Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Личностно-ориентированная основа современных УМК «Окружающий мир»

Вдовиченко Илона Владимировна,
учитель начальных классов
Реализация ФГОС НОО II поколения направлена на развитие младшего школьника как самостоятельного, заинтересованного, творческого исследователя окружающей действительности в ее целостности и динамике, что предполагает построение учебного процесса с учетом его индивидуальных потребностей и возможностей. Поэтому в процессе стимулирования познания ребенком курса «Окружающий мир» нужен подход, где сделана установка на личность ученика, личностное присвоение им гуманистических ценностей и ориентиров. Именно личностно-ориентированное обучение обеспечивает: близость материала детским интересам и потребностям; возникновение у младших школьников эмоциональных переживаний, чувства сопричастности, ощущения значимости происходящего для себя, погружение в предлагаемые обстоятельства; стимулирование мыслительной, поисковой деятельности учащихся; возможность самоактуализации, самоутверждения и самореализации в предлагаемой работе и ее творческий характер. Его эффективность подтверждена многочисленными исследованиями в направлениях: обоснование необходимости образования, ориентированного на личность (С.В.Алексеев, М.В.Богуславский, О.С. Газман, Э.Н.Гусинский, Е.И.Казакова, О.Е.Лебедев, Т.В.Машарова); исследование личностно-развивающих функций обучения (Н.В.Бочкина, З.И. Васильева, Т.Н.Мальковская, А.П.Тряпицина); личностный подход как основа современных представлений о личностно-ориентированном образовании (А.Д. Алферов, Г.Ф.Кириллова, А.И.Кочетов, Г.И.Щукина) и инновационная технология (В.В.Зайцев, Е.А.Крюкова, В.М.Симонов); изучение личностно- ориентированного образования в целом (А.В.Бондаревская, Е.А.Крюкова, В.В.Сериков) и его применения в начальной школе (Т.П.Буренина, Н.Ф.Виноградова, М.Б. Копылова, О.П.Поглазова) и др. Личностно-ориентированное обучение строится на признании самоценности ученика как носителя субъектного опыта, обязательном обращении к его эмоционально-ценностной сфере, что становится ориентиром при отборе учителем форм и методов работы с целью максимального развития познавательных способностей и качеств личности каждого школьника (по И.С.Якиманской). Образовательным центром становится сам ребенок, его личностный рост, смыслы учения и жизни (педологические идеи).
Поэтому в основу разработки всех УМК «Окружающий мир» положен личностно-ориентированный подход, что нашло отражение: в структурировании материала (принципы позитивного педоцентризма, последовательного расширения тематических концентров в курсе Н.Ф.Виноградовой, Г.С. Калиновой, антропоцентризма – программы З.А.Клепининой, И.В.Потапова и др.); обязательное «открытие» ребенком нового знания и способа действия в опоре на актуализированный его опыт (первоначально курсы А.А.Вахрушева, Е.В. Чудиновой и др., ныне – основа построения комбинированного урока по всем УМК); эмоциональное оценивание занятия, поэтапная рефлексия, использование рефлексивных таблиц (УМК «Начальная школа XXI века», «Перспектива»); ИОС, максимально приближенные к ребенку (УМК «Школа России», «Школа 2100»), технология имитационных игр, предполагающая самоопределение учащегося в «ситуациях выбора» - конфликтности, коллизии, состязания (программы Н.Ф.Виноградовой, Н.Я.Дмитриевой и др.); приоритетность поисково-исследовательских, творческих методов обучения предмету; структурирование занятий в технике ПДО [этапы урока: создание ситуации, способствующей появлению у учащихся интереса к теме; постановка ПС и осознание проблемы детьми; формулировка ими гипотез, выбор приоритетной и определение задач исследования; управление последним; парная / групповая работа в ситуации затруднения; самостоятельная работа в группе на применение полученного знания на практике; рефлексия; подведение итогов урока; домашнее задание творческого характера и с опережением]; коммуникативно-интерактивная направленность курса (Л.М.Цветова); принцип работы, исходящий из самостоятельного выстраивания ребенком индивидуальной ЦНКМ (технология задачного подхода в системе Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова, курсе Е.В.Копп), развития его теоретического / эмпирического мышления в ходе взаимодействия с разнообразной средой (программы развивающего обучения, А.А.Гина, С.А.Фаера) и др.
В целом анализ вариативных программ «Окружающий мир» показал, что под влиянием личностно-ориентированного подхода технологии работы по действующим УМК различных дидактических систем максимально перемешались, активно заимствуют друг у друга приемы обучения, приближаясь в целом к реализации «эмпирического метода» В.В.Давыдова, строящегося на личностно-ориентированной организации учебного процесса, наиболее эффективной, как показало проведенное исследование, при гендерном обучении школьников. Успешность реализации последнего предполагает соблюдение условий: 1) личностно-значимый смысл и актуальность для ребенка результатов всех выполняемых им естественнонаучных и обществоведческих заданий; 2) дифференциация последних, удовлетворяющая требованиям системы трех «Я» (по О.А.Кочневу): «Я»-актуальное / любознательность (например, в теме «Грибы» «Нарисовать грибы, растущие в нашей местности. Найти интересные факты о них»); «Я»-потенциальное / проблемность («Придумать хитрые вопросы классу по теме урока»), «Я»-перспективное / самореализация («Придумать четверостишие о грибах. Подготовить презентацию “Съедобные и несъедобные грибы”, “Советы грибнику”, “Грибы нашего края”»); 3) систематическое развитие у обучающихся умений рефлексировать свою деятельность в курсе «Окружающий мир»; 4) механизм реализации условий формирования УУД - личностная ситуация как совокупность условий и обстоятельств, порождающих личностно-значимое для ученика отношение к увиденному / услышанному / сделанному (по В.В.Серикову, имитационно-игровая); 5) обязательное развитие когнитивной и аффективной сфер личности ребенка; актуализация личностных функций (мотивирующей, рефлексивной, коллизийной, критичности и др.); 6) знание учителем структуры и функций личностных ситуаций, владение опытом организации их системы - личностно-ориентированной технологией (опора при создании и моделировании на возрастные особенности младших школьников, имеющийся у них личностный опыт взаимодействия с окружающим миром).

Заявка на участие в работе Круглого стола на тему
«Современный УМК по предмету «Окружающий мир»:
традиции и инновации»

 
Ф.И.О.
 
Организация Тема
выступления
Статус участника Научный руководитель
(для студентов, аспирантов, магистрантов)
Необходимое оборудование
Вдовиченко Илона Владимировна МОБУ СОШ Муринский ЦО №2 Личностно-ориентированная основа современных УМК «Окружающий мир» Личное участие с публикацией    
 
 
 

 

You have no rights to post comments

Авторизация

Перевод сайта

 

СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»

ПРИГЛАШАЕМ!

Приглашаем педагогов со стажем работы по специальности от 25 лет в Клуб ветеранов педагогического труда!

Только для вас - специальные образовательные мероприятия, интересные встречи и многие другие события.

Звоните по телефону: (812) 956-67-42 или пишите на e-mail: editor@ext.spb.ru

Просим всех, расскажите о Клубе своим коллегам, которые уже не работают в школе!

Ваши АНОО «АНЭКС» и Экстернат.РФ