Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Технологическая карта урока
Литературное чтение

Русская народная сказка "У страха глаза велики"

Курышова Елена Анатольевна
Тема: «У страха глаза велики» (русская народная сказка)
Программа, класс: «Перспектива»,  2 класс
Тип урок: усвоения новых знаний.
Цель: формирование навыков работы с текстом художественного произведения.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: повторить виды сказок (литературные и народные; бытовые, волшебные, о животных), научиться определять, к какому виду относится сказка; познакомить с литературоведческим понятием «бытовая сказка».
Метапредметные:
Познавательные:
-формировать умение ставить задачи, выбирать решение из нескольких предложенных, овладевать учебными навыками, выполнять логические операции, соотносить пословицы с текстом произведения.
Регулятивные:
-развивать навыки целеполагания, саморефлексии, самокоррекции, удерживать цель деятельности до получения ее результата. Осуществлять итоговый контроль деятельности, оценивать результаты деятельности.
Коммуникативные:
-развитие навыков: публичного выступления, аргументирования собственной точки зрения, понимания собеседника, умения передавать чувства героев с помощью вербальных и невербальных средств общения, умения работать в группе.
Личностные:
проявлять интерес к жанру сказки; выражать положительное отношение к процессу познания; применять правила делового сотрудничества. Умение оценивать себя и окружающую жизнь при анализе образов, особенностей поведения героев.
Оборудование: учебник «Литературное чтение» Климанова Л.Ф. 2 кл., презентация, карточки для работы в группах, аудиозапись сказки.
 
 
 
Ход урока:
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учеников
Организационный момент.
Мотивация учебной деятельности
Для чего нужны нам сказки?
Что в них ищет человек?
Может быть, добро и ласку.
Может быть, вчерашний снег.
В сказке радость побеждает,
Сказка учит нас любить.
В сказке звери оживают,
Начинают говорить.
Подготовка к работе.
Настраиваются на работу.
Проверяют готовность рабочего места к уроку.
Учащиеся проверяют наличие учебных принадлежностей, необходимых к уроку и их расположение
Актуализация опорных знаний - Мы с вами уже знаем, что такое жанр произведения, как его определить. Прослушав стихотворение, вы догадались, с каким жанром художественного произведения мы будем сегодня продолжать работать?
Но сначала давайте вспомним, с какой сказкой мы познакомились на прошлом уроке?
-О чем была сказка «Зимовье?»
 
-Вспомните, какую пословицу, отражающую основную мысль сказки, вы выбрали, работая в группах?
 
 
 
 
Дети высказывают свое мнение.
 
 
Дети пересказываю по плану сказку «Зимовье».
-Без беды друга не узнаешь.
Постановка цели и задач урока Как вы верно сказали, мы с Вами продолжаем знакомиться  со сказками.
 А какая это сказка, когда одни придумали, другой добавил, третий продолжил, а  конкретного автора нет?
Все народы любят сочинять сказки. Не исключение и наш народ. Сегодня мы познакомимся со сказкой, созданной нашим народом, а значит это будет…
Давайте с Вами вспомним все, что мы знаем о сказках.
 
 
 
Какие виды сказок знаете?
На какие группы делят народные и литературные сказки?
 
 
Как может начинаться сказка?  Как заканчивается?
 
 
Какая у нас сегодня будет тема?
Какие цели поставим?

 
 
 
Дети говорят, что будут знакомиться с русской народной сказкой.
 
Сказка – это произведение о вымышленных лицах и событиях, с участием волшебных, фантастических сил.
Бывают:
-народные, литературные;
-волшебные, бытовые о животных.
(Жили-были, в некотором царстве, в некотором государстве…)
Русская народная сказка.
-познакомимся со сказкой, будем выразительно читать, знакомиться с новыми словами, работать с текстом, отвечать на вопросы.
Открытие «новых знаний» Прочитайте пословицы.
Пуганая ворона и куста боится.
Не ходи в лес, коли зайца боишься.
Трус собственной тени боится.
Кто дрожит, тот и бежит.
 
Что объединяет эти пословицы?
Подберите к слову трусость другое близкое по значению слово (страх, боязнь).
Трусость – страх.
Эти слова похожи, но и отличаются.
- А чем они отличаются? Кто знает?
- Давайте найдем и прочитаем значение этих слов я в толковом словаре Ожегова.
 
 
 
 
Были ли у Вас случаи, когда Вы испытали страх?
 
Послушайте стихотворение (автор Людмила Заикина)
 
Знаю точно - в темноте-
Страх пугает всех детей!
Только свет я выключаю
Тихий шорох замечаю.
 
Видно это "Домовушка"
Приготовил мне ловушку…
А в шкафу среди вещей,
Страшный прячется Кащей…
 
Он со мной играет в прятки…
Прячу быстро свои пятки,
Укрываюсь с головой
И лежу едва живой....
 
Шорох, скрип и даже щёлки,
На секундочку умолкли.
Папа вдруг включает свет
И с меня снимает плед.
 
"Знаешь сын,что эти звуки,
Все известные науке.
Велики глаза у страха-
На окошке просто птаха..."
О чем это стихотворение?
Какая пословица встретилась Вам в стихотворении?
Как понимаете смысл этой пословицы?
Сегодня мы познакомимся с русской народной сказкой, которая так и называется «У страха глаза велики». А со страха можно себе такого навыдумывать…
Предположите, о чем будет эта сказка? Глядя на иллюстрацию можем ли мы понять, кто является героями этой сказки?
 
 
 
 
 
 
Дети высказывают свое мнение.
 
 
 
Трус – человек, легко поддающийся чувству страха.
Трусость – поведение труса, боязливость.
Страх – очень сильный испуг, сильная боязнь.
Высказывания детей.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Высказывания детей.
У страха глаз велики.
Первичное усвоение «новых знаний»
  1. Слушание аудиозаписи сказки.
-Понравилась ли Вам сказка?
  • Какие картинки вы представили перед собой, когда слушали сказку?
- Было ли вам страшно?
- Что вас больше всего рассмешило в сказке?
  1. Словарная работа. Слайд 4-6.
-Кто из Вас знает значение слова «колода» и «колодец». Прочтите значение слов.
  •  
  • – глубокая яма с отвесными укрепленными стенками, служащая для добывания воды из водоносных слоев земли.
Наперсток - металлический колпачок, надеваемый на палец при шитье для предохранения от укола иголкой.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
Первичная проверка понимания «новых знаний»
  1. Вторичное осмысление восприятия сказки.
Работа в парах.
Следующая работа у нас будет в парах.  Мы с Вами вместе составим вот такую таблицу. Каждая пара будет выполнять свое задание. Чем мы будем пользоваться при выполнении этого задания? (учебником).
Составление таблицы «Характеристика героев сказки».
Герой 1.Как названы герои  2. Размер ведер 3. Откуда брали воду? 4. Кого боялись?
Бабушка Старушка Большие Из колодца Медведище
Внучка Толстушка Поменьше Из колоды Волк
Курочка Клохтушка   С огурчик Из лужицы Лиса
Мышка Норушка С наперсток Из следа Котище
 
Проверка.
-Чем занимались наши герои? (носили воду)
-Как можно назвать наших героев, соединив слова «вода» и «носить»? (Водоносы.).
Обратим внимание на размер вёдер у водоносов.
-Какой размер ведер был у героев?
-Найдите в тексте ответ на вопрос: откуда брали воду наши герои?
-Кого испугались герои?     
 
В тексте есть ещё один герой – это заяц. Что привиделось зайке? Почему зайке привиделись именно охотники?
Прочитайте в тексте предложение, в котором объясняется поведение наших героев.
 
 
 
Оцените на листочках работу вашей группы.
 
 
Работают с текстом, заполняют таблицу в парах.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
«У страха глаза велики: чего нет, и то видят». От страха человек может представить даже то, чего нет на самом деле.
 
 
Оценивание работы в парах по критериям.
  Физминутка  
Первичное закрепление.
  1. Работа над иллюстрациями учебника
Подобрать отрывки к иллюстрациям на стр. 64,65, 66.
 
  1. Чтение сказки детьми, составление плана
  1. Водоносы
  2. Яблонька
  3. Прыжок зайки
  4. Страхи
  5. «У страха глаза велики»
  1. Работа над выразительным чтением отрывка.
-Найдите в тексте абзац, где наши водоносы идут с целыми ведрами домой. Перечитайте про себя текст. Мысленно представьте героев сказки с ведрами. С какой интонацией мы прочитаем предложение: «Назад идут…»
- Какие звуки издавали ведра?
 
-Зачем понадобилось рассказчику использовать такие необычные слова «трё-ё -ёх, плё-ёх, трёх-трёх-трёх, плёх-плёх-плёх»
 
-Давайте послушаем, как звучат эти слова. Сколько колыханий воды в ведре у бабушки?
-Как плещется вода у нее в ведре?
-Почему?
 
-Прочитаем отрывок о внучке.
- Сколько колыханий воды в ведре у внучки?
-Как идет внучка по сравнению с бабушкой?
 
Прочитаем о курочке.
-Сколько колыханий воды в ее ведре?
-Почему?
 
Прочитайте предложения о мышке.
Сколько колыханий воды в ее ведерке?
Прочитаем отрывок выразительно
 
Подбирают текст к иллюстрациям
 
Дети читают сказку, составляют план и записывают его в тетрадь.
 
 
 
 
Читать нужно спокойно, с интонацией сообщения.
трё-ё -ёх, плё-ёх, трёх-трёх-трёх, плёх-плёх-плёх»
 
Показать, как идут герои
 
 
Два
 
Медленно колышется.
Ведро большое, бабушка-старушка идет медленно.
 
Три.
Быстрее и чаще делает шаги.
 
Четыре.
Шаги короче и чаще.
 
Шесть.
Быстро.
Дети учатся выразительно читать отрывок.
Обобщение и систематизация знаний (подведение итогов) Ребята, давайте вспомним начало урока, какие задачи перед собой мы ставили? Обо всем узнали, что планировали?
 
С каким произведением мы познакомились? О чём это произведение?
- Какова главная мысль этой сказки? - В каких случаях мы говорим: «У страха глаза велики»?
 
- Как вы думаете, зачем люди придумали сказку «У страха глаза велики»?
 
- Подумайте, трусость – это, хорошая или плохая черта в людях?
Подберите противоположные по смыслу слова слову трусость.
 
Чему учит сказка «У страха глаза велики»?
 
К какому виду отнесем эту сказку?
 
Игра «да-нет».
  1. В сказке есть волшебство?
  2. В сказке происходит тоже, что и в жизни?
  3. В сказках животные разговаривают?
  4. В бытовых сказках героями являются люди?
  5. Водоносы шли через огород?
  6. В огороде росла слива?
  7. Под яблонькой сидел зайка?
  8. Зайка прыгнул водоносам в руки?
  9. Бабушка упала на лавку?
  10. Внучка испугалась волка?
  11. Мышка испугалась медведя?
  12.  Вы хорошо поработали?
 
Вспоминают поставленные задачи.
 
 
 
Трусливый человек может увидеть то, чего на самом деле нет.
Чтобы показать, насколько смешными выглядят трусоватые люди.
Плохая, отрицательная.
Смелость, храбрость, мужество.
Быть смелыми, уметь побеждать страх.
Это бытовая сказка.
 
 
Ставят + или –
Проверяют себя, оценивают свои ответы
Рефлексия Нарисуйте смайлик  «Свое отношение к уроку» Ставят на листе достижений смайлики
Домашнее задание Задание по выбору:
  1. Выразительное чтение сказки
  2. Пересказ сказки.
  3. Сочинить бытовую сказку.
Учащиеся сами выбирают задание.

You have no rights to post comments

Авторизация

Перевод сайта

 

СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»

ПРИГЛАШАЕМ!

Приглашаем педагогов со стажем работы по специальности от 25 лет в Клуб ветеранов педагогического труда!

Только для вас - специальные образовательные мероприятия, интересные встречи и многие другие события.

Звоните по телефону: (812) 956-67-42 или пишите на e-mail: editor@ext.spb.ru

Просим всех, расскажите о Клубе своим коллегам, которые уже не работают в школе!

Ваши АНОО «АНЭКС» и Экстернат.РФ