Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Рабочая программа по Русскому языку.
УМК "Перспектива"

4 класс (ФГОС)

Золотова Юлия Александровна

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Статус документа:

-Рабочая программа учебного курса Русский язык,  разработана на основе программы Климановой Л.Ф., Бабушкиной Т.В «Русский язык 1-4., М., «Просвещение», 2011 год; по предмету «Русский язык» 1-4, составленной в соответствии с ФГОС НОО, утвержденным  в  2009 г. приказом Минобразования РФ № 373 от 06.10.2009;

-Программа соответствует  Образовательной программе и Учебному плану ГБОУ СОШ №291;

-Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и последовательность  изучения разделов русского языка с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики представления учебного материала, возрастных особенностей учащихся.

 

Нормативная база:

- Закон Российской Федерации «Об образовании»;

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации о введении ФГОС НОО  от  06.10.2009г №373;

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации о внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования РФ от 9 марта 2004 года №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования» от 30 августа 2010 года №889 (введение 3-го часа физической культуры);

- изменения в базисный учебный план общеобразовательных учреждений РФ, утвержденные приказом Минобразования России от 3 июня 2011 года

- перечень учебников, рекомендованных и допущенных к использованию Минобрнауки России на 2014- 2015 учебный год ;

-Образовательная программа ГБОУ СОШ №291 на 2014-2015 учебный год;

-Учебный план ГБОУ СОШ №291.

 

Место предмета в базисном учебном плане:

В соответствии с федеральным базисным учебным планом  рабочая программа составлена по  программе авторов Климановой Л.Ф., Бабушкиной Т.В. « из расчета: всего 675 часа;  5 часовв неделю, 170 часов в год.  

 

Цели:

В системе предметов начальной общеобразовательной школы предмет «Русский язык» реализует две основные цели:

1) познавательную (ознакомление с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся);

2) социокультурную (формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека).

Особенностью предмета является его тесная взаимосвязь с литературным чтением, обеспечивающая реализацию основных задач содержания предметной области «Филология»:

  • формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
  • развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;
  • развитие коммуника­тивных умений;
  • развитие нравственных и эстетических чувств;

 

Результаты изучения курса

 

Личностные:

1. Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности. Формирование ценностей многонационального российского общества, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

2. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

3. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах.

4. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости,  понимания и сопереживания чувствам других людей. Понимание значимости позитивного стиля общения, основанного на миролюбии, терпении, сдержанности и доброжелательности.

5. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

6. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

 

Метапредметные результаты:

 

1. Умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

2. Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства её осуществления.

3. Умение  включаться в обсуждение проблем творческого и поискового характера, усваивать способы их решения.

4. Умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способность конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.

5. Освоение начальных форм самонаблюдения в процессе познавательной деятельности.

6. Умение создавать и использовать знаково-символические модели для решения учебных и практических задач

7. Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве – Интернете), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами.

8. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами. Осознанное выстраивание речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации, составление текстов в устной и письменной форме.

9. Овладение следующими логическими действиями: сравнение, анализ, синтез, классификация и обобщение по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям.

10. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою. Научатся излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. Научатся активно использовать диалог и монолог как речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач.

11. Определение общей цели совместной деятельности и путей её достижения. Научатся договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение.

12. Готовность конструктивно разрешать конфликты с учётом интересов сторон и сотрудничества.

13. Овладение базовыми межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами или процессами.

 

Предметные результаты:

 

1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.

2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения и взаимопонимания, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.

3. Первоначальное усвоение главных понятий курса русского языка (фонетических, лексических, грамматических), представляющих основные единицы языка и отражающих существенные связи, отношения и функции.

4. Понимание слова как двусторонней единицы языка, как взаимосвязи значения и звучания слова. Практическое усвоение заместительной (знаковой) функции языка.

5. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета. Научатся ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.

6. Формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.

7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать приобретённые знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач

 

Цель:курс русского языка направлен на развитие коммуникативно-речевых и интеллектуальных способностей учащихся, умения свободно пользоваться родным языком в различных ситуациях общения; воспитание любви к родному языку и формирование интереса к его изучению; духовно-нравственное развитие учащихся.

 

Система, базирующаяся на системно-функциональном подходе, обеспечивает интеграцию языка и речи в обучении. В различных коммуникативно-речевых ситуациях, в процессе чтения художественных, познавательных и деловых текстов ученики наблюдают, как основные единицы языка функционируют в речи. Школьники начинают осознавать русский язык, «добывая его из речи», учатся применять полученные знания о языке в своей речевой практике.

Повышение качества речевого развития детей, для которых изучаемый язык является родным, возможно только посредством изучения языка, так как язык обобщает наблюдаемые речевые явления, классифицирует их, облекает в понятную форму и тем самым поднимает знание родного языка на более высокую ступень. Поэтому обучение русскому языку строится по схеме: речь — язык — речь. Вопросы и задания учебника побуждают детей к осмыслению собственной речи. Школьники знакомятся с образцами использования родного языка, его выразительных средств в литературных произведениях русских писателей и поэтов.

Коммуникативная направленность обучения позволяет детям постепенно (от класса к классу) накапливать необходимые представления о языке как средстве общения, помогает ориентироваться в ситуации общения (обращать внимание на ролевые отношения, обстановку, цель, тему и результат общения), обдумывать свой ответ, корректировать его в зависимости от цели общения и т. д. Новые принципы открывают возможности обучать детей письму не только как речевому навыку, но и как письменной речи и как письменной форме общения (написать записку, объявление и т. д.), стимулируют развитие творческих способностей детей, их стремление к созданию собственных текстов, которые практически являются своеобразной интеграцией всех речевых умений и навыков (умения писать, читать, говорить и слушать).

Познавательная направленность обучения создает предпосылки того, что ребенок начинает накапливать представления о языке как средстве познания, как своеобразной знаковой системе, в которой знаком считаются только двусторонние единицы языка, такие, как слово и морфема (а не буквы, как часто полагают). Слово (а не отдельная буква) может помочь человеку передать свои знания другому, понять, осознать окружающий мир, потому что слово имеет не только звукобуквенную форму, но и определенное содержание, сосредоточенное в лексическом значении слова. Форма слова (фонетико-графическая) только представляет, замещает содержание словесного знака.

Взаимосвязь формы и содержания словесного знака показана на простейших структурно-семантических моделях слова, с которыми дети познакомились на уроках обучения грамоте и продолжают работать с ними на уроках русского язык.

Познавательная направленность обучения предполагает развитие не только логического мышления, но и образного мышления и воображения учащихся, без которых невозможна их творческая деятельность. С этой целью в учебнике используются художественные тексты.

В новой системе большое внимание уделяется развитию речевого мышления. Поскольку человеческое мышление «значечное», то для развития интеллектуальных способностей недостаточно активизировать внимание детей на форме слова, а необходимо учить их гармонически сочетать форму и содержание речи, воспроизводить смысл и значение в различных формах, уметь видеть общий смысл в различных формах его выражения (на уровне слова, словосочетания, предложения и речи). Поэтому в учебнике много заданий на сравнение слов (его формы и значения), на классификацию слов по разным основаниям (тематическая классификация, связанная с лексическим значением слова, классификация слов по грамматическим признакам, выделение группы слов с общим значением предметности, признака, действия) и др.

Новые направления в обучении, закрепленные в учебнике, методическом пособии и программе, должны найти отражение и в организационных формах обучения, и в системе отношений учащихся между собой и учителем. Урок должен включать элементы обучения детей общению, различные формы сотрудничества, отражающие демократический стиль общения (проявление к ученику максимум внимания, уважения), воспитание у детей ответственного отношения к учебе и др. На уроках чтения, математики и других предметов учителю следует активно использовать знания детей о языке и речи, навыки речевой культуры учащихся:

а) обращать внимание на звучание речи в повседневном общении, развивать интерес к орфоэпии (в учебник включены упражнения, игры со звуками речи, скороговорки, задания на наблюдения за звукоподражательными словами и звукописью в стихотворной речи), что позволяет детям овладевать интонационно-выразительными средствами речи (громкость, темп, мелодичность и т. п.);

б) необходимо совершенствовать речь учащихся посредством расширения их лексического запаса при изучении текстового материала учебников по другим школьным предметам, активизировать использование в речи синонимов и антонимов;

в) совершенствовать грамматический строй речи школьников, учить находить слова и выражения для точного выражения мысли, правильно формулировать вопросы и ответы и т. д.;

г) развивать умение общаться при работе в паре (слушать собеседника, задавать вопросы, использовать формулы речевого этикета в общении); поощрять умение детей самостоятельно составлять описание предмета или рассказ по наблюдениям и т. д.

Таким образом, коммуникативно-познавательная направленность курса позволяет эффективно решать задачи обучения русскому языку на начальном этапе:

— развивать все виды речевой деятельности (умения писать, читать, слушать и говорить), а также речевое мышление учащихся;

— обеспечивать усвоение программного материала по языку (по фонетике, графике, лексике, грамматике, орфографии); стимулировать развитие коммуникативно-речевых умений и навыков;

— пользоваться формулами речевого этикета в различных ситуациях общения;

— формировать представление о языке как о жизненно важном средстве общения, которое предоставляет учащимся широкие возможности для выражения собственных мыслей в общении с другими людьми и для познания окружающего мира;

— обеспечивать развитие функциональной грамотности учащихся на основе интеграции в изучении языка и речи учащихся;

— развивать интерес к изучению русского языка, воспитывать чувство любви и уважения к языку как величайшей культурной ценности народа;

— развивать творческие способности детей, их стремление к созданию собственных текстов.

 

Содержание курса 4 класса:

 

  1. 1. Повторяем – узнаем новое (24 часа)

Речевое общение, речь устная и письменная – расширение понятия речевое общение, качество речевого общения: выразительность, логичность, информативность, правильность. Цель речевого общения: умение вести диалог, аргументировать своё высказывание, доказывать свою точку зрения. Речевая культура. Обращение: речевой этикет, использование формул речевого этикета в различных сферах общения. Обращение, знаки препинания при обращении. Наблюдение за построением диалогов в устной и письменной речи. Текст как речевое произведение: тема, главная мысль, заглавие, опорные слова, абзацы. Расширение представлений о тексте: составление текста на заданную тему и текста, отражающего проблему общения. Различные типы текстов: повествование, рассуждение, описание. Составление различных типов текстов. План текста – простой и развёрнутый. Составление памяток, определяющих последовательность действий . Изложение текста по самостоятельно или коллективно составленному плану. Сочинение на заданную тему, а также по выбору. Написание деловых текстов: записки, объявления, письма, заявления, объяснительной записки. Культура оформления письменного текста: разборчивое письмо в соответствии с требованиями каллиграфии.

 

  1. 2. Язык как средство общения (40 часов)

 

Средства общения: роль языка в общении, роль письменности в истории человечества, систематизация об основных языковых единицах (звуках, буквах, словах, предложениях, текстах). Повторение изученных орфограмм. Предложение: повторение знаний о предложении, различие предложений и словосочетаний, различные виды предложений. Главные и второстепенные члены предложения: подлежащее и сказуемое как грамматическая основа предложения, способы выражения подлежащего и сказуемого, роль второстепенных членов предложения. Предложения с однородными членами: смысловая ёмкость предложений с однородными членами, интонационное и пунктуационное оформление предложений с однородными членами. Простые и сложные предложения: знаки препинания в сложных предложения с союзами и, а, использование простых и сложных предложений в речи. Словосочетание. Слово и его значение: обобщение представлений о лексическом значении слова, слова, как языковой знак, имеющий не только план выражения, но и план содержания, тематическая классификация слов, прямое и переносное значение слов, многозначность слов, метафора и сравнение, синонимы, антонимы, омонимы, различные виды лингвистических словарей.

 

  1. 3. Состав слова (20 часов)

Состав слова. Однокоренные слова. Повторение и систематизация основных орфограмм корня. Правописание суффиксов – ик-, -ек-. Сложные слова. Образование новых слов с помощью приставок и суффиксов.

 

 

  1. 4. Слова как часть речи (86 часов)

Целостное представление о частях речи. Их роль в предложении. Критерии выделения частей речи : общее значение, набор грамматических значений, роль в предложении. Грамматическое значение частей речи (общее представление).

Имя существительное: общее значение предметности существительных, вопросы, род имён существительных (постоянный признак), число, падеж (изменяемые признаки), закрепление алгоритма определения падежа имени существительного. Несклоняемые имена существительные. Три склонения имён существительных. Склонение имен существительных единственного числа: безударные падежные окончания имен существительных 1 –го и 2-го  и 3-го склонения (кроме имен существительных на –мя, -ий, -ие, -ия). Склонение имен существительных во множественном числе. Варианты падежных окончаний имен существительных. Разбор имени существительного как части речи. Разбор имен существительных в речи и предложении.

Имя прилагательное:общее значение: признак, качество предмета, вопросы. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам. Склонение имён прилагательных: безударные падежные окончанияимен прилагательных в единственном и множественном числе. Образование имен прилагательных. Разбор имени прилагательного как части речи.

Местоимение. Общие сведения о местоимении как части речи. Местоимения 1-го, 2-го и 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений. Правописание личных местоимений с предлогами. Личные местоимения как члены предложения, их роль в предложении.

Глагол.Общее значение действия, состояния, вопросы. Изменение глаголов по временам. Неопределенная форма глагола как его начальная форма. Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам (спряжение). Наблюдение за личными окончаниями глаголов при спряжении в единственном и во множественном числе. Iи IIспряжение глаголов. Способы определения спряжения глаголов. Правописание глаголов на –тся и –ться. Глаглы-исключения. Написание окончаний в глаголах исключениях в Iи IIспряжении. Разбор глагола как части речи.

Имя числительное. Общее представление об имени числительном как части речи. Количественные и порядковые числительные, их различие по вопросам и функции. Разряды числительных по структуре: простые и сложные, употребление числительных в речи.

Наречие.Вопросы к наречиям, неизменяемость наречий, образование наречий от имен прилагательных, роль  наречий в предложении, употребление нарчечий в речи.

Служебные части речи.Предлоги, союзы, общее представление, значение и роль в предложении.

 

 

Планируемые результаты на конец 4 класса:

 

Личностными результатами изучения предмета  являются следующие умения:

 

-Использование формул речевого этикета в различных сферах общения.

-Позитивно оценивать роль знаний  и учения для самостоятельной жизни человека.

-Понимание значимости позитивного стиля общения, основанного на миролюбии, терпении, сдержанности и доброжелательности.

- Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

-Формирование  ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, учебных мотивов.

 

Регулятивные:

 

-Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства её осуществления.

-Ставить и осмысливать цель, определять способы её достижения и последовательность действий, анализировать результаты, сравнивать их с поставленной целью, контролировать и корректировать свои действия, оценивать их.

-Оценивать свои успехи в учебной деятельности.

 

Познавательные:

 

-Умение создавать и использовать знаково-символические модели для решения учебных и практических задач

-Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве – Интернете), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами.

-Пользоваться лингвистическими словарями разных типов, объяснять их устройство и назначение.

-Овладение следующими логическими действиями: сравнение, анализ, синтез, классификация и обобщение по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям.

-Умение соотносить слово и набор его грамматических характеристик.

 

Коммуникативные:

 

-Умение слушать собеседника и вести диалог.

- Признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою.

- Научатся излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

-Научатся активно использовать диалог и монолог как речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач.

-Определение общей цели совместной деятельности и путей её достижения.

-Научатся договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение.

-Готовность конструктивно разрешать конфликты с учётом интересов сторон и сотрудничества.

 

Предметные результаты:

 

Учащиеся должны знать:

-алгоритм определения склонения существительного;

-окончания имен существительных при склонении;

-склонение прилагательных в единственном числе мужского, женского и среднего рода;

склонение имен прилагательных во множественном числе;

-правописание безударных окончаний имен прилагательных в единственном и множественном числе;

-понятие о неопределенной форме глагола;

-изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам (спряжение);

-глаголы 1–2-го спряжений;

-правописание безударных личных окончаний глаголов;

-мягкий знак после шипящих в окончании глаголов 2-го лица в единственном числе;

-изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам;

-правописание частицы не с глаголами;

-правописание неопределенной формы и 3-го лица глаголов (-ться, -тся );

-Служебные части речи.

Учащиеся должны уметь:

-ставить знаки препинания в предложениях простых, простых с однородными членами;

-устанавливать связь слов в предложениях по вопросам, выделять главные члены предложения (основу предложения) и словосочетания;

-распознавать местоимения, определять их число и лицо;

-писать раздельно местоимение с предлогом;

-правильно писать падежные окончания прилагательных;

-определять время, число и спряжение глаголов;

-спрягать глаголы, правильно писать личные окончания;

-распознавать неопределенную форму глаголов;

-писать мягкий знак после шипящих в окончаниях глаголов 2-го лица в единственном числе;

--писать не с глаголами раздельно;

писать -ться в неопределенной форме и -тся в 3-м лице глаголов;

-писать диктанты различных видов.

 

Общая характеристика предмета:

Отличительной особенностью курса русского языка является коммуникативно-познавательная основа, общая с курсом литературного чтения. Содержание этих двух курсов имеет ярко выраженную коммуникативно-речевую и познавательную направленность, охватывающую три аспекта изучения родного языка: систему языка, речевую деятельность и литературный текст, что обеспечивает реализацию в обучении системно-деятельностного подхода.

Программа курса обеспечивает целостное изучение родного языка в начальной школе за счёт реализации трех принципов:

1)     коммуникативного;

2)     познавательного;

3)     принципаличностной направленности обучения и творческой активности учащихся.

Коммуникативный принцип предусматривает:

  • осмысление и реализацию основной функции языка — быть средством общения;
  • развитие умения ориентироваться в ситуациях общения (понимать цель и результат общения собеседников, контролировать и корректировать свою речь в зависимости от ситуации общения);
  • знакомство с различными системами общения (устными и письменными, речевыми и неречевыми);
  • формирование представления о тексте как результате (продукте) речевой деятельности;
  • развитие у учащихся желания (потребности) создавать собственные тексты различной стилевой направленности: деловой (записки, письма, объявления и др.), художественной (рассказ, стихотворение, сказка), научно-познавательной;
  • организацию учебного (делового) общения (общение как диалог учителя с детьми и друг с другом) с использованием формул речевого этикета и духовно-нравственного стиля общения, основанного на уважении, взаимопонимании и потребности в совместной деятельности.

Познавательный принцип предполагает:

  • усвоение языка как важнейшего инструмента познавательной деятельности человека и как средства познания мира через слово;
  • развитие мышления младших школьников с опорой на «два крыла познания»: образное и абстрактно-логическое мышление, развитие интуиции и воображения;
  • поэтапное усвоение важнейших понятий курса от наглядно-практического и наглядно-образного уровня до усвоения понятий в абстрактно-логической, понятийной форме;
  • осмысление понятия «культура», обеспечивающее целостность содержания обучения русскому языку, помогающее выявить пути образования изучаемого понятия (от его культурно-исторических истоков, где соединяется предмет деятельности с его функцией, до конечного результата деятельности, т. е. до образования того или иного понятия);
  • освоение процессов анализа и синтеза в структуре мыслительных действий (сравнения, классификации, систематизации и обобщения) и в общем процессе познания;
  • осмысление языка как знаковой системы особого рода и его заместительной функции;
  • рассмотрение слова как сложного языкового знака, как двусторонней единицы языка и речи;
  • формирование смыслового, а не озвучивающего чтения, объектом внимания учащихся становится как звуковая сторона слова, так и его смысл, значение;
  • поэтапное усвоение языка от раскрытия его лексико-семантической стороны (значения слов) до усвоения звуко-буквенной и формально-грамматической (абстрактной) его формы.

Принцип личностной направленности обучения и творческой активности обеспечивает:

  • пробуждение у ребёнка желания учиться и получать знания;
  • формирование представлений о книге, родном языке и классической литературе как культурно-исторической ценности;
  • развитие интереса к изучению языка и творческой активности за счёт логики его усвоения, построенной «от ребёнка», а не «от науки о языке» (последняя предоставляет учащимся лишь конечные результаты познавательной деятельности, зафиксированные в форме готовых абстрактных понятий, годных для запоминания, поскольку не раскрывается путь их образования);
  • знакомство и освоение базовых ценностей, основанных на традициях отечественной культуры и обеспечивающих учащимся духовно-нравственную основу поведения и общения со сверстниками и взрослыми;
  • творческую самореализацию личности в процессе изучения русского языка и работы с художественным произведением через создание собственных текстов.

Изучение курса  обеспечивает:

  • сознательное овладение (на доступном детям уровне) родным языком как средством общения и познания для свободного пользования им в различных ситуациях общения;
  • развитие коммуникативно-речевых умений (писать и говорить, слушать и читать), функциональной грамотности и интеллектуальных способностей учащихся;
  • формирование бережного отношения к языку, его богатству, глубине и выразительности; развитие интереса к родному языку, его изучению;
  • формирование стиля речевого общения учащихся, основанного на уважении к собеседнику и его мнению;
  • приобщение учащихся к духовно-нравственным ценностям русского языка и отечественной культуры.

Содержание курса охватывает довольно широкий круг сведений, относящихся к разным сторонам языка. Учащиеся знакомятся с фонетическим составом слова, с делением слова на слоги и значащие части, с основными частями речи и важнейшими их формами, с различными видами предложений, с членами предложений, усваивают правила правописания. Программа предполагает знакомство учащихся с лексическим значением слова (без термина), с многозначностью слов и синонимией.

Большое значение в Программе придаётся изучению языка как знаковой системы, так как она позволяет обратить внимание на взаимодействие смысловой (содержательной) и формальной сторон речи, что принципиально меняет систему изучения языка. Обращение к семантической стороне языка создаёт условия для гармоничного развития образного и логического мышления. При этом повышается речевая активность и функциональная грамотность детей, возникает интерес и появляется бережное отношение к родному языку, его богатству и выразительности, развивается речевое мышление учащихся.

Программа предусматривает не только знакомство детей со знаково-символической деятельностью, но и освоение основ мыслительного процесса — анализа и синтеза, присутствующих в важнейших мыслительных операциях (сравнение, классификация, систематизация и обобщение).

 

Формы образовательных технологий

1.Здоровьесберегающие образовательные технологии.

2.Технологии организации проектной деятельности;

3.Групповая работа

4.Современные информационные технологии

5.Технологии проблемно-диалогового общения.

 

Виды учебной деятельности:

Виды организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:

  1. Словесные, наглядные, практические.
  2. Индуктивные, дедуктивные.
  3. Репродуктивные, проблемно-поисковые.
  4. Самостоятельные, несамостоятельные.

Виды стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:

  1. Стимулирование и мотивация интереса к учению.
  2. Стимулирование долга и ответственности в учении.

Особенности организации промежуточного и итогового  контроля по русскому языку.

 

Контроль за уровнем достижений учащихся по русскому языку проводится в форме письменных работ: диктантов, грамматических заданий, контрольных списываний, изложений, тестовых заданий.

Диктант служит средством проверки орфографических и пунктуационных умений и навыков.

Тексты диктантов подбираются средней трудности с расчетом на возможность их выполнения всеми детьми. Каждый текст включает достаточное количество изученных орфограмм (примерно 60% от общего числа всех слов диктанта). Текст не должен иметь слова на не изученные к данному моменту правила или такие слова заранее выписываются на доске. Нецелесообразно включать в диктанты и слова, правописание которых находится на стадии изучения.

В качестве диктанта предлагаются связные тексты – либо авторские, адаптированные к возможностям детей, либо составленные учителем. Тематика текста должна быть близкой и интересной детям: о природе, дружбе, жизни детей, родной стране, путешествиях и т.п. Предложения должны быть просты по структуре, различны по цели высказывания и состоять из 2 – 8 слов с включением синтаксических категорий, которые изучаются в начальной школе (однородные члены предложения).

Грамматический разбор есть средство проверки степени понимания учащимися изучаемых грамматических явлений, умения производить простейший языковой анализ слов и предложений.

Для проверки выполнения грамматических разборов используются контрольные работы, в содержание которых вводится не более 2 видов грамматического разбора.

Хорошо успевающим учащимся целесообразно предложить дополнительное задание повышенной трудности, требующее языкового развития, смекалки и эрудиции.

Контрольное списывание, как и диктант, – способ проверки усвоенных орфографических и пунктуационных правил, сформированности умений и навыков. Здесь также проверяется умение списывать с печатного текста, обнаруживать орфограммы, находить границы предложения, устанавливать части текста, выписывать ту или иную часть текста.

Для контрольных списываний предлагаются связные тексты с пропущенными знаками препинания.

Изложение (обучающее) проверяет, как идет формирование навыка письменной речи; умения понимать и передавать основное со¬держание текста без пропусков существенных моментов; умение организовать письменный пересказ, соблюдая правила родного языка.

Для изложений предлагаются тексты повествовательного характера с четкой сюжетной линией. Постепенно можно использовать тексты с несложными описаниями – пейзажа, портрета и т.п.

Тестовые задания – динамичная форма проверки, направленная на установление уровня сформированности умения использовать свои знания в нестандартных учебных ситуациях.

 

Формы контроля и оценки достижения планируемых результатов:

  1. Устный контроль и самоконтроль.
  2. Индивидуальный и фронтальныйопрос.
  3. Индивидуальная работа по карточкам и перфокартам
  4. Работа в паре, в группе. (взаимо и самооценка)
  5. Контрольноесписывание
  6. Диктанты (контрольные, словарные, объяснительные, свободные)
  7. Срезовыеработы (тесты)
  8. Творческие работы (сочинения, изложения – обучающие)
  9. Портфолио.
  10. Таблицы формирования УУД.

Критерии оценки:

Диктант:

•           Отметка «5» ставится за диктант, в котором нет ошибок и исправлений; работа выполнена аккуратно в соответствии с требованиями каллиграфии письма.

•           Отметка «4» ставится за диктант, в котором допущено не более двух орфографических ошибок; работа выполнена чисто, но допущены небольшие отклонения от каллиграфических норм.

•           Отметка «3» ставится за диктант, если в нем допущено 3-5 орфографических ошибок, работа выполнена небрежно.

•           Отметка «2» ставится за диктант, в котором более 5 орфографических ошибок, работа выполнена неряшливо.

Грамматическое задание:

•           Отметка «5» ставится за безошибочное выполнение всех заданий, если ученик обнаруживает осознанное усвоение определений, правил и умение самостоятельно применять знания при выполнении работы.

•           Отметка «4» ставится, если ученик обнаруживает осознанное усвоение правил, умеет применять свои знания в ходе разбора слов и предложений и правильно выполнил не менее ¾ заданий.

•           Отметка «3» ставится, если ученик обнаруживает усвоение определенной части изученного материала; правильно выполнил не менее ½ заданий.

•           Отметка «2» ставится, если ученик обнаружил плохое знание учебного материала, не справляется с большинством грамматических заданий.

Примечание: Оценивание комбинированной (компетентностной) контрольной работы, составленной в целях контроля сформированности у обучающихся общеучебных универсальных учебных действий, а также работы  в форме тестирования и собеседования осуществляется в соответствии с системой оценки, разработанной для данной конкретной работы. Достижение личностных результатов оценивается в форме мониторинговых исследований.

Контрольное списывание.

«5» – нет ошибок;

«4» – 1 – 2 ошибки или 1 исправление (1 кл.), 1 ошибка или 1 исправление (2 – 4 кл.);

«3» – 3 ошибки и 1 исправление (1 кл.), 2 ошибки и 1 исправление (2 – 4 кл.);

«2» – 4 ошибки (1 кл.), 3 ошибки (2 – 4 кл.);

«1» – более 4 ошибок (1 кл.), более 3 ошибок (2 – 4 кл.).

Объем диктанта:

1-й класс- 15 - 17 слов.

2-й класс - 1 - 2 четверть - 25 - 35 слов, 3 - 4 четверть - 35 - 52 слова.

3-й класс - 1 - 2 четверг - 45 - 53 слова, 3 - 4 четверть - 53 - 73 слова.

4-й класс - 1 - 2 четверть - 58 - 77 слов, 3 - 4 четверть - 76 - 93 слова.

Тест

Оценки:

«5» - верно выполнено более 3/4 заданий.

«4» - верно выполнено 3/4 заданий.

«3» - верно выполнено 1/2 заданий.

«2» - верно выполнено менее 1/2 заданий.

 

Материально-техническое обеспечение:

Л.Ф.Климанова. Т.В.Бабушкина Русский язык. Рабочие программы 1-4 класс.

Л.Ф.Климанова. Т.В.Бабушкина Русский язык. Учебник. 4 класс в. 2ч. Ч.1

Л.Ф.Климанова. Т.В.Бабушкина Русский язык. Учебник. 4 класс в. 2ч. Ч.2

Л.Ф.Климанова. Т.В.Бабушкина Русский язык. Рабочая тетрадь. 4 класс в. 2ч. Ч.1

Л.Ф.Климанова. Т.В.Бабушкина Русский язык. Рабочая тетрадь. 4 класс в. 2ч. Ч.2

 

Л.Ф.Климанова. Т.В.Бабушкина Уроки русского языка.  4 класс. Методическое пособие.

Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров, картинок.

Телевизор, доска Smart, мультимедийный проектор

CD диск. Русский язык. 4 класс. Электронное приложение к учебнику Л.Ф.Климановой. Т.В.Бабушкиной

 

 

КАЛЕНДАРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 4 класс (170часов)

 

п/п

Тема урока

Планируемые результаты

(предметные, метапредметные, личностные)

Характеристика деятельности учащихся

Форма контроля

1

Знакомство с учебником "Русский язык". Речевое общение.

— раскрывать значение понятий «диалог», «речевой этикет», «монолог», «общение», «цель общения», «результат общения», «сленг» и использовать их в активном словаре;

-использовать приобретённые знания для составления и оформления текста.

Проявлять:

— интерес к изучению темы;

— желание научиться высказывать свои мысли так, чтобы вас понимали разные собеседники;

— самостоятельно выбирать речевые высказывания для эффективного общения;

— учитывать правила при общении в совместной деятельности;

— адекватно взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога;

— адекватно использовать речь для представления результата.

 

Использовать родной язык  в соответствии с целями речевого общения, подбирая соответствующие слова и выражения. Определять условия и способ общения, конкретную цель и результат коммуникации.

Проявлять к собеседникам необходимое уважение, стремление к взаимопониманию и к получению общего, итогового результата общения.   Анализировать речь партнёра, поддерживая беседу репликами. Осмысливать сказанное, выделяя главное.

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Определять цели, тему, способы и результаты общения. Находить в процессе общения соответствующие языковые средства для выражения собственного мнения или убеждения партнёра.

Озаглавливать текст с опорой на его тему или основную мысль. Составлять план текста, делить текст на части. Владеть позитивным настроем при общении. Объяснять значение слов и речевых средств для разрешения конфликтных ситуации.

 

Контролировать и корректировать своё высказывание в зависимости от ситуации общения  и степени подготовленности партнёра к беседе.

 

Выбирать языковые средства, в том числе и обращение, в соответствии с ситуацией общения.

 

Использовать знаки препинания для выделения обращения (при записи текста).

 

Составлять диалоги при работе в паре, используя обращение и слова речевого этикета.

 

Определять тип текста. Формулировать тему и главную мысль текста.

 

Построение диалога, работа в паре, группе.

 

Объяснять различие художественных текстов, научных и деловых. Доказывать принадлежность текста к художественной, научной или деловой речи.

Составлять собственные тексты разных типов: повествование,   описание рассуждение.

 

Грамотно оформлять собственные речевые произведения.

Фронт.опрос

2

Речь устная и письменная.

Фронт. Опрос.

3

Цель речевого общения.

Инд. задания

4

Правила общения.

Фронт.опрос

5

Правила общения. Закрепление.

Фрон.опрос

6

Речевая культура. Обращение.

• Рассказывать о правописании обращения.

• Рассказывать алгоритм оформления объяснительной записки.

• Писать предложение с обращением, используя правило.

• Писать изложение текста, в котором есть обращение, используя план.

• Составлять и писать текст о погоде от лица героя.

• Составлять и оформлять текст объяснительной записки.

— раскрывать смысл понятий «обращение», «объяснительная записка» и использовать их в активном словаре;

— определять слова приветствия в необходимой ситуации на основе речевого этикета и использовать их в активном словаре;

— планировать свои действия в соответствии с целью;

— выполнять учебное действие в соответствии с планом;

— выполнять учебное задание, используя правило;

— выполнять самопроверку, взаимопроверку, взаимооценку и корректировку при выполнении учебного задания;

— соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности.

Фрон. опрос

7

Обращение. Знаки препинания при обращении.

Инд. работа

8

Деловая речь. Составление планов.

Фрон. опрос

9

Научная и художественная речь.

 

10

Метафора и сравнение.

Фронт. Опрос.

11

Диктант.

Диктант

12

Текст. Признаки текста.

Рассказывать о средствах языка, используя иллюстрацию.

• Составлять и писать слова из предложенных букв.

• Составлять и писать анаграмму к слову.

— раскрывать значение понятий «средство», «общение», «средство общения», «язык», «буква», «звук», «анаграмма», «орфограмма», «проверяемая орфограмма», «непроверяемая орфограмма», «омофоны» и использовать их в активном словаре;

— различать возможности языка жестов и языка как средства речевого общения и обосновывать своё мнение;

— находить отличие буквы/звука и обосновывать своё мнение;

— определять условие проверки орфограммы и обосновывать своё мнение;

— определять слова-омофоны и обосновывать своё мнение;

— использовать приобретённые знания при составлении и написании текста письма.

— выполнять учебное задание в соответствии с целью;

— выполнять учебное действие в соответствии с планом;

— выполнять самопроверку, взаимопроверку, взаимооценку и корректировку при работе в паре;

— ориентироваться в разных способах выполнения задания;

— соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности.

Коммуникативные умения:

— адекватно воспринимать оценку своих действий и вносить коррективы;

— формулировать понятное для партнёра высказывание, используя термины;

— оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, осуществляя взаимный контроль;

— адекватно использовать речь для представления результата.

Сам.работа

13

План текста простой и развёрнутый.

Фронт.опрос

14

Изложение.

Изложение

15

Анализ изложения. Типы текстов.

Индив. задания

16

Текст-рассуждение, текст-описание, текст-повествование.

Фронт.опрос

17

Составление текстов разных типов.

Письм. задание

18

Составление собственного текста.

Фронт.опро

19

Диктант по теме: "Текст".

диктант

20

Анализ диктанта. Повторение.

 

21

Средство общения. Роль языка в общении.

 

 

Объяснять  смысл и значение родного языка в жизни человека.

 

Рассказывать об основных этапах развития письменности, сравнивать язык и другие средства человеческого общения.

 

Объяснять значение учения в школе, позитивно оценивать роль знаний и учения  для самостоятельной жизни.

 

Систематизировать знания об основных языковых единицах (звуки, буквы, слова, предложения, тексты)

 

Давать определение основным языковым единицам. Находить в слове орфограмму и определить алгоритм её проверки.

 

Определять тип предложения по цели высказывания и по интонации.

 

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

 

Определять особенности и назначение каждого типа предложений.

 

Выделять главные и второстепенные члены предложения.

 

Распространять предложения второстепенными членами.

Находить однородные члены.

Построение диалога, работа в паре, группеСоставлять предложения с однородными членами, соединёнными и несоединенными союзами.

 

Сравнивать простые и сложные предложения на основе их значения и количества грамматических основ.

 

Составлять элементарные сложные предложения.

 

Ставить знаки препинания в элементарных сложных предложениях.

 

Объяснять роль союзов в сложном предложении.

 

Выделять словосочетания из предложении на основе вопросов.

 

Находить связь слов в словосочетании, выделять главное и зависимое слова.

 

Составлять словосочетания разных типов.

 

Распространять предложения словосочетаниями.

Составлять тексты-рассуждения, объяснять различия между предложением и словосочетанием.

 

 

Сравнивать слова по значению и форме (звуко-буквенный и формально- грамматической).

 

Построение диалога, работа в паре, группе

 

Объяснять специфику замещающей функции слова как языкового знака, имеющего не только план выражения (звуко-буквенную и формально-грамматическую  форму), но и план содержания (значение слова), с помощью моделей слова.

 

 

Пользоваться лингвистическими словарями разных типов, объяснять их устройство и назначение.

 

 

Находить в тексте и использовать в собственных речевых произведениях синонимы, антонимы, омонимы, многозначные слова.

 

Расширение знаний детей об окружающем мире, воспитание у них патриотических чувств.

(игровые формы работы)

 

Самопроверка и самостоятельное выставление оценки.

 

Фронтальная работа.

Сотрудничество с учителем и со сверстниками на основе общения.

Фрон. опрос

22

Способы передачи сообщения.

тест

23

Повторение. Звуки и буквы русского языка.

Фрон. опрос

24

Основные правила орфографии.

Словарный

диктант

25

Словесное творчество. Основные правила орфографии.

Письм. работа

26

Повторение изученных орфограмм. Ударение.

Фрон. опрос

27

Диктант по теме:"Язык как средство общения".

диктант

28

Анализ диктанта. Повторение.

Фрон. опрос

29

Различение предложений и словосочетаний.

• Рассказывать правило постановки знаков препинания в сложном предложении.

• Списывать предложение, выделять в нём графически грамматическую основу и выписывать все возможные словосочетания.

• Объединять простые предложения в одно сложное и писать его, используя правило пунктуации.

• Определять в тексте сложное предложение, выделять в нём графически грамматические основы.

цели высказывания», «тип предложения по интонации», «словосочетание», «главные члены предложения», «второстепенные члены предложения», «грамматическая основа предложения», «кулинарный рецепт», «однородные члены предложения», «простое предложение», «сложное предложение» и использовать их в активном словаре;

— определять грамматическую основу простого/сложного предложения и обосновывать своё мнение;

— определять необходимость постановки знаков препинания в предложении с однородными членами и обосновывать своё мнение;

— определять необходимость постановки знаков препинания в сложном предложении и обосновывать своё мнение;

— использовать приобретённые знания при составлении и написании текста кулинарного рецепта.

— выполнять учебное задание в соответствии с целью;

— выполнять учебное действие в соответствии с планом;

— выполнять само- и взаимопроверку, взаимооценку и корректировку при работе в паре;

— ориентироваться в разных способах выполнения задания;

— соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности.

— самостоятельно выбирать речевые высказывания для эффективного общения;

— адекватно взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога;

— приходить к единому мнению при взаимном контроле;

— действовать по правилам сотрудничества, принимая во внимание позиции партнёров;

— адекватно использовать речь для представления результата.

Фрон. опрос

30

Виды предложений по цели высказывания и интонации. Знаки препинания.

Сам.работа

31

Развитие речи. Составление текста-рассуждения на заданную тему.

Фрон. опрос

32

Подлежащее и сказуемое как граматическая основа предложения.

Письм. работа

33

Подлежащее и сказуемое как граматическая основа предложения.

Фрон. опрос

34

Главные члены предложения. Второстепенные члены предложения.

Индив. задание

35

Способы выражения подлежащего и сказуемого.

Фрон. опрос

36

Связь слов в предложении.

Фрон. опрос

37

Однородные члены предложения.

Письм. работа

38

Связь однородных членов предложения с помощью союзов и интонации перечисления.

Фрон. опрос

39

Знаки препинания при однородных членах предложения.

Письм. работа

40

Знаки препинания при однородных членах предложения.

Фронт.опрос

41

Простые и сложные предложения. Знаки препинания в сложных предложениях с союзами а, и, но.

Фронт.опрос

42

Обучающее изложение.

изложение

43

Словосочетание. Различие между словосочетанием, словом и предложением.

Индив. работа

44

Диктант по теме : "Предложение".

диктант

45

Анализ диктанта. Обобщение знаний о предложении и словосочетании.

 

Фронт.опрос

46

Обобщение знаний о значении слова.

• Определять лексическое значение современного/ устаревшего слова, используя словарь.

• Определять и писать лексическое значение синонимов, антонимов, фразеологизмов.

• Классифицировать синонимы для объединения в группу.

• Подбирать и писать антоним к многозначному слову.

• Определять лексическое значение устаревшего слова в тексте пословицы.

• Определять лексическое значение устаревшего слова и писать современное слово с тем же значением.

— раскрывать значение понятий «словарь», «синонимы», «антонимы», «омонимы», «многозначность слова», «фразеологизм», «лексическое значение современного/устаревшего слова» и использовать их в активном словаре;

— определять лексическое значение современного/устаревшего слова и обосновывать своё мнение;

— определять лексическое значение фразеологизма и обосновывать своё мнение;

— определять отличия синонимов, антонимов, омонимов и обосновывать своё мнение;

Письм. работа

47

Различные виды лингвистических словарей.

Фрон. опрос

48

Звуко-буквенная форма слова и его лексическое значение.

Фрон. опрос

49

Синонимы, антонимы, омонимы.

Словарный диктант

50

Синонимы, антонимы, омонимы.

Фрон. опрос

51

Многозначные слова.

Фрон. опрос

52

Прямое и переносное значение слова.

Фрон. опрос

53

Фразеологизмы.Обобщение знаний о лингвистических группах слов.

тест

54

Состав слова. Разбор слова по составу.

— раскрывать значение понятий «родственное (однокоренное) слово», «корень слова», «основные орфограммы в корне слова», «суффикс», «приставка», «основа слова» и использовать их в активном словаре;

— определять условия правописания гласных а, ов приставке и обосновывать своё мнение;

— определять условия правописания согласных з, св приставке и обосновывать своё мнение;

— определять условия правописания суффиксов -ик-/-иц-, -ек-/

-ец- и обосновывать своё мнение;

— использовать приобретённые знания при редактировании текста высказывания.

— адекватно взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога;

— самостоятельно выбирать речевые высказывания для эффективного общения;

— адекватно использовать речь для представления результата.

— выполнять учебное задание, используя правило;

— выполнять учебное задание в соответствии с целью и планом;

— выполнять самопроверку и корректировку, взаимопроверку и взаимооценку при работе в паре;

— ориентироваться в разных способах выполнения задания;

— соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности.

• Классифицировать и писать родственные слова по группам соответственно орфограмме в корне, вставляя пропущенную букву.

• Рассказывать о правописании приставок о-, об-, от-, до-, по-, про-, под-, на-, за-, над-, с-, без-, раз-, из-, воз-, низ-,

бес-, рас-, ис-, вос-,

нис-, о правописании суф-фиксов -ик-/-иц-,

-ек-/-ец-.

• Писать слова, вставляя пропущенную букву в при-ставке.

• Списывать текст, вставляя подходящий по смыслу суффикс.

• Редактировать и оформлять текст высказывания так, чтобы при употреблении в речи оно имело смысл.

• Проявлять:

— интерес к изучению темы;

— желание раскрывать значение слова/выражения;

— творческое отношение к употреблению в речи соответствующего слова/выражения

— понимание успешности при освоении темы.

 

 

Разбирать слова по составу, выделять корень, приставку, суффикс, окончание.

 

Определять значение, которое привносит каждая морфема.

 

Находить значимые части слова (корень, приставку, суффикс, окончание), опираясь на их единообразное написание.

 

Списывать текст аккуратно и без ошибок, писать под диктовку тексты с изученными орфограммами

(безударные падежные окончания существительных, безударные падежные окончания имён прилагательных, безударные личные окончания  глаголов).

 

Объяснять написание слов с точки зрения орфографии.

 

Построение диалога, работа в паре, группе.

 

Расширение знаний детей об окружающем мире, воспитание у них патриотических чувств.

(игровые формы работы)

 

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Самопроверка и самостоятельное выставление оценки.

 

 

 

Фронтальная работа.

Сотрудничество с учителем и со сверстниками на основе общения.

Фрон. опрос

55

Образование слов с помощью приставок.

Письм. работа

56

Образование слов с помощью приставок.

Фрон. опрос

57

Разделительный твёрдый знак.

Фрон. опрос

58

Разделительный мягкий знак.

Фрон. опрос

59

Разделительный твёрдый и мягкий знаки.

Сам.работа

60

Диктант по теме: "Правописание предлогов и приставок".

диктант

61

Образование новых слов с помощью суффиксов.

Фрон. опрос

62

Правописание суффиксов-ик-, -ек-.

Фрон. опрос

63

Однокоренные слова.

Фрон. опрос

64

Правописание гласных и согласных в корне.

Письм. работа

65

Правописание гласных и согласных в корне.

Фронт.опрос

66

Правописание гласных и согласных в корне.

Сам.работа

67

Удвоенные согласные в корне.

Фронт.опрос

68

Изложение.

изложение

69

Анализ изложения. Правописание слов с орфограммами корня.

Фрон. опрос

70

Однокорненные слова и формы слова.

Фрон. опрос

71

Правописание соединительных гласных в сложных словах.

Фрон. опрос

72

Развитие речи. Обучающее сочинение на тему "Первый снег".

Сочинение

 

73

Повторение изученных орфограмм.

Фронт.опрос

74

Систематизация знаний о составе слова.

 

Сам.работа

75

Диктант по теме: "Состав слова".

диктант

76

Анализ диктанта. Повторение основных орфограмм корня.

Фрон. опрос

77

Различие и общность частей речи.

— раскрывать значение понятий «лексическое значение слова», «значимые части речи», «служебные части речи», «пред-лог», «правило», «норма», «союз», «частица», «главные и второстепенные члены предложения» и использовать их в активном словаре;

 

— определять условие для изменения грамматического значения слова и обосновывать своё мнение;

 

— определять роль служебной части речи в предложении и обосновывать своё мнение;

 

— употреблять предлоги в словосочетании в соответствии с известными нормами и обосновывать своё мнение;

 

— использовать приобретённые знания при составлении и оформлении текста SMS.

 

— планировать своё действие в соответствии с целью задания;

 

— выполнять учебное действие в соответствии с планом;

 

— выполнять самопроверку, взаимопроверку, взаимооценку и корректировку при работе в паре;

 

— ориентироваться в разных способах выполнения задания;

 

— соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности.

 

— использовать речь для регуляции своего действия в рамках учебного диалога;

 

— выслушивать мнение партнёра в рамках учебного диалога;

 

— учитывать мнение партнёра при работе в паре;

— адекватно использовать речь для представления результата.

 

• Определять общее грамматическое значение группы слов значимой части речи, выделяя графически их окончания.

 

• Определять часть речи, не имеющую лексического значения, используя её грамматические признаки.

 

• Дополнять текст подходящими по смыслу служебными частями речи и писать его.

 

• Редактировать словосочетание, учитывая нормы употребления предлогов, и оформлять результат письменно.

 

 

• Составлять и оформлять текст SMS, используя нормы употребления предлогов.

• Проявлять:

— интерес к изучению темы;

 

— желание употреблять служебные части речи так, чтобы в SMS не было ошибок;

 

— творческое отношение к составлению и оформлению текста SMS, используя норму употребления предлогов;

 

— понимание успешности при освоении темы.

Позитивно оценивать роль знаний  и учения для самостоятельной жизни человека.

 

Понимание значимости позитивного стиля общения, основанного на миролюбии, терпении, сдержанности и доброжелательности.

 

Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

 

Сохранять в памяти поставленную задачу.

Оценивать свои успехи в учебной деятельности.

 

Ставить и осмысливать цель, определять способы её достижения и последовательность действий,

анализировать результаты, сравнивать их с поставленной целью, контролировать и

корректировать свои действия, оценивать их.

 

Различать слова разных частей речи на основе общности их значений,  грамматических признаков и роли в предложении.

 

Доказывать принадлежность слова к определённой части речи.

 

Сравнивать лексическое и грамматическое значение слова.

 

Сравнивать имена существительные в разных падежных формах по вопросам, по их грамматическому значению, употребляемым предлогам и по окончаниям.

 

Выделять в предложении сочетание имени существительного с именем прилагательным.

 

Находить имена существительные, определять их особенности.

 

Анализировать имя существительное, имя прилагательное как часть речи

Применять алгоритм при: определения падежа, безударных падежных окончаний имён существительных 1, 2 и 3-го склонения;безударных падежных окончаний имён прилагательных в единственном и во множественном числе; при определении спряжения глаголов;

при написании личных окончаний глаголов I и II спряжений.

 

Различать способ определения спряжения глаголов с ударными и безударными окончаниями.

Отличать глаголы-исключения от похожих однокоренных глаголов.

 

Сравнивать местоимения с существительными по функции и грамматическим формам.

 

Сравнивать окончания глаголов в настоящем и будущем времени, называть основные способы определения спряжения глагол, обосновывать написание –тся и ться.

 

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

 

Проявлять к собеседникам необходимое уважение, стремление к взаимопониманию и к получению общего, итогового результат общения, анализировать речь партнера, осмысливать сказанное, выделяя главное.

 

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

 

Знать:

Критерии выделения частей речи.

Грамматическое значение частей речи.

Постоянные и изменяемые признаки

имён существительных.

Варианты падежных окончаний имён существительных.

Роль имён существительных в речи и в составе предложений.

 

Склонения имён прилагательных.

Способы их проверки

безударных падежныхокончаний имён существительных 1, 2 и 3-го склонения;

безударных падежных окончания имён прилагательных в единственном и во множественном числе.

 

Местоимения 1, 2, и 3-го лица единственного и множественного числа.

Правило правописания личных местоимений с предлогами.

 

Находить начальную форму глагола.

Личные окончания глаголов I и II спряжений.

Способы определения спряжения глаголов.

Глаголы – исключения.

Разряды числительных по структуре: простые, сложные и составные.

 

Служебные части речи.

Уметь:

Грамотно писать:

безударные падежные окончания имён существительных 1, 2 и 3-го склонения;

безударные падежные окончания имён прилагательных в единственном и во множественном числе.

 

Использовать в речи несклоняемые существительные.

Определять безударные окончания имен прилагательных.

Образовывать имена прилагательные от слов других частей речи с помощью суффиксов.

 

Определять число, лицо и падеж личных местоимений.

Находить наречие, ставить к ним вопросы, определять значение.

Выполнять разбор имёни существительного как части речи, имёни прилагательного, глагола.

Образовывать формы настоящего, прошедшего и будущего времени глагола.

 

 

Изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам.

Определять написание –тся и –ться с помощью вопроса к глаголу.

Образовывать наречия от имён прилагательных.

Писать служебные части речи с другими частями речи.

Различать слова разных частей речи на основе общности их значения, грамматических признаков и роли в предложении.

 

Сравнивать лексическое и грамматическое значения слова, понимая более отвлечённый, обобщающий характер значения грамматического.

 

Самопроверка и самостоятельное выставление оценки.

 

Составлять текст-рассуждение, доказывать принадлежность слова к определенной части речи.

 

Находить имена существительные в тексте, определять их особенности: собственное или нарицательное; одушевлённое или неодушевлённое; род, число, падеж.

 

Фронтальная работа.

Сотрудничество с учителем и со сверстниками на основе общения.

 

Применять алгоритм определения падежа имени существительного.

 

Определять падеж у несклоняемых имён существительных.

 

Использовать в речи несклоняемые имена существительные, верно определяя их род и согласовывая с другими словами без нарушения культуры речи.

 

Различать имена существительные 1, 2 и 3-го склонения на основе их рода и окончания.

 

Осознанно применять алгоритм определения безударных падежных окончаний имён существительных.

 

Сравнивать имена существительные в разных падежных формах по вопросам, по их грамматическому значению, употребляемым предлогам и по окончаниям.

 

Объяснять необходимость знания падежа и склонения имени существительного для верного написания его окончания.

 

Различать имена существительные 1, 2 и 3-го склонения на основе их рода и окончания.

 

Анализировать имя существительное как часть речи, указывая начальную форму, род, склонение, падеж, число.

Построение диалога, работа в паре, группе

Выделять в предложении сочетание имени существительного с именем прилагательным, ставить вопрос от существительного  к прилагательному.

 

Использовать при письме алгоритм определения безударных окончаний имён прилагательных.

 

Образовывать имена прилагательные от слов  других частей речи с помощью суффиксов.

 

Выделять в предложении сочетание имени существительного и с именем прилагательным, ставить вопрос от имени существительного к имени прилагательному.

 

Анализировать имя прилагательное как часть речи, определять начальную форму, число, род ( в единственном числе), падеж.

 

Сохранять в памяти поставленную задачу, использовать приёмы запоминания.

 

Сравнивать местоимения с именами существительными по функции и по грамматическим признакам.

 

Определять лицо, число и падеж личных местоимений.

 

Склонять личные местоимения в единственном и во множественном числе.

 

Находить глаголы в предложении на основе их значения, грамматических признаков и роли в предложении.

 

Определять время и число глагола, его род в форме прошедшего времени.

 

Называть основные способы определения спряжения глаголов.

 

Изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам на основе таблицы спряжения глаголов.

 

Сравнивать окончания глаголов в настоящем и будущем времени.

 

Обосновывать написание мягкого знака на конце глаголов 2-го лица единственного числа.

 

Различать способы определения спряжения  глаголов с ударными и безударными окончаниями.

 

Писать личные окончания глаголов в настоящем и будущем времени.

 

Писать личные окончания глаголов в настоящем и будущем времени.

Обосновывать написание –тся и –ться в глаголах, поставив вопрос к глаголу. Составлять предложения с орфограммами –тся и –ться.

 

Навык верного написания окончаний глаголов-исключений; автоматизация навыка написания личных окончаний глаголов в настоящем и прошедшем времени.

 

Разбирать глагол как часть речи, определять начальную (неопределённую) форму, спряжение, время, лицо в настоящем и будущем времени; число, род в прошедшем времени.

 

Объяснять различия функций имён числительных разных разрядов.

 

Находить наречия, ставить к ним вопросы и определять значение, грамматические особенности (неизменяемость).

Самопроверка и самостоятельное выставление оценки.

 

Распространять предложения наречиями.

Оценивать свои успехи в учебной деятельности

Объяснять различие предлогов, частиц и союзов (элементарные примеры), писать их с разными частями речи.

 

Владеть основами учебной деятельности: ставить и осмысливать цель, определять способы её достижения и последовательность действий, анализировать результаты, сравнивая их с поставленной целью, контролировать и корректировать свои действия, оценивать их.

 

Использовать итоговый и пошаговый контроль при выполнении заданий.

 

Построение диалога, работа в паре, группе

 

Расширение знаний детей об окружающем мире, воспитание у них патриотических чувств.

(игровые формы работы)

 

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фрон. опрос

78

Грамматические значения частей речи.

Фрон. опрос

79

Распределение слов по частям речи.

Письм. работа

80

Роль частей речи в предложении.

Фрон. опрос

81

Систематизация знаний о частях речи.

Тест

82

Диктант.

диктант

83

Анализ диктанта. Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

Фрон. опрос

84

Число и род имен существительных.

Фрон. опрос

85

Алгоритм определения падежа имен существительных.

Индив. задания

86

Упражнения в распознавании падежа имен существительных.

Индив. задания

87

Определение падежа имен существительных. Несклоняемые имена существительные.

Фрон. опрос

88

Три склонения имен существительных (общее представление).

Фрон. опрос

89

Изложение.

изложение

90

Падежные окончания имен существительных 1-го склонения.

Фрон. опрос

91

Падежные окончания имен существительных 1-го склонения.

Фрон. опрос

92

Падежные окончания имен существительных 1-го склонения.

Фрон. опрос

93

Падежные окончания имен существительных 2-го склонения.

Фрон. опрос

94

Падежные окончания имен существительных 2-го склонения.

Фрон. опрос

95

Падежные окончания имен существительных 2-го склонения.

Сам.работа

96

Падежные окончания имен существительных 3-го склонения.

Фрон. опрос

97

Падежные окончания имен существительных 3-го склонения.

Словарный диктант

98

Падежные окончания имен существительных в единственном числе.

Фрон. опрос

99

Падежные окончания имен существительных в единственном числе.

Письм. работа

100

Склонение имен существительных во множественном числе.

Фрон. опрос

101

Склонение имен существительных во множественном числе.

Фрон. опрос

102

Склонение имен существительных во множественном числе.

Фрон. опрос

103

Правописание падежных окончаний имен существительных в единственном и множественном числе. Повторение.

Сам.работа

104

Безударные окончания имен существительных.

Фрон. опрос

105

Диктант по теме: "Имя существительное"

Диктант

106

Анализ диктанта. Повторение.

Фрон. опрос

107

Склонение имен прилагательных.

Фрон. опрос

108

Склонение имен прилагательных.

Фрон. опрос

109

Склонение имен прилагательных.

Фрон. опрос

110

Склонение имен прилагательных.

Сам.работа

111

Склонение имен прилагательных во множественном числе.

Фрон. опрос

112

Склонение имен прилагательных во множественном числе.

Фрон. опрос

113

Склонение имен прилагательных во множественном числе.

Тест

114

Разбор имени прилагательного как части речи.

Индив. задания

115

Обобщение по теме: "Имя прилагательное".

Фрон. опрос

116

Диктант по теме: "Имя прилагательное".

диктант

117

Анализ диктанта. Повторение изученного.

Фрон. опрос

118

Местоимение как часть речи.

Фрон. опрос

119

Личные местоимения.

Фрон. опрос

120

Склонение личных местоимений 1-го и 2-го лица.

Фрон. опрос

121

Склонение личных местоимений 3-го лица.

Фрон. опрос

122

Изменение личных местоимений по падежам. Творческая переменка.

Фрон. опрос

123

Диктант по теме: "Местоимение".

диктант

124

Анализ диктанта. Повторение изученного по теме "Местоимение".

Фрон. опрос

125

Роль глаголов в русском языке.

Фрон. опрос

126

Прошедшее время глагола.

Индив. задание

127

Неопределенная форма глагола.

Фрон. опрос

128

Неопределенная форма глагола.

Фрон. опрос

129

Спряжение глаголов в настоящем времени.

Фрон. опрос

130

Спряжение глаголовв будущем времени.

Письм. работа

131

2-ое лицо единственного числа глаголов настоящего и будущего времени.

Фрон. опрос

132

I и II спряжение глаголов.

Фрон. опрос

133

Способы определения спряжения глаголов.

Фрон. опрос

134

Способы определения спряжения глаголов.

Словарный диктант

135

Личные окончания глаголов в настоящем и будущем времени.

Фрон. опрос

136

Личные окончания глаголов в настоящем и будущем времени.

Фрон. опрос

137

Правописание глаголов на -тся и -ться.

Фрон. опрос

138

Правописание глаголов на -тся и -ться.

Самост. работа

139

Глаголы - исключения.

Фрон. опрос

140

Написание безударных окончаний глаголов.

Фрон. опрос

141

Разбор глагола как части речи.

Тест

142

Обобщение по теме: "Глагол"

Фрон. опрос

143

Диктант по теме : "Глагол".

диктант

144

Анализ диктанта. Повторение изученного по теме: "Глагол".

Фрон. опрос

145

Имя числительное.

Фрон. опрос

146

Имя числительное.

Фрон. опрос

147

Имя числительное.

Самост. Работа.

148

Наречие.

Фрон. опрос

149

Наречие.

Фрон. опрос

150

Наречие.

Фрон. опрос

151

Диктант по теме: "Имя числительно", "Наречие".

диктант

152

Анализ диктанта. Повторение изученного.

Фрон. опрос

153

Слово. Повторение.

Фрон. опрос

154

Слово. Повторение.

Индив. задание

155

Части речи. Повторение.

Фрон. опрос

156

Развитие речи. Подробное изложение текста по коллективно составленному плану.

изложение

157

Части речи. Повторение.

Фрон. опрос

158

Части речи. Повторение.

Фрон. опрос

159

Развитие речи. Подробное изложение текста по коллективно составленному плану.

изложение

160

Части речи. Повторение.

Фрон. опрос

161

Контрольное списывание. Повторение.

Контр. Списыв.

162

Правила правописания. Повторение.

Фрон. опрос

163

Контрольный диктант.

диктант

164

Анализ диктанта. Повторение изученного в 4 классе.

Фрон. опрос

165

Обобщающий урок. Игра по станциям "По галактике Частей речи".

Фрон. опрос

166

Резервный урок.

 

 

167

Резервный урок.

 

 

168

Резервный урок.

 

 

169

Резервный урок.

 

 

170

Резервный урок.

 

 

 

 

 

 

Комментарии  

0 #1 Тамара 25.01.2017 20:52
:lol:
Цитировать

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

ПРИГЛАШАЕМ!

Приглашаем педагогов со стажем работы по специальности от 25 лет в Клуб ветеранов педагогического труда!

Только для вас - специальные образовательные мероприятия, интересные встречи и многие другие события.

Звоните по телефону: (812) 956-67-42 или пишите на e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Просим всех, расскажите о Клубе своим коллегам, которые уже не работают в школе!

Ваши АНОО «АНЭКС» и Экстернат.РФ

Авторизация

Перевод сайта