Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Литературные викторины, как способ развития интереса к чтению

Порфенцова Елена Павловна,
учитель начальных классов
и воспитатель ГПД 
ГБОУ школа № 589
Колпинского района Санкт-Петербурга

 
Никогда никакими силами вы
не заставите читателя познать
мир через скуку. Читать
должно быть интересно.
А.Н. Толстой
            От того, какие книги читает ребенок, во многом зависит, каким человеком он станет. Книга воспитывает и формирует нравственные качества личности, духовный мир школьника, так как через нее происходит передача нравственных ценностей и норм от одного поколения к другому поколению.
С. Я. Маршак писал: “Литературе так же нужны талантливые читатели, как и писатели. Именно на них и рассчитывает автор, когда напрягает свои душевные силы. Художник-автор берет на себя только часть работы. Остальное должен дополнить своим воображением художник-читатель”.
Таким образом, чтение — это своеобразный диалог между человеком и книгой, требующий усердия, работы ума и сердца. Но зато он дает незабываемые впечатления и знания. Книги делают человека лучше, а это одно из основных условий, чуть ли не единственная цель искусства.
            Основная задача педагога — воспитание у детей любви к книге, воспитание тех самых талантливых читателей, о которых писал Маршак.
Современные дети, избалованные обилием телевизионных передач, огромным выбором компьютерных игр, не очень охотно берутся за книгу, хотя полки книжных магазинов и библиотек привлекают внимание маленьких читателей красочными изданиями.  В современное время остро стоит проблема массового детского чтения. Вдумчивое чтение книг, размышление над книгами - несомненное, общепризнанное средство развития и совершенствования чувств и качеств личности. Целенаправленная организация детского чтения должна выдвигаться в ряд первоочередных задач
Как помочь детям полюбить литературу? Как заинтересовать ребенка, чтобы он сам потянулся к книге?
Одним из путей решения этой проблемы я вижу в проведении литературных викторин. Соревновательный дух захватывает детей, заставляет более вдумчиво читать произведение, запоминать не только главные детали, но и незначительные, ведь победа команды зависит от того, насколько внимательно дети прочитали книгу.
Основными задачами такой работы вижу:
  • прививать любовь к чтению;
  • обогащать опыт общения детей в коллективе;
  • учить организовывать досуг;
  • помочь детям увидеть свои достижения, успехи и осознать необходимость новых знаний;
  • расширять словарный запас учащихся.
  • формировать навык правильного, осознанного, плавного чтения;
  • развивать интерес к чтению;
  • расширять читательский кругозор;
  • развивать речь и обогащать словарный запас детей;
  • создать условия для развития способностей к конструктивному взаимодействию, сотрудничеству при работе в группах;
  • развивать положительную мотивацию к учебно-познавательному процессу, воспитывать внимательное отношение к своим друзьям и учить дорожить дружбой.
Формы работы:
  • Литературные викторины на уроках и вне уроков
  • КВН по произведениям
  • Тесты по темам на уроках литературного чтения
  • Бренй-ринги по произведениям
  • Недели книги
  • Классные часы
  • Тематические родительские собрания
  • Экскурсии в библиотеку
  • Уроки внеклассного чтения
Памятки для учащихся по правилам чтения:
  • Если хочешь научиться читать хорошо, старайся читать не менее 10-15 минут в день.
  • Старайся не читать лежа, выбери удобную позу для чтения.
  • Во время чтения убери отвлекающие предметы, выключи телевизор. Если ты этого не сделаешь, твой труд будет напрасен.
  • Читай вслух и не торопись. Если будешь обращать внимание на время, скоро забудешь смысл читаемого текста.
  • Если тебя книга увлекла и тебе хочется почитать подольше, сделай перерыв, используй его для физкультурной паузы.
  • Обращай внимание на поступки героев, анализируй их поступки, делай для себя выводы.
  • Учись у героев прочитанных книг хорошим манерам и хорошим поступкам.
  • Если ты решил прервать чтение до следующего раза, положи в книгу закладку. Эта книга, возможно, будет интересна не только тебе, но и другим людям. Они должны взять её в руки чистой и опрятной.
  • Делись с друзьями информацией об интересной и захватывающей книге.
  • Если тебе встретились интересные фразы в книге, не поленись их выписать в отдельную тетрадь. Возможно, когда-нибудь вернёшься к этим словам, выполняя задание учителя.

Рекомендации родителям по развитию читательского интереса у детей 

  • Прививайте ребенку интерес к чтению с раннего детства.
  • Покупайте книги, выбирайте книги яркие по оформлению и интересные по содержанию.
  • Систематически читайте ребенку. Это сформирует у него привычку ежедневного общения с книгой.
  • Обсуждайте прочитанную книгу среди членов своей семьи.
  • Рассказывайте ребенку об авторе прочитанной книги.
  • Если вы читаете ребенку книгу, старайтесь прервать чтение на самом увлекательном эпизоде.
  • Вспоминая с ребенком содержание ранее прочитанного, намеренно его искажайте, чтобы проверить, как он запомнил ранее прочитанный текст.
  • Рекомендуйте своему ребенку книги своего детства, делитесь своими детскими впечатлениями от чтения той или иной книги, сопоставляйте ваши и его впечатления.
  • Устраивайте дискуссии по прочитанным книгам.
  • Покупайте, по возможности, книги полюбившихся ребенку авторов, оформляйте его личную библиотеку.
  • Воспитывайте бережное отношение к книге, демонстрируя книжные реликвии своей семьи.
  • Дарите ребенку книги с дарственной надписью, теплыми пожеланиями. Спустя годы это станет счастливым напоминанием о родном доме, его традициях, дорогих и близких людях.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
Показателем эффективности привития любви к чтению можно считать:
-сформированность коммуникативных навыков учащихся;
-устойчивый познавательный интерес к чтению и изучению литературы, желание участвовать в различных конкурсах;
- правильное, осознанное чтение.

You have no rights to post comments

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»

ПРИГЛАШАЕМ!

Приглашаем педагогов со стажем работы по специальности от 25 лет в Клуб ветеранов педагогического труда!

Только для вас - специальные образовательные мероприятия, интересные встречи и многие другие события.

Звоните по телефону: (812) 956-67-42 или пишите на e-mail: editor@ext.spb.ru

Просим всех, расскажите о Клубе своим коллегам, которые уже не работают в школе!

Ваши АНОО «АНЭКС» и Экстернат.РФ