Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг:  0 / 5

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Мы - россияне

Бородина Светлана Анатольевна,
учитель начальных классов
ГБОУ СОШ №121 Санкт-Петербурга

 

Цели

  • приобщение детей к российским культурным и историческим ценностям;
  • развитие и укрепление в сознании детей чувства патриотизма и гордости за свою страну.

Задачи урока:

  • подвести учащихся к тому, что люди любой национальности имеют право на счастье, что необходимо проявлять дружбу и уважение к любому народу;
  • стимулирование интереса детей к самостоятельному изучению российской истории и культуры, традиций, расширение их образовательного кругозора.
  • развивать творческое воображение, обогащать словарный запас детей.


Ход урока

1. Организационный момент.

У: – Здравствуйте, ребята! Давайте начнем наш урок с пожелания добра друг другу. Дети: Я желаю тебе сегодня добра.
Ты желаешь мне сегодня добра.
Мы желаем друг другу сегодня добра.

(Дети приветствуют друг друга соприкасаясь пальцами, ладонями.)

У: – Давайте посмотрим друг на друга и улыбнёмся.

2. Вступительная беседа.

Звучит песня «С чего начинается Родина?».
С чего начинается Родина?
С картинки в твоем букваре,
С хороших и верных товарищей,
Живущих в соседнем дворе.
А может, она начинается
С той песни, что пела нам мать.
С того, что в любых испытаниях
У нас никому не отнять.
С чего начинается Родина?
С заветной скамьи у ворот.
С той самой березки, что во поле,
Под ветром склоняясь, растет.
А может, она начинается
С весенней запевки скворца
И с этой дороги проселочной,
Которой не видно конца.
С чего начинается Родина?
С окошек, горящих вдали,
Со старой отцовской буденовки,
Что где-то в шкафу мы нашли.
А может, она начинается
Со стука вагонных колес
И с клятвы, которую в юности
Ты ей в своем сердце принес.
У: Действительно, а с чего, по-вашему, начинается Родина? (Ответы учащихся.)
У: — Никто не возьмется перечислить всего, что стоит за этим большим и ёмким словом Родина.
Родина! Это слово с детства знает каждый. Родина — это то место, где ты родился, где ты живешь со своими родителями, со своими друзьями. Как называется то место, где вы родились и выросли? (Ответы учащихся. )
У: — В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок — деревня или город, улица, дом, где он родился.
Это его маленькая родина, а из множества таких маленьких уголков и состоит наша общая, великая Родина.
Родина начинается на пороге твоего дома. Она огромна и прекрасна. И у каждого она одна. Как мама. Родина — мать своего народа. Она гордится своими сыновьями и дочерьми, заботится о них; приходит на помощь, придает силы.
Мы любим Родину. А любить Родину — значит жить с ней одной жизнью.
А как называется наша Родина? (Ответы учащихся.)
У: — Наша Родина — Россия. Посмотрите на карту.
(Физическая карта России.) — Наша Родина очень велика. Так велика, что над ее просторами почти никогда не заходит солнце. Когда стрелки кремлевских часов показывают три часа дня в Москве, то в Петропавловске — на Камчатке наступает полночь.
Ребята, а почему мы часто употребляем выражение «московское время»? И почему к Москве какое-то другое отношение? (Ответы учащихся.)
У: — Верно, к Москве у нас трепетное отношение потому, что город-герой Москва — столица нашей необъятной Родины. Почему необъятной? Да потому, что если сесть в самолёт и пролететь над территорией нашей страны, то можно увидеть белоснежные толщи льда и знойные жаркие пустыни, вольные степи и холодную тундру, высокие горы и могучие реки, и гордость нашего государства — ее зелёный наряд — леса.
Как вы думаете, а много ли народа населяет такую огромную страну?
Ответы учащихся. — По данным  переписи населения, население России составляет более 145 миллионов человек. А как всех их можно назвать одним словом? (Ответы учащихся.)
У: — Всех людей, живущих в нашей стране, можно назвать россиянами. Но национальности у них разные. Россия — единое многонациональное демократическое государство. Ее населяют более 180 национальностей, народностей.
Да, много народов живет в нашей стране. И все они составляют единую дружную семью. Русские, татары, мордва, чеченцы, башкиры, чуваши, ингуши и другие народы создали свои республики. Каждый народ имеет свой язык, свои обычаи и свою культуру.

3. Работа над новым материалом.

У: Сегодня у нас с вами необычный урок. Все  любят путешествовать?  (Ответы детей)

У: Давайте мы представим, что мы путешественники. Мы с вами будем сегодня  путешествовать по разным странам. Как вы знаете, у нас и в других странах есть своя культура и история. Мы поговорим  с вами о костюмах. Так как народный костюм - ценнейший памятник народного творчества. В единый художественный ансамбль национальной одежды включалось искусство кроя, узорного ткачества, вышивки, аппликации, обработки кожи, металла и многое другое.

Слушаем внимательно, так как после описание костюмов  будет дано задание. А начнём мы с русского костюма. Посмотрите на картинку и давайте вместе  попробуем описать его.

Русский национальный костюм состоит из кокошника расписного,  прямого сарафана темных расцветок, телогрея чуть выше колен, длинная рубаха и два платка: светлый, поверх которого одевался темный шерстяной или сатиновый.

Русский национальный костюм - это единство гармонии с природой и художественного вкуса наших предков. Создавая его, они имели чувство меры и внимательно относились к каждой детали. Итак, как же выглядел женский костюм русский народный? Прежде всего, его основой была рубаха в виде туники с широкими рукавами. Для каждого случая была своя рубаха, будь то какой-то праздник, будний день и обряд. Костюм русский народный невозможно представить без вышивки. В определенном месте расшитая рубаха, считалось защищала от злых сил. Вышивка всегда была продумана, и каждый вид орнамента что-либо означал. Ромб был основным его символом, так как ассоциировался с солнцем. Костюм русский народный дополняла понева. Это юбка, которая шилась из трех полотнищ ткани, и была стянута на талии узким поясом. Люди обычно использовали шерсть. Кроме того, в нее вплеталась конопля. Именно благодаря шерстяным и растительным нитям получался клетчатый узор. Как и рубахи, поневы тоже делились на расхожие, будничные и праздничные. А отличались они между собой деталями. Примечательно, что поневу носили только женщины замужние. Девушка надевала ее сразу же после свадьбы и носила самую красивую юбку до рождения первенца. Потом полагалось менять ее на более простую поневу.

Ах, этот русский сарафан... Без него невозможно представить себе женский костюм русский народный. Сначала появились косоклинные сарафаны, которые шились из двух полотнищ и имели швы на боках и по центру. Их подол богато украшался золотой тесьмой или красным сукном. На смену косоклинным пришли прямые сарафаны. Они шились из 4-5 полотнищ прямоугольной формы, которые собирались на спине и груди под обшивку. Держался такой сарафан только благодаря лямкам на плечах. В основном, носили их молодые девушки, да и то в праздник.

Костюм русский народный дополнял передник. Он надевался поверх поневы, рубахи или сарафана. Девичий образ был бы неполным без головного убора. Молодые женщины заплетали косу и надевали на голову повязки, обручи, венцы, которые были расшиты бисером и речным жемчугом. Ну и, конечно, большое значение для национального костюма имели украшения. Ожерелки из бисера и жемчуга, янтарные бусы, кресты, ленты, серьги, цветные пояса и кушаки чудесно дополняли девичий образ того времени.

Традиционный костюм украинцев составляет рубашка. Рубахи шились с воротниками и без них. Отличительная особенность украинской женской рубахи - обычай украшения подола, каймы рубашки вышивкой. Широкие рукава рубашки заканчивались манжетом. Юбка с вышивкой тёмных тонов. Передник тоже с вышивкой и венок из цветов и лент на голове.

Мордовский национальный костюм
Мордовский национальный женский костюм тоже происходит от рубахи. Рубаху шили из двух полотнищ холста, перегнутых пополам и сшитых по продольной нитке. Швы располагались посередине груди, спины и по бокам. Вышивка располагалась по швам. В ней преобладали красные, черные, синие тона с вкраплением зеленого и желтого.
Мордовский костюм преобладал особый вид нераспашной одежды - покай, покрытый плотной вышивкой. Костюм состоит из длинных, доходящие до щиколоток холщовые штаны. Верхняя женская одежда покроем повторяет рубаху с запахом.
Женские головные уборы мордвы разнообразны: головные полотенца, платки, повязываемые "помокшански" (два платка, где узел первого выпущен из-под второго). Уборы  имели твердую основу в форме цилиндра, полуцилиндра, конуса.
Богатый и разнообразный набор нагрудных украшений не имел особого функционального значения. Женщины носили набедренное украшение в виде прямоугольного куска ткани, украшенного вышивкой.  Поясными украшениями служили также специальные полотенца

Татарский национальный костюм представляла собой широкую рубаху, штаны, приталенный камзол и бишмет из темной ткани. Интересны женские головные уборы: вышитая бархатная шапочка, обшитая серебряными монетами, поверх которых набрасывалось вышитое покрывало.

1)    Работа в группах.

А сейчас ребята послушайте задание № 1.

Вы должны сами попробовать одеть человечка в русский, украинский, мордовский и татарский костюмы.

Материал: человечек, фрагменты одежды, клей.

У: Посмотрите, какие у нас красивые костюмы получились. (Выставка на доске).

2) Работа с учебником.

Самым важным для каждого народа является предметы искусства. Давайте откроем страницу 116 учебника «Окружающий мир» и посмотрим на татарские предметы искусства. Вы можете видеть сапоги из кожи, шапку, серьгу. Например у бурей это браслеты из драгоценных металлов, изделия из дерева. А теперь посмотрите, какие красивые изделия делают русские мастера: поднос - роспись хохлома, белоголубая и синяя посуда – Гжель. Посмотрите на картинку с дымковскими игрушками.

У: А теперь кто-нибудь вспомнит и назовёт  ещё предметы русского искусства?

3) Задание № 2.

Чтобы узнать, о каком предмете искусств мы будем говорить отгадайте загадку.

В этой молодице
Прячутся сестрицы.
Каждая сестрица –
Для меньшей темница. (Матрёшка)

Посмотрите что у меня в руках?

У: Матрёшка. Как вы думаете, ребята, откуда появилась на Руси матрёшка? Первая русская матрёшка была выточена и расписана в московской игрушечной  мастерской только в 90-х годах XIX века, по образцу, привезенному из Японии. Этот японский образец, выполненный с большим юмором, представлял собой множество вставляемых друг в друга фигурок японского мудреца.

Физкультминутка.

(Читается нараспев с движениями)

Мы веселые матрёшки, ладушки, ладушки.
Хороши у нас одежки, ладушки, ладушки.
Кружимся мы и танцуем, ладушки, ладушки.
Хоровод водить мы будем, ладушки, ладушки.

Давайте рассмотрим куклу-игрушку матрёшку. Матрёшка (уменьшительное от имени Матрёна) — русская деревянная игрушка в виде расписной куклы, внутри которой находятся подобные ей куклы меньшего размера. Число вложенных кукол обычно от трех и более. Почти всегда они имеют «яйцеподобную»форму с плоским донцем и состоят из двух частей — верхней и нижней.

Сейчас матрёшки делают в различных мастерских.

Чтобы изготовить матрёшку, требуется большое мастерство. Сначала подбирают подходящий вид древесины. Из-за мягкости в основном выбирают липу, реже ольху или берёзу.

В России игрушки стали популярны потому, что олицетворяли своё, родное, были похожи на людей, а не на идеальных героев, как большинство современных кукол. В Европе матрёшки стали безумно популярны потому, что приоткрывали завесу тайны о загадочной русской душе и национальной русской культуре.

Матрёшка считается одним из главных символов России, хотя с матрёшками, как с любыми другими куклами, уже давно никто не играет. Сегодня матрешки в большом количестве украшают витрины сувенирных магазинов и лотки, предназначенные, в основном, для иностранцев, а дома аккуратно расставлены на полке за стеклом. Матрёшка создавалась как детская игрушка, а стала игрушкой для взрослых, которые стремятся увидеть в ней исконно русский дух.

4. Закрепление изученной темы.  Практическая работа.

Давайте теперь мы попробуем нарисовать свою матрёшку. Я раздам вам изображение разных матрёшек, ваша задача разукрасить.

Выставка рисунков.

5. Итог урока.

- Что нового вы узнали на уроке?

- Что запомнилось и понравилось больше всего?  Что было сложным?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

ПРИГЛАШАЕМ!

Приглашаем педагогов со стажем работы по специальности от 25 лет в Клуб ветеранов педагогического труда!

Только для вас - специальные образовательные мероприятия, интересные встречи и многие другие события.

Звоните по телефону: (812) 956-67-42 или пишите на e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Просим всех, расскажите о Клубе своим коллегам, которые уже не работают в школе!

Ваши АНОО «АНЭКС» и Экстернат.РФ

Авторизация

Перевод сайта