Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Методическая разработка внеклассного занятия

«Красна речь пословицами»

Иванова Наталья Валерьевна

Воспитатель группы продлённого дня

ГБОУ СОШ №77 Санкт-Петербурга

Цели и задачи:

 

- обобщить знания учащихся о пословицах, как одном из видов устного народного творчества.

- развивать устную речь.

- развивать память.

- развивать внимание.  

План занятия:

  1. Организационный момент.
  2. Основная работа с учащимися.

- пословицы о книгах.

- пословицы о труде.

- пословицы о дружбе.

- пословицы о счастье.

- физминутка.

- чтение и обсуждение произведения.

- пословицы о Родине.

- викторина.

       3.   Итог занятия.

Оборудование:

            - плакаты с пословицами.

            - карточки для игры «Ромашка».             

 

 

 

 

Ход занятия

  1. Организационный момент.
  2. Основная работа с учащимися.

В. В давние времена, когда не было письменности, люди создавали сказки, загадки, пословицы и поговорки, где выражали свои мысли, чувства и передавали из уст в уста. Так появился фольклор, или устное народное творчество. Найдите в данных высказываниях (на плакатах): «Красна речь пословицей», «Пословица недаром молвится», на ваш взгляд, главные ключевые слова.

       В. Это слово – пословица.

       В. Правильно.   

            Пословица – это жанр фольклора, краткое образное изречение, заключающее в  себе какое – то поучение.

        Пословица советует, поучает, наставляет, предупреждает. Люди с уважением        относятся к пословицам, часто употребляют их в своей речи. От этого их речь становится яркой, образной.       

«Чтение – лучшее учение».

В. Найдите из предложенных пословиц те, которые соответствуют теме.

В. «Книга для ума - что тёплый дождик для всходов».

     «Книга поможет в труде, выручит в беде».

     «Кто много читает, тот много знает».

     «Грамоте учиться – всегда пригодится».

     «Кто грамоте горазд, тому не пропасть».

В.  Книги рассказывают нам о многом: о нашей Родине и её природе, об интересных людях и их труде, об истории и культуре народов. Книга является надёжным помощником в труде. Рабочий читает книги о станках, чтобы научиться ими лучше управлять, сельский труженик – о том, как успешнее собрать урожай, врач – о том, как помочь людям стать здоровыми, учитель – о том, как учить и воспитывать своих учеников. Книги помогают понять окружающую нас жизнь. Поэтому читать их нужно не спеша, внимательно, не пропуская страниц. Кроме того, мы должно бережно относиться к книгам.

 

 

Появляется Незнайка.

                               Н.     Я к вам обращаюсь, товарищи дети:

                                        Полезнее книги нет вещи на свете!

                                        Пусть книги друзьями заходят в дома.

                                        Читайте всю жизнь, набирайтесь ума!

 

                                        Ребята, помогите ответить на вопросы:

                                        - Что означает слово «библиотека»?

                                        - Что такое «читательский формуляр»?

                                        - На чём была написана первая книга?

Игра «Ромашка» (на больших лепестках написаны названия книг, а на маленьких – их авторы, нужно правильно совместить лепестки):

«Волшебник изумрудного города»                            А.Волков

«Золотой ключик или Приключения Буратино»      А. Толстой

«Дети капитана Гранта»                                                 Ж. Верн

«Остров сокровищ»                                                         Р. Стивенсон

«Конёк – Горбунок»                                                         П. Ершов

Какие пословицы о чтении вы знаете?

«Дерево сильно корнями, а человек – трудом».

Найдите из предложенных пословиц те, которые соответствуют теме.

В.  «Без труда мечта мертва».

     «Без труда не вынешь рыбку из пруда».

     «Без труда ничего не даётся».

     «Землю красит солнце, а человека – труд».

     «Птица крепнет в полёте, а человек в труде».

     «Деревья смотри в плодах, а человека смотри в делах».

 

 

В.  Объясните значение той пословицы, которая вам больше понравилась. (Объяснение учащихся).  

В.  Стол, за которым ты сидишь,

     Кровать, в которой ты уснёшь,

     Тетрадь, ботинки, пара лыж,

     Тарелка, вилка, нож…

     И каждый гвоздь, и каждый дом

     И каждый ломтик хлеба –

     Всё это создано трудом,

     А не свалилось с неба.

     За всё, что создано для нас,

     Мы благодарны людям.

     Придёт пора, настанет час,

     И мы трудиться будем.

В.  Сейчас, пока вы школьники, главный ваш труд – учёба, хорошие крепкие знания. Они помогут вам в будущем получить профессию. А сейчас я вам предлагаю загадки о профессиях.

 

    Его работа в глубине, на самом дне.

     Его работа в темноте и тишине.

     Пусть труд его не лёгок и не прост,

     Как космонавт, плывёт он среди звёзд.                      (Водолаз).

 

     Мастер, мастер, помоги –

     Прохудились сапоги.

     Забивай покрепче гвозди –

     Мы пойдём сегодня в гости.                                        (Сапожник).

                                             «Птица сильна крыльями, а человек – дружбой».

 

В.  Из предложенных пословиц найдите те, которые соответствуют теме.

 

В.  «Человек без друга – что земля без воды».

     «Человек без друзей, что дерево без корней».

     «Друга ищи, а найдёшь – береги».

     «Друзья познаются в беде».

     «Старый друг лучше новых двух».

     «Не тот друг, кто медком мажет, а тот кто правду в глаза скажет».

В.  Ребята, а как вы понимаете значение пословицы: «Человек без друга, что земля без воды».

А какие песни о дружбе вы знаете?

Так каким должен быть настоящий друг?

 

Физминутка.

«Счастье не ищут, а делают».

В.  Укажите из представленных пословиц, те которые соответствуют теме.

В.  «Счастье не в воздухе вьётся, а трудом достаётся».

     «Счастье без ума – дырявая сума: где найдёшь, там и сгубишь».

 

В.  Некоторые люди говорят, что счастье – это богатство, деньги, но ведь настоящее счастье за деньги не купишь. Ошибаются и те, кто считает, что счастье – в славе. Добрая слава, действительно, радует человека. А от худой славы он не знает как отделаться. Счастлив тот, кто ладит счастье не только для себя, но и для всех.

Чтение и обсуждение.

«Одна у человека родная мать, одна у него Родина».

В.  «Родина – мать, умей за неё постоять».

     «На чужой сторонушке рад своей воронушке».

     «Своя земля и в горести мила».

     «Только тому почёт будет, кто Родину не словом, а делом любит».

 

 

Викторина пословиц. (Проводит Незнайка).

  1. Итог занятия.

Сегодня мы с вами говорили о пословицах.

Для чего нужны пословицы?

Будете ли вы их использовать?

А теперь попробуйте объяснить значение тех пословиц, которые прочитали в начале урока.

Молодцы! Все постарались. Мы с Незнайкой остались очень довольны вашей работой!