Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Подготовка к пересказу на уроках литературного чтения

Полухина Ольга Германовна,
учитель начальных классов ГБОУ лицей №384
Кировского района Санкт-Петербурга

Пересказ текста – очень важное умение. Программа по большинству школьных предметов основана на умении прочитать текст, понять его, запомнить и пересказать.
 Замечательно, если ребенок не испытывает трудностей в пересказе текста. Однако не секрет, что далеко не всем учащимся легко дается пересказ.

Меня, как учителя, давно волнует эта проблема. Поэтому хочу поделиться приемом, который поможет ребенку без проблем пересказать текст.

Этот прием «Собери пазл» может быть применен, если текст можно разделить на четное количество частей.

Он не сложен, хотя требует от учителя достаточно трудоемкой подготовки. Эффект потрясающий!

 В качестве примера привожу фрагмент технологической карты урока литературного чтения в 3-ем классе УМК «Школа России» «Л. Н. Толстой «Акула»

Этот прием при подготовке пересказа, если он задан на дом, могут использовать родители, воспитатели групп продленного дня.

 

Действия учителя

Действия       учащихся

3 класс литературное чтение

пересказ рассказа Л.Н.Толстого «Акула»

Цели и задачи:

üформирование учебно-организационных умений:

- планировать  работу;

- понимать учебную задачу и нацеливать себя на ее выполнение;

üформирование учебно-информационных умений:

- пользоваться учебником;

üформирование коммуникативных умений:

- учить анализировать учебный материал и выделять именно те задания, которые помогут выполнить то или иное задание.

Оборудование:

листы бумаги формата А-4;

цветные карандаши;

прозрачная папка;

линейка;

учебник 

Планируемые результаты:

личностные:

формирование уважительного отношения к иному мнению;

развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения;

развитие самостоятельности, личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;

метапредметные:

активное использование речевых средств для решения познавательных и коммуникативных задач;

готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения.

Ожидаемые результаты:

дети выполнят домашнее задание, осознанно будут пересказывать  рассказ Л.Н.Толстого «Акула».

Самостоятельная работа

первый этап

- учитель предлагает взять чистый лист и крупно нарисовать рисунок к рассказу,  не раскрашивая его;

- далее просит свернуть рисунок пополам по вертикали;

- объясняет, что нужно положить эту получившуюся полоску горизонтально, и концы свернуть посередине;

- затем, используя линейку разорвать листок на 6 частей;

- полученные части сложить, как пазл, чтобы получился рисунок;

- аккуратно положить пазлы в прозрачную папку;

- просит взять первый пазл и, списать с учебника название первой части и опорные слова, которые выделили на уроке с учителем, не нумеруя части;

- предлагает проделать  работу со всеми частями текста, делая надписи слева направо;

- предлагает вынуть надписанные части из папки вверх надписями и перемешать;

- просит восстановить текст, проговаривая про себя, одновременно 

складывая пазлы в папку, надписями вверх.

второй этап

- просит перевернуть папку;

- предлагает проверить, получился рисунок или нет?;

третий этап

- организует работу в парах сменного состава;

- предлагает еще раз перемешать  части текста и составить рассказ, пересказав его соседу в паре.

 

 

 

 

 

 

- дети крупно карандашом любого цвета рисуют

- сворачивают рисунок пополам по вертикали;

- работают по алгоритму, предложенному учителем;

 

 

- используя подготовленный материал на уроке, надписывают название части и выписывают опорные слова;(выполняют работу любым цветом карандаша или ручки, пишут либо письменными буквами, либо печатными);

- вынимают надписанные части из папки вверх надписями и перемешивают их;

- восстанавливают последовательность сюжета рассказа, проговаривая его про себя, одновременно складывая пазлы в папку надписями вверх.

 

- переворачивают папку;

 

- проверяют,  получился первоначальный рисунок или нет;

 

- работают в парах сменного состава;

- еще раз перемешивают части текста и составляют  рассказ, пересказывая соседу по парте.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

ПРИГЛАШАЕМ!

Приглашаем педагогов со стажем работы по специальности от 25 лет в Клуб ветеранов педагогического труда!

Только для вас - специальные образовательные мероприятия, интересные встречи и многие другие события.

Звоните по телефону: (812) 956-67-42 или пишите на e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Просим всех, расскажите о Клубе своим коллегам, которые уже не работают в школе!

Ваши АНОО «АНЭКС» и Экстернат.РФ

Авторизация

Перевод сайта