парах и с младшими школьниками  способствует развитию коммуникативной культуры учащихся. Метод проектов в настоящее время становится одним из важных факторов в арсенале педагога современной школы.

 

Источники информации

1. Эпштейн М. Метод проектов в школе  двадцатого века.  http://intellect-invest.org.ua/content/userfiles/files/social_history_pedagogic/material_period/Epschtain_Metod_proektov_v_school_HHh.pdf

2. Калинкин С. М.  Метод проектов и его использование в школе http://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/library/metod-proektov-i-ego-ispolzovanie-v-shkole

3. Василовская А. И. Метод проектов в начальной школе. http://festival.1september.ru/articles/501897/

4. Зачесова Е.В. Метод учебных проектов – образовательная технология XX1 века.  http://doob-054.narod.ru/project.html

5. Физики. 9-11 классы: проектная деятельность учащихся / авт.-сост. Н.А. Лымарева.- Волгоград: Учитель, 2008.

Стр.187.

6. http://vaskel19.blogspot.ru/

7. http://vseolt.blogspot.ru/

 

 

You have no rights to post comments

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»

ПРИГЛАШАЕМ!

Приглашаем педагогов со стажем работы по специальности от 25 лет в Клуб ветеранов педагогического труда!

Только для вас - специальные образовательные мероприятия, интересные встречи и многие другие события.

Звоните по телефону: (812) 956-67-42 или пишите на e-mail: editor@ext.spb.ru

Просим всех, расскажите о Клубе своим коллегам, которые уже не работают в школе!

Ваши АНОО «АНЭКС» и Экстернат.РФ