Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Социально-педагогическое сопровождение детей-сирот и  детей, оставшихся без попечения родителей (программа)

Мудрогеленко Наиля Измайловна
(сновной разработчик Программы),
социальный педагог ЛСИТ

СОДЕРЖАНИЕ

Паспорт Программы

1. Пояснительная записка

2. Концептуальная часть

3. Основная часть

4. Список литературы

5. Приложения

Паспорт Программы

Основные категории учащихся, нуждающихся в социальной поддержке:

- дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей

- дети-инвалиды

- дети, имеющие недостатки в психическом развитии

- дети с отклонениями в поведении

- дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Пояснительная записка

Программа социально-педагогического сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Санкт-Петербургском государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении «Лицей сервиса и индустриальных технологий» при решении жилищных проблем детей-сирот ««Преодоление социальной исключенности при решении жилищных проблем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» на 2015-2020 годы (в дальнейшем – Программа) практически является Программой социально-педагогического сопровождения детей-сирот при защите их имущественных прав и направлена на решение проблем социальной исключенности этой самой уязвимой категории детей – сирот и оставшихся без попечения родителей.

Программа составлена в соответствии с Законами и Нормативно-правовыми актами:

1. Международная Конвенция о правах ребенка

2. Конституция Российской Федерации

3. Гражданский Кодекс РФ

4. Семейный Кодекс РФ

5. Жилищный Кодекс РФ

6. Налоговый Кодекс РФ

7. Закон С-Пб «Об отдельных вопросах налогообложения в С-Пб»

8. Федеральный Закон от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ (ред.от 21 декабря 2004 года) «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»

9. Постановление Пр-ва РФ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществлении контроля за его формированием и использованием» от 04 апреля 2002 года № 217

10. Постановление Пр-ва С-Пб № 1010 от 17 августа 2007 года «Об учете граждан РФ без определенного места жительства»

11. Постановление Пр-ва РФ от 17.07.95 года № 713 «Об утверждении Правил регистрации и снятии граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию»

12. ФЗ РФ №3186-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» от 24 июня 1999 года

13. ФЗ № 120-ФЗ от 24 июня 1999 года «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»

14. Постановление Пр-ва СПб 20.04.11 г. № 503 «О программе социальной адаптации сопровождения выпускников детских домов в С-Пб на 2011-2015 годы»

15. ФЗ № 159-ФЗ от 21 декабря 1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

16. Закон Санкт-Петербурга от 22.11.2011 г. № 728-132 «Социальный Кодекс Санкт-Петербурга»

22. ФЗ № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 29 февраля 2012 года

23. Закон Санкт-Петербурга № 727-123 «О внесении изменений в закон С-Пб «О специализированном жилищном фонде С-Пб», закон С-Пб «О жилищной политике С-Пб», и закон С-Пб «О дополнительных мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 28 декабря 2012 года

22. Закон Санкт-Петербурга № 100-15 «О специализированном жилищном фонде С-Пб» от 4 апреля 2006 года

23. Закон Санкт-Петербурга №» 728-132 от 22 ноября 2011 года - Социальный Кодекс Санкт-Петербурга

24. Постановление Пр-ва С-Пб № 596 от 20.08.13 г.«О предоставлении жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специализированного жилищного фонда Санкт-Петербурга»

25. Обл.закон Лен.области № 65-оз «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Лен. области»

26. Обл.закон Лен.области № 15-оз «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Лен.области в сфере опеки и попечительства» от 15 марта 2013 года

27. Обл.закон Лен.области № 47-оз «О наделении органов местного самоуправления Лен.области отдельными государственным полномочиями Лен. области по опеке и попечительству, социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

28. Постановление Пр-ва Лен.области от 11.06.13 г. № 205 «Об утверждении порядка установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются»

29. Доклад Президента России о результатах мониторинга правоприменения в РФ за 2011 год

30. Указ Президента РФ от 1 июня 2012 года № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 012-2017 годы»

31. Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы

32. Письмо Министерства образования и науки РФ № Ир-864/07 от 8 октября 2012 года «О направлении рекомендаций по организации работы по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей».

 

Актуальность программы обусловлена ее социальной и психолого-педагогической значимостью, она определяется тем, что воспитание является важнейшим фактором формирования социально-устойчивой личности в современных условиях, поскольку определяет формирование ценностных ориентаций обучающихся через жизнедеятельность образовательного учреждения, развитие гражданской позиции, защиту своих прав, развитие чувства эмпатии, готовность человека к созидательному труду, взаимодействие с окружающим миром, коллективизм и принятие общественных ценностей.

Подготавливая социально-устойчивого выпускника, социально адаптированного к социуму, образовательное учреждение в значительной мере обеспечивает эффективность своей работы.

В Лицее сервиса и индустриальных технологий», имеющем в своей структуре «Детский дом», постоянно обучается, воспитывается и находится на полном государственном обеспечении около трехсот детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей (от 15 до 18 лет), и лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет – и старше (до окончания профессионального обучения). Я, как социальный педагог, осуществляю социально-педагогическое сопровождении 52 учащихся из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Каждый социальный педагог лицея, кроме социально-педагогического сопровождения «своих» учащихся, отвечает за определенные направления социально-педагогической работы. Я, как социальный педагог, осуществляю социально-педагогическое сопровождение всех учащихся из числа сирот, имеющих сложные проблемы в отношении жилищной обеспеченности.

Государство огромное внимание уделяет проблемам социального сиротства, проблемам социализации сирот, адаптации их в обществе.

Однако, как сказано в Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы (в дальнейшем – Национальная стратегия): «Наряду с экономическими потерями в результате пребывания детей в институциональных условиях общество несет огромные социальные издержки, связанные с социализацией выпускников учреждений интернатного типа, многие из которых с трудом адаптируются в обществе, подвержены высокому риску социальной дезадаптации и противоправного поведения, с воспроизведением моделей деструктивного поведения в последующих поколениях».

Национальная стратегия была утверждена « в целях формирования государственной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации». В Национальной стратегии названы основные проблемы в сфере детства, в частности «Социальная исключенность уязвимых категорий граждан (дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, дети-инвалиды и дети, находящиеся в социально опасном положении).

Также в Национальной стратегии указано, что «В Российской Федерации во всех случаях особое и достаточное внимание должно быть уделено детям, относящимся к уязвимым категориям».

В докладе Президента России о результатах мониторинга правоприменения в РФ за 2011 год указано, что «Актуальным является обеспечение имущественных прав детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, достигших 18 лет».

При осуществлении мониторинга по показателю наличия (отсутствия) единообразной практики применения нормативных правовых актов установлено, что одной из основных проблем в области социализации детей-сирот, требующих первоочередного решения, остается обеспечение таких детей жилыми помещениями.

В целях устранения неоднородности правоприменения в этой сфере (обеспечение жилыми помещениями детей-сирот) в 2012 году был создан федеральный закон № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», который вступает в силу 01.01.2013 года и предусматривает создание на региональном уровне нового вида специализированного жилищного фонда только для детей-сирот, предоставления детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, которые по тем или иным причинам не могут вернуться в имеющееся у них жилое помещение, права на обеспечение жильем, в также сохранения за лицами, достигшими 23 лет, права на предоставление жилья до их фактического обеспечения».

Также в Докладе указано: «В настоящее время в Минобрнауки разрабатываются методические рекомендации по применению указанного федерального закона для органов исполнительной власти субъекта РФ».

Министерством образования и науки РФ письмом № ИР-864/07 от 08 октября 2012 года были направлены Рекомендации по организации работы по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в рамках оказания методической помощи органам исполнительной власти субъектов РФ.

За последние годы (начиная с 2011 года) произошли изменения в законодательстве в отношении прав и дополнительных гарантий социальной поддержки детей-сирот. Прослеживая данные изменения в законодательстве, следует отметить, что правительство Российской Федерации очень большое внимание уделяет данной категории молодых людей. С 01.01.2013 года кардинально изменились законы в отношении обеспеченности сирот жилыми помещениями, изменения введены Федеральным Законом № 15-ФЗ. Следует учесть, что введенные федеральным законом № 15-ФЗ изменения произошли после глубокого анализа жизненной ситуации детей-сирот. Об этом говорит и доклад Президента России о результатах мониторинга правоприменения в РФ за 2011 год, и «Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 года», и письмо Министерства образования и науки «О направлении рекомендаций» № ИР-864/07 от 8 октября 2012 года.

Суть введенных изменений:

- жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, предоставляются по договорам найма специализированных жилых помещений – сроком на 5 лет (не по договорам социального найма!)

- предоставляются благоустроенные жилые помещения в виде дома или квартиры (не комната в коммунальной квартире)

- установлен отдельный порядок обеспечения детей-сирот жильем, отличный от других льготников (не обязательно состоять на учете нуждающихся в жилье): ведется Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые должны быть обеспечены благоустроенными жилыми помещениями по договорам найма специализированного жилищного фонда

- конкретизированы основания нуждаемости детей-сирот в предоставлении жилья

- исключен риск утраты жилого помещения (исключена возможность приватизации в течение 5 лет и выселения из жилого помещения)

- гарантировано сопровождение молодого человека из числа сирот в течение действия договора найма

- федеральный закон с обратной силой распространил действие норм о жилищном обеспечении на бывших детей-сирот, не реализовавших право на получение жилья – до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

 

Основная часть учащихся из числа детей-сирот лицея, в том числе все несовершеннолетние дети, во время обучения живут в детском доме лицея. Старшие дети, имеющие закрепленные жилые помещения, по личным заявлениям учащихся живут или у родственников, или по месту своей регистрации.

Большинство учащихся из числа детей-сирот в лицее являются выпускниками детских государственных учреждений (детских домов, детских домов – школ, школ-интернатов, реабилитационных центров и т.д.) практически из всех районов Санкт-Петербурга.

Небольшая часть учащихся – дети из семей опекунов и попечителей.

Значительная часть учащихся – из других регионов России, в основном из Ленинградской области, из Новгородской области, учащиеся из Карелии, Мурманска и др. регионов.

Именно данное обстоятельство (и распространение норм о жилищном обеспечении «взрослых» детей-сирот) увеличивает объем работы и обуславливает дополнительные сложности в условиях работы социально-педагогической службы лицея – региональные законы по защите прав и предоставлению дополнительных гарантий социальной защиты детям-сиротам различаются между собой (в соответствии с федеральным законом № 159-ФЗ, регламентирующим предоставление детям-сиротам дополнительных гарантий, многие социальные гарантии, в том числе по жилищным проблемам, по условиям оформления и назначения мер социальной поддержки, устанавливаются законодательством субъектов Российской федерации).

 

Данная программа – программа сопровождения детей-сирот из числа учащихся лицея, при решении одной из самых важных проблем – жилищной. Все наши дети постоянно находятся в трудной жизненной ситуации, многие практически с рождения.

Для наших детей характерно:

- устоявшиеся стереотипы поведения

- неуверенность в себе, неадекватная самооценка

- тенденция к иждивенчеству

- инфантильность в решении социальных вопросов

- отсутствие чувства защищенности и доверия к взрослым

- протестное поведение от депрессивного состояния до агрессии и жестокости.

Помимо сиротства, многие наши дети также являются:

- детьми – инвалидами

- детьми, имеющими недостатки в психическом и/или физическом развитии

- детьми с отклонениями в поведении.

 

Проблема социального сиротства – одна из наиболее острых проблем современного российского общества. Несмотря на предпринимаемые государством усилия, она не только далека от решения, но и обостряется с каждым годом.

Известно, что при серьезных переменах в привычной жизни любой юноша или девушка испытывают стрессовую ситуации. Сильнейшей стрессовой ситуацией является для выпускников интернатных учреждений для детей-сирот поступление на учебу в среднее профессиональное образовательное учреждение и переселение в общежитие – структурное подразделение «детский дом». После нахождения практически в закрытом учреждении здесь им предоставлена свобода личного выбора, свобода социального поведения и взаимодействия с разными людьми. Появляется свободное время, которое заполняется, естественно, в зависимости от уровня потребностей, интересов, интеллекта и характерологических особенностей.

Личный жизненный опыт подростка – воспитанника детского государственного учреждения, чрезвычайно узок, отягощен сенсорной, эмоциональной и социальной депривацией. Некоторые наши дети пережили тяжелейшие травмы, о которых они стараются никому не рассказывать, стараются забыть. Обстоятельства жизни ребят складывались таким образом, что отсутствовала возможность удовлетворения самых насущных, базовых потребностей. Наши дети в основном лишены родительской любви, не имели практического опыта семейной жизни. Для них поступление в училище (лицей) и, тем более, для значительной части детей – переезд в огромный мегаполис – дополнительная стрессовая ситуация.

Практика показывает, что выпускники детских государственных учреждений испытывают неимоверные трудности в начале своей самостоятельной жизни, когда они начинают жить самостоятельно, без поддержки.

Такой же стрессовой ситуацией для наших учащихся является и выпуск из Лицея – вхождение в самостоятельную жизнь, подчас возвращение в бывшую ситуацию, из которых их изъяли. К счастью, изменения в отношении жилищной обеспеченности с 2013 года позволяют на законном основании избежать возвращения в жилищные условия, при которых жить невозможно. Правда, следует признать, что не все обстоятельства невозможности проживания сирот в «ранее занимаемом жилом помещении» включены в региональные законы (но которые учтены в Методических рекомендациях Минобрнауки, таким образом, есть надежда на введение в законы регионов дополнительных исчерпывающих обстоятельств признания невозможности проживания).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Концептуальная часть

Понятия, применяемые в настоящей Программе:

Дети-сироты – лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель (Федеральный Закон № 159-ФЗ)

Дети, оставшиеся без попечения родителей – лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признании родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлениями их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке (Федеральный Закон № 159-ФЗ)

Лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они были в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом (№ 159-ФЗ) право на дополнительные гарантии по социальной поддержке (Федеральный Закон № 159-ФЗ).

Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации – дети, оставшиеся без попечения родителей; дети-инвалиды; дети с ограниченными возможностями здоровья, то есть имеющие недостатки в физическом и/или психическом развитии;…дети – жертвы насилия; дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях; дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях;…дети с отклонениями в поведении… (Федеральный Закон № 124-ФЗ)

Социальная адаптация ребенка – процесс активного приспособления ребенка, находящегося в трудной жизненной ситуации, к принятым в обществе правилам и нормам поведения, а также процесс преодоления последствий психологической или моральной травмы (Федеральный Закон № 124-ФЗ)

Социальная реабилитация ребенка - мероприятия по восстановлению утраченных ребенком социальных связей и функций, восполнению среды жизнеобеспечения, усилению заботы о нем (Федеральный Закон № 124-ФЗ)

 

При своей работе в качестве социального педагога лицея и написании Программы я руководствовалась законами и нормативно-правовыми актами, неполный перечень которых предоставлен во Введении к Программе, и рекомендациями авторов и специалистов по вопросам педагогики и социальной педагогики Л.С.Нагавкиной, О.К. Крокинской, С.А. Косабуцкой, Р.В. Овчаровой и других (список литературы предоставлен в разделе 4 – Список литературы).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Основная часть

 

Цель программы: организация социально-педагогического сопровождения детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в возрасте от 18 лет при решении жилищных проблем в условиях воспитательно-образовательного процесса в Лицее сервиса и индустриальных технологий.

Задачи программы:

- создание единой системы социально-педагогической деятельности при работе с учащимися из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при решении жилищных проблем, создание оптимальных условий для интеграции данной категории молодых людей в социум, учитывая психологические особенности развития учащихся, условия жизни, выявление интересов, потребностей, трудностей и проблем, конфликтных ситуаций, отклонений в поведении

- обеспечение гарантий соблюдения конституционных прав выпускников детских домов – учащихся лицея на жилье, обеспечение социальной защиты, охрана прав и интересов воспитанников

- осуществление социального патронажа учащихся из числа детей-сирот, проживающих в семьях и самостоятельно

- оказание юридической и социальной поддержки выпускникам училища в первые годы самостоятельной жизни.

Осуществление основных функций социально-педагогической работы при решении жилищной проблемы:

- профилактическая (предупреждение или создание условий для решения проблем социальной жизни ребенка, профилактика и прогнозирование возможных проблемных ситуаций)

- организационная (налаживание и упрочение социальных связей с организациями (ГУ ЖА, администрациями районов и города), и активное вовлечение воспитанников в самостоятельное решение проблем)

- защитно-охранная.

 

 

 

 

 

 

Таблица 1

п/п Мероприятия Сроки

 

Социально-педагогическое исследование с целью выявления социальных и личностных проблем учащихся

 

1. Знакомство с личными делами вновь поступивших учащихся:

Анализ личных дел учащихся

Наличие полного пакета документов

Определение статуса (сирота, оставшийся без попечения родителей, причины)

Наличие (отсутствие) регистрации

Регистрация в С-Пб или в др. регионе РФ

Регистрация по «домашнему адресу» или по адресу детского государственного учреждения

Наличие родственников

Характеристика учащегося

Состояние здоровья

Наличие инвалидности, сроки следующего освидетельствования

Август-сентябрь

2. Первичное знакомство с учащимися своих групп сопровождения Сентябрь

3. Определение круга социальных проблем каждого учащегося Сентябрь

4. Первичная социально-педагогическая диагностика с целью выявления личностных проблем учащихся Сентябрь

Работа по реализации проблемного поля жизнедеятельности учащихся

 

1. Оформление личных дел вновь поступивших Сентябрь

2. Составление индивидуального плана работы по решению жилищных, психологических проблем на каждого учащегося Ноябрь

3. Организация и проведение конкретной и консультативной помощи с обучающимися по вопросам разрешения жилищных проблем

(в соответствии с индивидуальными планами) Ноябрь и весь период обучения

4. Подготовка и подача документов на каждого вновь поступившего учащегося, имеющегося регистрацию по «домашнему» адресу, в отделы социальной защиты администраций города для назначения меры социальной поддержки в соответствии с законом С-Пб № 616-87 по оплате за жилье и коммунальные услуги Сентябрь

5. Подготовка и подача документов на каждого учащегося, которому исполнилось 18 лет, имеющегося регистрацию по «домашнему» адресу, в отделы социальной защиты администраций города для продления оформления меры социальной поддержки в соответствии с законом С-Пб № 616-87 по оплате за жилье и коммунальные услуги По необходимости

(достижение 18 лет)

6. После получения подтверждения назначения меры соц. поддержки по оплате за жилье и коммунальные услуги – подготовка документов в энергоснабжающие организации – для оформления льготы по оплате за электроэнергию По необходимости

7. Индивидуальная работа с учащимися – по анализу и путям решения их возникающих проблем, жилищных и психологических, Весь период обучения

8. Организация работы по защите жилищных прав детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа

Весь период обучения

9. Предоставление правовых консультаций и оформление исковых заявлений Весь период обучения

 

 

ЗАЩИТНО-ОХРАННАЯ РАБОТА

 

1. Выявление и поддержка учащихся, нуждающихся в социальной защите Сентябрь-октябрь

2. Защита жилищных прав учащихся и выпускников (см. отдельно) Весь период

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 2

 

п/п Социально-педагогическое сопровождение

учащихся –сирот при решении жилищных проблем Сроки

Социально-педагогическое исследование с целью выявления

жилищных проблем

1. Знакомство с личными делами вновь поступивших учащихся:

Анализ жилищной проблемы учащегося:

1. Отсутствие регистрации по «домашнему» адресу (отсутствие «закрепленного» жилого помещения) – регистрация по детскому государственному учреждению или вообще отсутствие регистрации

- наличие документов о постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий

и (или) постановления исполнительного органа власти о включении ребенка-сироты в Список детей-сирот, которые должны быть обеспечены благоустроенными жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений (далее – Список детей-сирот)

2. Наличие регистрации по «домашнему» адресу

- наличие справок о регистрации и характеристике помещения (справки по форме 9 и 7)

- наличие акта обследования жилищных условий

- анализ жилищной ситуации: имеются ли причины для включения в Список детей-сирот

Если да – состоит ли на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в администрации района по месту регистрации

Если нет – имеются ли условия в данном жилом помещении для вселения и проживания в нем выпускника ДГУ из числа детей-сирот – выясняется, возможно ли проживание в ранее занимаемом жилом помещении (в соответствии с изменениями в законах РФ и региональных законах) Август-сентябрь

Организационная работа

1. Составление индивидуального плана работы по решению жилищной проблемы на каждого учащегося (см. приложение к Программе) Ноябрь-

2. В соответствии с индивидуальными планами:

1. запрос в ГУ ЖА районов С-Пб о предоставлении справок по форме 9 (регистрация),7(характеристика помещения)

- запрос в Жилищные отделы администраций (в случае регистрации в Санкт-Петербурге) или в органы опеки и попечительства (в случае регистрации в Ленинградской области) о включении (не включении в Список детей-сирот)

- предоставление справки об окончании обучения

- составление ходатайства о предоставлении жилья к окончанию обучения

- в случае отсутствия подтверждения о включении в Список детей-сирот – составление ходатайства о признании проживания в жилом помещении по адресу регистрации невозможным

от ребенка:

– заявление установленной формы о признании факта невозможности проживания в ранее занимаемом помещении

- заявление установленной формы о включении в Список

- разъяснение учащемуся его прав, совместное составление личных заявлений

- подбор необходимого пакета документов и передача в Жилищный отдел администрации

 

- после получения положительного решения (постановления о включении в Список детей-сирот) – проследить о своевременном предоставлении жилого помещения.

 

 

Не всегда удается сразу получить положительное решение – признание жилого помещения непригодным для проживания.

В этом случае начинается новый (как правило – длительный) этап работы по защите жилищных прав учащегося (см. след. раздел «Защита жилищных прав»)

 

 

 

2. Если учащиеся поступили в училище из других регионов, в частности из Ленинградской области.

- запрос справок по форме 9 и 7

- запрос проведения обследования жилищных условий в администрации поселкового муниципального совета и в администрации района - в отделе опеки и попечительства.

 

Уже на этом этапе в самом начале попытки решить жилищный вопрос учащегося-сироты начинаются проблемы:

В ответ на просьбу провести обследование жилищных условий мы получаем в ряде случаем совершенно противоположные по смыслу акты обследования:

Например об одном и том же жилом помещении, где проживает ребенок-сирота:

заключение одного органа: «жильё пригодно для проживания, находится в удовлетворительном состоянии»

заключение другого органа: «жилье находится в аварийном состоянии, не пригодно для проживания».

 

Далее социальным педагогом производится работа по защите жилищных прав учащегося-сироты (см. след раздел).

 

- запрос о предоставлении Постановления о признании помещения не пригодным для проживания и Постановления о включении сироты в Список детей-сирот.

 

На протяжении всего времени решения жилищной проблемы социальный педагог разъясняет ребенку сироте его права и обязанности по самостоятельному проживанию в собственной квартире. Дети получают жилье не договору социального найма, а по договору найма на 5 лет. И за эти 5 лет они должны своей «правильной законопослушной жизнью» «защитить» право на получение жилья по договору социального найма. Декабрь

ЗАЩИТА ЖИЛИЩНЫХ ПРАВ, охрана имущественных интересов

1. Выявление и поддержка учащихся, нуждающихся в защите жилищных прав Сентябрь-октябрь

2. В предыдущем разделе было указано на следующие случаи:

1. трудности в решения жилищной проблемы, несмотря на очевидность в правильности нашей позиции.

Администрации отдельных районов города отказываются включать ребенка-сироту в Список, не признавая проживание в ранее занимаемом жилом помещении невозможным.

 

В этом случае социальный педагог обращается:

- в Жилищный Комитет Санкт-Петербурга

- в Прокуратуру района

- в Прокуратуру города

- в аппарат Уполномоченного по правам ребенка.

К сожалению, обращаться приходится неоднократно, и такая переписка длится некоторое время.

 

Все это время (достаточно длительное) социальный педагог ведет разъяснительную работу с ребенком, вместе составляются ходатайства, в некоторых случаях – и заявления от самого ребенка.

 

Законодательство в отношении предоставления жилья детям-сиротам изменилось с 01.01.2013 года, наблюдается разночтение некоторых нововведенных положений.

 

- На протяжении всего времени решения данной конкретной, очень важной для ребенка-сироты проблемы, социальным педагогом проводится совместная с ребенком работа – по изучению законов, их разъяснению, правилам поведения в данной непростой ситуации – разрешения споров. Для сироты в данном случае усугубляется стрессовая ситуация – при явной невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении затягивается решение.

В некоторых случаях (к сожалению, в большинстве случаев) решение сложных вопросов затягивается на годы. За это время учащийся может окончить обучение. Если поступает на обучение по второй профессии – продолжается работа с учащимся, если выпускается из лицея – работа продолжается уже с выпускником.

Но данная серьезная и длительная работа по большому счету полезна для ребенка, для его личностного роста. Учащийся (выпускник) понимает, что не все так просто в жизни происходит.

 

 

2. Невозможность решить в законодательном порядке жилищную проблему учащегося-сироты из Ленинградской области

В этом случае:

- повторные обращения с просьбой предоставить уточненные акты обследования с заключением о возможности (невозможности) проживания сироты

- обследование жилищных условий социальным педагогом совместно с учащимся

- взаимодействие с представителями отделов опеки и попечительства района Лен.области и администрациями поселковых Советов

- в случае невозможности повлиять на ситуацию с жильем учащегося-сироты из Лен.области – обращение к уполномоченному по правам ребенка Ленинградской области.

 

- проведение разъяснительной работы с учащимися из Ленинградской области.

 

Удаленность органов исполнительной власти от Петербурга в данном случае играет положительную роль – ребенку приходится самому обращаться в различные инстанции, он более деятельно (как ему кажется – самостоятельно, сам решает свои проблемы) участвует в решении своей жидищной проблемы.

 

В этом случае следует учесть, что наша работа, проводимая в отношении жилья детей-сирот из Ленинградской области (не нашего региона, не «наших» детей), необходима, не напрасна. Состояние жилого фонда в Ленинградской области, как правило, очень плохое. Особенно это касается жилья наших детей-сирот – все они из неблагополучных семей. Приезжая на обучение в Санкт-Петербургский Лицей, знакомясь с решением жилищной проблемы учащихся-сирот из Петербурга, молодые люди видят разницу между состоянием жилищной проблемы в городе и Ленинградской области. И разницу в отношениях к учащимся – сиротам, которая отражена в законах регионов. По мере

необходимости и поступлении запроса

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По мере

необходимости и поступлении запроса

3. Защита в решении жилищных проблем учащихся, потерявших жилье или регистрацию в Санкт-Петербурге в результате сделок купли-продажи, проведенных их родителями, лишенными (часто после проведения сделки по потере жилья) родительских прав:

- Взаимодействие с администрациями районов бывшей регистрации и современной регистрации

- В случае потери регистрации – направление учащегося в С-Пб ГУ «Городской центр учета граждан Российской Федерации без определенного места жительства»

- Обращение в надзорные и правоохранительные организации (прокуратуры, ОБЭП)

- Обращение администрации училища совместно с прокуратурой или самостоятельно (с ребенком, уже молодым человеком) в суды с исковыми заявлениями:

«О признании сделки недействительной»

или «Об обязании администрации района предоставить жилое помещение»

или «О вселении в жилое помещение»

или «О выселении из жилого помещения и снятии с регистрационного учета»

и др. иски.

- Представительство в районном и городском суде по доверенности администрации училища – в случае несовершеннолетнего учащегося или по доверенности самого учащегося в случае наступления совершеннолетия.

 

Все эти действия проводятся совместно с ребенком (учащимся, выпускником). Социальный педагог разъясняет, приводит примеры других учащихся-сирот, потерявших жилье и решивших в дальнейшем жилищную проблему положительно – что только при непосредственном деятельном и длительном участии самого ребенка проблема обязательно будет решена.

По мере

необходимости и поступлении запроса

4. Защита жилищных прав выпускников училища (как правило в случае потери жилья):

- знакомство с проблемой

- анализ ситуации

- обращения в администрацию, ГУ ЖА района – с просьбой предоставить жилье или в случае возвращения из армии, или в случае пропущенного срока обращения

- обращение в прокуратуру с просьбой в порядке прокурорского надзора «проверить» законность сделки, приведшей к потере жилья

- помощь в составлении искового заявления

- по решению администрации училища – представительство в суде После окончания обучения – по личному заявлению о помощи.

5. Взаимодействие с соседями по коммунальной квартире, беседа с учащимся – прояснение ситуации конфликта

Помощь в разрешении конфликта, обращаемся за помощью к психологам, воспитателям и мастерам производственного обучения По обращению учащегося или соседей

 

6 Помощь учащимся в иных ситуациях, связанных с жилищной проблемой, являющейся ключевой .

Проблема жилья – где жить – одна из основополагающих проблем, которая должна быть решена до вступления молодых людей из числа детей-сирот в самостоятельную жизнь. Весь период обучения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Условия реализации программы:

 

 

При составлении программы по осуществлению социально-педагогического сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в лицее сервиса и индустриальных технологий, принималось во внимание, что, начиная с 1996 года, с момента вступления в силу федерального закона № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» положение молодых людей вышеуказанной категории постоянно изменяются в сторону улучшения.

В Пояснительной записке к Программе приведены сведения о последних (начиная с 2011 года) изменениях в основных законах и нормативных актах Российской Федерации и Санкт-Петербурга (и других регионов РФ) в отношении прав и дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и необходимости проведенных изменений. Все эти изменения проникнуты заботой о судьбе самой уязвимой категории детей. Одними из ключевых принципов «Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» являются:

- «Максимальная реализация потенциала каждого ребенка. В РФ должны создаваться условия для формирования достойной жизненной перспективы для каждого ребенка, его образования, воспитания и социализации, максимально возможной самореализации в социально позитивных видах деятельности»

- «Особое внимание уязвимым категориям детей».

- «В РФ во всех случаях особое и достаточное внимание должно быть уделено детям, относящимся к уязвимым категориям. Необходимо разрабатывать и внедрять формы работы с такими детьми, позволяющие преодолевать их социальную исключенность и способствующие реабилитации и полноценной интеграции в общество».

 

 

 

 

 

 

 

 

Предполагаемый результат

 

Увеличение числа выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспеченных жильем, трудоустроенных по востребованным на рынке труда специальностям.

 

 

Точки риска

 

Но именно эти обстоятельства – частые изменения, пусть и улучшения в законах и подзаконных актах – приводят к усложнению работы социально-педагогических служб сиротских учреждений. Исполнительные органы власти, в том числе жилищные отделы, отделы по социальной защите населения практически не могут так быстро перестраиваться в своей работе. После введения очередного изменения появляются подзаконные акты – постановления, распоряжения, поступающие в исполнительные органы всех районов города. При этом возможны случаи разночтения исполнительными службами вводимых положительных изменений в законодательные акты.

Отсюда – отдельные отказы в предоставлении жилья в соответствии с законодательством, приводящие к возрастанию объемов работы и для социально-педагогической службы училища, и для администраций районов и города, для прокуратуры; сложности в оформлении назначения и предоставления мер социальной поддержки: предоставляемые меры существенно увеличились (улучшились), но оформление этих мер социальной поддержки привело к значительному увеличению объема работы и увеличению документооборота, много различий в работе одноименных служб различных районов.

Хочется отметить, что, несмотря на введение федеральным законом № 15-ФЗ в законы Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, не все вопросы в отношении обеспеченности жильем детей-сирот можно решить на законодательном уровне. Прошло практически 2 года после вступления в законную силу изменений (федеральный закон № 15-ФЗ), в течение которых вводятся изменения и дополнения в законы и подзаконные акты в отношении обеспеченности жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. И тем не менее не все проблемные ситуации в отношении жилья и невозможности проживания в ранее «закрепленных» жилых помещениях удается решить – урегулировать. А главное – трудно объяснить детям, почему именно его ситуация является неразрешимой. В таких случаях необходимо проводить серьезную разъяснительную работу и пытаться все-таки решить проблему – на уровне руководителей города. Приходится выходить к руководству регионов с Ходатайствами : «Просим .. в порядке исключения…» или «Просим, в соответствии с Рекомендациями Минобрнауки…». Но Рекомендации – не закон.

В рекомендациях Минобрнауки предложено в качестве одной из мер решения не вошедших в законы обстоятельств невозможности проживания сироты в ранее занимаемом жилом помещении - образование Межведомственной комиссии – для решения сложных вопросов.Насколько мне известно, в некотороых регионах России такие Межведомственные Комиссии созданы. В Санкт-Петербурге, насколько мне и другим социальным педагогам сиротских учреждений известно, такой комиссии по решению сложных вопросов невозможности проживания сирот, не учтенных в федеральном и региональных законодательствах, нет. Приходится просить, ходатайствовать неоднократно.

Тем не менее, улучшение положения детей-сирот и лиц из их числа в Санкт-Петербурге, в том числе введение единой системы в работе социально-педагогической служб, приводит к положительной динамике в организации воспитательно-образовательного процесса в системе лицея.

Улучшения в части предоставления жилья сиротам, предоставления мер социальной поддержки учащимся из числа сирот, привлечение детей к решению своих возникающих проблем являются частью создания оптимальных условий для интеграции данной категории детей в социум (об этом говорится в приведенных документах).

Но, с другой стороны, улучшая условия жизни сиротам, мы (и государство в целом) не решает всех основных проблем сирот. Да, жизнь у них становится комфортнее. Стартовые условия улучшаются. Однако изменения в лучшую сторону «внешних условий жизни» не являются гарантией быстрых положительных изменений личности каждого отдельного ребенка. Необходимо социально-педагогическое сопровождение уже взрослых детей-сирот в постинтернатный период.

Последним этапом в работе социального педагога по социально-педагогическому сопровождению детей-сирот непосредственно перед выпуском является передача каждого ребенка в районный Центр помощи семье и детям, для дальнейшего сопровождения.

 

 

 

 

 

 

4. Список литературы

1. Аналитические материалы о положении детей в Санкт-Петербурге (2009 год). С-Пб, 2009

2. Антология социальной работы / Сост.М.В.Фирсов: в 5 т М.,1995

3. Беркалиев Т.Н., Заир-Бек Е.С., Тряпицына А.П. Развитие образования: опыт реформ и оценки прогресса школы.

4. Бочарова В. Педагогика социальной работы. М.,1994

5. Взаимосвязь традиционного и инновационного в учебно-воспитательном процессе в учреждениях профессионального образования. С-Пб, 2005

6. Воронов А.Н. Социальное сиротство как социальная проблема Российского общества // Социальная защита семьи и детства. С-Пб, 2004

7. Дементьева И.Ф. Социальное сиротство: генезис и профилактика: Методическое пособие. М., 2000

8. Закатова И.Н. Социальная педагогика. М.,1999

9. Карелова Г.Н. Государственная политика в интересах детей: особенности, приоритеты, перспективы // Семья в России.

10. Лишенные родительского попечительства, хрестоматия. М.,1991

11. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. М.,1994

12. Нагавкина Л.С., Крокинская О.К., Косабуцкая С.А. . Социальный педагог: введение в должность / Материалы для работников образовательных учреждений, С-Пб, 2000

13. Овчарова Р.В.Справочная книга социального педагога, М., 2005

14. Рабочая книга социального педагога / Под ред. Н.Ф.Масловой: В 2 ч. Орел,1994

15. Реан А.А., Дандарова Ж.К., Прокофьева В.А. Социальное сиротство в современной России: аналитический доклад / Под общ. ред. А.А.Реана. М.,2002

16. Семенов В.Д. Педагогика среды. Екатеринбург, 1993

17. Современная Российская семья: проблемы и пути решения. Учебно-методическое пособие. С-Пб, 2011

18. Социально-педагогическое обеспечение гарантий прав ребенка в условиях учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Методическое пособие для социального педагога С-Пб. С-Пб, 2010

19. Тихонова Т.В., Качанова О.Б. и др. Организация деятельности специалистов по работе с семьей и детьми. С-Пб, 2004

20. Шипицына Л.М., Психология детей-сирот. С-Пб, 2001 г. Издательство СПбГУ, 2001

5. Приложения

 

 

1. Копия бланка заявления в отделы социальной защиты населения районных администраций Санкт-Петербурга о предоставлении мер социальной поддержки в соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 16.11.2005 г. № 616-87 «О дополнительных мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

2. Копия бланка заявления о признании помещения непригодным для проживания

3. Копия бланка заявления о включении в Список детей-сирот, которые должны быть обеспечены благоусьроенными жилыми помещения поь договору найма специализированных жилых помещений

4. Копии заявлений выпускников с просьбой оказания помощи в защите жилищных прав

5. Копия доверенности учащегося (выпускника) социальному педагогу Мудрогеленко Н.И. на представления его интересов в суде.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

You have no rights to post comments

Авторизация

Перевод сайта

 
 

СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»

ПРИГЛАШАЕМ!

Приглашаем педагогов со стажем работы по специальности от 25 лет в Клуб ветеранов педагогического труда!

Только для вас - специальные образовательные мероприятия, интересные встречи и многие другие события.

Звоните по телефону: (812) 956-67-42 или пишите на e-mail: editor@ext.spb.ru

Просим всех, расскажите о Клубе своим коллегам, которые уже не работают в школе!

Ваши АНОО «АНЭКС» и Экстернат.РФ