Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг:  0 / 5

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Что такое семья?

 Форсилова Марина Викторовна
          Тип урока изучение и первичное закрепление нового материала
 
          Цели и задачи:
  • создать условия для усвоения понятий «поколение», «домочадцы», «старшее поколение», «младшее поколение»;
  • уточнить элементарные представления о семье и понимание родственных связей;
  • создать условия для обогащения лексического запаса слов;
  • способствовать формированию произвольности и самостоятельности мышления;
  • путем постановки и решения учебной задачи продолжить обучение учащихся самостоятельности в суждениях, в речевой деятельности в целом;
  • воспитывать любовь и уважение к близким людям, стремление им помогать.
 
          Оборудование
  • презентация к уроку
  • учебник «Окружающий мир, 2 класс» Н. Ф. Виноградова, М., «Вентана-Граф», 2015
  • рабочая тетрадь «Окружающий мир, 2 класс» Н. Ф. Виноградова, М., «Вентана-Граф», 2015
 
                                                                    Ход урока
 
I. Организационный момент.
 
II. Проверка домашнего задания.
- На прошлом уроке мы говорили о том, можно ли изменить себя.
- Прочитайте синквейны, которые вы составили.
 
III. Сообщение темы урока. Постановка учебной задачи. Формулировка целей.
- Прочитайте название нового блока (учебник с. 71)
- Сегодня на уроке мы поговорим о чем-то приятном и согревающем душу каждого человека. А вот о чем, вы узнаете, отгадав ребус.
СЛАЙД 2      
- Итак, тема урока «Семья». О чем бы вы хотели узнать сегодня на уроке?
- Сегодня на уроке мы должны будем выяснить: СЛАЙД 3
  • Что такое семья?
  • Что объединяет членов семьи?
  • Чем семья отличается от другой группы людей?
  • Как называют членов семьи?
  • Как называют людей одного возраста?
 
IV. Решение учебной задачи.
  1.  А как же появилось слово семья?   Об этом нам расскажет стихотворение
 
Когда появилось слово семья?                                                                                         
 
Когда-то о нём не слыхала Земля –                  - Кто есть приготовит, о радость моя?                                                                                       Но Еве сказал перед свадьбой Адам;               Ева всё также ответила: «Я»                                                                              – Сейчас я тебе семь вопросов задам:              - Кто платье сошьёт, постирает бельё                                                                             Кто деток родит мне, богиня моя?                   Меня приласкает, украсит жильё?                                                                                     Ева тихонько ответила: «Я»                              «Я, я», – тихо молвила Ева: «я, я»                                                                                 – Кто их воспитает, царица моя?                      Сказала она знаменитых семь «Я»                                                                                      Ева покорно ответила: «Я»                               Вот так на Земле появилась семья.                                                                                                      
- Как понимаете значение слова «семья»?
- Где можно узнать его значение? (в толковом словаре)
- Давайте обратимся к словарю. Прочитайте значение слова «семья» в словаре. СЛАЙД 4                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               
Словарь Ожегова С.И.:
1. Это группа живущих вместе близких родственников;
2. Объединение людей, сплочённых общими интересами.
Ушаков Д.Н.:
Семья – группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних родственников, живущих вместе.
- Какое из этих определений более точно подходит слову семья? Почему?
- А как вы думаете, всегда ли люди жили семьями?
До сих пор никто не знает, как и почему образовалась первая семья. Раскопки, проведенные в пещерах, где разбили свои стоянки древние люди, показали, что они жили небольшими группами. Неясно, правда, подразделялись ли уже в те времена человеческие группы на «семьи» в нынешнем понимании – отец, мать и дети. Но даже в то время женщины заботились о своем потомстве.
- Что объединяет членов семьи? (ответственность друг за друга, чувство взаимопомощи, нежность, взаимопонимание)
- Для этого я вам предлагаю самостоятельно выполнить следующее задание: прочитайте предложения. Найдите смысловые ошибки. Подумайте, может ли то, что написано в предложении, быть признаком хорошей дружной семьи? СЛАЙД 5
Члены семьи каждый день ссорятся, обижают друг друга. Для каждого члена семьи – своя отдельная квартира. У каждого свой кошелек. Каждый член семьи отдыхает отдельно. У каждого члена семьи своё хозяйство.
(Члены семьи любят и уважают друг друга; живут в одной квартире; распределяют деньги на покупки в хозяйство; вместе отдыхают и проводят свободное время; занимаются домашним хозяйством).
- Мы с вами назвали то, что объединяет членов семьи.
- А чем семья отличается от другой группы людей?
- Можно ли наш класс назвать семьей? (У класса нет совместного хозяйства, не распределяем бюджет, нет родственных отношении).
                     
Вывод. Класс не является семьей в том понимании, в каком мы сегодня говорим о семье.
2)   В старину на Руси жили большими семьями, все друг другу помогали, малыши старость уважали, а старики малых жалели. Вместе ели и пили, только не тужили. О такой большой семье есть у меня  кроссворд.  СЛАЙД 6 - 11
1. В семье две девочки. Кто они по отношению друг к другу? (сестры)                                                                                                   2. Отец папы (дедушка).                                                                                                                                                     3. Мама-жена, а папа - (муж)                                                                                                                                               4. В семье два мальчика. Кто они по отношению друг к другу? (братья)                                                                                                     5. Брат мамы или папы (дядя)
- Какое слово получилось по вертикали? (семья)                             
- А как одним словом назовём всех членов семьи? (родственники)
Благодаря этому кроссворду  мы коснулись очень интересной темы: родственных отношений.
Русский человек без родни не живет.                                                                                                                            В семейном кругу мы с вами растём!                                                                               Основа основ – родительский дом!
 
Физкультминутка. Игра с мячом "Образуй новое слово".                                                                                
Учитель бросает мяч кому- либо из учеников, называя при этом слово. Учащийся ловит мяч и произносит уменьшительно-ласкательную форму того же слова.
Мама, брат, сестра, бабушка, дед, папа.
 
3)  Понятие о домочадцах, поколениях.
 В старину членов семьи называли «домочадцами». В одной семье могут быть люди разного возраста, т. е. люди разных поколений.
- Как вы понимаете значение слова «поколение»?
Поколение – люди одного возраста, живущие в одно время. Все ученики нашего класса – это одно поколение – младшее, ваши дедушки, бабушки – это люди другого поколения, старшего поколения.
VI.  Закрепление.
1) С. 74 учебника. Рассмотрите рисунок, расскажите о семье Соловьевых.
2) В семье каждый из нас имеет множество воплощений. Я – жена, мать, сестра, дочь, тетя, племянница… А теперь мы посмотрим, знаете ли вы своих родственников, и кто кому кем приходится. Выполним несколько упражнений – игр.
* Игра « Кто кому кто?»
- Ульяна, ты кто для мамы? (дочь)
- Матвей, кто называет тебя сыном? (папа)
- Дима, ты кто для бабушки? (внук)
- Настя, у папы есть мама. Кто она тебе? (бабушка)
- Андрюша, у мамы есть сестра. Кто она тебе? (тетя)
- Кристина, у маминой сестры есть дети: сын и дочь. Кто они тебе? (двоюродные братья и сестры)
 
* Игра «Найди пару» СЛАЙД 12
БАБУШКА ВНУЧКА
ОТЕЦ ДОЧЬ
БРАТ СЕСТРА
ТЕТЯ ПЛЕМЯННИЦА


* Заполни пропуски (карточка). СЛАЙД 13
 
Сестра отца – .   .   .   .
Хранительница семейного очага – .  .  . 
Наследник рода – .  .  .
Брат мамы – .  .  .  .
Дитя родителей, но не сын – .  .  .  .
Отец мамы – .  .  .
Сын брата – .  .  .  .
Мама папы – .  .  . 
Папин папа – это...
Внучка – это дочка сына или ...
Бабушка – это мама мамы или ..
Тетя – это сестра мамы или
Дядя – это брат мамы или .

Самооценка - кто выполнил все задания верно – оценка 5, кто допустил ошибку в одном задании – оценка 4, в двух-трёх – оценка 3.
Кто может себя похвалить за успешное выполнение задания?
* Соберите пословицу (работа в паре). СЛАЙД 14
На что  клад, когда в семье лад.
- Как вы ее понимаете? Что такое «лад»? (Лад – согласие).
- Теперь послушайте одну легенду.
В давние времена жила одна семья, и в ней царили мир, любовь и согласие. Молва долетела до правителя тех мест, и он спросил у главы семьи: «Как вам удаётся жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?». Старец взял бумагу и написал на ней что-то. Правитель посмотрел и удивился: на листе было написано сто раз одно и то же слово.
- Какое слово написал старец? Обоснуйте свой ответ. (На листе было написано слово «понимание»)
Вывод. Умение ладить с собой и с людьми – это самое ценное качество в человеке. Семья – наш общий дом. Когда дом наполнен улыбками, взаимопониманием, в нём тепло и уютно всем. Все чувствуют себя хорошо и комфортно.
 
VII. Итог урока.
- Какая тема нашего урока была?
- Удалось ли получить ответы на поставленные в начале урока вопросы?
- Какие получили результаты?
Каждый человек должен гордиться своей семьёй. И вы, ребята, учитесь гордиться своими родственниками. В народе говорят: "Вся семья вместе, так и душа на месте".
 
- Что же такое семья?                                                                                                               - А вы любите свою семью?                                                                                                           - Что нужно делать, чтобы ваша семья жила весело и счастливо?        
- Чем для вас является семья? (самое дорогое, что у нас есть)

 
Семья – это то, что мы делим на всех,   Всем понемножку: и слезы и смех,         Взлет и падение, радость, печаль, Дружбу и ссоры, молчанья печать.      Семья – это то, что с тобою всегда. Пусть мчатся секунды, недели, года,    Но стены родные, отчий твой дом –Сердце навеки останется в нем!
- В нашей стране есть праздник  СЛАЙД 15 , который называется «День семьи, любви и верности». Отмечается он 8 июля с 2008 года. Символом этого праздника является ромашка СЛАЙД 16
 
VIII. Рефлексия
- За что вы можете сегодня похвалить себя?
- В чем вы были успешны?
- Что получилось?
- Что не получилось?
- Чем интересен был урок?
 
IX. Домашнее задание.
- Учебник с. 77 № 2
- РТ с. 32
- Задание по выбору
  • создание родословного «древа»
  • составить рассказ о своей семье, пользуясь карточкой-подсказкой:
  1. Сколько человек в твоей семье? Сколько в ней живет поколений?
  2. Назови имена и отчества твоих родителей, бабушек и дедушек.
  3. Узнай у родителей, что им известно о дальних предках семьи, о происхождении твоей фамилии.
  4. Почему тебя решили так назвать?
  5. Что значит твое имя?
  6. Какие семейные праздники отмечаются?

You have no rights to post comments

ПРИГЛАШАЕМ!

Приглашаем педагогов со стажем работы по специальности от 25 лет в Клуб ветеранов педагогического труда!

Только для вас - специальные образовательные мероприятия, интересные встречи и многие другие события.

Звоните по телефону: (812) 956-67-42 или пишите на e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Просим всех, расскажите о Клубе своим коллегам, которые уже не работают в школе!

Ваши АНОО «АНЭКС» и Экстернат.РФ

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»