Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Портфолио учащегося начальных классов
как инструмент воспитания

 Филиппова Мария Анатольевна,
учитель начальных классов
школы № 222 Санкт-Петербурга

Индустриальное общество превращается в информационное. Стремительно растут темпы внедрения технических разработок. Меняется номенклатура требований рынка труда к потенциальному работнику. Меняется роль образования в обществе. Ученик сегодня готовиться жить в быстро меняющемся мире. Следовательно, главное, что он должен приобрести, - способность самостоятельно и инициативно решать проблемы, даже приблизительный список которых составить невозможно. Академическая успешность в сфере науки не гарантирует теперь способности жить в новом, меняющемся мире. Школа обязана сегодня главные усилия в сфере образования направлять на развитие, прежде всего, тех способностей, которые не вытекают из каких-то абстрактных «общественных потребностей», а требуются самому человеку для успешной самоактуализации и самореализации, для продвижения к целям, которые человек поставил себе сам. Ведущей характеристикой творческой личности следует считать не "выдающиеся способности" (высокий интеллект, креативность и др.), а ее мотивацию (жизненные цели). Именно она - решающий фактор реализации творческого потенциала личности. Однако, положительная мотивация личности, в свою очередь, невозможна без благополучного развития высших форм мышления ребёнка, которое во многом определяется уровнем сформированности его наглядно-образного и наглядно-действенного мышления. Поэтому, если мы рассматриваем формирование личности как непрерывный процесс, в котором начальная школа занимает одно из важнейших мест, следует во главу ставить задачу формирования высших форм мышления, в частности – мышления творческого. Творческое мышление требует осуществления умения ставить новые цели, осуществлять контроль и оценку, планирование, использовать нетривиальные способы анализа, сравнения, обобщения. Следствие формирования высших форм мышления - гармоничное развитие личности школьника в соответствии с его индивидуальными возможностями и особенностями, становление культуры его учебной деятельности, формирование способности к самообразованию. Развитие воображения и мышления принципиально изменяет позицию ученика: он - творец, имеющий право выбора способов и путей деятельности, обучающийся сознательно, следовательно – продуктивно и результативно. Именно такой ученик, способен к обучению в течение всей жизни, социально мобилен, и, следовательно, конкурентоспособен. Концепция модернизации российского образования предусматривает профильное обучение, при котором учитываются интересы, склонности, способности, состояние здоровья ребенка и создаются условия для развития учеников в соответствии с их профессиональными намерениями. Цель профильного обучения - помочь учащимся определить сферу своих интересов, свои возможности, способности, что поможет ему в дальнейшем правильно выбрать профессию. Реализации поставленной цели способствует формирование высокого уровня положительной мотивации к обучению, творчеству и сознательному выбору жизненных приоритетов с помощью объективного фиксирования результатов индивидуальных достижений школьников в широком образовательном контексте. Таким средством является ученическое портфолио. "У каждого ученика будет "портфолио", то есть индивидуальный "портфель" образовательных достижений - результаты районных, областных олимпиад, интересные самостоятельные проекты и творческие работы. Это очень важно при определении готовности школьника к углубленному изучению ряда предметов",- писал министр образования В.М.Филиппов в газете "Комсомольская правда" (14.01.2003). Эта задача не утратила актуальности и сегодня. Идея портфолио или папки индивидуальных учебных достижений учащихся стала в нашей стране в последнее время все более популярной. Все больше школ применяют портфолио в своей практике. На Западе говорят о нем, как об одном из основных образовательных трендов последнего десятилетия. Более того, утверждается, что школа 21-го века – это «школа портфолио» и идея портфолио выступает , как один из существенных элементов модернизации образования, происходящей по всему миру. В нашей стране, говоря о папке или портфеле индивидуальных учебных достижений учащихся, чаще всего имеют ввиду простое собрание работ учащихся или новый способ оценки учебных достижений. В этом смысле элементы портфеля учебных достижений широко применялись в отечественной педагогике еще в начале XX века и даже раньше. О собрании учебных работ учащихся, как о альтернативном отметке способе оценки, говорили многие отечественные авторы. Однако, эта идея не получила широкого распространения в практике российской школы, не стала составной частью системы образования. То, что находит распространение сейчас это главным образом заимствование зарубежного опыта, попытка разработать формы работы с портфелем учебных достижений в условиях отечественной школы. Цель данной методической разработки показать, что идея портфолио выходит за рамки простого альтернативного способа оценивания учебных достижений и может являться одним из ведущих инструментов воспитания учащихся начальных классов. Ожидаемы результат – возросшая воспитательная компетентность в результате применения современной технологии воспитания – «Ученическое портфолио». Основные задачи методической разработки: 1) Провести анализ современной педагогической технологии «Ученическое портфолио». 2) Разработать «Структурную модель портфолио ученика начальной школы». ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ «УЧЕНИЧЕСКОЕ ПОРТФОЛИО». 1.1 ПОРТФОЛИО: ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ. Портфолио (от франц. porter излагать, формулировать, нести и folio – лист, страница) – досье, собрание достижений. Portfolio – 1) предмет для хранения и переноски письменных работ, документов и т.д.: а) портфель; б) «дело», папка; 2) должность министра; 3) серия работ, документов, бумаг и т.д., объединенных общей темой: а)портфель ценных бумаг investment portfolio, security portfolio – портфель ценных бумаг (банка и т.п.); portfolio investments – портфельные инвестиции; б) папка с рисунками. Понятие «портфолио» пришло к нам из Запанной Европы XV – XVI веков. В эпоху Возрождения архитекторы представляли заказчикам готовые работы и наброски своих строительных проектов в особой папке, которую называли «портфолио». Документы, представленные в этих папках, позволяли заказчику составить впечатление о профессиональных качествах претендента. В настоящее время в сфере бизнеса портфолио применяется для показа достижений фирмы, а в сфере фотографов и фотомоделей – как альбом с фотографиями. Идея воспользоваться портфолио в сфере образования возникло в середине 80-х годов в Соединенных Штатах Америки. В конце прошлого века идея применения портфолио в школе становится популярной во всем мире, в том числе и в России. Во все периоды развития общества происходящие процессы требовали оценки. И самые большие успехи достигались именно тогда, когда при отслеживании процесса учитывались прошлые и настоящие результаты, исследовались влияния позитивных и негативных моментов данного явления, когда процесс рассматривался не в отдельно взятом изолированном виде, а в комплексе. Любая деятельность, чтобы человек мог в ней совершенствоваться, нуждается в оценке. Оценивание – очень объемное понятие: оно включает в себя как сам процесс, так и результат работы. При этом оценивание может осуществляться по-разному: 1.1 В виде количественного показателя: • Отметка; • Баллы; 1.2 В виде качественного показателя: • Словесные высказывания о процессе и результате работы; • Эмоциональная реакция. Таким образом, оценивание невозможно сводить только к отметке. Поиск способов аутентичного оценивания занимает умы педагогов не одно столетие. Портфолио (в широком смысле этого слова) – это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьников. Он относится к ряду «аутентичных» (истинных) индивидуализированных оценок и ориентирован не только на процесс оценивания, но и самооценивания. Основной целью аутентичного оценивания является оказание помощи учащимся в развитии их способностей анализировать собственную деятельность, сопоставлять её с общепринятыми стандартами и на основе этого пересматривать, совершенствовать, перенаправлять свою энергию, проявлять инициативу для достижения собственного прогресса. В педагогической литературе портфолио характеризуется как: - коллекция работ учащегося, всесторонне демонстрирующая не только его учебные результаты, но и усилия, приложенные к их достижению; - выставка учебных достижений учащегося по данному предмету (или нескольким предметам) за данный период обучения (четверть, полугодие, год). Портфолио – это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника в определенный период его обучения. Портфолио является важным элементом практико – ориентированного подхода к образованию. Концепция потфолио: Портфолио – перспективная форма представления индивидуальной направленности учебных достижений конкретного ученика. Философия ученического портфолио предполагает: - смещение акцента с того, что учащийся не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет по данной теме и данному предмету; - интеграцию количественной и качественной оценок; - перенос педагогического ударения с оценки на самооценку. Основной смысл портфолио: «Показать все на что ты способен». Цель портфолио – выполнять роль индивидуальной накопительной оценки и, наряду с результатами экзаменов, определять рейтинг выпускников основной школы. Функции портфолио: - диагностическая – фиксирует изменения и рост за определенный период времени. - целеполагания - поддерживает учебные цели ученика. - содержательная – раскрывает весь спектр выполняемых учеником работ. - развивающая – обеспечивает непрерывность процесса обучения от года к году. - мотивационная – поощряет результаты деятельности учащихся, преподавателей и родителей. - рейтинговая – показывает диапазон навыков, умений, использование приобретенного опыта. Безусловная ценность портфолио заключается в том, что он способствует повышению самооценки ученика, максимальному раскрытию индивидуальных возможностей каждого ребенка, развитию мотивации дальнейшего творческого роста. «Каждодневный творческий процесс ученика должен быть зафиксирован» - девиз ученика начальной школы в работе с портфолио. 1.2 ПОРТФОЛИО В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО, ИНСТРУМЕНТ ВОСПИТАНИЯ. Портфолио в начальной школе, специальное образовательное пространство (место), где происходит совместная работа детей и учителя по накоплению, систематизации, анализу и представления каждым учащимся своих результатов и достижений за определенный отрезок времени. Портфолио в начальной школе, прежде всего, должна носить обучающий характер. Это не форма оценивания детей, а «инструмент», с помощью которого формируется у младших школьников контрольно-оценочная самостоятельность. Цели и задачи ведения портфолио в начальных классах: — создание ситуации успеха для каждого ученика, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях; — максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка, создание условий для его самореализации и самоактуализации в различных областях школьной жизни и внешкольной жизни; — развитие познавательных интересов учащихся и формирование готовности к самостоятельному познанию; — формирование установки на творческую деятельность и умений творческой деятельности, развитие мотивации дальнейшего творческого роста; — формирование положительных моральных и нравственных качеств личности, стимулирование к самосовершенствованию; — приобретение навыков саморефлексии, формирование умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями («я реальный», «я идеальный»); — формирование жизненных идеалов, стимулирование стремления к самосовершенствованию. Портфолио ученика младших классов есть далеко не в каждой школе. Пока он водится по желанию учителей. Но скоро портфолио станет обязательным атрибутом ученика начальной школы. На протяжении многих лет учителя начальных классов собирают и вручают выпускникам папки с их работами, из которых можно сделать выводы, каких успехов добились ученики, каким предметам они отдавали предпочтение в начальной школе. Однако необходимо помнить, что составление портфолио - не гонки за дипломами и всевозможными грамотами. Важен сам процесс участия в учебной деятельности или творческой работе, а не его результат. Широта сферы применения портфолио ученика в учебно-воспитательной работе делает его востребованным педагогическим и методическим инструментом, в частности – при организации обучения учащихся начальных классов основам проектной деятельности. Личностный аспект портфолио ученика начальных классов. Главным показателем эффективности какой-либо деятельности является, как известно, ее результат. Основная трудность в решении вопроса о результатах воспитания состоит в необходимости соблюдения одновременно двух важных условий. С одной стороны, эти результаты должны быть четко определяемы, реалистичны и диагностируемы. С другой стороны, определение результатов воспитания и процесс их диагностирования должны отражать уважительное отношение к личности воспитанника. Недопустимо сравнение воспитанников друг с другом - «один лучше, другой хуже». Сравнивать ребенка можно не с другим ребенком, а только с самим собой, подчеркивая тем самым позитивные или негативные изменения, произошедшие в нем за тот или иной промежуток времени. Недопустимо и вынесение прямой оценки личности ребенка - «ты плохой» или «ты хороший». Оценивать можно поступки, взгляды, но не самих детей. Названные выше условия будут соблюдены, если в качестве результата гуманистического воспитания мы будем рассматривать личностный рост ребенка. В современном обществе ценностями могут быть признаны такие феномены, как Человек, Семья, Отечество, Земля, Мир. Знания. Труд, Культура. Поскольку речь идет о гуманистических ценностях, следует обратить большее внимание, на основополагающую ценность гуманизма – ценность Человека. Она может проявляться в двух ипостасиях: как ценность другого человека и как ценность своего собственного Я. Развитие ценностного отношения ребенка именно к этим феноменам и будет свидетельствовать о его личностном росте. Исходя из вышесказанного, на первом этапе можно использовать портфолио ученика в качестве именно средства диагностики личностного развития учеников. Преимущества и недостатки портфолио. Основные преимущества портфолио: - портфолио органически интегрирует три составляющие процесса обучения: преподавание, учение и оценивание; - позволяет объединить количественную и качественную оценку способности учащегося по средствам анализа разнообразных продуктов учебно-познавательной деятельности; - поощряется не только оценка, но и самооценка, и взаимооценка учащихся, самоанализ и самоконтроль учащихся; - сотрудничество учащихся и учителя, с целью оценки достижений в обучении; - форма непрерывной оценки в процессе непрерывного образования, которое смещает акценты от традиционной оценки к альтернативной. Недостатки портфолио: - внедрение данной формы требует большой систематической работы по повышению квалификации учителей, формированию их готовности принять эту инновацию; - портфолио требует от учителя и от учащихся новых и организационных и познавательных умений; - портфолио требует больше времени для реализации, чем традиционная система оценки. Структуры портфолио на данный момент не существует. Поэтому не следует рассматривать портфолио младшего школьника в качестве официального документа, досье, содержащего набор материалов. Ведь работа над портфолио – хорошая возможность проявить себя, подойти творчески к этой задаче, придумать что-то свое, оригинальное. Страницы с названиями частей портфолио должны быть функциональными в меру, то есть не только выполнять чисто утилитарную функцию – делить портфолио на необходимых им материалах, давать образец (там, где это необходимо) заполнения отдельных страниц, но и быть способными привлекать внимание ученика, вызывать в нем чувство радости, повышать его эмоциональный тонус. Участие родителей в процессе формирования портфолио ученика начальных классов. В первом классе, когда ребенок только начинает работать над составлением портфолио, без помощи родителей ему не обойтись. Конечно же, по мере того, как он взрослеет, эта помощь сводиться к минимуму. С самого начала работу ребенка надо строить таким образом, чтобы он сам прикладывал определенные усилия к формированию портфолио. Помощь оказываемая родителями, ни в коем случае не подменяла бы его собственную творческую деятельность. Однако в некоторых случаях помощь родителей бывает полезной. Так, к примеру, рисование генеалогического древа подвигает родителей не только опросить вместе с ребёнком ныне живущих представителей старшего поколения, но и обращаться за информацией в архивы и к ресурсам сети Интернета. Важно, чтобы ребенок сам выбирал фотографию для титульного листа. Не стоит давить на него и склонять к выбору строгого портрета. Поэтому родители, помогая ребёнку выбрать фотографию, должны дать ему возможность показать себя таким, каким он себя представляет и хочет представиться другим, выразить определённое свойство характера или показать своё увлечение. Большая часть родителей может работать с рефлективными материалами – анкетами и тестами, вместе с детьми записывать поучительные рассказы о собственном школьном прошлом. Существенен вклад родителей возможен и в формирование у детей навыков целеполагания, составление планов на неделю, в анализе их достоинств и недостатков. На первичном этапе, когда ученики не имеют ещё прочных навыков самоанализа, такая помощь неоценима. Благодаря участию большинства родителей в работе над детским портфолио, удается не только глубже посвятить родителей в проблемы их детей, не только помочь детям раскрыться с новой (часто неожиданной для родителей) стороны, но и удается сформировать у школьников высокий уровень мотивации к учебной, познавательной, творческой и общественной деятельности. Совместная работа над портфолио укрепляет семейные взаимоотношения и помогает создать положительные семейные традиции. ГЛАВА 2. СТРУКТУРНАЯ МОДЕЛЬ ПОРТФОЛИО УЧЕНИКА НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ. 2.1.ПОРТФЕЛЬ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ. Портфель достижений представляет собой специально организованную подборку работ, которые демонстрируют усилия, прогресс и достижения обучающегося в различных областях. Портфель достижений является оптимальным способом организации текущей системы оценки. При этом материалы портфеля достижений должны допускать проведение независимой оценки, например при проведении аттестации педагогов. В состав портфеля достижений могут включаться результаты, достигнутые учеником не только в ходе учебной деятельности, но и в иных формах активности: творческой, социальной, коммуникативной, физкультурно-оздоровительной, трудовой деятельности, протекающей как в рамках повседневной школьной практики, так и за её пределами. В портфель достижений учеников начальной школы, которой используется для оценки достижения планируемых результатов начального общего образования, целесообразно включать следующие материалы. 1.Выборки детских работ – формальных и творческих, выполненных в ходе обязательных учебных занятий по всем изучаемым предметам, а также в ходе посещаемых учащимися факультативных учебных занятий, реализуемых в рамках образовательного учреждения (как её общеобразовательной составляющей, так и программы дополнительного образования). Обязательной составляющей портфеля достижений являются материалы стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по отдельным предметам. Остальные работы должны быть подобраны так, чтобы их совокупность демонстрировала нарастающие успешность, объем и глубину знаний, достижение более высоких уровней формируемых учебных действий. Примерами такого рода работ могут быть: • По русскому, родному языку и литературному чтению, литературному чтению на родном языке, иностранному языку – диктанты и изложения, сочинения на заданную тему, сочинения на произвольную тему, аудиозаписи монологических и диалогических высказываний, «дневники читателя», иллюстрированные «авторские» работы детей, материалы их самоанализа и рефлексии и т. п.; • По математике – математические диктанты, оформленные результаты мини-исследований, записи учебно-практических задач, математические модели, аудиозаписи устных ответов (демонстрирующих навыки устного счета, рассуждений, доказательств, выступлений, сообщений на математические темы), материалы самоанализа и рефлексии и т. п.; • По окружающему миру – дневники наблюдений, оформленные результаты мини-исследований и мини-проектов, интервью, аудиозаписи устных ответов, творческие работы, материалы самоанализа и рефлексии и т. п.; • По предметам эстетического цикла – аудиозаписи, фото- и видеоизображения примеров исследовательской деятельности, иллюстрации к музыкальным произведениям, иллюстрации на заданную тему, продукты собственного творчества, аудиозаписи монологических высказываний – описаний, материалы самоанализа и рефлексии и т. п.; • По технологии – фото- и видеоизображения продуктов исследовательской деятельности, , аудиозаписи монологических высказываний – описаний, продукты собственного творчества, материалы самоанализа и рефлексии и т. п.; • По физкультуре – видеоизображения примеров исполнительской деятельности, дневники наблюдений и самоконтроля, самостоятельное составление расписания и режим дня, комплексы физических упражнений, материалы самоанализа и рефлексии и т. п. 2. Систематизированные материалы наблюдений (оценочные листы, материалы и листы наблюдений и т. п.) за процессом овладения универсальными учебными действиями, которые ведут учителя начальных классов (выступающие в роли учителя-предметника, и в роли классного руководителя), иные учителя-предметники, школьный психолог, организатор воспитательной работы и другие непосредственные участники образовательного процесса. 3. Материалы, характеризующие достижения обучающихся в рамках внеучебной (школьной и внешкольной) и досуговой деятельности, например результаты участия в олимпиадах, конкурсах, смотрах, выставках, концертах, спортивных мероприятиях, поделки и др. Основное требование, предъявляемое к этим материалам, - отражение в них степени достижения планируемых результатов освоения примерной образовательной программы начального общего образования. Анализ, интерпретация и оценка отдельных составляющих и портфеля достижений в целом ведутся с позиции достижений планируемых результатов с учетом основных результатов начального общего образования, закрепленных в Стандарте. Оценка как отдельных составляющих, так и портфеля достижений в целом ведется на критериальной основе, поэтому портфели достижений должны сопровождаться специальными документами, в которых описаны состав портфеля достижений; критерии, на основе которых оцениваются отдельные работы, и вклад каждой работы в накопительную оценку выпускника. Критерии оценки отдельных составляющих портфеля достижений могут полностью соответствовать рекомендуемым или быть адаптированы учителем применительно к особенностям образовательной программы и контингента детей. При адаптации критериев целесообразно соотносить их с критериями и нормами, представленными в примерах инструментария для итоговой оценки достижения планируемых результатов, естественно, спроецировав их предварительно на данный этап обучения. Практически все составляющие портфолио в настоящее время в силу неразработанности инструментария могут быть оценены только качественно. При их оценке целесообразно основываться на описанных выше особенностях новой системы оценки, и прежде всего такой ее особенности, как уровневый подход к построению измерителей и представлению результатов. Согласно этому подходу оценка индивидуальных образовательных достижений ведется «методом сложения», при котором фиксируется достижения опорного уровня и его превышение, что позволяет поощрять продвижение учащихся, выстраивать индивидуальные траектории движения учащихся, выстраивать индивидуальные траектории движения с учетом зоны ближайшего развития. Поэтому в текущей оценочной деятельности и при оценке отдельных составляющих портфолио целесообразно соотносить результаты, продемонстрированные учеником, с оценками типа: • «зачет/незачет» («удовлетворительно/неудовлетворительно), т.е. с оценкой, свидетельствующей об освоении опорной системы знаний и правильном выполнении учебных действий в рамках диапазона (круга) заданных задач, построенных на опорном учебном материале; • «хорошо», «отлично» - с оценками, свидетельствующими об усвоении опорной системы знаний на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями, а также о кругозоре, широте (или избирательности) интересов. Это не исключает возможности использования традиционной системы отметок по 5- балльной шкале, однако требует уточнения и переосмысления их наполнения. В частности, достижение опорного уровня в этой системе оценки интерпретируется как безусловный учебный успех ребенка, как исполнение им требований стандарта и соотносится с оценкой «удовлетворительно» («зачет»). По результатам накопительной оценки, которая формируется на основе материалов портфолио, делаются выводы о: 1) Сформированности универсальных и предметных способов действий, а также опорной системы знаний, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; 2) Сформированности основ умения учиться, т.е. способности к самоорганизации с целью постановки и решения учебно-познавательных и учебно-практических задач; 3) Индивидуальном прогрессе в основных сферах развития личности – мотивационно - смысловой, познавательной, эмоциональной, волевой и саморегуляции. Технология формирования портфолио и оценки вклада отдельных его составляющих в итоговую накопительную оценку в соответствии с вышеуказанными тремя направлениями будет разрабатываться в ходе введения планируемых результатов начального образования и системы оценки их достижения. 2.2 ПОРТФОЛИО ПЕРВОКЛАССНИКА. Предлагаемое «Портфолио первоклассника». Инструмент оценки динамики образовательных достижений каждого ученика, в том числе в сфере освоения таких средств самоорганизации собственной учебной деятельности, как самоконтроль, самооценка, рефлексия и т.д. Разделы «портфолио первоклассника»: Раздел 1. Знакомьтесь, это Я:  Мой портрет;  Моя семья;  Под крышей дома моего;  Моя родословная;  Мир, в котором я живу;  Я и мои друзья;  Земля, на которой я живу;  Я – гражданин своей Родины;  Моя маленькая родина. Универсальные учебные действия: Личностные универсальные учебные действия Самоопределение 1. Формирование основ идентичности личности; 2. Ознакомление с миром профессий; 3. Осознание этнической принадлежности и культурной идентичности; 4. Формирование чувств сопричастности своей Родине, народу, истории; 5. Развитие Я - концепции и самооценки личности. Нравственно – этическая ориентация 1. Развитие толерантности; 2. Ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков так и поступков окружающих людей; 3. Знание основных моральных норм; 4. Формирование моральной самооценки; 5. Развитие доброжелательности, готовности к сотрудничеству и дружбе. Коммуникативные универсальные учебные действия 1. Потребность ребенка общения со взрослыми; 2. Коммуникация как взаимодействие и коммуникация как сотрудничество. Раздел 2. Моя школа:  Букет первоклассника;  Школьная мозаика;  Законы школьной жизни;  Ты должен это знать: права и обязанности ребенка охраняются Конвенцией ООН о праве ребенка, действующим законодательством РФ;  Распорядок дня;  На зарядку становись!;  Здоровье – это здорово;  Будь здоров без докторов!;  Правила безопасности; Универсальные учебные действия: Личностные универсальные учебные действия Нравственно – этическая ориентация 1. Развитие доброжелательности, позитивного отношения к жизни; 2. Формирование установки на здоровый образ жизни; 3. Знание основных моральных норм; 4. Формирование умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, здоровья, личной безопасности. Раздел 3. Мой класс:  Традиции моего класса;  Законы школьной жизни;  Как я отношусь к людям;  Мои добрые дела;  Мои жизненные принципы;  Мои жизненные принципы; Личностные универсальные учебные действия: Нравственно – этическая ориентация 1. Развитие доброжелательности, доверия и внимательности; 2. Развитие эмпатии и эмоционально – нравственной отзывчивости; 3. Формирование единого и целостного образа мира, развитие толерантности; 4. Ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков окружающих людей; 5. Знание основных моральных норм, формирование моральной самооценки; 6. Выделение нравственного содержания поступков на основе различения персональных и моральных норм. Раздел 4. Мои учебные достижения:  Учимся ставить цели;  Моё созвездие успеха;  Мои цели;  Русский язык;  Математика;  Литературное чтение;  Окружающий мир;  Мои лучшие творческие работы;  Технология;  Изобразительное искусство;  Мои лучшие работы по ИЗО;  Музыка;  Мои результаты. Личностные универсальные учебные действия: Смыслообразование 1. Формирование ценностных ориентиров и смысла учебной деятельности. Регулятивные универсальные учебные действия: Умение учиться и способность к организации своей деятельности: 1. Умение контролировать процесс и результаты своей деятельности; 2. Умение адекватно оценивать свою деятельность; 3. Умение адекватно воспринимать оценку со стороны; 4. Умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности; 5. Умение планировать свою деятельность. Формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей: 1. Готовность к преодолению трудностей; 2. Формирование основ оптимистического восприятия мира. Познавательные универсальные учебные действия Общеучебные универсальные действия Универсальные логические действия Коммуникативные универсальные учебные действия 1. Коммуникация как взаимодействие и коммуникация как сотрудничество. Раздел 5. Мои достижения.  Мои достижения в школе;  Мои достижения вне школы; Личностные универсальные учебные действия: Самоопределение 1. Формирование ценностных ориентиров и смысла учебной деятельности. Регулятивные универсальные учебные действия: Умение учиться и способность к организации своей деятельности 1. Умение контролировать процесс и результаты своей деятельности; 2. Умение адекватно оценивать свою деятельность; 3. Умение адекватно воспринимать оценку со стороны; Формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей 1. Формирование основ оптимистического восприятия мира. Раздел 6. Мои проектные работы.  Участие в проектах; Личностные универсальные учебные действия: Самоопределение 1. Формирование ценностных ориентиров и смысла учебной деятельности. Регулятивные универсальные учебные действия: 1. Умение контролировать процесс и результаты своей деятельности; 2. Умение адекватно оценивать свою деятельность; 3. Умение адекватно воспринимать оценку со стороны; 4. Умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности. Познавательные универсальные учебные действия: Общеучебные универсальные действия Универсальные логические действия. Коммуникативные универсальные учебные действия: 1. Коммуникация как взаимодействие и коммуникация как сотрудничество. Раздел 7. Пожелания и отзывы.  Отзывы о портфолио;  Пожелания. Личностные универсальные учебные действия: Самоопределение 1. Развитие Я - концепции и самооценки; Нравственно – этическая ориентация 1. Развитие толерантности; 2. Формирование моральной самооценки. Регулятивные универсальные учебные действия: Умение учиться и способность к организации своей деятельности 1. Умение адекватно воспринимать оценку со стороны. Коммуникативные универсальные учебные действия: 1. Коммуникация как взаимодействие и коммуникация как сотрудничество. 2.3. ПОРТФОЛИО УЧЕНИКА 2-4 КЛАССА. Портфолио - современная эффективная форма оценивания. Она помогает анализировать способности учащихся в процессе непрерывного развития, учитывать результаты достигнутые в учебной, творческой, общественной, коммуникативной деятельности. Портфолио – эффективное средство для плодотворной совместной работы ученика и учителя над формированием положительных качеств характера развивающейся личности, когда ребенок только начинает понимать, что такое коллектив и какое место занимает он в коллективе, когда он только начинает учиться оценивать себя: свои сильные и слабые стороны. Что дает портфолио учителю? Портфолио позволяет проследить личностный рост ребенка, способствует формированию у него умения учиться, помогает ученику перейти к сотрудничеству с учителем, одноклассниками и вовлекает его в учебный процесс. Страницы портфолио «рассказывают» учителю о чувствах, впечатлениях, страхах, предпочтениях, удачах и неудачах ученика. Это дает педагогу возможность узнать особенности эмоциональной жизни отдельного школьника и учитывать их в своем общении с детьми. Но, вводя портфолио, важно соблюдать обязательное условие – демократический стиль общения учителя и учащегося. Важно, чтобы откровения ученика помогли учителю вовремя прийти ему на помощь, а ученику – осознать себя значимым субъектом учебной деятельности, видеть свои успехи, не бояться встречающихся трудностей. Ученик должен быть уверен, что рядом учитель и родители, которые всегда придут на помощь. Что дает портфолио родителям? Портфолио интересно и родителям, так как с его помощью они видят движение ребенка в овладении ЗУН, его внутренние переживания, результаты творческой деятельности, трудности и радости. Вот некоторые отзывы родителей: «Портфолио читаем с большим интересом. Оно не только позволяет запечатлеть определенные этапы развития ребенка, но и показывает изменения в характере и мировоззрении, показывает, чего ждет ребенок от нас, родителей»; «Из портфолио можно узнать, о чем ребенок мечтает, что он думает о школе, как с каждым годом становиться умнее и взрослее». Начиная работу над портфолио, следует показывать родителям примерные варианты портфолио. Рассказывать им о целях и задачах его ведения. Показывать портфолио ученикам, дать советы по ведению и оформлению портфолио. Страницы, в которых ребенок рассказывает о себе, о своей семье, желательно заполнять после предварительной беседы, классного часа, посвященного этой теме. Страницы, отражающие социальную жизнь, заполняются непосредственно после проведения мероприятия и его обсуждения. Страницы достижений и участия в олимпиадах и конкурсах лучше заполнять в конце четверти, когда на классном часе подводятся итоги работы за четверть. Некоторые страницы (самооценки личности, «древо желаний») заполняются 2 раза в год. Хранить портфолио лучше в классе. Важно, чтобы ребенок в любое время мог взять свое портфолио, чтобы что-либо исправить, дополнить, поменять какие-то работы, вложить новые листы, чтобы показать свое портфолио своим друзьям, одноклассникам. С разрешения детей можно выкладывать портфолио на родительских собраниях. Показывать портфолио кому-либо можно только после разрешения ребенка. Советы по ведению портфолио для ученика:  Ты можешь сам оформить страницу: сделать рамку, раскрасить заголовок, добавить рисунки, придумать символы.  Ты можешь посоветоваться с родителями, друзьями, учителями.  Ты можешь сам придумать новые страницы, рубрики.  Ты вправе показать это портфолио только тем, кому хочешь.  Ты можешь попросить друзей, родителей, учителей написать отзыв о твоем портфолио. Портфолио может быть в виде рабочей тетради, которую предлагают в продаже различные издательства или самостоятельно составленная учителем папка с листами, расположенными по определенным разделам. Возможные следующие разделы в портфолио ученика начальных классов (2-4 класс). I. Раздел «Визитка» - ознакомительный, в котором ребенок рассказывает о себе. Первый лист раздела – это красиво оформленный титульный лист с фотографией ученика, а так же данные об учебном заведении в котором он учится. В данном разделе можно поместить любую информацию, которая интересна и важна для ребенка. Возможны следующие заголовки листов:  «Мое имя» - содержит информацию о том, что означает имя, можно написать о знаменитых людях носивших и носящих это имя, рассказать, какой характер имеют люди с данным именем. Указать дату своего рождения, день своих именин. Указать своё отчество, свою фамилию.;  «Мой знак зодиака» - рисует свой знак зодиака и описывает его.  «О себе» - мой девиз; Я радуюсь когда…; Я огорчаюсь, когда…..; рисунок «мое настроение»; в себе мне нравиться …….; в себе мне не нравиться……..; хотел бы изменить в себе……. ; за что я хвалю себя……; за что я себя ругаю….; что я буду помнить всегда…..; анализ качеств личности, анкеты, тесты. Как я отношусь к людям: «+ приветлив здороваюсь каждое утро» ( почти всегда; это случается редко; стараюсь, но не всегда получается; никогда не делаю этого); «+ делаю комплименты» ( почти всегда; это случается редко; стараюсь, но не всегда получается; никогда не делаю этого); « + говорю «Спасибо» и «Пожалуйста»» ( почти всегда; это случается редко; стараюсь, но не всегда получается; никогда не делаю этого); « + не сквернословлю» ( почти всегда; это случается редко; стараюсь, но не всегда получается; никогда не делаю этого); «+ говорю правду в глаза» ( почти всегда; это случается редко; стараюсь, но не всегда получается; никогда не делаю этого); « + помогаю другим» ( почти всегда; это случается редко; стараюсь, но не всегда получается; никогда не делаю этого); « + выполняю обещания» ( почти всегда; это случается редко; стараюсь, но не всегда получается; никогда не делаю этого); «- опаздываю куда – либо» ( почти всегда; это случается редко; стараюсь, но не всегда получается; никогда не делаю этого); «- грублю» ( почти всегда; это случается редко; стараюсь, но не всегда получается; никогда не делаю этого); «- ссорюсь» ( почти всегда; это случается редко; стараюсь, но не всегда получается; никогда не делаю этого); « - обсуждаю других» ( почти всегда; это случается редко; стараюсь, но не всегда получается; никогда не делаю этого); « - говорю неправду» ( почти всегда; это случается редко; стараюсь, но не всегда получается; никогда не делаю этого); « - пользуюсь прозвищами вместо имен» ( почти всегда; это случается редко; стараюсь, но не всегда получается; никогда не делаю этого); « - употребляю бранные слова» ( почти всегда; это случается редко; стараюсь, но не всегда получается; никогда не делаю этого); « - командую другими» ( почти всегда; это случается редко; стараюсь, но не всегда получается; никогда не делаю этого);  «Мои жизненные принципы» . Подумай над тем, что записано в левой колонке таблицы, и постарайся заполнить правую. Мои жизненные принципы и правила поведения Почему я так поступаю Я – добросовестный дежурный Я бережно отношусь к мебели в классе Я не бросаю мусор на улицах и в школе Я не нарушаю дисциплину на уроках Я не унижаю других Я ценю дружбу Я помогаю другим Я бережно отношусь к природе Я умею ухаживать за домашними животными Я занимаюсь спортом Я ... Я ... Я ... Я ...  «Моя семья» - здесь можно рассказать о каждом члене семьи, о семейных традициях, прилагается фотографии или рисунки своей семьи. Указать семейные праздники, увлечения семьи, семейное блюдо, семейный вид отдыха. Рассказать, «что я люблю делать с мамой…», «что мне нравиться делать с папой…». Здесь можно составить «Наша родословная» (генеалогическое древо), «Моя родословная по линии мамы», «Моя родословная по линии папы». Возможно рассказать «Счастливый момент нашей семьи», «Когда у меня будет своя семья…», «Мы любим… и мы не любим…».  «Моя маленькая родина» - мой адрес, место рождения. Рассказ о Родине. Рассказ о родном городе, его достопримечательностях. Коллаж «сеть чудес моей маленькой Родины». Рассказ о своей улице. Мой любимый уголок города. Карта моих путешествий по городу.  «Мои друзья» - фотографии друзей, рассказы о своих друзьях, анкеты для друзей, написанные ребенком. Мнения обо мне друзей.  «Мои увлечения» - рассказ о своих увлечениях, занятиях спортом, в кружках. Мои мечты, мои представления о будущем, «если бы я был волшебником», кем я хочу быть. Рассказ о будущей профессии. Возможные вырезки из журналов, фото.  «Моя школа» - включает в себя фотографию школы, рассказ о школе и педагогах. Схема маршрута от дома до школы. Правила безопасности «Правила дорожного движения».  «Мои педагоги» - здесь можно разместить фотографии учителей, рассказ о любимом предмете и любимом преподавателе. II. Раздел «МОЯ УЧЕБА» Возможны следующие заголовки листов:  «Моя школьная жизнь» - рассказ о 1 сентября. Рассказ о школьных праздниках. Любимые и нелюбимые уроки. Игры на переменах, школьные кружки. Школьные друзья. Возможен рассказ на тему «Я иду в школу с …», «Я жду от этого учебного года…», «Я хочу научиться …», «Что мне удается …», «Мои удачи связаны с …», «Что мне не удается …», «Причины моих неудач…», «Как я могу себе помочь…», «Спасибо школе за…»  «Распорядок дня» - режим дня с указанием времени, мест отдыха, питания, сна и т.п..  «Законы школьной жизни» - правила поведения в школе. (правила для учащихся, разработанные в данном школьном учреждении). • Стараться жить так, чтобы людям рядом с тобой было хорошо. • Прежде чем обратиться к человеку, улыбнись ему – ведь доброе отношение начинается с улыбки. • Научись радоваться не только своим успехам, но и успехам товарищей по классу. • Никогда никому не завидуй и не ябедничай: ябеда озлобляет людей и разрушает их отношения. • Старайся прийти на помощь товарищу, не жди, пока тебя об этом попросят. • Если тебе будет плохо, не спеши обвинять в этом других. Учись терпеть неприятности. Плохое скоро проходит. • Дорожи школьной дружбой, цени свой класс и свою школу. • Главное: относись к людям так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе.  «По лестнице знаний» . «Мое прилежание» (старание, отношение к учебе) Стараюсь всегда Стараюсь, но не всегда Редко стараюсь Не стараюсь 1чт. 2чт. 3чт. 4чт. «Мое поведение в школе» Всегда безупречное поведение У меня мало замечаний У меня много замечаний Меня всегда ругают 1чт. 2чт. 3чт. 4чт.  «Мои учебные достижения». Учимся ставить цели реальные, четкие, с указанием времени. Как достичь цели. Мои цели. Созвездие успеха. Учеба. Активность. Поступки. Отношение к окружающим. Достижения. Здесь размещаются грамоты, сертификаты, дипломы, благодарственные письма, а также итоговые аттестационные ведомости. Причем в начальной школе не следует разделять по важности успехи в учебе (похвальный лист) и успехи, например, в спорте (диплом). Лучше выбрать расположение не в порядке значимости, а например, в хронологическом порядке.  «мои учебные достижения по русскому языку». Кроссворды, ребусы, рассказы на школьную тематику, тесты, контрольные работы, анкеты. Личностная оценка результата. Русский язык 4 класс Русский язык 4 класс (красный цвет) – усвоил, не испытываю трудностей, (зеленый) – иногда испытываю трудности, (синий) – надо поработать. Личностная оценка результата усвоенных общеучебных знаний, умений и навыков ученик учитель На начало изучение темы На конец года На начало изучение темы На конец года Признаки простого предложения Оформление на письме предложений с однородными членами Признаки сложного предложения Оформление на письме сложного предложения Второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство Синтаксический разбор предложения Грамматические признаки имени существительного Изменение имен существительных по падежам и определение падежа существительных Определение склонения имени существительного Правописание мягкого знака после шипящих на конце существительных Безударные падежные окончания имен существительных Грамматические признаки имени прилагательного Изменение имен прилагательных по падежам Словосочетания сущ. + прил. Безударные падежные окончания имен прилагательных Морфологический разбор имени прилагательного Грамматические признаки глагола Спряжение глаголов Безударные личные окончания глаголов Морфологический разбор глаголов Разбор глагола по составу Словарные слова Фонетический анализ слов Развитие речи Диагностические работы Результаты контрольного списывания Результаты написания диктантов Здесь и далее по предметам ребенок помещает свои творческие работы: рисунки, сказки, стихи. Если выполнена объемная работа (поделка), нужно поместить ее фотографию. Родителям необходимо предоставить полную свободу ребенку при наполнении этого раздела. • «мои учебные достижения по математике». Кроссворды, задачи-головоломки, тесты, контрольные работы и т.п.. Личностная оценка результата. Математика 4 класс Математика 4 класс (красный цвет) – усвоил, не испытываю трудностей, (зеленый) – иногда испытываю трудности, (синий) – надо поработать. Личностная оценка результата усвоенных общеучебных знаний, умений и навыков ученик учитель На начало изучение темы На конец года На начало изучение темы На конец года Неравенства Прикидка результатов арифметических действий Деление на двухзначное и трехзначное число Оценка площади и приближенное вычисление площадей Доли, сравнение долей Нахождение доли числа Проценты Нахождение числа по доли Дроби, сравнение дробей Нахождение части числа Нахождение числа по его части Решение задач на нахождение части от числа и числа по части Сложение дробей Вычитание дробей Правильные и неправильные дроби. Смешанные числа Координаты на луче Решение задач на движение Задачи на время (начало, конец, продолжительность события) Действия над составными именованными числами Углы, измерение, построение углов Работа с данными Тесты Результаты контрольных работ • «мои учебные достижения по литературному чтению». Читательский дневник. Рассказ о любимой книге, о любимом литературном герое. Отзывы о книгах, анкеты. Книжки – самоделки. Личностная оценка результата. Литературное чтение 4 класс Литературное чтение 4 класс (красный цвет) – усвоил, не испытываю трудностей, (зеленый) – иногда испытываю трудности, (синий) – надо поработать. Личностная оценка результата усвоенных общеучебных знаний, умений и навыков ученик учитель На начало изучение темы На конец года На начало изучение темы На конец года Личностная оценка результата усвоенных общеучебных знаний, умений и навыков Способ чтения Правильность чтения Скорость чтения Выразительность чтения Знание основного содержания изученных произведений и их авторов Выразительное чтение стихотворных произведений наизусть Определение темы и главной мысли произведений Пересказ текста Составление простого и сложного плана Составление небольшого морфологического высказывания с опорой на авторский текст Составление небольшого письменного высказывания Оценивание событий, героев произведений Различение жанров художественных произведений Умение работать с текстом Умение ориентироваться в литературных произведениях Определение средств выразительности Чтение по ролям, инсценирование • «мои учебные достижения по окружающему миру». Загадки, тесты, практические и лабораторные работы, кроссворды, исследовательские работы, ребусы, филворды, путешествия по своему краю, по стране, по миру. Личная оценка результата. Окружающий мир 4 класс Окружающий мир 4 класс (красный цвет) – усвоил, не испытываю трудностей, (зеленый) – иногда испытываю трудности, (синий) – надо поработать. Личностная оценка результата усвоенных общеучебных знаний, умений и навыков ученик учитель На начало изучение темы На конец года На начало изучение темы На конец года Человек и его внутренний мир Человек и мир людей Человек и история человечества Многоликое человечество Человек и единое человечество Практические работы Проверочные работы Показывать на карте границы России Показывает на карте столицу России, свой город (село, поселок и т.д.) Описывать государственные символы Знать наизусть слова Государственного Гимна Описывать памятные места России, достопримечательности своего края • «мои учебные достижения по технологии, ИЗО и музыки». Лучшие творческие работы, проекты. III. Раздел «МОЙ КЛАСС» • Мои одноклассники. • Фотография класса. • Фотография детей. • Дни рождения одноклассников. • Традиции класса. «Письма радости», «С днём рождения», «Наши праздники», «необычные дни», и т.п. • Законы школьной дружбы. • Мои добрые дела. • Мы в музее. Экскурсии в музей, отзывы, фотовыставки и т.п. • Мы в театре. Отзыв о спектакле. Правила поведения в театре. Театральная афиша. Школьный спектакль. • Наши праздники. Отчеты, фотографии, презентации, отзывы родителей, впечатления и участие детей. • Наши путешествия. Поездки за город, экскурсии по городу. • Наша научно-исследовательская деятельность. Рефераты, выступления, презентации, участие в конкурсах • Наши проекты. Участие в учебных проектах. Участие в классных, общешкольных проектах. • Мое участие в конкурсах, олимпиадах. Если работа принимала участие в выставке или участвовала в конкурсе, также необходимо дать информацию об этом мероприятии: название, когда, где и кем проводилось. Хорошо бы дополнить это сообщение фотографией. Если событие освещалось в СМИ или Интернете – надо найти эту информацию. Если проводилось Интернет – порталом, сделать распечатку тематической странички. IV. Раздел Пожелания и отзывы. Пожелания для меня: • Пожелания учителей; • Пожелания родителей; • Пожелания друзей • Мои пожелания себе; • Мои пожелания друзьям; • Мои пожелания одноклассникам; • Мои пожелания школе и учителям. Отзывы о портфолио. 2.4. ПОРТФОЛИО КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА. Очередной год жизни классного коллектива может стать ярким и незабываемым, наполненный дружбой и радостью, был отмечен какой-нибудь маленькой победой, достижением, открытием. Использование портфолио классного коллектива позволит зафиксировать достигнутые успехи и скорректировать работу в тех сферах, где допущены промахи и ошибки. Структурная модель портфолио классного коллектива. Возможны следующие разделы: I. Раздел: Вот мы такие! Первый лист раздела – это красиво оформленный титульный лист. В оформлении участвует каждый член коллектива. Это своеобразный коллаж, созданный из разнообразных изображений, вырезанных из рисунков учеников на тему «Наш класс». В данном разделе можно поместить любую информацию, которая интересна ученикам и рассказывает о их классе. Возможны следующие заголовки листов:  «Наш класс». Фото класса, со списком учеников.  «Наша школа». Фото школы, рассказ о школе, о педагогах, о школьном музее.  «Наши учителя». Фото учителей, рассказ об учителях.  «Давайте познакомимся». Рассказы на темы «классный коллектив 4 «Б» класса – это такой коллектив, в котором всегда …». «В коллективе 4 «Б» класса живут люди, которые с полным правом можно назвать …». Нас никогда ни с кем не спутаешь, потому что мы – самые, самые… .  «Это все о нас». Рассказы на тему: • «Больше всего мы любим …» • «Больше всего мы не любим …» • «Нас в этой жизни радует …» • «Нас в этой жизни огорчает …» • «Чего мы боимся?...» • «На что надеемся?...» • «Наши самые заветные желания…» • «Если бы мы все могли…» • «Мы мечтаем о …» • «Девиз нашего класса …»  «Законы нашей жизни». Тексты законов формируют сами ученики. • Законы Доброты: • Законы Правды: • Законы Красоты: • Законы Справедливости: • Законы Чести: • Закон Человеческой порядочности: • Закон Достоинства: • Закон Совести: • Закон «Не навреди»: • Закон Дружбы: Для формулировки законов дети знакомятся и используют такие понятия, как закон идеал, добро, красота, свобода, справедливость, достоинство, ценность, нравственные ценности (Гражданственность, Патриотизм, трудолюбие, миролюбие, инициативность, коллективизм, равенство, товарищество, ответственность, свобода, законопослушание, самодисциплинированность), моральные ценности ( интеллигентность, достоинство, чувство долга, справедливость, чувство чести, честность, самоотверженность, искренность), духовные ценности (порядочность, истина, доброта, красота, идеал, смысл жизни, вера, надежда, любовь, миролюбие, праведность, самоотверженность, солидарность, совесть, самоанализ), душевные ценности (человеколюбие, сострадание, сорадование, жалость, общительность, уважение, доброжелательность, бескорыстие, милосердие, чуткость, смирение).  «Традиции нашего коллектива». Традиции дружбы, памяти, сотрудничества, сотворчества, неразрывности слова и дела, гостеприимство.  «Наши права и наши обязанности».  «Правила нашего коллектива». • В нашем коллективе можно… • В нашем коллективе разрешается… • В нашем коллективе поощряется… • В нашем коллективе запрещено…  «Символы нашего класса». Рисунки «Наша эмблема», «Символы нашего коллектива», «Наш талисман».  «Наши интересы и увлечения». Рассказы учащихся о занятиях спортом, в кружках и секциях.  «Наши поощрения и награды» «Наши успехи и достижения». За особые заслуги нам, нашим учителям, нашим родителям присваиваются следующие звания… .За активное участие в жизни коллектива мы, наши учителя, наши родители удостаиваются следующих наград …, значков…, медалей… . Копилка наград, грамот, дипломов и т.п. класса.  «Познай себя, и ты не останешься прежним». В гостях у Важного характера, у Хитрого Темперамента, у Умницы Способности. Заполняется при участии школьного психолога.  «Наш сад души». Каждый человек, согласно цветочному гороскопу, - какой –либо цветок. Зная свой день рождения, можно определить по цветочному гороскопу, кто какой цветок. Нарисовать или вырезать нужные цветы и создать Сад души класса. Поместить рассказы детей о себе цветочным языком используя стихи, песни.  «Звезды говорят о нас». Оформить звездный гороскоп класса. Овен (21.03. – 20.04) Дети, рожденные под знаком Овна, неугомонны, энергичны, любопытны, «почемучки». Рано стремятся к независимости. Обладают живым воображением. Изобретательны, необычайно чувствительны. Детям – Овнам надо больше доверять, чтобы они могли полнее проявить свои способности, возможности. Тельцы (21.04 – 20.05) Эти дети очень ласковы, активны и здоровы. Сами могут решить свои проблемы. Внимательны, трудолюбивы и умелы, все любят делать своими руками. Многие очень музыкальны. Учатся обычно медленно, но основательно, не выносят спешки. К этим детям нужно относиться с одобрением, и они расцветут, как цветы под солнцем. Близнецы (21.05 – 21.06) Близнецы – необыкновенно резвы, грациозны и аристократичны, неугомонны и очень боязливы. Их надо стараться занять чем-нибудь полезным. Порою бывают очень нервными. Близнецам нужно помочь выработать внимание и систематические навыки. Близнецы очень искренни и мгновенно чувствуют ложь. Раки (22.06 – 22.07) У этих детей необыкновенно высокие духовные потребности, хотя порой они выражают свои чувства и желания неуклюже. Богатая внутренняя жизнь, дисциплинированность отличают их от других знаков зодиака. Эти дети требуют внимания и понимания, чтобы не зачахли их любящие души. Львы (23.07 – 23.08) Лидеры и вожаки сверстников и малышей в лучшем смысле этого слова. Изобретают новые игры и руководят ими. «Львята» обожают всевозможные вечера и праздники, часто обладают актерскими, драматическими способностями. Романтические натуры. Лев – знак благородства. Девы (24.08 – 23.09) Аккуратны и опрятны, но доставляют много хлопот. Рано появляется критическое отношение к жизни. Часто бывают застенчивы и чувствительны к мнению других. Любят много учиться и читать. Весы (24.09 – 23.10) Дети-Весы – очаровательны и приятны. Всегда в центре внимания. С ними легко ладят взрослые и дети. Спокойные, уравновешенные. По натуре Весы – дипломаты. Они часто увиливают от работы. У них необходимо формировать устойчивые идеалы. Скорпион (24.10 - 22.11) Один из самых сильных знаков зодиака. Детей, рожденных под этим знаком, очень трудно воспитывать. У них сильная воля и устойчивая психика. Они обожают работать и побеждать. Не умеют отступать, обычно не по годам развиты. Стрельцы (23.11 – 21.12) Дети – Стрельцы обожают спорт и животных, дома их не удержать. Они искрении и говорливы, имеют чувство юмора и не склонны к грезам и мечтам даже в подростковом возрасте. Не терпят несправедливости и лжи. Как правило, любят школу и хорошо учатся. Порой не хватает усердия и прилежания. Стрельцам часто не хватает благоразумия. Козероги (22.12 – 20.01) Дети – Козероги рождены с чувством собственного достоинства. Они самостоятельны, рано начинают понимать, чего хотят. У них уже определены вкусы. Обычно успешно учатся, хотя и медленно все делают. Не любят шумные игры, внимательны, трудолюбивы. Друзей мало, часто один, но лучший друг. Водолей (21.01 – 20.02) Водолеи – уникальные дети. Они мыслят не так, как все. У них рано проявляются философские взгляды на жизнь. Их голова полна необычными идеями. Умны, энергичны, стремятся познать как можно больше. Любят признание и похвалу. Нуждаются и в обществе, и в одиночестве. Любят развлечения. Изобретательны, тактичны. С ними нужно общаться, как с равными. Рыбы (21.02 – 20.03) Неустойчивы, обо всем имеют свое мнение. Их нелегко понять, у них частая смена настроения, но они искренни и сознательны, им можно доверять. Нуждаются в поддержке и одобрении взрослых. Многие «рыбки» артистичны и музыкальны, любят читать, хотя часто невнимательны. Многие предпочитают общество взрослых. С ними необходимы особый такт, мягкость.  «Наши дела». Рассказы об участии класса в школьных и классных праздниках, проектах, творческих делах класса и школы. Презентации, фотографии.  «Наши путешествия». Рассказы о поездках классом загород, фотографии, маршруты путешествий.  «Мы в театре». Отзывы о спектакле. Рисунки, фотографии, программки.  «Мы в музее». Рисунки, фотографии, материалы для экскурсий.  « Мы – читатели». Книжная полка. Советуем почитать. Отзывы о прочитанных книгах, сочинения, творческие работы. Книжки – самоделки.  «Мы поем». Песни, любимые мелодии, любимые исполнители.  «Наши поздравления». Словесные, стихотворные, песенные, веселые и серьезные, от членов коллектива, от лица героев сказок и т.п. Самодельные открытки и телеграммы.  «Наше будущее». Специальности, которые можно освоить в коллективе. (историк, ботаник, кулинар, геолог, собаковод, швея и т.д.).  «Проблемы нашей жизни». Помощь школьного психолога и социального педагога.  «Наше общение». Символы общения (свеча, яблоко, грецкий орех, круг, костер, самовар). О чем мы решили говорить, поспорить, подумать, поделиться, поразмышлять. Использование понятий диспут, дискуссия, общение, прения, спор, этикет. Примерная тематика: • «Мир общения человека»; • «Умеем ли мы общаться»; • «Создание атмосферы доверительного общения»; • «Общение с книгой»; • «Общение с миром прекрасного (музыкой, художественными произведениями и др.)»; • «Общение с природой»; • «Общение с предметным миром»; • «Общение с компьютером: возможно ли такое?»; • «Знаем ли мы родной язык»; • «Предписания этикета»; • «Как обратиться к незнакомому?»; • «Чувствительность к слову»; • «Языковая скверна»; • «как слово наше отзовется?»; • «Правила речевого поведения (этикет)»; • Вечера общения «Пока горит свеча»; • Часы радости общения с друзьями «Друзья мои, прекрасен наш союз!»; • Часы общения с родителями; • Посиделки «У самовара», «За чашкой чая»; • «В гостях у …»; • Час вопросов и ответов; • Школа мудрецов; • Диалоги на разные темы; • Встреча «У очага» (семейного, наших предков и др.); • Карусель друзей; • Семейный клуб «СемьЯ»; • Субботний клуб для ребят и их родителей «Субботея». II. Раздел: Идешь дорогою добра ! Использование понятий добро, доверие, долг, духовность, заповедь, любовь, милосердие, мораль, нравственность, культура, воспитание, добродетель, тактичность, чуткость, толерантность. Адреса добрых дел. Воспитание в себе добрых качеств. Возможны следующие заголовки листов:  «Дорога к себе».  «Дорога к малышам» (ученикам 1 кл.).  «Дорога к пожилым людям, к «бабушкам и дедушкам»».  «Дорога к ветеранам Великой Отечественной войны».  «Дорога к природе»,  «Дорога к сверстникам, нуждающимся в помощи».  «Дорога к братьям нашим меньшим». III. Раздел: «Служба», «Забота». В этом разделе освещаются трудовые, общественно-полезные дела класса. Возможны следующие заголовки листов:  «Ремонтная мастерская». Ремонт книг в классной библиотечке, в школьной библиотеке.  «Мастерская Деда Мороза». Изготовление новогодних игрушек на общешкольную елку.  Служба «Зеленый мир». Изготовление кормушек для птиц зимой. Уход за комнатными растениями в классе.  «Чистодвор». Уборка школьного двора, пришкольной территории от мусора, осенних листьев и т.п.  Сувенирная мастерская. Изготовление поделок, поздравительных открыток для ветеранов, для поздравления членов семьи с праздниками. IV. Раздел: Календарь здоровья. • Осень; • Зима; • Весна; • Лето. Здоровье сберегающие технологии. Игры, забавы и развлечения. Спортивные, коллективные, творческие дела. Правила безопасности. Правила дорожного движения. V. Раздел: Подведем итоги. Что хорошего сделали за год нашей коллективной жизни: • Для себя и своего коллектива; • Для членов семьи; • Для других людей; • Для улучшения окружающей жизни; • Какими мы были; • Какими стали? • Что помогло стать лучше? • Какие проблемы сумели решить, а какие не сумели и почему? • Как мы видим нашу дальнейшую жизнь? VI. Раздел: Фотолетопись учебного года. Материал портфолио собирается не один год, а в течение всего периода обучения (1-4 класс). Портфолио является формой аутентичного оценивания образовательных результатов по продукту, созданному учащимся в ходе учебной, творческой, социальной и других видов деятельности. Таким образом, портфолио соответствует целям, задачам и идеологии личностно – ориентированного обучения. Важно также отметить, что помощь в работе с портфолио, оказываемая ученику учителем и родителями, ни в коем случае не подменяет его собственную творческую деятельность. Развитие младшего школьника невозможно без осуществления взрослыми функции управления. Учителю же функция управления помогает выявить проблемы и недостатки в организации педагогического процесса, ошибки в собственной деятельности и осуществить корректировку учебно-воспитательного процесса. Применение портфолио в начальной школе открывает новые горизонты в нелегком деле воспитания подрастающего поколения. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ. 1. Красноперова Т.В. Технология формирования интереса к музыке у учащихся 1-8 классов гимназии. //Материалы региональной научно- практической конференции «Непрерывное обучение личности в условиях модернизации общества». Улан-Удэ. 2008. 75-81 с. 2. Андреева Е.А., Разваляева Н.В. «Портфолио в начальной школе: тетрадь младшего школьника. Формирование навыков самооценки и самоконтроля». Волгоград: «Учитель» 2011. 3. Стандарты второго поколения. «Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе». М.: Просвещение 2010. Ковалева Г.С., Логинова О.Б. 26-30 с. 4. Живая оценка: программа «Портфолио в школе» Меттус Е.В. М.: Глобус.2009. 5. Новикова Т.Г., Прутченков А.С., Пинская М.А., Федотова Е.Е. Папка личных достижений школьника – «Портфолио»: теория вопроса и практика реализации/ Под ред. Т.Г. Новиковой. – М.: АПК и ПРО, 2004. 6. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повышения квалиф. пед. кадров / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина , М.В. Моисеева, А. Е. Петров; Под ред. Е.С. Полат. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. 7. Осетинская О.В. Портфолио учащегося. «Я - третьеклассник» Волгоград: «Учитель», 2012. 8. Плахова Т.В. «Портфолио классного коллектива» Волгоград: Издательство «Учитель» 2011. 9. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения начальной школы. М.: Просвещение. 2011 Савинов Е.С. сост. с.183-186. 10. Шалыгина И.В. Портфолио – педагогическая технология школьной оценки // Естествознание в школе. – 2004. - № 2.

Комментарии  

0 #1 Александр 08.11.2015 21:13
Отличная статья.
Я хочу предложить посмотреть варианты заполнения детского портфолио.
http://photo-kopirate.ru/load/portfolio/portfolio/portfolio_detskoe_dlja_shkoly_zazerkale/20-1-0-16704

You have no rights to post comments

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»

ПРИГЛАШАЕМ!

Приглашаем педагогов со стажем работы по специальности от 25 лет в Клуб ветеранов педагогического труда!

Только для вас - специальные образовательные мероприятия, интересные встречи и многие другие события.

Звоните по телефону: (812) 956-67-42 или пишите на e-mail: editor@ext.spb.ru

Просим всех, расскажите о Клубе своим коллегам, которые уже не работают в школе!

Ваши АНОО «АНЭКС» и Экстернат.РФ