Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг:  0 / 5

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Урок окружающего мира в 4 классе

Пищеварительная система

(Программа «Школа-2100»)

 

 Грецова Елена Ивановна (lena.gretzova@yandex.ru),
учитель начальных классов
ГБОУ СОШ №158Санкт-Петербурга

Цели и задачи:

1. Формирование умения формулировать цели урока после предварительного обсуждения

2.Формированиеумений добывать новые знания, представленных в разных формах (тексте, таблице, схеме, иллюстрациях)

3. Формирование умений перерабатывать полученную  информацию, делать выводы, на основе обобщения знаний.

4. Совершенствовать навыки вдумчивого чтения.

5. Развитие личной ответственности.

6. Развитие творческих способностей.

7. Развитее навыков работы в группе.

8..Формирование умений доносить новую информацию до учащихся.

9.Ознакомление с  пищеварительной системой человека.

10. расширение кругозора по заданной теме.

Оборудование:

1. Таблица «Верю - не верю».

2. Тексты для чтения

3.Листы ватмана, карандаши, фломастеры

4. Таблица «Пищеварительная система».

5. Карточки для работы в группе.

6. Ноутбук, проектор.

Форма работы: Индивидуально – групповая.

Формируемые УУД: познавательные, коммуникативные, регулятивные.

Приемы и методы работы:

– работа в малых группах;

– прием «Верите ли вы?» (Технология развития критического мышления);

– диалог и обсуждение;

–самостоятельная работа с информацией;

– обращение к опыту учащихся;

– взаимопроверка.

Ход урока:

I.  Организационный момент

Урок окружающего мира. Проверьте вашу готовность к уроку.

Сегодня нам предстоит работа в группах. Вспомните правила успешной работы в группе.

II. Постановка проблемы. Стадия вызова

Составьте пословицу из предложенных слов.

На слайде предложены слова -  Золота  дороже  здоровье 

(Здоровье дороже золота.)

- Как вы понимаете эту пословицу?

- Какие ещё пословицы о здоровье человека вы знаете? 

Игра «Верите ли вы, что…» У каждого на парте таблица.

- Прочитайте вопросы и дайте на них либо положительный, либо отрицательный ответ. Вторую строку  оставьте пока пустой. 

Высказывания

Начало урока

Заключение урока

1.

Верите ли вы, что печень - самый тяжёлый орган нашего тела?

 

 

2.

Верите ли вы, что самый «длинный» орган - тонкая кишка. Её длина более 6 метров.

 

 

3.

Верите ли вы, что желудок человека обычно размером с небольшой мяч?

 

 

4

Верите ли вы, что желудок не способен переварить всё то, что в него попадает.

 

 

5.

Верите ли вы, чтопечень очищает кровь от вредных веществ, то есть выполняет роль фильтра.

 

 

6.

Верите ли вы, что в мускулистых стенках желудка таятся особые желёзки, которые выделяют желудочные соки?

 

 

7.

Верите ли вы, что сам желудок не способен переварить всё то, что в него попадает.

 

 

 

III. Сообщение цели урока

 - Сегодня мы поговорим об очень важной системе органов.

- О какой, догадайтесь сами.

Тема урока выводится на экран.

- Органы этой системы снабжают организм человека строительным материалом, даёт организму энергию (пищеварительная система).

- Правильно, сегодня мы поговорим о пищеварительной системе.

- Посмотрите на экран, что вы видите?

Мы держим путь в организм человека.

- Итак, наше путешествие начинается.

IV. Работа по теме урока

. –Где начинается  наше  путешествие по пищеварительной системе и куда  мы попадет потом?

- Давайте рассмотрим таблицу «Пищеварительная система».

- Как устроена наша пищеварительная система?

- Что вы знаете о ней? Расскажите.

- Предлагаю вам прочитать  текст, возьмите его в зеленой папке.

Каждый учащийся в группе получает  текст.

Текст для чтения:

Пищеварительный процесс занимает от 8 до 24 часов, пища за это время проходит около 10 метров. Наша пищеварительная система представляет собой открытую с двух сторон трубу.

Сначала пища попадает в ротовую полость. Во рту расположен язык. Он определяет вкус пищи, и подталкивает ее к зубам. Зубы – самая твёрдая часть организма. Резцы откусывают, клыки перекусывают твёрдые волокна, переднекоренные измельчают, заднекоренные перетирают пищу (у детей – 24 зуба, у взрослого – 32 зуба)

Слой белой эмали, которой они покрыты, не уступает в прочности слоновой кости. А ведь из слоновой кости вытачивают бильярдные шары, которые не боятся даже самых сильных ударов. Но какими  бы твердыми не были наши зубы, они всё же боятся вездесущих микробов. Поэтому не забывайте ухаживать за своими зубами.

Слюнные железы выделяют слюну, которая смачивает нашу пищу, начинает его обрабатывать. Через глотку обработанная во рту пища попадает в пищевод -мускульную трубку, которая проталкивает ее в желудок.

Желудок человека обычно размером с небольшой мяч. Его стенки состоят из мышц, а внутренняя поверхность выстлана клетками, выделяющими желудочный сок (пища перемалывается, смачивается слюной, распознаётся на вкус). Желудок – главный орган пищеварительной системы. В его мускулистых стенках таятся особые желёзки, которые выделяют желудочные соки. Они способны растворить большую часть веществ, из которых состоит пища. Для каждого продукта желёзки вырабатывают свою кислоту. Трудится желудок добросовестно, но медленно. С сахаром и фруктами он справляется быстрее, с мясом – медленнее.

Сам желудок не способен переварить всё то, что в него попадает. С хлебом, например, он справляется, а вот с маслом – нет. Поэтому пища поступает в кишечник, в двенадцатиперстную кишку. Кишечнику помогает печень. Печень – самый тяжёлый орган нашего тела. У взрослого человека она весит около 1,5 кг. Печень очищает кровь от вредных веществ, то есть выполняет роль фильтра. Самый «длинный» орган - тонкая кишка. Её длина более 6 метров, тогда как длина толстой кишки всего 2 метра.

Из тонкого кишечника пища попадает в толстый кишечник. Здесь за неё принимаются тысячи кишечных микробов. Они перерабатывают в растворы уцелевшие остатки пищи. Здесь наша пища превращается в маленькие капельки прозрачной жидкости. Всё, что не переварилось, выходит через прямую кишку и называется калом.

- Что вам было известно ранее из прочитанного текста?

- Какую новую информацию вы узнали сегодня?

-О чем думали иначе?

- Давайте вспомним, где начинается процесс обработки и переваривания пищи?

- Сколько зубов у человека?

Работа в группах.

- Послушайте вредный совет от Г.Остера:

Когда родная мать ведёт к зубным врачам,

Не жди пощады от неё, напрасно слёз не лей.

Молчи, как пленный партизан, и стисни зубы так,

Чтоб не сумела их разжать толпа зубных врачей.

- Как вы относитесь к такому совету Григория Остера?

- Почему?

- К чему может привести такое поведение?

V. Физкультминутка

Проводят ученики. Музыкальная пауза.

VI. Продолжение работы по теме урока

- Предлагаю вам поработать в группах и составить памятки:

1 и 3 группы -  « Как помочь своему желудку». 

2 и 4 группы -   «Правила Ухода за зубами».

Презентация работы групп пол совместной работе.

- Итак,  наше путешествие  завершается. 

- Сейчас узнаем, как вы поняли устройство пищеварительной системы.

- Заполните  карточку в группе.

- Вставь пропущенные слова.

В организм человека пища поступает через………    

У взрослого человека ……… зуба.

Резцы ………………………… еду.

Клыки ……………………….. жёсткую пищу.

Если не чистить зубы, то ……………………………………

Вставь пропущенные слова.

Главный орган пищеварительной системы - …………………….

Он принимает пищу из …………………………….. и отправляет её в ………………………………………………………………………………..

В кишечнике пища ……………………………………………………….

- Поменяйтесь карточками с другими группами, в  своей группе проверьте правильность выполнения задания соседней группы.

- Какие ошибки у товарищей вы нашли? Какая группа выполнила задание без ошибок?

VII.Рефлексия. Итог урока

- Вернемся к нашей таблице и повторно заполним ее.

- Каковы результаты вашей работы? Что вы заметили?

- Какова основная функция пищеварительной системы?

- Как вы думаете, что может произойти, если нарушится слаженная работа этой системы?

- Помните: чтобы ваш организм работал без сбоев, необходимо его беречь.

Получен от природы дар – не мяч и не воздушный шар,

Не глобус, не арбуз – здоровье! Очень хрупкий груз!

Чтоб жизнь счастливую прожить, здоровье нужно сохранить!

VIII. Домашнее задание

Найти дополнительный материал о пищеварительной системе, сочинить сказку о путешествии бутерброда. Выполните задания №1,2,3,4  в рабочей тетради по изучаемой теме.

IX.Организованное окончание урока

- Вы хорошо поработали на уроке. Молодцы!

- Урок закончен.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

ПРИГЛАШАЕМ!

Приглашаем педагогов со стажем работы по специальности от 25 лет в Клуб ветеранов педагогического труда!

Только для вас - специальные образовательные мероприятия, интересные встречи и многие другие события.

Звоните по телефону: (812) 956-67-42 или пишите на e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Просим всех, расскажите о Клубе своим коллегам, которые уже не работают в школе!

Ваши АНОО «АНЭКС» и Экстернат.РФ

Авторизация

Перевод сайта