Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Исследовательские приёмы работы с текстом на уроках
литературного чтения как средство развития критического мышления учащихся на ступени начального общего образования

 

«Чтение — это один из истоков мышления и умственного развития»
В.А.Сухомлинский

«Чтение — это окошко, через которое дети  видят  и познают мир и самих себя»
В.А.Сухомлинский

Конкретные знания, которые так долго выдавались самим учителем, часто не только оставались невостребованными, но еще и не развивали у ученика мыслительных способностей.  Выучивались правила, отрабатывался алгоритм их применения, но учащиеся не переставали делать одни и те же ошибки. В итоге выпускник начальной школы не умел самостоятельно мыслить, не видел не только оригинальных, но и общих решений как типовых, так и задач повышенного уровня. А самое главное, у него не было уверенности в своей точке зрения, и он не умел ее отстаивать.

Концептуальной основой разработки развивающей личностно-ориентированной системы обучения «Перспективная начальная школа» стал системно-деятельностный подход к обучению, раскрывающий основные психологические условия и механизмы процесса усвоения знаний, формирования картины мира, общую структуру деятельности учащихся.

Инновационные подходы к начальному образованию, заложенные во ФГОС, задают новое содержание и характеристику учебной деятельности ребенка. В частности, в УМК «Перспективная начальная школа» эти инновации нашли свое отражение в целевой установке комплекта – обеспечение планируемых результатов основной образовательной программы.

В настоящий момент следует учитывать  заинтересованность  общества  в том, чтобы его граждане были способны активно действовать, принимать решения, самостоятельно искать необходимую информацию, гибко адаптироваться в изменяющихся условиях жизни; поэтому уже в начальной школе ребенок должен уметь самостоятельно мыслить, видеть возникающие в трудности и искать пути их преодоления, четко осознавать, каким образом приобретаемые им знания могут быть применены в окружающей действительности. 

Содержание учебников дает богатые возможности для развития мыслительной деятельности. И в данной работе хочется остановиться на некоторых приёмах работы с текстом, т.к. часто уровень его восприятия учащимися остаётся низким. Мало уметь читать, нужно обладают культурой чтения: учащиеся не умеют читать вдумчиво, не понимают прочитанное, не выделяют главное, не размышляют над полученной информацией. Важно уметь анализировать текст, рассматривать одну и ту же проблему с разных точек зрения, выделять причинно-следственные связи, рассматривать новые идеи и знания в контексте уже имеющихся. Очень важно грамотно работать с получаемой информацией.

Помочь в решении этих проблем и в создании условий, максимально стимулирующих развитие интеллектуальных способностей школьников, может использование исследовательских приемов  при работе с текстом, способствующих формированию и развитию  умений  не просто осмысливать текст, но и интерпретировать его,  определять проблемное поле, формулировать и выражать  собственное мнение. Именно такие характеристики свойственны так называемому критическому мышлению.

Особую значимость в УМК «Перспективная начальная школа» приобретает познавательное и личностное развитие обучающегося через организацию общих учебных действий, имеющих приоритетное значение над узкопредметными знаниями и умениями. В связи с этим предметное содержание и планируемые для усвоения детьми способы действий представлены в УМК во взаимосвязи и взаимозависимости через систему вопросов и заданий базового и повышенного уровня сложности.

Формирование личностных УУД обеспечивается, прежде всего, сюжетной основой учебников и диалоговым характером учебных текстов. Следя за развитием сюжетной интриги, наблюдая за поведением героев (Маша и Миша Ивановы во всех учебниках, сказочные герои в учебнике «Литературное чтение»), школьники учатся соотносить свои поступки и поступки героев с принятыми этическими нормами, выделять нравственный аспект поведения того или иного героя, оценивать высказывания персонажей и т. д. Сюжет позволяет построить диалоги персонажей (героев), которые, в свою очередь, обеспечивают возможность организации диалога ученика с учебным текстом или диалога между детьми.

Главное, на что следует обратить внимание, – это работа с текстом и иллюстрациями. В УМК большое значение придается иллюстративному материалу, он выступает как самостоятельный источник информации. Дети получают возможность научиться находить и выделять необходимую информацию.

Текст можно перечитывать с разнымизадачами: оценка смысла всего текста по названию, поиск нужных частей текста, нужных строчек, поиск нужных слов. Уже в «Азбуке» данный прием нашел свое отражение в таких текстах, как: «Данила» (с.47), «Попугай» (с.77), «Лесная школа» (с.98) и т.д.

В учебнике «Литературное чтение» для 2 класса этому способствует цветной фон – цветовое маркирование части текста, которое помогает учащимся формировать положительное отношение к источникам информации. В «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина (с.12) текст разделен на части. Начало каждой части отмечено голубым или жёлтым цветами, позволяющими найти эти части и определить их сходство или различие. Маркирование желтым и голубым цветами по краю листа учебника предполагает прочитывание частей текста разными учениками. Некоторые абзацы в тексте (например, в сказке С. Козлова «Красота», с.111) обведены оранжевым и голубым цветом: это помогает ребенку быстрее и правильнее найти ответы на вопросы учебника.

Учащиеся  постепенно овладевают навыками работы с текстами различного типа и стиля, формируются  учебно-познавательные и коммуникативные компетентности: умения строить высказывания, устанавливать причинно-следственные связи, анализировать  учебный материал, выстраивать систему доказательств и др., - являющиеся качественными характеристиками сформированного критического мышления.

Исследовательские приёмы работы с информацией являются основой формирования универсальных учебных действий школьников, что является требованием современного образования в условиях подготовки к введению ФГОС на ступени основного общего образования. Кроме этого, сами  приёмы  универсальны, так как, являясь компонентом  технологии развития критического мышления, широко используются в интерактивном, дифференцированном обучении,  в рамках информационно-коммуникационных технологий. Исследование, организованное в любой форме, способствует развитию критического мышления ученика, так как ребёнок учится осмысливать информацию, т.е. перерабатывать её в своём сознании, отбирать необходимый опыт, формировать навыки взаимодействия с другими людьми,  объективно оценивать явления, факты, процессы,  выделять существенные признаки, формулировать и решать проблемные вопросы, аргументировано отстаивать собственную точку зрения. Ученик, обладающий такими качествами, станет в будущем не только хорошим специалистом, но человеком, готовым и способным достойно  жить  в обществе.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

ПРИГЛАШАЕМ!

Приглашаем педагогов со стажем работы по специальности от 25 лет в Клуб ветеранов педагогического труда!

Только для вас - специальные образовательные мероприятия, интересные встречи и многие другие события.

Звоните по телефону: (812) 956-67-42 или пишите на e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Просим всех, расскажите о Клубе своим коллегам, которые уже не работают в школе!

Ваши АНОО «АНЭКС» и Экстернат.РФ

Авторизация

Перевод сайта