Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг:  1 / 5

Звезда активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

 

                                                                

РАЗВИТИЕ  СЛОВООБРАЗОВАНИЯ  ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

 

Ермакова Елена Зинатуловна

Учитель начальных классов

ГБОУ СОШ № 546 Красносельского района

Санкт-Петербурга

 

Овладение ребенком системой словообразования посвящены исследования  многих учёных.  Отмечается, что овладение ребенком процессом словообразования представляет собой сложный процесс, включающий, с одной стороны, овладение средствами формального выражения и, с другой стороны, овладение «семантическими сдвигами» в значении исходных слов

         Проблема формирования словообразования у младших школьников является особенно актуальной, поскольку овладение словообразованием  детьми имеет большое значение для профилактики нарушений письма, для овладения орфографией.

         Словообразование – один из творческих компонентов речевой деятельности, заключающийся в такой номинации (назывании) явлений и предметов окружающего, при которой существенные связи и отношения объективной действительности находят свое выражение в отношениях структурных элементов внутри слова.

Словообразование тесто связано с лексикой, как бы примыкает к ней. Словообразовательная система включает прежде всего производные слова, относящиеся к лексическому уровню языка наряду со словами непроизводными.

Формирование словаря ребенка тесно связано с процессами словообразования, так как по мере развития словообразования словарь ребенка быстро обогащается за счет производных слов.

В лингвистике отмечается многообразие форм словообразования прилагательных:

1. Префиксальные прилагательные  (перетёртый – тёртый).

2. Суффиксальные прилагательные. В этой группе прилагательных мотивирующей основой являются различные части речи: имена существительные (берёза – берёзовый), имена прилагательные (белый – беловатый), глаголы (колоть – колкий), числительные (два –двойной), местоимения (ничей – ничейный), наречия (завтра – завтрашний).

3. Префиксально-суффиксальные прилагательные (бездомный – дом).

4. Флексийные прилагательные (зло – злой).

5. Префиксально-флексийные прилагательные, которые мотивируются только именами существительными.

6. Сложные прилагательные, образующиеся путём сложения слов (железнодорожный). При чистом сложении опорным компонентом является самостоятельное прилагательное. Сложные прилагательные могут состоять из двух, трёх и более компонентов.

Так, образование качественных прилагательных связано с использованием суффиксов: -ист- (пор-ист-ый), -ат- (-чат-) (ус-ат-ый, узор-чат-ый), -(лов-к-ий), -ив-, -чив-, -лив- (лен-ив-ый, разговор-чив-ый, говор-лив-ый), сложного суффикса –тельн- (стара-тельн-ый) и непродуктивных суффиксов –ав- (-яв-) и –ляв- (кудр-яв-ый, трух-ляв-ый), а также –ит- и –овит- (знамен-ит-ый, дар-овит-ый) и некоторых других.

При образовании относительных прилагательных используются суффиксы –н-(сталь-н-ой), -льн-, -овн- (краси-льн-ый, дух-овн-ый), -ан (-ян-) (серебр-ян-ый, песч-ан-ый), -онн-, (-енн) (революци-онн-ый, традиции-онн-ый), -ск- и производные –ческ-, -ическ-, -овск-, -инск- (учитель-ск-ий, языковед-ческ-ий) и некоторые другие.

         В образовании имен прилагательных распространен префиксальный способ морфологического словообразования. Всего в русском языке 25 префиксов, около 20 из них продуктивны. Специфическая группа приставок используется в словообразовании имён прилагательных. Так, среди приставок, образующих качественные прилагательные, продуктивными  являются: пре- (пре-забавный), наи- (наи-кратчайший), раз- (раз-любезный), сверх- (сверх-звуковой), ультра (ультра-фиолетовый) и др.

Относительные прилагательные образуются с приставками на-, над-, под-, за-, при-, вне-, внутри-, анти-, между-, интер,-, но обычно в этих образованиях выступают одновременно и наиболее распространенный суффиксы –н-, -ок_, -ов и вследствие этого способ их образования является смешанным, суффиксально-префиксальным (над-зем-н-ый и т.д.)

Прилагательные с приставками и суффиксами представляют особую словообразовательную модель, в которой префиксы не только вносят особое свойственное им значение, но часто становятся неотъемлемой частью основ.

Чаще всего приставочные образования прилагательных возникают от производящих основ с суффиксами –н-, -ов-, -ск-, с приставкой до-, с близкой с ней по значению приставкой пред-, и противоположной по значению приставкой по-.

Живым продуктивным способом образования имен прилагательных является использование приставок между- и меж-, за-, на-, над-, под- в сочетании с суффиксом –н- (международный).

Продуктивны в образовании прилагательных и приставки пред-, при-, сверх-, противо-, вне-, которым также сопутствуют суффиксы –н-, реже –ск, -ов- (пришкольный )

Таким образом, словообразование – это особый раздел науки о языке. Оно тесно связано с лексическим и грамматическим строем речи,  находит свое выражение в многообразии способов образования различных частей речи, в том числе и прилагательных.

Формирование лексики у ребенка тесно связано с процессами словообразования. Словарь ребенка обогащается за счет образования производных слов. Лексический уровень языка  представляет собой совокупность лексических единиц, которые являются результатом действия и механизмов словообразования.

По своим словообразовательным  возможностям  русский язык беспределен, обогащение его словарного состава происходит постоянно. Словообразование – движущая сила современного русского языка, и поэтому во все эпохи отмечалась весомость этого процесса в пополнении словарного состава.

         Нарушения словообразование имён прилагательных у младших школьников в силу того, что в речи они  появляются очень поздно.  Какое-то время прилагательные употребляются детьми вопреки обычным нормам русского языка, а именно – после существительных. Усвоение словоизменения прилагательных происходит на весьма ограниченном количестве слов (около 27 названий признаков предметов). Они обозначают: величину (большой – маленький); цвет (красный, синий, желтый, беленький); вкус (горький – сладкий); температуру (теплый – холодный); вес (тяжелый – легкий); оценку предметов (грязный – чистый, хороший – плохой) и др.

Первоначально усваивается именительный падеж прилагательных, значительно позже косвенные падежи. Очень долго отсутствуют формы косвенных падежей множественного числа прилагательных ввиду нераспространенности этих форм в русском языке. Усвоение рода прилагательных начинается значительно позже, чем усвоение рода глаголов прошедшего времени. Одновременно появляются формы мужского и женского рода прилагательных, которые вначале смешиваются детьми. Согласование прилагательного с существительным устанавливается сначала в мужском и женском роде, значительно позже в среднем.

Позднее усвоение прилагательных объясняется, прежде всего, особенностью их семантики. Для того, чтобы усвоить прилагательное, нужно сначала выделить из целостного образа предмета какой-нибудь признак, что возможно лишь на определенном уровне развития процессов анализа и синтеза. Трудность усвоения прилагательных связана и с формально-языковыми особенностями этой части речи. Большое количество прилагательных являются производными словами.

 

Таким образом, процесс развития словообразования у ребенка сложный. Он связан с аналитико-синтетической деятельностью коры головного мозга. Овладение словообразованием осуществляется на основе мыслительных операций анализа, сравнения, синтеза, обобщения и предполагает достаточно высокий уровень интеллектуального и речевого развития.

Обучение словообразованию различных частей речи происходит последовательно-параллельно.

Работа над словообразовательными аффиксами заключается в формировании операций выделения и осознания словообразовательных морфем, морфемного анализа и комбинирования морфем.

Коммуникативная направленность процесса обучения русскому языку требует от учителя пристального внимания к значению всех языковых единиц, к их функции в речи, усиления объяснительного аспекта при изучении системы языка. Приведу несколько приемов, предложенных Р. И. Лалаевой и Н. В. Серебряковой, Т.Б. Филичевой, Т. В. Тумановой, которые использую на своих уроках.

Примерные задания и игровые упражнения по закреплению словообразования прилагательных

Образование притяжательных прилагательных.

  1. Словообразование с использованием продуктивных суффиксов –ин- -ов-. Речевой материал: мамин, папин, бабушкин, дедушкин, тетин, дядин, кошкин, мышкин, лосиный, гусиный, лебединый, утиный, ежовый, слоновый.
  2. Словообразование с использованием суффикса i-без изменения звуковой структуры корня производного слова. Речевой материал: коровий, лисий, бараний, козий, рыбий.
  3. Словообразование с использованием суффикса i- и с чередованием в корне. Речевой материал: волчий, заячий, собачий, беличий, птичий, овечий, медвежий, телячий, поросячий.

Образование качественных прилагательных.

  1. Словообразование с использованием суффикса –н-

а) Без чередования. Речевой материал: вкусный, жирный, умный, честный, грязный, морозный, холодный, интересный, капризный.

б) С чередованием в корне слов. Речевой материал: смешной, скучный, мрачный.

2. Словообразование с помощью менее продуктивных суффиксов –ив-,

–лив-, -чин-, -оват-, -еват- и др. Речевой материал: ленивый, червивый, красивый, правдивый, обидчивый, дождливый, трусливый, терпеливый, говорливый, крикливый, сероватый, синеватый.

Образование относительных прилагательных.

1. Словообразование с использованием  продуктивных суффиксов –ов-,

-ев-.

а) Без чередования звуков в корне  мотивирующего и производного слова. Речевой материал: шелковый, резиновый, пуховый, дубовый, меховой, вишневый, грушевый, малиновый, березовый, еловый, рябиновый, осиновый, кленовый, сливовый, фарфоровый,  яблоневый.

б) С чередованием звуков в корне (беглая гласная): ситцевый, перцовый.

2. Словообразование с использованием суффикса –н- .

а) Без чередования в корне производного слова. Речевой материал: зимний, летний, ватный, железный, кирпичный, лимонный, морковный, капустный, каменный, хрустальный, картофельный, грибной.

б) С чередованием звуков  в корне производного слова. Речевой материал: яблочный, брусничный, земляничный, клубничный, речной, огуречный, снежный, бумажный, воздушный.

3. Словообразование с использованием  менее продуктивных суффиксов – н-, -ян-, -ск-, -енн- и др. Речевой материал: кожаный, шерстяной, глиняный, песчаный, серебряный, овсяный, детский, майский, учительский, матросский, стеклянный, деревянный, соломенный.

1. Задание «Чьи хвосты?» Образование притяжательных прилагательных.

Хвост коровы. Чей хвост? Коровий.

Хвост кошки – кошачий.

Хвост лошади – лошадиный.

Хвост собаки – собачий.

Хвост козы – козий.

Хвост быка – бычий.

Хвост барана – бараний.

Хвост овцы – овечий.

Хвост зайца – заячий.

Хвост лисы – лисий.

Хвост белки – беличий.

Хвост медведя – медвежий.

Хвост волка – волчий.

Хвост мышки – мышиный.

  1. Упражнение «Что из чего сделано?». Образование относительных прилагательных. Используются карточки с изображением различных предметов.

Например: Стакан из стекла. Какой стакан?  - Стеклянный.

Сковорода из чугуна – чугунная.

Ложка из дерева – деревянная.

Нож из металла – металлический.

Ведро из железа – железное.

Ваза из хрусталя – хрустальная.

Чашка из фарфора – фарфоровая.

Платье из шелка – шелковое.

Коробка из картона – картонная.

 Шарф из шерсти – шерстяной.

Булка из пшеницы – пшеничная.

Хлеб из ржи - ржаной.

Варенье из вишни – вишневое.

 Дорога из песка – песчаная.

Сумка из кожи – кожаная.

Мяч из резины – резиновый мяч.

Шуба из меха – меховая.

Крыша из соломы – соломенная.

 Игрушка из пластмассы – пластмассовая.

Шарик из пластилина – пластилиновый.

Труба из кирпича – кирпичная.

Подушка из пуха – пуховая.

Одеяло из ваты - ватное.

Салфетка из бумаги – бумажная.

Сарафан из ситца – ситцевый.

Кувшин из глины – глиняный.

Погреб из камня – каменный.

Шинель из сукна – суконная.

  1. Подобрать слова - «родственники». Работа над родственными словами способствует уточнению значений слов, нормированию процессов словообразования, выделению морфем в слове и соотнесению их со значением, морфологическому анализу слова.

Подберите родственные слова к следующим словам и выделите (подчеркните) слова, которые отвечают на вопрос какой? какая? какое?

Лес – лесок, лесной, лесник.

Гриб – грибок, грибник, грибной.

Вода – водный, водяной, водолаз, наводнение.

Сахар – сахарный, сахарница.

Гора – горка, гористый, горный, пригорок.

Лист – листик, листочек, листва, лиственница, лиственный.

Дуб -  дубок, дубовый.

Еж – ежиха, ежик, ежата, ежовый.

Весна –  весенний, веснянка,  веснушка.

  1. Найти «лишнее» слово.

Боль, большой, больница.

Горе, горный, горе.

Водить, вода, водный.

Лес, лесной, лестница.

Море, морщины, морской.

Беседа, беседка, соседка.

  1. Относительные прилагательные.

а) Вспомнить и назвать из каких материалов могут быть сделаны предметы. Учитель показывает стекло (стеклянный стакан):

Это стекло. Этот стакан сделан из стекла. Какой он? – Стеклянный.

 Назовите, какие еще предметы вызнаете из стекла. Какие они?

 Стеклянна ваза.

Стеклянная витрина и т.д.

 Предлагаются различный материалы: камень, дерево, резина, мех, бумага и др.

б) Из чего сделаны все эти вкусные продукты?

Эти конфеты из шоколада. Какие они? – Шоколадные.

Конфеты из орехов – ореховые.

Варенье из вишни  - вишневое.

Мармелад из яблок – яблочный.

Морс из клюквы – клюквенный.

Джем из малины – малиновый.

Суп из грибов – грибной.

  1. Притяжательные прилагательные.

а) Игра «Путаница». Используются картинки, где заменена одна часть тела.   Например: «У меня  лошадь,  а хвост медвежий. Мне нужен лошадиный хвост» или «У меня лиса, а уши заячьи. Мне нужны лисьи уши». и т.д.

б) Игра «Кто где живет?»   Используются картинки с изображением  жилища животных: дупло, нора, берлога,  гнездо.

Например: « Это дупло. В нем живет белка. Это беличье дупло».

1.Образование прилагательных от наречий.

Речевой материал :

Быстро – быстрый

Чисто – чистый

Грязно – грязный

Легко- легкий

Тяжело – тяжелый

Широко -  широкий

Узко – узкий

Трусливо – трусливый

Медленно – медленный

Лениво – ленивый

Темно темный

 Светло – светлый

Горячо – горячий

Холодно – холодный

2.Образование относительных прилагательных от существительных.

а) дерево – деревянный

стекло – стеклянный

кожа – кожаный

железо – железный

сталь – стальной

пластмасса – пластмассовый

бумага – бумажный

снег – снежный

резина – резиновый

кирпич – кирпичный

шелк – шелковый

мех – меховой

б) Составить с этими  словами предложения.

Например: «У мальчика на плече висит кожаная сумка».

3.Образование относительных прилагательных от существительных.

а) осень – осенний

зима – зимний

весна – весенний

лето – летний

лес – лесной

воздух – воздушный

река – речной

б) Найди ошибку. Написать предложения, заменив существительное прилагательным.

Дует теплый (весна) ветер.

У причала стоит маленький (река ) трамвай.

Наступил первый (зима) день.

Папа купил сыну  (воздух) шарик.

В саду собрали (богатство) урожай.

4. Образование сравнительной степени качественных прилагательных.

а) сильный – сильнее

быстрый – быстрее

красивый – красивее

красный – краснее

теплый – теплее

широкий – шире

узкий – уже

длинный – длиннее

короткий – короче

высокий – выше

вкусный – вкуснее

темный – темнее

старший – старше

младший – моложе

б) Закончить предложения с этими прилагательными

Вова сильный, а его брат еще сильнее.

Машина едет быстро, а …

Весной погода теплая, а…

Земляника красная, а…

Пирог вкусный, а…

Лента длинная, а …

5.Образование прилагательных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

а) белый – беленький

теплый – тепленький

серый – серенький

синий – синенький

вкусный – вкусненький

сладкий – сладенький

низкий – низенький

тонкий – тоненький

толстый – толстенький

умный – умненький

б) Дополнить предложения  нужным по смыслу словом.

Заяц белый, а зайчонок …

Платок синий, а шарфик…

Береза тонкая, а березка…

Дом низкий, а избушка…

 

Таким образом, система работы по формированию словообразования должна быть связана  с развитием лексики, грамматического строя речи. В процессе работы над словообразованием прилагательных важно учитывать поэтапность формирования словообразовательных процессов, постепенное усложнение словообразовательных моделей – типов.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Банишева Г.М. Суффиксальные и сложносуффиксальные образования имен прилагательных с деривативным морфом – н (ый) в современном русском языке (н материале словарей): автореферат диссертации на соискание ученой степени канд. филологич. наук. / Г.М. Банишева. – Новосибирск, 1970.
  2. Бондарко А.В. Теория морфологических категорий. / А.В. Бондарко. – Л., 1976.
  3. Виноградов В.В. Русский язык (Грамматическое учение о слове). / В.В. Виноградов. – М., 1986.
  4. Винокур Г.О. Заметки по русскому словообразованию / Г.О. Винокур // Избранные работы по русскому языку. – М., 1959.
  5. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. / Л.С. Выготский – М., 1956.
  6. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. / А.Н. Гвоздев. – М., 1961.
  7. Гинзбург Е.Л. Словообразование и синтаксис. / Е.Л. Гинзбург – М., 1979.
  8. Детская речь. Хрестоматия. Часть 1. – С. – Пб., 1994.
  9. Житенёва Л.И. Словообразование и состав слова. / Л.И. Житенёва. – Л., 1973.
  10. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление задержки речевого развития у дошкольников. / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. – М., 1973.
  11. Захарова А.В. Отглагольные прилагательные в детской речи (модели словообразования и особенности употребления) / А.В. Захарова // Актуальные проблемы лексикологии. – Новосибирск, 1972.
  12. Земская Е.А. Как делаются слова. / Е.А. Земская. – М., 1963.
  13. Земская Е.А. Современный русский язык. Словообразование. / Е.А. Земская. – М., 1973.
  14. Кубрякова Е.С.  Что такое словообразование. / Е.С. Кубрякова. – М., 1974.
  15. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя). / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова – С.–Пб., 1999.
  16. Левковская К.А. Теория слова, принципы ее построения и аспекты изучения материала. / К.А. Левковская – М., 2005.
  17. Лопатин В.В. Русская словообразовательная морфемика. / В.В. Лопатин – М., 1977.
  18. Лубовский В.И. Развитие словесной регуляции у детей. / В.И. Лубовский. – М., 1978.
  19. Лурия А.Р. Язык и сознание. / А.Р. Лурия. – М.,1998.
  20. Немченко В.Н. Словообразовательная структура имен прилагательных в современном русском языке. / В.Н. Немченко. – Горький, 1973.
  21. Немченко В.Н. Современный русский язык. Морфемика и словообразование. / В.Н. Немченко. – Н. Новгород, 1994.
  22. Сахарный Л.В. Психолингвистические аспекты теории словообразования. / Л.В. Сахарный. – Л., 1985.
  23. Серебрякова Н.В. Развитие лексики у дошкольников со стертой дизартрией. / Н.. Серебрякова – С.-Пб., 2009.
  24. Сохин Ф.А. К проблеме онтогенеза правил словообразования / Ф.А. Сохин, А.Г. Тамбовцева, А.М. Шахнарович // Психолингвистические исследования (речевой развитие и обучение языку). – М., 1978.
  25. Улуханов И.С. Единицы словообразовательной системы русского языка и их лексическая реализация./ И.С. Улуханов – М., 1996.
  26. Ушакова Т.Н. Роль словотворчества в усвоении родного языка. // Материалы 3-го симпозиума по психолингвистике. – М., 1970.
  27. Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. Диссертация на соискание ученой степени доктора пед. Наук в форме научного доклада. / Т.Б. Филичева. – М., 2000.
  28. Цейтлин С.Н. Речевые ошибки и их предупреждение. / С.Н. Цейтлин. – М., 2008
  29. Черемисина М.И. Особенности образования суффиксальных прилагательных в детской речи // Фонетика и морфология языков России. / М.И. Черемисина, А.В. Захарова. – Новосибирск, 1972.
  30. Чуковский К.И. От двух до пяти. / К.И. Чуковский. – М., 1990.
  31. Шанский Н.М. Лексикология современного русского языка./Н.М. Шанский – М., 1964.
  32. Шахнарович А.М. Семантические аспекты психолингвистического анализа онтогенеза правил словообразования / А.М. Шахнарович // Психолингвистические проблемы семантики. – М., 1983.
  33. Энциклопедия. Русский язык. – М., 1979.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

ПРИГЛАШАЕМ!

Приглашаем педагогов со стажем работы по специальности от 25 лет в Клуб ветеранов педагогического труда!

Только для вас - специальные образовательные мероприятия, интересные встречи и многие другие события.

Звоните по телефону: (812) 956-67-42 или пишите на e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Просим всех, расскажите о Клубе своим коллегам, которые уже не работают в школе!

Ваши АНОО «АНЭКС» и Экстернат.РФ

Авторизация

Перевод сайта