Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг:  0 / 5

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Эффективность реализации проектной методики в современном уроке химии
Отличительной чертой нового столетия является его "всепронизывающая проектность”.
Проективность – образовательная тенденция будущего. В условиях огромного информационного потока последних десятилетий актуальной становится задача развития активности и самостоятельности школьника, его способности к познанию нового и решению сложных жизненных проблем. Образованный человек в современном обществе – это не только и не столько человек, вооруженный знаниями, но умеющий добывать, приобретать знания и применять их в любой ситуации. Выпускник школы должен адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях:
1. самостоятельно критически мыслить,
2. быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах.
Речь идет о формировании у обучающихся современных ключевых компетенций:
-общенаучной,
-информационной,
-познавательной,
-коммуникативной,
-ценностно-смысловой,
-социальной.
А школа должна создавать условия для формирования личности, обладающей такими компетенциями. 
Для построения образовательного процесса, опирающегося на потребности, способности и возможности всех его субъектов, нам нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы обучения. 
Из большого числа современных методик и технологий наиболее адекватным поставленным целям, на мой взгляд, является метод проектов. Он дает возможность:
-организовать учебную деятельность, соблюдая разумный баланс между теорией и практикой;
-успешно интегрируется в образовательный процесс;
-обеспечивает не только интеллектуальное, но и нравственное развитие детей, их самостоятельность, активность;
-позволяет приобретать обучающимися опыт социального взаимодействия, сплачивает детей, развивает коммуникативность. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие творческого мышления.
Химия – одна из самых гуманистически ориентированных естественных наук: ее успехи всегда были направлены на удовлетворение потребностей человечества. В условиях резкого сокращения времени, отводимого на изучение химии при сохранении объема ее содержания, снижается интерес учащихся к предмету, перед учителем возникает задача - как организовать процесс обучения так, чтобы учащиеся воспринимали химию как нужную и востребованную жизнью науку. Учить химии только традиционными методами невозможно, т.е. формировать химическую грамотность, обучать расчетам, максимально включать теоретические знания. Необходимо создавать условия для развития естественной познавательной активности ребенка и его самореализации через накопление индивидуального опыта.
Метод проектов, учитывает потребность сегодняшнего дня – смену приоритетов с усвоения готовых знаний на активную самостоятельную, познавательную деятельность каждого ученика.
Интеграция проектной деятельности в образовательный процесс.
Первоначально сам учитель знакомится с технологией организации проектной деятельности. Затем учитель должен научить учащихся работать над проектами. 
Основные требования, предъявляемые к проекту:
  1. в проекте обязательно должна быть решена какая-либо проблема;
  2. в процессе работы над проектом проводится исследование, используются различные исследовательские методы;
  3. исследование, как и весь проект, выполняется самостоятельно учащимися; (учитель не вмешивается в работу над проектом, он выступает в роли консультанта)
  4. содержательная часть проекта должна быть строго структурирована;
  5. результаты выполненного проекта должны иметь практическую значимость;
  6. результаты выполненных проектов должны быть материальны, т.е. оформлены;
  7. по окончании работы над проектом на этапе рефлексии необходимо проанализировать причины неудач и отметить положительные результаты. 
 
При выборе примерных тем проектов учитываются основные аспекты гуманитаризации школьного курса химии: историко-методологический, искусствоведческий, филологический, экологический, прикладной и региональный.
Историко-методологический аспекта в проектах: история развития вещества как части природы; история химического производства; история развития и становления химии как науки; жизнь и деятельность ученых-химиков. Такие проекты расширяют кругозор учащихся, устанавливают межпредметные связи, позволяют воссоздать сложную эволюцию научных знаний, показать роль научного предвидения.
Искусствоведческий аспект содержания курса химии позволяет раскрыть роль химии в становлении и развитии художественной культуры, в частности, живописи, скульптуры, архитектуры и декоративно-прикладного искусства. Работая над проектами такого содержания, учащиеся знакомятся с приемами обработки природных материалов, с созданием керамики, стекла, сплавов, лаков, красок и других искусственных материалов, из которых делают не только бытовые предметы и орудия труда, но и великолепные вещи, украшающие жизнь людей.
Филологический аспект содержания курса касается межпредметных связей учебного материала по химии с русским языком, литературой. При организации работы над проектами по химии я рекомендую учащимся обращаться к различным словарям. Зная происхождение слова, школьник не только верно напишет термин, но и глубже поймет его смысл. 
Огромное количество возможностей предоставляют для исследования химика тексты современной рекламы! 
В проектах экологического содержания курс химии дает возможность: раскрыть особую роль химической науки в экологии; привлечь школьников к исследовательской работе по изучению состояния природной среды; воспитать у учащихся чувство личной ответственности за ее сохранение. Работая над такими проектами, школьники приобретают практические умения и навыки, позволяющие им не только жить в окружающем мире, не разрушая его, но и посильно участвовать в мероприятиях по защите природы.
В процессе обучения химии следует использовать региональные местные данные, как наиболее знакомые и наиболее интересные для исследования учащимися. При выполнении проектов я ориентирую учащихся на то, что нужно опираться на местные условия природной среды, экологическую обстановку, преобладающие технологии, историко-культурные традиции своего региона, своей области, своего района, своей школы.
Для организации проектной деятельности я использую два вида урочных занятий:
  1. Проектный урок, он полностью состоит из работы на уроке над проектом. Здесь предполагается, высокая степень самостоятельности в выполнении проекта. Актуализируемые предметные знания по химии закрепляются, углубляются, расширяются в процессе работы над проектом и освоения нового знания учащимися. 
  2. Урок, на котором могут использоваться проекты, выполненные отдельными учащимися или группами учащихся во внеурочное время по каким-либо темам химического содержания, или межпредметные проекты. На таких уроках учащиеся презентуют свой проект. Овладение проектированием происходит не только при осуществлении целостного проекта на уроках, но и при включении в канву традиционного урока элементов проектной деятельности или какой-либо части проекта. 
Для проектной деятельности на уроках я использую следующие виды проектов: индивидуальные и групповые, монопредметные, краткосрочные, информационные, исследовательские.
Проекты во внеурочной деятельности. Организация работы над проектами возможна в рамках факультативных курсов, кружков, элективных курсов, во внеклассной работе по химии. Во внеурочной деятельности учащиеся выполняют проекты следующих видов: индивидуальные и групповые, межпредметные, среднесрочные и долгосрочные, информационные, исследовательские, творческие, практико-ориентированные (прикладные), ролевые. 
Работа над проектами включает в себя несколько этапов: 
Начинание; 
Планирование; 
Исследование; 
Защита; 
Рефлексия; 
Презентация. 
При выполнении проектов качественно меняются роли учащихся и учителя. Они различны на разных этапах проектирования. Педагог на всех этапах выступает в роли консультанта и помощника, координатора проекта. Учащиеся выступают активными участниками процесса. Акцент делается не на содержание обучения, а на процесс применения имеющихся знаний.
Анализируя опыт организации проектной деятельности по химии, я постаралась привести в систему накопившиеся факты, которые отчетливо указывают на следующие результаты применения проектного метода: работа над проектами стимулирует внутреннюю познавательную мотивацию и способствует повышению интереса к химии. Это подтверждается следующими фактами: уроки стали проходить более оживленно, учащиеся с нетерпением ожидают как момент начала работы над проектами, так и заключительный этап – презентацию; увеличилось количество учащихся, выбирающих химию, как предмет по выбору, выбирающих экзамен по химии для итоговой аттестации.
 

 

You have no rights to post comments

ПРИГЛАШАЕМ!

Приглашаем педагогов со стажем работы по специальности от 25 лет в Клуб ветеранов педагогического труда!

Только для вас - специальные образовательные мероприятия, интересные встречи и многие другие события.

Звоните по телефону: (812) 956-67-42 или пишите на e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Просим всех, расскажите о Клубе своим коллегам, которые уже не работают в школе!

Ваши АНОО «АНЭКС» и Экстернат.РФ

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»