Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг:  0 / 5

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

 

Читать-легко!?

 

(оптимизация процесса

обучения чтению в начальной школе)

 

Николаева Ирина Евгеньевна

учитель начальных классов

ГБОУ СОШ №285

Санкт-Петербурга

 

 

 

В современном мире всё большую значимость приобретает проблема овладения детьми навыком чтения. Активное обучение чтению происходит в младшем школьном возрасте. В базисной программе по литературному чтению отмечается что, "литературное чтение"- один из основных предметов в системе подготовки младших школьников. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность. Успешное изучение курса  литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы. Программа начальной школы рассчитана на то, что ребёнок, начиная с первого класса, должен уметь грамотно и быстро читать. На уроках математики, русского языка, окружающего мира ученику необходимо прочитать задание для его выполнения.  В своей школьной практике каждый учитель сталкивается с тем, что некоторые учащиеся при чтении путают буквы, пропускают их, переставляют слоги, читают медленно по слогам, не делают правильных пауз между словами, не всегда улавливают смысл прочитанного. Школьная успеваемость у таких учеников снижается, появляется дискомфорт в общении с одноклассниками.

Поэтому учителю на уроках нужно стараться как можно больше уделять внимание на развитие словарного запаса школьников, следить за правильностью произношения слов. Для развития интереса к чтению нужно создавать ситуации успеха, в ребёнке необходимо поддерживать веру в то, что у него всё получится. И, конечно же, эта работа должна быть систематической.

Некоторые виды упражнений по технике чтения, для предупреждения возникновения ошибок при чтении:

·         Чтение гласных на одном выдохе. (а-э-о-ы)

·         Чтение слогов на выдохе.(мы-ны-лы-ры)

·         Чтение столбиков слов.

усы

шасси

уши

шутки

споры

шумел

шпоры

шустрый

·        Использовать скороговорки, чисто говорки, стишки  с последующим заучиванием.

·         Чтение слов с распеванием гласных.

·         Чтение "роботом", когда слова произносятся на одной высоте, с утрированием гласных.

·         Фотографирование слова"- надо взглянуть быстро на слово, поднять голову и выдать "фотографию" учителю т.е. произнести это слово, глядя в глаза учителю. Упражнение приучает смотреть на слово только раз, предупреждая повторы в чтении.

·         "Мелькание слов" На мгновение демонстрируется и тут же убирается слово. Дети должны его сказать. Можно показывать по одному слову в таблице, или написать слова на ленте и очень быстро прокручивать. Дети концентрируют внимание, учатся читать глазами, а не губами. Исключается повторное просматривание слов.

·         Чтение "эхом"- сначала называются гласные в слове, потом всё слово.

·         Чтение после счёта учителя. Учитель считает, дети показывают слово в книге с соответствующим количеством гласных, после этого говорят всё слово целиком или 2 слова.

·        Чтение с опорой на конец слова. (Шёл отряд по берегу.) Учитель называет последний звук слова, дети указкой - соответствующую букву. Хором называют слово. Это упражнение предупреждает искажение конца слова. 


 

Учитель

Учащиеся

л

шёл

д

отряд

у

по берегу

·        Отстукивание начала каждого слова учителем. Дети берут дыхание и хором называют слово и т.д. стук.- вдох. - слово на выдохе. Регулируется дыхание, отрабатывается беглость взгляда, концентрируется внимание, расширяется поле чтения.

·        Показ различного темпа учителем. Копирование его учащимися (1 предложение, 1 абзац)

·        Копирование выразительности учителя (1 предложение, 1 абзац). Развивается слуховая память, внимание, сознательность воспринимаемого. После образца учителя-конкурс выразительное чтение.

·        Выборочное чтение (отрабатывается беглость)

а) прочитать самые длинные слова.

б) найти и прочитать слова на заданную букву

(все слова начинающиеся с буквы ц)

в) продолжить чтение за учителем.

Учитель начинает предложение в любом месте изучаемого текста. Учащиеся находят его. Кто найдёт первым, тот продолжает чтение дальше (1-2 предложения). Учитель зачитывает новый отрывок, например на другой странице, учащиеся опять стараются быстрее найти и продолжить.

·        Чтение "волнами". Чтение слов с распеванием: один слог вверх, другой вниз, вверх-вниз. Способствует короткому произношению слов.

·        Чтение "домиками" Одно слово-вверх, другое-вниз. Оба слова читаются на одном дыхании. Это упражнение способствует выработке выразительного чтения.

·        "Мычание" По сигналу учителя весь класс начинает тянуть "м-м-м" или любой другой звук, а глазами читают текст. По сигналу учителя прекращается мычание и чтение. Дети подсчитывают, сколько слов прочитали. Затем идёт беседа, насколько сознательно шло чтение. Отрабатывается чтение взглядом и сознательность.

·        Читать текст из учебника "вверх ногами"

·        Читать текст через слово.

·        "Ловушка"- учитель или хорошо читающий ученик читают знакомый текст и заменяют некоторые слова синонимами. Ученики ищут эту замену.

·        "Прятки" Нахождение в тексте слова с определённым признаком (начинается на букву а, состоит из двух слогов, ударение в конце слова)

·        "Сканирование" За 20-30 секунд ученики "пробегают" глазами текст в поисках важной информации.

Упражнения для формирования навыков выразительного чтения:

·        Чтение скороговорок.

·        Чтение труднопроизносимых слов.

·        Выделение то одного, то другого слова в предложении.

·        "На одном дыхании" Сделать глубокий вдох и прочитать  предложение на одном дыхании.

·        Выборочное чтение восклицательных и вопросительных предложений.

·        Чтение одного предложения с разной интонацией.

·        "Замена" чтение с изменением голоса героя (например слова кошки-голосом мышки)

·        Чтение с настроением. Один ученик читает текст, другой повторяет.

Упражнения для понимания смысла текста:

·        Словарная работа. Чтение слов и объяснение их лексического значения.

·        Озаглавливание текста.

·        Деление текста на части, составление плана.

·        Определение темы текста, главной мысли.

·        Подбор иллюстраций к тексту, по иллюстрации определить содержание.

·        Выборочное чтение. (Описание героя, природы)

·        Восстановление логической последовательности текста.

·        Восстановление текста.

Используя выше предложенные упражнения, можно достигнуть хороших и стойких результатов при обучении чтению школьников.

Литература:

1) Городилова В.И. Кудрявцева М.З. Сборник упражнений по исправлению недостатков письма и чтения. СПб., 2005.

2) Егоров Т.Г. "Психология овладения навыком чтения" М., 1953.

3) Коноваленко В.В. Коноваленко С.В. "Правильное произношение и чтение" М.,2000.

4) Лалаева Р.И. "Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников"  СПб., 2002.

 

 

 

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

ПРИГЛАШАЕМ!

Приглашаем педагогов со стажем работы по специальности от 25 лет в Клуб ветеранов педагогического труда!

Только для вас - специальные образовательные мероприятия, интересные встречи и многие другие события.

Звоните по телефону: (812) 956-67-42 или пишите на e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Просим всех, расскажите о Клубе своим коллегам, которые уже не работают в школе!

Ваши АНОО «АНЭКС» и Экстернат.РФ

Авторизация

Перевод сайта