Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

 

Профилактика нарушений в поведении дошкольников

Проблема межличностных отношений дошкольников очень актуальна. Наблюдения за повседневной, игровой деятельностью детей, за их общением показывают, что в детских коллективах присутствует достаточно высокая напряженность и конфликтность. Есть дети с низким уровнем развития коммуникативных навыков, нарушающие социальные нормы и права других детей. Ребята, не имеющие навыков конструктивного общения с ровесниками, часто становятся причиной ссор, конфликтов в детском коллективе.

Конечно, есть дети, которые легко идут на контакт, они вежливы, способны, умеют договариваться, проявлять сочувствие и сопереживание, а также терпимость в общении со сверстниками. Но ведь есть и такие ребята, с которыми часто бывает трудно ладить и взрослым, и детям: это могут быть гиперактивные, агрессивные, конфликтные, т.е. дети с нарушенным поведением.

Профилактика нарушений в поведении дошкольников предполагает следующие направления:

1.Развитие у ребенка толерантности (терпимости) и осознание себя как участника общения, восприятие ровесника в качестве полноправного участника взаимодействия.

2.Научить детей открытому проявлению эмоций приемлемыми способами

3.Развивать у детей умение общаться в различных жизненных ситуациях с ориентацией на ненасильственную модель поведения.

4.Развить навыки конструктивного поведения через осмысление, переживание и моделирование проблемных ситуаций, взятых из литературных произведений (чтение литературных произведений, сказок, беседы о прочитанных литературных произведениях).

Как же быть, ведь дети настолько все разные и у каждого свои причины проявления неконструктивного общения. Есть некоторые основные направления, по которым родитель может определить, как и что делать.

 

 

 

 

 

 

 

Пойми ребенка

Цель: помочь увидеть за внешним непослушанием ребенка скрытое желание быть понятым.

Поведенческая реакция

Психологические мотивы

1

Нарочитое непослушание

Я хочу быть в центре внимания

2

Эгоистические проявления

Все на свете начинается с меня

3

Проказы

Я жду эмоциональных впечатлений

4

Упрямство

Я требую независимости

5

Капризы

Я устал от избытка наказаний и обязанностей

6

Замкнутость

Не оставляйте меня одного

7

Агрессия

Я ищу способ самозащиты

8

Пассивность

Я не уверен, что я хороший, что у меня все получится

9

Аморальное поведение

Я копирую поведение

10

Ерничанье

Я хочу быть в центре внимания

11

Неусидчивость

В мире так много интересного

12

Обидчивость

Сигнал о нелюбви ко мне

13

Неорганизованность

Я хочу все успеть

14

Жалобы

Я хочу справедливости

15

Лень

Я скучаю, когда мне не интересно

16

Невнимательность

Я обращаю внимание лишь на значимое и близкое мне

17

Скука

Я ожидаю новых эмоций

18

Суетливость

Я даю выход энергии

19

Чрезмерная усидчивость

Я могу подолгу заниматься любимым делом

20

Неустойчивость моральных норм

Я хочу попробовать все

 

 

Принципы общения с агрессивными детьми

1.     Помните, что запреты и повышения голоса  - самые неэффективные способы преодоления агрессивности. Агрессивность ребенка будет снята только тогда, когда будут поняты причины такого поведения.

2.     Дайте ребенку возможность выплеснуть свою агрессию: разрешите ему побить подушку, разорвать портрет врага и т.п., и вы увидите, что в реальной жизни агрессивность ребенка снизится.

3.     Подайте ребенку личный пример правильного поведения: не допускайте вспышек  гнева или недружелюбных высказываний о друзьях или коллегах.

4.     Сдерживайте стремление  ребенка провоцировать ссоры с другими

5.     Не стремитесь прекратить ссору, обвинив другого ребенка в ее возникновении, старайтесь объективно разобраться в причинах возникновения конфликта.

6.     После конфликта обговорите с ребенком причины его возникновения, укажите ребенку на его неправильные действия, которые привели к ссоре. Попытайтесь найти способы выхода из конфликтной ситуации вместе.

7.     Пусть ребенок чувствует, что вы его любите. Не стесняйтесь лишний раз его приласкать или пожалеть. Пусть он видит, что он нужен и важен для вас.

Как работать с агрессивными детьми.

1.     Быть внимательным к нуждам и потребностям ребенка.

2.     Демонстрировать модель неагрессивного поведения.

3.     Быть последовательным в наказаниях ребенка, наказывать за конкретные проступки.

4.     Наказания не должны унижать ребенка.

5.     Обучать приемлемым способам выражения гнева.

6.     Дать ребенку возможность проявить гнев сразу после фрустрирующего события.

7.     Обучать анализу собственного эмоционального состояния и состояния окружающих людей.

8.     Развивать способности к эмпатии.

9.     Расширять поведенческий репертуар ребенка.

10.           Отрабатывать навык реагирования в конфликтных ситуациях.

11.           Учить брать ответственность на себя.

Стиль поведения с застенчивыми детьми

1.     Расширяйте круг знакомств вашего ребенка, берите его в гости к знакомым, чаще приглашайте к себе друзей, расширяйте маршруты прогулок, учите малыша спокойно реагировать на новые места.

2.     Не беспокойтесь за ребенка постоянно, не стремитесь полностью оберегать его от различных опасностей, не старайтесь сделать все за ребенка, предупредить любые затруднения, дайте ему определенную свободу действий.

3.     Постоянно укрепляйте у ребенка уверенность в собственных силах.

4.     Привлекайте ребенка к выполнению различных поручений, связанных с общением, создавайте ситуации, в которых застенчивому ребенку пришлось бы вступать в контакт с «чужим» взрослым.

5.     Стремитесь сами стать для ребенка примером общительного человека.

Стиль поведения с неуверенными в себе детьми

1.     Не оберегайте ребенка от повседневных дел, не стремитесь решать за него все проблемы, но не перегружайте его. Необходимо чтобы ребенок выполнял доступные задания и получал от этого удовольствие.

2.     Не перехваливайте ребенка, но не забывайте поощрять его, когда он этого заслуживает. Помните что похвала, так же как и наказание, должна быть соизмерима с поступком.

3.     Поощряйте в ребенке инициативу. Пусть он будет лидером все начинаний, но также покажите, что и другие могут быть в чем-то лучше его.

4.     Показывайте своим примером адекватное отношение к успехам и неудачам. Оценивайте вслух свои возможности и результаты дела.

5.     Не сравнивайте ребенка с другими детьми. Сравнивать можно лишь с ним самим, каким он был, и возможно будет.

Психологическая поддержка

Психологическая поддержка – один из факторов, способных улучшить взаимоотношения детей и взрослых. При недостатке, отсутствии адекватной поддержки ребенок испытывает разочарование и склонен к различным конфликтам и аффективным поступкам.

Психологическая поддержка – это процесс:

1.     В котором взрослый сосредотачивается на позитивных сторонах ребенка с целью повышения его самооценки;

2.     Который помогает ребенку поверить в себя, в свои силы и возможности;

3.     Который помогает ребенку избежать ошибок и поддерживает ребенка при неудачах.

Ребенок нуждается в поддержке не только когда ему плохо. Необходимо, чтобы взрослый акцентиовал внимание на позитивных поступках ребенка и поощрял их.

Чтобы поддержать ребенка, необходимо:

1.     Опираться на его сильные стороны.

2.     Избегать подчеркивания промахов

3.     Показать что вы довольны поведением ребенка

4.     Уметь проявлять любовь и уважение к ребенку

5.     Уметь помочь ребенку разбить большое задание на более мелкие, с которыми ему легче будет справиться

6.     Проводить больше времени с ребенком

7.     Знать обо всех начинаниях ребенка

8.     Уметь взаимодействовать с ребенком

9.     Позволить ребенку самому решать свои детские проблемы

Слова поддержки:

1.     Зная тебя, я уверен, что ты все сделаешь хорошо

2.     Ты делаешь это очень хорошо

3.     Если это трудно, давай сделаем вместе.

Слова разочарования:

1.     Ты бы мог сделать лучше

2.     Это для тебя слишком трудно

3.     Я сделаю это за тебя

Средства поддержки:

1.     Слова: красиво, аккуратно, прекрасно, здорово, замечательно, вперед, продолжай и т.д.

2.     Высказывания: я горжусь тобой, мне нравится как ты делаешь, я рад твоей помощи, спасибо и т.д.

3.     Прикосновения: похлопать по плечу, дотронуться до руки, приобнять ребенка и т.п.

4.     Совместные действия.

5.     Выражения лица – улыбка, кивок и т.д.

 

 

You have no rights to post comments

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»

ПРИГЛАШАЕМ!

Приглашаем педагогов со стажем работы по специальности от 25 лет в Клуб ветеранов педагогического труда!

Только для вас - специальные образовательные мероприятия, интересные встречи и многие другие события.

Звоните по телефону: (812) 956-67-42 или пишите на e-mail: editor@ext.spb.ru

Просим всех, расскажите о Клубе своим коллегам, которые уже не работают в школе!

Ваши АНОО «АНЭКС» и Экстернат.РФ