Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Горит земля…

Ждахина Ирина Анатольевна
«Платон поведал нам о своем государстве-мечте. Писатели-фантасты впоследствии также изображали государства стали, электричества и атомной энергии, которые сделают нас другими. В этом конкретном мире затерянной в космосе Солнечной системы мы являемся существами, которые стараются лучше узнать и понять себя, существами, которые пытаются создать машины, обладающие нашим разумом, способные видеть, слышать, ощущать мир лучше нас и - бог даст - более добрые.» - писал Р. Брэдбери.
Сегодня тема бережного отношения к природе очень актуальна, поэтому в начале учебного года я обычно рекомендую просматривать публикации в журналах, газетах, книгах, определить круг статей и произведений, отражающих экологические проблемы нашего общества.
      Библиографический список, который составляют студенты, служит основой для будущих работ, семинаров и т.д.
      Эпиграфом к работе мы взяли слова Джона Донна:
«Нет человека, который был бы, как остров, сам по себе; каждый человек есть часть суши, часть материка, и если волной снесёт в море береговой утёс, меньше станет Европы… А поэтому не спрашивай никогда, по ком звонит колокол: он звонит по тебе».
      В процессе работы студентов необходимо подвести к пониманию глубочайшего смысла эпиграфа, что поможет ощутить простоту и ужас безысходности происходящего в стихах поэта.
Источники трагедий, их причины отражены в художественной литературе: личностные и социальные противоречия между людьми. В конце двадцатого века выявилась совершенно другая причина глобальной трагедии – отношения между человеком и природой. И одна из задач наших мероприятий – раздумье над вопросом: восприняла ли литература эту «проблему природы» как главную проблему современного мира? Рассматривая отобранный материал, студенты замечают и разницу в подходах к теме природы у различных писателей. В понимании некоторых студентов, одна из граней проблемы раскрывается в таких произведениях, как «Не стреляйте в белых лебедей», «Белый пароход», - это нравственное воздействие природы на человека, обогащение его души; в других произведениях ставятся собственно экологические проблемы, требующие нашего решения. Некоторые студенты опираясь на эпиграф, замечают, что вокруг нас всё меньше живой природы, всё больше «зон», непригодных для проживания человека. Это результат бездумного вторжения в мир природы научно-технического прогресса.
    В конце учебного года студенты вместе с преподавателем подводят итоги и говорят о том, какой резонанс в обществе получила эта тема. Это национальная трагедия, последствия которой отразятся не на одном поколении людей:
Глухо яблоко стукнет в саду,
Я по атомным росам пройду,
Мимо яблок и белых грибов
Торопливо пройду без поклона,
Ненавидя цветы траву.
 
    На заключительном этапе вводится понятие «апокалипсис», «апокалиптическое мышление», читаем отрывок из «Откровения» святого Иоанна Богослова:
«Третий Ангел вострубил, и упала с неба большая звезда, горящая подобно светильнику, и пала на третью часть рек и на источники вод. Имя сей звезде «полынь»; и третья часть вод сделалась полынью, и многие из людей умерли от вод, потому что они стали горьки» (Библия).
    Рассматривая репродукцию картины Н. Рериха «Ангел последний», обратим внимание на сюжет картины: он заимствован из Библии, но трактуется в характерном для Рериха стиле. По Библии, Ангел Последний карает человечество за накопленные им грехи и проявленную бездуховность, уничтожая старый мир огнем и мечом для того, чтобы полностью обновить его. Полотно создавалось в тревожные годы, предшествующие началу Первой Мировой Войны.

    К этой картине также можно добавить слова Г. Шашарина «Звезда Полынь»: « …Она  может взойти в любое время и над нашим жилищем, если человек не остановится и не осознает себя как частицу мира природы, которая погибнет вместе с ней».
Читая книги русских и иностранных писателей, мы встречаем высказывание о том, как сохранить нашу природу и о ценности окружающего нас мира. Власть над природой дана человеку не для того, чтобы постепенно уничтожать её, а для того, чтобы внести разум и целесообразность в мироустройство. Человек и природа- одна из самых главных проблем, которые волнуют литературу. Чем больше люди берут от природы, тем с большим вниманием и ответственностью они должны подходить к сохранению и воспроизводству окружающей среды.
Благополучие- это не только крыша над головой, красивая одежда, оно немыслимо без здоровой пищи, чистого воздуха, чистой воды, радующего глаз пейзажа, без цветов и пения птиц. Мудрость состоит в том, чтобы сегодня, предрешая завтрашний день, помнить об этом.
Экология стала самым громким словом на Земле, громче войны и стихии. В середине 20 века великий французский писатель и поэт Антуан де Сент-Экзюпери в своём произведении «Маленький принц» так же сумел выразить мысль о том, как важно хранить нашу планету: «Все мы дети одного корабля по имени Земля, значит, пересесть из него просто некуда… Есть твёрдое правило: встал поутру, умылся, привёл себя в порядок- и сразу же приведи в порядок свою планету.»
Вот главное правило жизни, которое должно стать главным условием существования каждого человека в этом мире. Мы в ответе не только за себя и свой дом, но и за всё человечество. Заботясь о природе, защищая ее и приумножая её богатство, мы делаем ещё один шаг к процветанию.
Природа вокруг нас такая сказочная и такая хрупкая, воспетая писателями и поэтами. Творческие люди просто не в состоянии не обратить на неё внимания. Мы же очень часто не замечаем её очарование и силу. Поэтому высказывания великих писателей о природе напоминают нам о том, что мы неразрывно связаны и что о природе необходимо заботиться для того, чтобы  наслаждаться её красотой!
 
    Использованная литература:
И. Полянская «Чистая зона»;
И. Шкляревский «Летописец реки»;
Г. Шашарин «Звезда Полынь»;
Г. Резниченко «И стакана чистой воды не прибавилось».

 

You have no rights to post comments

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»

ПРИГЛАШАЕМ!

Приглашаем педагогов со стажем работы по специальности от 25 лет в Клуб ветеранов педагогического труда!

Только для вас - специальные образовательные мероприятия, интересные встречи и многие другие события.

Звоните по телефону: (812) 956-67-42 или пишите на e-mail: editor@ext.spb.ru

Просим всех, расскажите о Клубе своим коллегам, которые уже не работают в школе!

Ваши АНОО «АНЭКС» и Экстернат.РФ