Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг:  4 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активна
 

 

 

Урок русского языка во 2б классе на тему: Стили языка, их функции.

  Планируемые результаты:

          Предметные:

- обобщить имеющиеся знания учащихся о тексте, его видах, структуре;

- получить опыт сравнения текстов, принадлежащих разным функциональным стилям,                    работы с лингвистическим текстом.

- разбирать текст, его содержание, стилистические особенности.

- определять цель текста.

- употреблять  в речи фразеологизмы.

- работать со словарной статьей.

- решать орфографические задачи.

  Метапредметные результаты:

Личностные УУД:

    - внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям русским языком;

Регулятивные УУД:

    - принимать и сохранять учебную задачу;

    - выполнять учебные действия в устной, письменной речи;

Познавательные УУД:

    - воспринимать смысл предъявляемого текста;

    - анализировать изучаемые языковые факты в выделением существенных и несущественных признаков;

 

1. Орг. момент:

  -   С добрым утром начат день,

      Первым делом гоним лень.

      На уроке не зевать,

      А работать и писать.

                                 Начинаем урок!

Минутка чистописания: в тетради - дата, классная работа, прописать буквы, составить слово из всех букв.  Получили слово ТЕКСТ.

- Как вы думаете, почему именно это слово? Какие задания можно предложить, используя слово текст?

- Что такое текст? (это группа предложений, объединенных общим смыслом)

- текст состоит их трех частей

- характер описательный, повествовательный,рассуждение.

- стихотворный и прозаический.

Как можно работать с текстом?

 Когда мы говорим и слушаем, то пользуемся … формой речи.

Когда мы читаем и пишем, то пользуемся … формой речи.

-  Дополните предложения недостающими по смыслу словами. Запишите полученные предложения.

– Какой речью пользовались вы? А Матвей вам сейчас представит свою работу со стихотворным текстом.

 

Расскажу вам по секрету,

 С этим овощем рецептов,

 Как загадок и ответов,

 Больше тысячи, наверно,

 И все необыкновенны!

 И вареников начинка,

 И гарнир к феле - грудинке,

 Каждый любит есть толченку

 И мальчишка и девчонка,

- какова тема этого текста?

 И, конечно, всем приманкой

 Станет с нею запеканка.

 В суп любой положим смело!

 С ней, любимой, нет предела.

 С нею есть рецепт котлеты,

 Вот такой вот овощ этот!

 Думать тут совсем немножко,

 Все узнали вы     ….картошку.

 

- а как правильно сказать картошка или картофель? Мнения разные, мы вернемся к этому вопросы в конце урока.

Давайте запишем это слово, решим орфографические задачи.

- Кто объяснит орфограммы?

-  А где я могу получить информацию о правильном написании слова?

- а какие еще словари вы знаете?

Сейчас мы с вами поработаем с текстами, взятыми из различных словарей.

Прочитать и выделить главное, можно использовать карандаш при работе.

                           Словарные статьи

  1.  Современный энциклопедический словарь

 КАРТОФЕЛЬ, многолетние клубненосные виды. Выращивают для пищевых, кормовых и технических целей. Картофель однолетнее растение в странах с умеренным климатом. Родина – Южная  Америка. В Европу завезен в середины 16 века.  Полевая культура.

  1.  Этимологический словарь русского языка

Карто́фель   пришло в немецкий  из итальянского "трюфель"по  сходству клубней перенесено на картофель, ввезенный в ХVI в. из Америки.

  1. Толковый словарь русского языка

КАРТОФЕЛЬ  1. Растение с растущими в земле и употребляемыми в пищу клубнями (бот.). Картофель - родом из Южной  Америки, в Западную  Европу ввезен в 16 веке. В России известен с конца 17-го, а распространен правительственными мерами в 19 веке. 2. Клубни, как продукт питания. Копать картофель. Чистить картофель. Котлеты из картофеля. Жареный картофель. Картофель в мундире .

  1.  Словарь синонимов   

картофель земляное яблоко, картошка, овощ, чертово яблоко, второй хлеб

  1. Толковый словарь русского языка

Картофель  - муж.род. Клубнеплод богатый  крахмалом.

Далее обсуждаем полученную информацию.

Информации из какого словаря не было представлено в статье? (фразеологического)

-а что такое фразеологизмы?   ( Значение фразеологизмов состоит в том, чтобы придать эмоциональную окраску выражению, усилить его смысл.

Признаки фразеологизмов

Фразеологизмы обычно не терпят замену слов и их перестановки, за что ещё зовутся устойчивыми словосочетаниями.

Многие фразеологизмы легко заменяются одним словом: сломя голову – быстро,

рукой подать – близко. Cамая главная черта фразеологизмов – их образно-переносный смысл.)

Физминутка - Игра в мяч: замени фразеологизм одним словом

сломя  голову – быстро,

рукой подать – близко.

Вылетело из головы – забыл.

Зарубить на носу – запомнить

Баклуши бить – бездельничать

Язык прикусить – замолчать

Душа в пятки ушла – испугаться

После дождичка в четверг – никогда

На краю земли - где-то очень далеко

Тише воды, ниже травы    - не высовываться

- Садитесь, молодцы! Оказывается, со словом картошка тоже есть фразеологизмы. Вам они не знакомы?  Нос картошкой — о широком носе, похожем на картофелину. Не картошка ( шутливое ) — не шутка. — Голод не картошка. Любовь – не картошка.

О картофеле есть пословицы и поговорки. На доске записаны:

Клади картошку в окрошку, а любовь - в дело.

 

Картошка - хлебу присошка.

У того картошка не родится, кто пахать ленится.  ( включить доску)

Запиши пословицы, объясни выделенные орфограммы.

О картошке, казалось бы простом продукте сложены песни и написаны картины. Вот послушайте фрагмент песни о картошке.( сек.47)

Вот посмотрите репродукцию картины голландского художника Винсента Ван Гога (Репродукция – это картина, воспроизведенная типографическим способом. )

- какие чувства у вас вызывает данная картина?

Картина написана в темной гамме, напоминающей цвет обрабатываемой крестьянами земли.  Эти люди, поедающие свой картофель при свете лампы, теми же руками, которые они протягивают к блюду, копали землю; таким образом, полотно говорит о тяжелом труде и о том, что персонажи честно заработали свою еду.

Существуют разные стили языка, которыми мы пользуемся в зависимости от назначения: Разговорная речь – для общения;

Научная или научно-популярная – для сообщения;

Художественная речь – для воздействия на чувства человека. Где можно прочитать этот текст?

 

Ребята, а какой вопрос в начале урока у нас остался без ответа? (как правильно сказать – картофель или картошка?).

Что мы сегодня узнали, повторили, закрепили с помощью простого клубня картофеля?

(фразеологизмы, синонимы, стили речи, текст, виды и части текста, виды речи, безударные гласные, репродукция,) Вот какое картофельное солнышко у нас получилось. Ребята, а сейчас я предлагаю вам оценить свою работу на уроке, или какое-либо задание при помощи фразеологизмов. Посмотрите и выберите тот, который наиболее точно отразит вашу работу на уроке. 

- проще пареной репы;

- зарубить на носу;

- сломать голову;

- бить баклуши;

- не покладая рук;

- открыть Америку; 

 Спасибо всем!

 

 

 

 

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

ПРИГЛАШАЕМ!

Приглашаем педагогов со стажем работы по специальности от 25 лет в Клуб ветеранов педагогического труда!

Только для вас - специальные образовательные мероприятия, интересные встречи и многие другие события.

Звоните по телефону: (812) 956-67-42 или пишите на e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Просим всех, расскажите о Клубе своим коллегам, которые уже не работают в школе!

Ваши АНОО «АНЭКС» и Экстернат.РФ

Авторизация

Перевод сайта