Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг:  4 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активна
 

Предмет: внеклассное чтение в курсе «Литературного чтения» 3 класс Тема: «Птица-слава» по материалам книги С.П. Алексеева «Рассказы об Отечественной войне 1812 года» Цель урока: учить детей понимать содержание произведений ,определять главную мысль текстов, сформировать целостное восприятие представлений о войне 1812 года, о Бородинском сражении, о героях Отечественной войны 1812 года. Задачи урока:  Образовательные - систематизировать , обобщить и закрепить знания учащихся по теме «Отечественная война 1812 года» Сформировать у учащихся понятие «военная слава», упражнять в выразительном чтении по книге и наизусть  Развивающие- развивать умение анализировать и обобщать полученные сведения в ходе подготовки к уроку, работать со справочно-информационной литературой, осмысливать исторические факты через чтение произведений, данными полученными на экскурсии. Развитие навыка участия в дискуссии, обсуждении, умение работать в группе. Развитие умения пользоваться основными способами выделения в тексте( подчеркивание, замена слов)  Воспитательные - способствовать к развитию у школьников интереса к истории. Воспитывать у школьников чувство гордости за нашу славную историю,чувство высокого патриотизма. Вовлекать обучающихся в поисковую познавательную деятельность через использование истории, литературы, музыки, живописи и тем самым способствовать личностно значимым переживаниям событий. Здоровьесберегающие- предупреждать переутомление детей путем смены деятельности. Тип урока: • По классификации С.А.Ежовой - урок применения знаний и формирования умений и навыков • По классификации П.В.Горы-повторительно-обобщающий урок • По классификации А.А.Вагина-урок применения знаний Форма проведения урока: урок с применением элементов технологии критического мышления,мини-проект Оборудование: • - набор открыток «Музей –панорама Бородинская битва» • - набор открыток «Русская армия 1812 год» 3 выпуск • - портреты героев Отечественной войны 1812 года • Выставка книг • Аудиозапись песни «Солдатушки ,бравы-ребятушки» • Дидактический материал: карточки с заданиями • Костюмы (атрибуты) для инсценировки(Кутузову и Наполеону) Ход урока. Дети сидят в группах по 4-5 человек, всего 3 группы, столы расставлены соответственно с разворотом к доске. Стадия «вызов» Песня «Солдатушки-бравы ребятушки…» (магнитофон) - Назовите, по вашему мнению, все то, что в первую очередь необходимо для ведения военных действий. ( дети называют ,учитель вывешивает или открывает на доске ответы) - Солдаты, командиры, оружие и боеприпасы, форма, противник или враг, техника, земля или место. - А как вы считаете, писателю в художественном произведении достаточно при описании военных событий рассказать только об этом? (Учитель наталкивает детей на мысль о том, что необходима еще любовь к своей Родине ,смелость ,военная смекалка, умелое руководство, самоотверженность- все ответы фиксируются на доске.) Стадия «Актуализация личного опыта учащихся» Посмотрите, пожалуйста, на портреты? Кто вам знаком? Что между ними общего? (Герои войны 1812 года) Комментируют каждый портрет, кратко. Стадия «Осмысление» Знакомство с целями и задачами. Постановка проблемы. Вы знаете какую дату отметила наша страна в этом году?( 200-летие со дня победы в Бородинском сражении) Наш класс совместно с 3 «в» готовит проект , посвященный этой дате. Я предлагаю вам в нашем проекте осуществить мини-проект и за урок составить в вашей группе плакат, посвященный этой дате. Для этого использовать материалы, полученные вами в ходе работы над проектом. Ваш плакат должен отражать гордость за героев, прославлять наше отечество, дать самые основные исторические сведения об этой войне. Задание №1 ( Работа с деформированным текстом. Вступление к рассказам об Отечественной войне из книги С.П.Алексеева «Птица - Слава» ) Открыть конверт №1, прочитать отрывки, сложить из них текст об исторических сведениях о войне 1812 года.(дети работают в команде).Проверка. Выразительное чтение отрывка. Размещение его на плакате. Текст образец.( дано 3 отрывка, которые надо сложить в единый текст) 1812 год. Огромная полумиллионная армия французского императора Наполеона 1 напала на нашу Родину. Наполеон был очень опытным полководцем. Его армия считалась самой сильной в мире. Он завоевал многие страны Европы. И вот теперь шел на Россию. ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- На борьбу с французскими захватчиками вместе с армией поднялся весь народ. Много мужества, стойкости и великую сыновью преданность проявили наши прадеды, защищая свою Отчизну. ---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Непобедимый Наполеон и его полумиллионная армия были разбиты. Лишь жалкие остатки ее ушли из России. Перед вами текс , который начинает книгу С.Алексеева «Птица-слава». Задание №2 - Посмотрите на иллюстрации, назовите одним словом что представлено перед вами? (рода войск: ……..современные). При работе над проектом мы говорили о том, что представляла из себя Российская армия времен войны 1812 года, дополните наш плакат соответствующими видами войск, для этого подберите и наклейте предложенные иллюстрации и тексты - это отрывки из рассказов писателя Сергея Петровича Алексеева, посвященные войне 1812 года, которые мы прочитали ) Подведение итогов, дети комментируют, по каким признакам определили иллюстрации, прочитывают выразительно отрывки. «По всей России в срочном порядке собирали для армии новых солдат. Из губерний Санкт-Петербургской, Московской, Нижегородской, из других губерний и мест России походным маршем шли они на войну. Крестьяне бросили свою соху, мелкие торговцы до лучших времен закрывали лавки. Обозники, каретники плотники, горожане любых ремесел оставляли свой дом и труд. Называли новых солдат ополченцами». ( отрывок из рассказа «Войско второго сорта») -Какие предложения говорят о том, что народ едино поднялся на защиту Отечества? Выделите в тексте, кто встал на защиту. «Против Наполеона сражалось тридцать казачьих полков. Приметны лихие казаки. Синие куртки, штаны с огневыми лампасами. Черная шапка с белым султаном. Пика, ружьё. Конь боевой. Характер бедовый. Казацкая чёлка бугром торчит. Боялись донских казаков французы». (отрывок из рассказа «Тройная сила») -Чем приметны казаки? Сравните описание одежды с иллюстрацией. Как вы понимаете значение слова «лихие», характер «бедовый». Замените эти слова в тексте ,составьте с ними предложение. « Наутро солдаты вступили в бой. Бьется солдат Петров в рукопашном бою. Сбил одного француза. Перевел дыхание. Вытер вспотевший лоб. Осилил второго. Смотрит третий бежит навстречу. Блеснул перед грудью Петрова штык.Размахнулся солдат прикладом. Прикончил француза третьего». - Какие слова вы можете подобрать, чтобы описать как сражались наши солдаты? (мужественно, смело, бесстрашно, самоотверженно, насмерть) «Гусар Денис Давыдов предложил создать в борьбе с французами партизанские отряды. Немало причинили партизаны вреда французам. К ним присоединились крестьяне и солдаты, сбежавшие из плена». -Что можете добавить к этому отрывку, вспомните все прочитанные рассказы. Задание №3 Разгадайте ребус (слово волк), вспомните второго сказочного героя из сказки старого капрала.(лось) Сейчас мы смонтируем маленький фильм по этой сказке. Выберем роли. (Теленок, подросток, сохатый)- один герой, но разного возраста, поэтому выбираем 3 артистов соответственно по росту от маленького до самого большого, волк, автор. «…Давно ли это было, дело не в том, только встретил как-то в лесу серый волк лосенка. Защелкал злодей зубами: «Лосенок, лосенок, я тебя съем». «Подожди, серый волк, я только на свет родился. Дай подрасту». Долго ли, скоро ли время шло - дело не в том. Только опять повстречал серый волк лосенка. Смотрит, подрос за это время телок. Рожки пробились. Копытца окрепли. Не телок перед волком- подросток-лось. Защелкал злодей зубами. волк «Лось, лось ,я тебя съем». лось «Хорошо, серый волк, только дай попрощаться с родимым краем». волк «Прощайся». Пошел молодой лось по родному краю, по полям, по лесам. Ступает он по родной земле ,силу в себя вбирает .А волк по следу бежит. Притомился в пути разбойник: шерсть отлетает, ребра ввалились, язык как чужой, из пасти наружу лезет. волк «Стой, стой» Повернулся лось навстречу волку. Глянул тот , а это не просто лось: стоит перед ним сохатый. Защелкал серый зубами. волк «Сохатый, сохатый. Я тебя съем» Усмехнулся лесной красавец. лось «Давай подходи» Бросился волк вперед. Да только силы теперь не те. Лосенок теперь не тот. Поднялся богатырь на задние ноги, ударил волка пудовым копытом, поднял на рога и об землю- хлоп». Объясните смысл этой сказки. (Волк олицетворяет собой Францию, а лось-Россию. Эта сказка объясняет смысл отступления русских войск, маневры М. И. Кутузова, чтобы спасти русскую армию ,накопив сил на наступление против французов.) Задание №4 Важнейшим событием войны явилось знаменитое Бородинское сражение. Решающий момент сражения изобразил художник – баталист Франц Алексеевич Рубо. С этой картиной мы с вами познакомились, попробуем собрать фрагменты картины. (На столах стоят подготовленные карточки – фрагменты картины под номерами, дети собирают и составляют общую панораму на заранее подготовленную плоскую поверхность: две парты составленные полукругом.) Вот мы и на поле боя. Встанем перед панорамой. Пригласим сюда Наполеона и Кутузова, что они скажут об этой битве? Выходят заранее подготовленные ученики . Наполеон: «Я назвал Бородинское сражение «битвой гигантов». Русские в этот день получили право называться непобедимыми». М.И. Кутузов: «Не пройдут и не умолкнут подвиги ваши, потомство сохранит их в памяти. Вы кровью своей спасли Отечество» Победой в этой войне русский народ подтвердил свое мужество и свой героизм. В память об этих страшных и мужественных днях остались песни,рассказы,пословицы и поговорки.В них выражен народный взгляд на исторические события.Попробуем определить какие. Игра «Доскажи пословицу»,объясни ее смысл,отдай тому герою,которому она может принадлежать.  «Летит гусь на родную--------- Русь».  «Приехал Кутузов бить --------------французов».  «Наступил на землю русскую , да ------------оступился».  «От бородинской пушки под Москвой земля -----------дрожала».  «Француз боек , а русский ------------стоек»!  «Сам себя сжег француз, сам и --------------поморозил».  «Хотел с Москвы сапоги снести,а рад а рад с Москвы голову------------ унести»  «На француза и вилы ----------ружье».  «Докалывай француза --------------вилами!»  «За косы руками, а в бока и ребра------------- кулаками». Задание №5 Сравнение двух отрывков из рассказов «Идут по мосту солдаты» и «Новый поход». Прочитайте отрывки из рассказов «Идут по мосту солдаты» и «Новый поход». Сравним отрывки по таблице (на доске) Время (когда это было) Барабаны, трубки (как они звучат) Количество солдат ( сколько) «1812 год. Лето. Мост через реку Неман. Граница России. Полк за полком идут по мосту солдаты. Слышна непонятная речь. Очумело бьют барабаны. Надрываются армейские трубы и дудки. Слышится топот солдатских ног. Идут по мосту солдаты. Час, второй, третий. День, второй, третий. На погибель свою идут». «1812 год. Декабрь. Неман .Граница России. То же мост, что летом полгода тому назад. Идут по мосту солдаты, только в обратную сторону. Не чеканят больше солдатский шаг. Не бьют барабаны. Не пыжатся дудки. Горстка измученных , крупица оборванных, покидают французские солдаты российскую землю. Жалкий остаток великой силы. Доказательство силы иной. Вышли русские к Неману, остановились ,вот он конец похода. Легко на душе солдата-исполнен солдатский долг. Нелегок был путь к победе, много пролито солдатской крови. Будут ли помнить дела потомки…» - Вспомните и докажите с какого рассказа начинается книга С.А. Андреева «Птица-слава»? - О каких солдатах говорится в первом отрывке? ( о французах) - Что изменилось во втором отрывке? ( французы побеждены ,с позором возвращается жалкая горстка) О какой иной силе говорит автор? Как досталась победа русскому народу? Подтвердите словами из текста. Что волнует солдат? (память потомков) - Объясните смысл пословицы (на доске) «Герой никогда не умрет, он вечно в народе живет» - А вы бы хотели о себе оставить хорошую память?Каким образом? Книга С.А. Алексеева заканчивается словами Кутузова. Вслушайтесь в них. Сценка. Учитель зачитывает отрывок из рассказа «Новый поход» «…Взгрустнулось чуть-чуть солдатам. Поминают своих товарищей. И радостен день и печален. В это время сюда же ,к реке подъехал Кутузов. - Ура! -закричали солдаты. - Спасителю Отечества слава! Выходит Кутузов (подготовленный ученик) Поклонился Кутузов Солдатам: - Героям Отечества слава! Солдату русскому слава! Живые, мертвые - стройся! Героям новый поход в века!» - Какое значение вы вкладываете в слово « слава», замените его другими словами и выражениями близкими по смыслу. - Какими словами мы закончим оформление нашего плаката? (Слава героям…..) Итог урока представление плакатов. - Будем достойны памяти наших потомков, нам есть чем гордится, сохраним и передадим следующим поколениям нашу военную славу. Запись песни «Солдатушки, браво, ребятушки, Где же ваша слава? Наша слава – Русская держава, Вот где наша слава!»

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

ПРИГЛАШАЕМ!

Приглашаем педагогов со стажем работы по специальности от 25 лет в Клуб ветеранов педагогического труда!

Только для вас - специальные образовательные мероприятия, интересные встречи и многие другие события.

Звоните по телефону: (812) 956-67-42 или пишите на e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Просим всех, расскажите о Клубе своим коллегам, которые уже не работают в школе!

Ваши АНОО «АНЭКС» и Экстернат.РФ

Авторизация

Перевод сайта