Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 4 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активна
 

Трудовое обучение. Рукоделие

Урок-игра: «Сказка о принцессе Иголочке» для 5-х классов

 

Гусева Людмила Николаевна,

Государственное бюджетное учреждение

Лицей №40

Приморского района г. Санкт-Петербурга

учитель технологии

Заключительным уроком раздела «Рукоделие» может быть костюмированная постановка сказки, которую можно провести в школьном музее этнографии.

 

Цель: формировать у учащихся навыки творческой деятельности.

 

Действующие лица: принцесса Иголочка

                                   Королева Спица с сестрой

                                   Король Крючок

                                   Граф Ножницы

                                   Булавки

                                   Наперсток

                                  Утюг

                                  Умелые ручки

Действие I

 

    Ведущий:

- В некотором царстве, в некотором государстве жила – была принцесса Иголочка. Она была тоненькая, стройная, блестящая, на голове ушко, сзади - длинная коса.

    Всем она была хороша, только характер имела несносный и колючий. Чуть что не так, сразу колоться.

    Вместе с Иголочкой во дворце жили её родственники – королева Спица с сестрой, король крючок, граф Ножницы и  подружки принцессы-графини Катушки.

   Основным развлечением жителей дворца была игра в Прятки. Иголочка пряталась, а вся её преданная свита старалась обшарить все углы в поисках своей повелительницы.         Обычно, отыскать принцессу так и не удавалось, и тогда Иголочка начинала сердиться, а придворные и даже родственники теперь уже сами старались скрыться подальше от её колючего нрава.

    Однажды, дверь во дворец распахнулась, и в тронный зал вошли гости – маленькие     Ручки.

- Как так без доклада?- вспылила Иголочка и уколола маленький пальчик. Ручки обиделись, но не ушли – это были Умелые Ручки. Они быстро и ловко подхватили капризную принцессу и водрузили на трон - специальную подушечку-игольницу. Ножницам, Спице, Крючку и даже подружкам Катушкам, тоже нашлись почетные места в шкатулке.

Умелые Ручки:

-Довольно капризничать и бездельничать, ведь все вы так много знаете и умеете, так пусть каждый из вас поведает нам свою историю.

 

История 1: Игла

Маленького роста я,

Тонкая и острая.

Носом путь себе ищу,

За собою хвост тащу.

-Как вы думаете, что появилось раньше – иголка или одежда? Вас, наверное, удивил мой вопрос. «Разве можно сшить без иглы?» Оказывается можно.

Первобытный человек сшивал звериные шкуры, прокалывая их костями животных и рыб.

Прошло много тысяч лет и на смену костяным иголкам пришли бронзовые, а затем металлические. На Руси случалось, ковали и серебряные иглы. Кстати, а где у иголки ушко? (ответы)

-Это смотря у какой. У обычной иглы – с тупого конца, а у машинной- с острого. Люди без иглы обойтись не могут. Игла- это настоящая помощница, и поэтому славят её в стихах да в песнях, не забывают в пословицах и загадках.

 

История 2: Булавка

       Булавка такая же острая, как игла, только нитку в нее не вдеть. Служит она для временного скрепления деталей.

      У маленькой булавки очень богатая история. Делали их из костей рыб и животных, из камня и металла, оформляли драгоценными камнями, ведь иногда булавки использовали больше для украшения, чем для скрепления одежды.

     В том виде, в каком мы их знаем, булавки стали производить в конце 15 века.

Тогда они были такой ценностью, что набор булавок считался достойным подарком к празднику.          

    И до сегодняшних дней сохранилось у людей бережное отношение к иголкам и булавкам, их стараются не терять, а убирать на место.

 

История 3: Ножницы

«Два конца, два кольца и  посередине гвоздик»

-Что это такое? Правильно, ножницы. Сейчас эту загадку отгадает каждый ребенок. А ведь было время, когда даже взрослые не то что загадку – самих ножниц не знали. Потому что их ещё тогда не изобрели. Когда требовалось что-нибудь разрезать, брали нож. Спустя длительное время кто-то соединил ручки 2-х ножей, пружинящим мостом - получились ножницы. Этими ножницами стригли овец и пользуются ими до сих пор. Больше тысячи лет тому назад другой человек придумал заменить мостик гвоздиком. Ножницы относят к рычажному инструменту. Он позволяет человеку легко перекусывать проволоку, резать металлические листы, кроить одежду и многое другое. Ножницы используются всюду:

В слесарной мастерской, в химическом кабинете. В депо и на космическом корабле, на швейной фабрике и, конечно, в школе на уроках труда. В настоящее время существует большое количество разнообразных ножниц: бытовые, портновские, медицинские, парикмахерские, садовые и многие другие, без которых человеку не обойтись.

 

История 4: Утюг

Представьте на минуточку, что из всех домов исчезли утюги. Какими мятыми и неряшливыми ходили бы мы в школу, а мамы и папы на работу!

Первым устройством для глажения был плоский тяжелый камень. На ровной поверхности расстилали одежду, сверху придавливали на некоторое время камнем.

Второй способ глажки, дошедший  к нам из глубины веков – при помощи рубеля и валька. На Руси такими способами пользовались 8 веков тому назад. Наиболее близкий предшественник современного утюга – сковородка, а точнее жаровня с углями. Не оттуда ли пришла поговорка:

«Федул, чего губы надул? Кафтан прожег….»

Из открытой жаровни очень часто падали угольки, оставляя на одежде дырки.

Потом на смену жаровне пришел утюг паровой. Угли в нём помещались внутри корпуса и закрывались крышкой. С появлением электричества нагревателем стала элетроспираль. Чтобы такой утюг заработал, необходимо подключить его шнур к электросети.

- А умеете ли вы гладить? Тогда ответьте мне на такой вопрос: каким утюгом лучше гладить - легким или тяжёлым? А вот и неправильно. При глажке, главное не вес, а температура. Утюги сейчас с терморегулятором и пароувлажнителем, для того, чтобы вы  не сожгли свои вещи. Всегда держите свой утюг в чистоте.

Я,  не хвастая, скажу:

Всех друзей омоложу!

Идут ко мне унылые-

С морщинками и складками,

Уходят очень милые, веселые и гладкие!

Значит я надежный друг-

Электрический утюг!

Ведущая:

- Теперь, когда мы знаем, как нужно обращаться с инструментами, Умелые Ручки раскроют нам свои секреты.

 

Действие II

- Я научу вас выполнять различные швы. Ведь именно они помогут нам шить и вышивать. Швов очень много, каждый имеет свое название и назначение. Есть швы машинные, которые выполняют на швейной машине. Знаете такие? Назовите мне их.

Есть швы ручные. Знаете такие? Назовите их. Правильно, молодцы!

        В вышивке не делают узелков, чтобы изнаночная сторона была такой же аккуратной, как и лицевая.

Шагает мастерица, по шелку да по ситцу.

Очень мал её шажок. А зовется он…       Стежок!»

 

Стук в «дверь». Входит мастерица со своими куклами

 

Читает стих:

Я не привыкла напрасно хвалиться

Но все называют меня Мастерицей-

За то, что сама я на куклу свою

Вяжу. Вышиваю и шью и крою.

  1. Игра со зрителями – загадки
  2. Игра со зрителями – пословицы о труде и трудолюбии

Ведущая:

- Наша сказка закончилась. Иголочка осталась очень довольна своей работой. Посмотрите на неё, теперь принцесса стала послушной и воспитанной. Она не капризничает. Не обижается и совсем не колется. Вместе со своими родственниками она каждый занимается рукоделием и с удовольствием знакомит всех друзей со своими секретами и работами.

Все вместе поют заключительную песню на мотив «Песенка велосипедиста», музыка .Дубровина

Трудно было человеку

В глубине столетий жить

Не умел сварить он кашу,

Не умел кроить и шить

Чтоб прикрыть свою фигуру ,

От мороза не дрожать,

Он себя в оленьи шкуры

Научился наряжать.

Платье -шкуры,

Брюки – тоже,

Шкуры - шапка и носки,

На кого он был похожим,

прямо взвоешь от тоски.

Тут уж было не до моды,

Но летел за веком век,

Все что нужно от природы

Взял разумный человек.

 

Научился ткать он ткани,

Красоту во всем любя,

Вещи тысячи названий

Надевает на себя.

Юбка, блузка, шапка, батник,

Джинсы, шуба и пиджак,

Блайзер, брюки, шорты. ватник,

Куртка, фартук, анорак.

 

Всем портным, портнихам милым,

Их рукам – хвала и честь,

Им, поверьте, все по силам,

То, что будет, то, что есть

 

 

You have no rights to post comments

Авторизация

Перевод сайта

 
 

СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»

ПРИГЛАШАЕМ!

Приглашаем педагогов со стажем работы по специальности от 25 лет в Клуб ветеранов педагогического труда!

Только для вас - специальные образовательные мероприятия, интересные встречи и многие другие события.

Звоните по телефону: (812) 956-67-42 или пишите на e-mail: editor@ext.spb.ru

Просим всех, расскажите о Клубе своим коллегам, которые уже не работают в школе!

Ваши АНОО «АНЭКС» и Экстернат.РФ