Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг:  4 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активна
 

Разумеева Ольга Николаевна, учитель начальной школы, Санкт-Петербургская Международная школа

Савчук Елена Анатольевна, учитель начальной школы, Санкт-Петербургская Международная школа

 

Конструирование. Программа курса.

Пояснительная записка.

Курс  «Конструирование» - интегрированный курс, включающий в себя три разноплановых предмета: трудовое обучение, в рамках которого происходит освоение алгоритмизированных технологий, в котором больше практики; геометрию, как теоретический и прикладной материал для  модернизирования  освоенных и конструирования новых для учащихся технологий; компьютерные технологии, позволяющие применять приобретенные знания и умения в новой  образовательной области. Главное назначение данной программы состоит в том, чтобы дополнить традиционный курс математики в начальной школе элементами развивающего обучения, дополнить трудовое обучение элементами технического моделирования и конструирования.

Целесообразность объединения этих предметов в один  дает возможность решить несколько проблем современного начального образования.  Обращает внимание тенденция замены трудового обучения учащихся художественным трудом, не умаляя достоинств этих программ, где большое значение имеет развитие творческих способностей учащихся, хотя сохраняется возможность  формирования и развития умения  проводить моделирование, развитие элементов конструкторского мышления, заметно снижается техническая грамотность учащихся: умение читать и составлять технические рисунки, технологические карты, чертежи, устанавливать смысловые варианты между элементами чертежа, между объектом и чертежом, вносить изменения в чертеж и объект, с целью расширения функциональных возможностей объекта или улучшение его внешнего вида.  С другой стороны, несмотря на то, что сведения о геометрических фигурах входят в традиционное обучение математике в начальной школе, их явно недостаточно в сравнении с тем значением, которое имеет формирование геометрических представлений для развития интеллекта, психики и личности в младшем школьном возрасте.

За основу данного курса взяты программы Н.М. Конышевой «Художественно-конструкторская деятельность», В.И. Романиной, В.Г. Машинистова «Трудовое обучение» и программа И.В. Шадриной «Элементы геометрии  в начальной школе». Кроме этого используются различные развивающие игры Никитина Н.Б. и Воскобовича В.

Основная цель и задачи данного курса состоят в том, чтобы сформировать знания и умения по конструированию в практической деятельности: начальные геометрические представления, усилить развитие логического мышления и пространственных представлений детей, сформировать начальные элементы технологического мышления, развивать  мелкую моторику рук, глазомер; сформировать навыки пошагового освоения алгоритмов трудовой деятельности; повышение технической грамотности учащихся.

Выстраивание системы  учебных заданий практического и конструкторского характера происходит в соответствии со структурой геометрического  материала программы. Так как геометрия, являясь разделом математики, имеет развитую теоретическую основу, но не всегда в прикладном плане полностью реализуется ее теоретический потенциал, в отличие от трудового обучения, не имеющего такой серьезной научной основы, но носящей прикладной характер.

Трудовое обучение  позволяет использовать ручной труд, как средство эффективного «гимнастического снаряда» для развития интеллекта и психики учащихся. Основанием  для этого является предметно-практическая деятельность. Известно, что она позволяет человеку «переводить» сложные абстрактные действия из внутреннего плана во внешний, делая их более понятными. На базе предметно-практической деятельности более эффективно развиваются познавательная сфера  ребенка, и формируются мыслительные процессы. В данном  курсе происходит усиление графических и конструкторских линий трудового обучения, что обеспечивает графическую грамотность учащихся.

Изучение курса предполагает использование такого приема, как моделирование, в самом непосредственном значении, т. е. изготовление моделей различного уровня сложности, следует заметить, что изготовление моделей не сводится к простому копированию, которое полезно лишь на первой этапе работы, работа выстраивается таким образом, чтобы была возможность выявить геометрические формы и свойства модели и создать условия для развития элементов конструкторского мышления. Развитие творческих способностей учащихся заключается именно в том, чтобы раскрыть суть моделирования, его принципы и закономерности. Для  изготовление моделей используются различные техники  и материалы (оригами, работа с Геоконтом, бумажное конструирование, создание конструкций из проволоки, пластилина, аппликация, моделирование с помощью «Конструктора», моделирование на компьютере с помощью графических редакторов,  среды Логомиры,  а так же компьютерной программы «Фантазия. Для учащихся 1-4 классов».

Усиление геометрической линии конструирования обеспечивает развитие пространственных представлений и воображения учащихся и включающей в себя на уровне практических действий изучение основных линейных, плоскостных и некоторых пространственных фигур, и формирование на этой базе элементов технологического мышления  и трудовых умений.

Конструкторские умения включают в себя умения узнавать основные геометрические фигуры в объектах, выделять их; умение составлять заданные объекты из предложенных частей, которые должны быть отобраны из множества предложенных деталей; умение разделить объект на составные части, то есть провести его анализ; умение преобразовывать, перестраивать объект; и т.д.

                           Содержание программного материала

1 класс (30ч)

Геометрическая составляющая

Взаимное расположение тел в пространстве.

Сравнение величин

Кривые и плоские поверхности.

 Линия. Кривые и прямые линии. Линии замкнутые и незамкнутые. Пересекающиеся линии. Вертикальные и горизонтальные линии. Вычерчивание прямой.

 Точка. Обозначение точек буквами.

Отрезок. Обозначение отрезка. Сравнение отрезков. Единицы длины. Вычерчивание отрезков. Различное расположение отрезков на плоскости.

Луч.

Ломаная линия. Вершина, звено ломаной. Длина ломаной. Изготовление моделей ломаной.

Знакомство с Геоконтом.  Моделирование линий, отрезков на нем.

Конструирование

Знакомство с материалами трудового обучения.

Знакомство с видами бумаги и их назначением. Основные приемы обработки бумаги ( сгибание, складывание, разметка по шаблону, резание ножницами, соединение с помощью клея).

Правила безопасной работы с инструментами. Организация рабочего места.

Практические работы с бумагой. Разметка по шаблону. Знакомство с чертежом.

Конструирование. Объемное моделирование.

Работа с конструктором.

Знакомство с техникой оригами.

Примерные изделия: композиции из геометрических фигур, разрезная мозаика, аппликация с логическим заданием, плетеная закладка, композиция на основе пятна произвольной формы, игрушки в технике оригами, создание объемных моделей из трубочек, проволоки, пластилина или пластики и т.д.

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся к концу 1 класса

Учащиеся должны знать:

термины:  точка, прямая, отрезок, луч, ломаная линия, звено ломаной, вершина ломаной, длина ломаной, сантиметр; отличия прямой от отрезка, отличия прямой от луча, луча от отрезка;

название и назначение материалов;

 название и назначение  каждого из инструментов и приспособлений;

правила безопасной работы с инструментами;

технологии работы с бумагой (сгибания, складывания, вырезания, склеивания).

Учащиеся должны уметь:

чертить отрезок по заданным размерам, обозначать буквами точки, отрезки, ломаную;

определять материал, из которого изготовлено изделие;

использовать различные приемы работы с бумагой, резать бумагу ножницами по шаблону, соблюдая правила безопасности, изготавливать несложные аппликации, оригами;

выполнять модели с помощью шнурков на Геоконте;

поддерживать порядок на рабочем столе в течение всего урока.

2 класс (32ч)

Геометрическая составляющая

 

Угол. Стороны и вершины угла. Обозначение углов. Виды углов. Сравнение углов. Углы в многоугольнике. Моделирование углов перегибанием бумаги. Построение углов на нелинованной бумаге.

Многоугольники. Обозначение многоугольников. Периметр многоугольника.

Треугольник. Условия его построения. Виды треугольников. Построение треугольников на нелинованной бумаге.

Четырехугольники. Виды четырехугольников. Построение прямоугольника и квадрата на нелинованной бумаге.

Окружность. Круг. Диаметр, радиус окружности. Касательная.

Деление фигур на части и составление фигур из частей.

Конструирование

Новые приемы обработки материалов. Знакомство с новыми инструментами. Разметка по линейке, сгибанием. Знакомство с разверткой. Конструкция вещи.

Изготовление моделей прямоугольного треугольника, прямоугольника путем сгибания бумаги.

Линии разных типов на чертеже..

Технологическая карта. Изготовление по технологической карте изделий.

Изготовление моделей круга, изготовление изделий на базе кругов.

Изготовление по чертежу изделий и аппликаций.

Моделирование прямоугольного треугольника, прямоугольника с помощью Геоконта.

Оригами.

Примерные изделия: конверт, коробочка, пакетик, украшения для стола, игрушки для елки, упаковки для подарков, открытки, сказочный домик, мебель для куклы, конструкции -  мобили. Изготовление по чертежу аппликаций. Работа с набором  «Конструктор».

 

 

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся к концу 2 класса

Учащиеся должны знать:

термины:  многоугольник, треугольник, четырехугольник, прямоугольник, квадрат, диагонали прямоугольника и квадрата, стороны, углы и вершины многоугольника, окружность, круг, центр окружности (круга), радиус, диаметр окружности (круга)

правила безопасной работы с инструментами;

название и назначение  различных инструментов

Учащиеся должны уметь:

чертить и изготавливать модели: треугольника, прямоугольника (квадрата), круга; чертить окружности; моделировать треугольник, прямоугольник (квадрат) с помощью Геоконта;

изготавливать несложные изделия по  технологической карте; читать чертеж и изготавливать по нему несложные изделия;

собирать несложные изделия из деталей набора «Конструктор»

3 класс (32ч)

Геометрическая составляющая

Построение фигур на нелинованной бумаге с помощью циркуля.

Окружность. Сегмент. Сектор. Деление окружности на 2,4,8 равных частей; на 3,6,12 равных частей. Расположение окружностей на плоскости.

Многоугольники. Диагонали многоугольника. Многоугольники выпуклые и невыпуклые. Периметр. Свойства диагоналей прямоугольника ,квадрата.

Треугольники равносторонние и равнобедренные; прямоугольные, тупоугольные и остроугольные.

Площадь фигур. Единицы площади.

Объемные тела. Параллелепипед. Куб. Развертка .

Конструирование

Работа с бумагой и картоном. Новые сложные приемы разметки.

 Развертка объемных тел. Изготовление выкройки.

 Знакомство с технико-технологической документацией.

Изготовление модели часов и других изделий, требующих деление круга на определенное количество частей.

Техническое моделирование и конструирование.

Моделирование с помощью графических редакторов в Paint(компьютер).

Моделирование симметричных объектов с помощью программы «Фантазия для учащихся 1-4 классов» (компьютер).

Оригами.

 

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся к концу 3 класса

Учащиеся должны знать:

термины: периметр прямоугольника, площадь прямоугольника (квадрата), окружность, сегмент, сектор, параллелепипед, куб, технологическая карта, развертка;

виды и свойства диагоналей прямоугольника и квадрата;

единицы площади и соотношения между ними;

правила безопасной работы при использовании различных инструментов.

Учащиеся должны уметь:

выполнять построение геометрических фигур на нелинованной бумаге;

строить треугольники равносторонние и равнобедренные;

находить периметр и площадь прямоугольника (квадрата);

делить окружность на равные части;

изготавливать несложные изделия по  технологической карте; читать чертеж и изготавливать по нему несложные изделия;

собирать несложные изделия из деталей набора «Конструктор»

4 класс (32ч)

Геометрическая составляющая

Угол. Измерение углов. Построение углов заданной величины.

Площадь. Измерения площади фигур сложной конфигурации.

Симметрия. Осевая симметрия. Поворотная симметрия.

Объемные тела. Параллелепипед. Конус. Цилиндр. Пирамида. Шар.

Чертежи в трех проекциях прямоугольного параллелепипеда, куба, простых композиций из кубов одинакового размера.

Работа с Геоконтом

Конструирование

Работа с бумагой и картоном. Бумагопластика. Новые чертежно-графические приемы. Развертки объемных тел.

Работа с Геоконтом.

Сложное конструирование, техническое моделирование.

 Моделирование объемных тел, создание «конструктора объемных тел» и с последующим  созданием более сложных объектов из этих элементов на компьютере с помощью графического редактора Paint.

Примерные изделия: праздничные аксессуары, гирлянды, макет сказочного окна, модели транспорта,  симметричные модели, созданные с помощью компьютера, виртуальный макет сказочного города и т.д.

К концу 4 класса учащиеся должны иметь представление:

о значении продуктивной практической деятельности.

Учащиеся должны знать:

Основные геометрические термины и термины, используемые в трудовом обучении: точка, линия, отрезок и др.; технологическая карта, чертеж, развертка и др.

названия геометрических фигур и объемных тел;

таблицы единиц измерения величин и их взаимосвязи;

приемы организации труда;

технику безопасности.

Учащиеся должны уметь:

работать по простой технико-технологической документации;

самостоятельно анализировать конструкции изделий и воссоздавать их по образцу, усовершенствовать конструкции в соответствии с поставленной задачей;

уметь распознавать геометрические фигуры и тела; конструировать модели плоскостных геометрических фигур, строить их на нелинованной бумаге;

контролировать правильность изготовления деталей конструкции и всей конструкции.

 

 

Литература:

1. Моро М.И., Бантова М.А. , Бельтюкова Г.В. и др Математика. Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1-4). М: Просвещение, 2005

2.Конышева Н.М. Художественно-конструкторская деятельность. Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы(1-4). М: Просвещение, 2005

3. Шадрина И.В.  Элементы геометрии в начальной школе.

3. Романина В.И., Машинистов В.Г. Трудовое обучение. Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1-3) М: Просвещение, 1998

4. ВолковаС.И., Пчелкина О.Л. Интегрированный курс «Математика т конструирование». Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1-4). М: Просвещение, 1998

5.Пышкало А.М. Геометрия в 1-4 кл.  М: Просвещение, 1968

6. Никитин Б.П. Ступеньки творчества или развивающие игры. М: Просвещение, 1990

7. Журавлева А.П., Болотина Л.А. Начальное техническое моделирование. М: Просвещение, 19982

8. Математика и конструирование. 1 класс. Методические рекомендации. Иваново, 1999

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

ПРИГЛАШАЕМ!

Приглашаем педагогов со стажем работы по специальности от 25 лет в Клуб ветеранов педагогического труда!

Только для вас - специальные образовательные мероприятия, интересные встречи и многие другие события.

Звоните по телефону: (812) 956-67-42 или пишите на e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Просим всех, расскажите о Клубе своим коллегам, которые уже не работают в школе!

Ваши АНОО «АНЭКС» и Экстернат.РФ

Авторизация

Перевод сайта