Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг:  4 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активна
 

Урок литературного чтения во 2 классе

по ОС «Школа 2100»

(УМК по литературному чтению Р. Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой)

 

Валерьянова Юлия Константиновна

учитель ГБОУ СОШ №254 Санкт-Петербург

 

Тема урока: Джанни Родари "Приключения Чиполлино".(отрывок)

Цели урока:

  • Познакомить с новым произведением; биографией писателя;
  • Закрепить умение работать с текстом до чтения, в ходе чтения, после чтения (элементы анализа текста);
  • Развивать устную речь учащихся, совершенствовать навыки чтения, обогащать словарный запас учащихся;
  • Развивать творческое воображение, внимание, память.

 

Задача:формирование УУД.

Личностные УУД

1. Развивать умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формировать  мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

 

Познавательные УУД

1.Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

2. Ориентироваться на развороте учебника.

3. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

 

Коммуникативные УУД

1. Развивать умение слушать и понимать речь других.

2. Выразительно читать и пересказывать текст.

3. Оформлять свои мысли в устной  форме.

4. Уметь работать в паре и в группах.

 

Регулятивные УУД

1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

2. Проговаривать последовательность действий на уроке.

3. Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.

4. Учиться работать по предложенному учителем плану.

 

Оборудование урока:учебник, рабочая тетрадь, жетончики с изображением Чиполлино, мультимедийный проектор, экран, компьютер.

 

Используемые образовательные технологии: элементы исследовательской деятельности, здоровьесберегающие технологии, игровые.

 

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Ситуация успеха. Стадия вызова. Определение темы урока.

 

Содержание учебного материала, деятельность учителя.

Содержание учебного материала, деятельность учащихся.

1)  - Настроимся на волну успеха и отправимся в увлекательное путешествие.

Слайд 1.

- На уроке мы будем:

 

 

- Приглашаю вас отправиться за чудесами.

В разделе " Сказочные человечки" мы познакомились с некоторыми героями. Выберите и назовите их.

- Мы будем работать в парах. Один человек из "пары" будет отвечать.

Слайд 2.

 

 

- А в каких произведениях они встречались?

(Продолжается слайд 2)

1. Туве Янсон "Шляпа волшебника"

2. Джон Роналд Руэл Толкин "Хоббит"

3. Алан Милн "Винни-Пух"

4. А. Толстой "Золотой ключик или приключения Буратино".

Молодцы! Всё помним!

2) Волшебство продолжается. Смотрите, ребята, я принесла шкатулку. В ней лежит какой-то предмет. Как её открыть? А на шкатулке чт0-то написано. Кто поможет и прочитает?

 

 

- Правильно, лук. А вы знаете, как звучит слово "луковица", "луковка" по-итальянски?

(Чиполлино)

- Кто может сказать, о ком мы будем читать произведение?

- А жанр произведения вы узнаете легко. В толковом словаре С. Ожегова о нём пишется:"Это повествовательное произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил".

- Итак, тема сегодняшнего урока: сказка "Приключения Чиполлино".

- А кто же автор?

Слайд 3.

Джанни Родари родился 23 октября 1920 г. в маленьком городе Оменья на севере Италии. Его отец умер, когда Джанни было только 10 лет. Мать работала служанкой и тоже рано умерла. Джанни много работал у богатых людей. Его любимым занятием было сочинять шуточные стихотворения. Любимым произведением была повесть о деревянном человечке "Приключения Пиноккио". В возрасте 17 лет Родари начал преподавать в начальных классах сельских школ. Возможно, именно тогда родилась у Джанни Родари идея создать своего сказочного человечка - Чиполлино. В 1970 году Родари получил престижную премию Ганса Христиана Андерсена.

  Учиться грамотно читать;

  Читать, думая;

  Учиться работать с текстом;

  Озаглавливать части.

 

 

 

 

 

Медведь, Муми-Троль, Буратино, Бильбо Бэггинс, Пятачок, лисица, Винни-Пух, слон, Карандаш, Дюймовочка.

 

- Муми-Троль.

- Бильбо Бэггинс.

- Винни-Пух, Пятачок.

- Буратино.

 

 

 

 

 

 

- Сидит дед, во сто шуб одет. Кто его раздевает, тот слёзы проливает. (дети отгадывают)

 

 

 

- О луковке Чиполлино.

 

 

 

 

 

 

- Сказка.

 

 

3. Стадия осмысления.

1) Исследование нового материала.

 

Содержание учебного материала, деятельность учителя.

Содержание учебного материала, деятельность учащихся.

- Откройте учебники на стр. 153. И с нами сегодня снова Афанасий. Прослушайте его разговор с Сашей.

(Учитель читает текст).

- Чем близки сказки А. Толстого про Буратино и Дж. Родари про Чиполлино?

- Откройте учебники на стр. 154.

 

Работа до чтения.

- Прочитайте имя и фамилию автора, название произведения.

- Всю ли сказку мы будем читать? Как об этом узнали?

- Прочитайте после названия, как называется глава.

- Это 4 -я глава сказки. Во всей повести-сказке почти 30 глав, в которых вас ждут увлекательные приключения.

-Кого мы видим на иллюстрации? Как выглядит Чиполлино? Почему его нельзя спутать с другими героями? Как зовут пса?

- Как вы думаете, о чём будет говориться в этом отрывке?

- Как это "одурачил"? Подберите синонимы к слову.

 

Работа с текстом во время чтения.

Часть 1.

Чтение 1-го предложения.

- Так что же стало с домиком кума Тыквы?

- Ребята, послушайте и посмотрите, что происходило в сказке до этого момента.

Слайд 4 - 10.

Просмотр  и чтение презентации.

- Кто будет главным героем?

- Обратимся к учебнику. (Чтение 1 абзаца до второй красной строки про себя)

- Теперь будем читать вслух с комментированием.

После чтения 2-го предложения:

- Почему же день был далеко не прекрасный? Обратите внимание на героев: Тыква, Помидор, Лимончики - что их объединяет?

- Дюжина Лимончиков - это сколько?

- Вот сколько понадобилось солдат, чтобы выгнать одного старого кума Тыкву.

- Дж. Родари пишет, что кавалер Помидор прикатил в карете. Чем отличается это слово от слов приехал, прибыл?

- Вот сколько важной информации только в одном предложении!

После чтения 3-го предложения:

- Какой же домик был у кума Тыквы, если туда поселили пса?

Читаем 4-е предложение.

- Что узнали об этом герое?

 

 

- Какое слово подсказало, что Помидор хочет, чтобы его боялись?

- Что значит пришлый оборванец? О ком так говорит Помидор?

Читаем до конца 1-й части.

- Что чувствовали Чиполлино и Виноградинка?

- Что чувствовал кум Тыква?

- Как он выражает свои чувства?

 

- На какие группы можно разделить всех героев, с которыми познакомились в этой части? Назовите.

- Мы прочитали 1 часть сказки. Что можем сейчас сделать?

- Откройте тетрадь на стр. 20, задание № 3. Прочитайте задание. Как озаглавим 1 часть?

Часть 2.

Чтение вслух небольшими частями с комментариями.

После чтения 1-го абзаца:

- Что значит изнемогать от жажды?

 

После чтения 2-го и 3-го абзацев:

- Что такое трактир?

- Чем занимался Чиполлино, работая у сапожника Виноградинки?

- Что значит вощил дратву?

 

 

 

- Да, Чиполлино был подмастерьем - помощником сапожного мастера.

После чтения стр. 155 до последнего абзаца:

- О какой особенности характера Чиполлино можно догадаться?

- Чиполлино отказался помочь псу. Хорошо ли это? Что можно подумать о Чиполлино? А какой он на самом деле? Давайте читать дальше.

После чтения последнего абзаца:

- Так можно ли сказать, что Чиполлино равнодушен к окружающим, отказывается помочь?

- Каким же ремеслом занимался пёс? Почему оно было "не по душе" нашему герою?

- Что значит "проучить"?

 

- Смотрим в тетрадь. Как озаглавим вторую часть? Что здесь главное?

 

 

 

 

- Эти два автора "пересказали" сказки по-своему.

 

 

 

- Джанни Родари. "Приключения Чиполлино".

- Нет, не всю. Написано "отрывок".

 

 

 

 

 

Ответы детей.

 

 

Ответы детей.

 

- Обманул, провёл, надул...

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы детей.

 

 

 

- 12.

 

 

- Чувствуется отрицательное отношение автора к этому герою.

 

 

 

- Очень маленький, как сторожевая будка. Это всё, что было у кума Тыквы.

- Он хотел, чтобы его уважали, но в его понимании это значит боялись.

- Угрожающе.

 

Чиполлино из семьи бедняков.

 

 

- Сожаление, но они ничего не могли сделать.

- Печаль.

Дети находят в тексте и читают.

- На положительных и отрицательных.

 

- Выполнить задание в тетради.

 

Ответы детей.

 

 

 

 

- Очень хотеть пить, невозможно больше терпеть.

 

- Небольшой ресторан.

 

Ответы детей.

Объяснение учителя: натирал воском толстые суконные нити, которыми сшивают обувь, чтобы нитки легче проходили в отверстия.

 

 

- Любит шутки, часто подшучивает над другими.

 

Ответы детей.

 

 

 

 

- Нет, он от души жалел пса.

 

- Мастино служил кавалеру Помидору, а тот был жесток и несправедлив.

- Наказать так, чтоб " впредь неповадно было."

Ответы детей.

 

2) Физкультминутка под музыку.

 

 

Содержание учебного материала, деятельность учителя.

Содержание учебного материала, деятельность учащихся.

- Продолжим работу.

Часть 3.

Чтение вслух.

Работа с текстом после чтения.

- Что же придумал Чиполлино?

 

- Прочитайте те реплики, из которых видно, что у него было чувство юмора.

- Какой ещё Чиполлино в этой части?

 

- Для чего же всё это задумал наш герой?

- Вспомните, каким был кум Тыква в 1 части. Изменился ли он? Прочитайте.

- Чиполлино сделал доброе дело, но он испытывает чувство вины. Прочитайте слова, которые подтверждают это.

- Что ещё можно сказать о характере Чиполлино? Чем он вам понравился?

- Смотрим в тетрадь. Как озаглавим 3 часть?

- А теперь разобьём эту часть на более мелкие части и озаглавим их.

 

4. Рефлексия.

 

- Как вы думаете, задачи урока мы выполнили? Давайте вернёмся к началу урока.

- Вы дружно работали, в работе были внимательны и трудолюбивы. Кто сегодня работал лучше всех, тот получил жетончики. У кого их много, тот заслужил отметку "5". Молодцы! У остальных - всё впереди.

- Поднимите руку, у кого сегодня многое получалось, кто был доволен собой и хочет так же дальше работать, Молодцы!

 

- Остаётся выбрать домашнее задание.

- Кто хочет, может выполнить задание №5 на стр. 21 в рабочей тетрадке. Но кто хочет иметь более высокую отметку, тот должен выполнить задание №6 на стр. 21 в рабочей тетрадке. Удачи!

images/files/valeryanova.ppt

 

 

 

 

- Решил хитростью усыпить пса.

Ответы детей.

 

- Находчивый, сострадательный.

- Проучить Мастино.

 

Ответы детей.

- Бедный пёс, прости, ласково погладил.

 

Ответы детей.

 

 

Работа и ответы детей.

 

 

 

 

- Мы учились читать правильно, выразительно, читать думая, учились работать с текстом, озаглавливали главы.

- Да, мы всё выполнили.


  

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

ПРИГЛАШАЕМ!

Приглашаем педагогов со стажем работы по специальности от 25 лет в Клуб ветеранов педагогического труда!

Только для вас - специальные образовательные мероприятия, интересные встречи и многие другие события.

Звоните по телефону: (812) 956-67-42 или пишите на e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Просим всех, расскажите о Клубе своим коллегам, которые уже не работают в школе!

Ваши АНОО «АНЭКС» и Экстернат.РФ

Авторизация

Перевод сайта