Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Конспект открытого интегрированного занятия по арт-терапии

Развитие невербального общения средствами танцевально-двигательной терапии
«Поймай волну!»

 

Игнатенко И.В., педагог-психолог;
Криловецкая И.Г., воспитатель

Форма: занятие – тренинг, мини-лекция, проводится с подростками ЦППРиК.

Время проведения: 30 минут.

Тип занятия– комбинированный.

 

Цель:  знакомство с технологиями невербального общения в танцевально-двигательной терапии

Задачи:

·        Закрепление знаний по теории танцевально-двигательной терапии.

·        Формирование мотивации к физическому и психическому здоровью.

·        Осознание причинно следственных связей эмоционального состояния и двигательной активности в танце.

·        Овладение навыками перехода от напряжения к расслаблению в танце.

·        Приобретение навыков парного и командного взаимодействия в танце.

Оборудование: музыкальный центр, проектор, компьютер.

Ход занятия:

1.     Вводная часть

Вступительное слово для участников семинара

Добрый день, уважаемые коллеги! На протяжении двух предыдущих лет мы практиковали занятия по телесно-ориентированной психотерапии. Многим известна данная практика, но мало кто задумывался о таких занятиях с подростками. Мы рискнули и очень тщательно подбирали упражнения для занятий. Основной идеей введения в программу занятий по телесно-ориентированой терапии была мотивация подростков на здоровый образ жизни. Ведь важно понимать, что гармоничная и здоровая личность – это не только физическое, но и психическое здоровье. Таким образом, снимая мышечные зажимы, мы с ребятами прорабатывали неосознаваемые проблемы в эмоционально-волевой сфере. Данные занятия имели большой успех, вызвали живой интерес ребят и потрясающие результаты. В этому году мы решили не останавливаться на достигнутом и пойти дальше. В связи с тем, что у одного из наших воспитателей хореографическое образование, и большой опыт работы с детьми и подростками, совместно мы попробовали заниматься танцевально-двигательной терапией. Так как это вариативная часть программы, возможность заниматься танцевально-двингательной терапией появилась, начиная с апреля месяца. На каждом занятии по правилам данного вида терапии отрабатывается только одно упражнение. Сейчас мы представим вам фрагмент занятия, на котором мы покажем всё, чему научились за короткий промежуток времени.

Упражнение «Приветствие»

Цель: эмоциональный настрой участников на занятие по танцевально-двигательной терапии.

Описание: в свободном порядке, быстрым шагом участники под музыку входят в зал. Двигаясь хаотично, стараются друг друга не задевать. В конце упражнения участники приветствуют друг друга и гостей.

         Психолог:

Ребята, давайте вспомним, то, чем мы занимались на прошлых занятиях по телесно-ориентированной терапии. Кто был основоположником данной теории? В чём суть данной теории? Сколько и в каких зонах существуют мышечные зажимы? (подростки отвечают на вопросы психолога, при необходимости психолог дополняет ребят). Итак, вы верно  указали зоны мышечных зажимов, их действительно 7 и каждая из них отвечает за определённые эмоции. Вы знаете о том, что танцевально-двигательная терапия очень тесно переплетается с телесно-ориентированной психотерапией. На предыдущих занятиях по танцевально-двигательной терапии мы отрабатывали навыки напряжения и расслабления мышц, осознания своего тела и прорабатывали не осознаваемые проблемы, отпуская их при помощи «распускания» мышечных зажимов в танце. Мы установили контакт со своим телом, наладили «разговор», чтобы понять своё внутренне «Я». Сегодняшнее наше занятие будет посвящено общению друг с другом. Какие виды общения вы знаете (вербальное, не вербальное)? Чем они отличаются? Как люди общаются при невербальном типе общения (жест, мимика, поза)?

         Воспитатель: с точки зрения хореографии, корни танцевально-двигательной терапии восходят к древним цивилизациям, в которых танец являлся важной составляющей жизни. Вероятно, люди начали танцевать и использовать движение тела как средство коммуникации задолго до возникновения речи. До сих пор в некоторых племенах аборигенов вместо вопроса: «Ты из какого племени?», спрашивают: «Какой танец ты исполняешь?». Танец сопровождал человека в разные фазы его жизни: рождение, вступление в брак, смерть. Люди обращались к танцу, чтобы собрать хороший урожай, провести удачную охоту или выиграть в бою. Верили, что исцеляющая сила танца приходит от Богов и те, кто исполняют его, танцуя, входят в контакт с Богом.

Ощущения и чувство единения и гармонии, которые возникают в групповых танцевальных ритуалах, дают людям чувство понимания не только себя, но и друг друга.

Революционные изменения в танцевальном искусстве, происшедшие в первой половине XX века, определили развитие ТДТ. Такие пионеры танца, как Айсидора Дункан и Мэри Вигман, считали, что эмоциональное и индивидуальное выражение является самым главным для танцовщика.

Отбросив в сторону строгую и структурированную технику балета, они поощряли непосредственное, прямое выражение индивидуальности средствами танца. Посредством танца выстраивается коммуникация с самим собой и окружающей средой. Эти танцовщицы-новаторы полагали, что танец вовлекает в действие всю личность целиком: тело, интеллект и душу, — и является средством выражения и коммуникации.

Переход танца в терапевтическую модальность чаще всего связывают с именем Мэриан Чейз, которая сначала была преподавателем танца и танцовщицей. На основе своего опыта преподавания танца обычным студентам она открыла психологические преимущества, которые предлагал танец. Работая много с людьми в психиатрических клиниках, она все больше доказывала значимость соотношения тела и эмоциональных проблем. Пациенты, которые считались безнадежными, смогли на танце-терапевтических сеансах включится в групповое взаимодействие и выражение чувств.

Танцевально-двигательная терапия делит занятия на 4 категории: мышечное напряжение и расслабление, кинестетика, образ тела и выразительное движение.

Упражнение «Разминка»

         Цель: помощь каждому участнику, разогревая мышечный аппарат, подготовить свое тело к работе.

         Описание: сидя на полу, в позе «по-турецки», проводится классическая для современного танца разминка «сверху вниз» (шея, плечи, мышцы спины и живота, диафрагма, тазобедренный сустав).

2.     Основная часть

Упражнение «Движения на напряжение-расслабление»

Цель: разогрев участников; осознание и снятие мышечных зажимов; расширение экспрессивного репертуара.

         Описание: стоя в исходном положении (ноги на ширине плеч, тело подтянуто вверх, руки расслаблены вдоль корпуса), начинают движение через напряжение (руки вытягиваются вверх, всё тело напрягается, тянется вверх). Далее вход в позу Flatbac(напряжённая спина). Из этого положения участники расслабляя мышцы тела, по инерции начинают раскачивать руками вниз-вверх. Упражнение повторяется в том же виде, только в право-лево.

Упражнение «Движения в парах»

Цель: приобретение навыков невербального взаимодействия в парах,  экспериментирование участников с различными движениями и осознание роли ведущего и ведомого в танцевальной паре, воспитание доверия к партнёру.

Описание: участники делятся по парам. Один из партнёров закрывает глаза. Касаясь друг друга ладонями, пары двигаются под музыку. Участнику, у которого закрыты глаза, необходимо интуитивно почувствовать, куда направляется его партнёр, и следовать его движениям. Через некоторое время партнёры меняются ролями.

Рефлексия:

1.     Расскажите о своих ощущениях, когда вы работали в парах?

2.     Как вы себя чувствовали с закрытыми глазами?

3.     Как вы себя чувствовали, когда вели партнёра?

3.     Заключительная часть

Упражнение «Ритуал прощания»

Цель: сохранение позитивного эмоционального состояния, сформированного в процессе занятия, осознание единения с другими участниками занятия.

         Описание: композиционная постановка, исполняемая в кругу, составленная из простых движений.

         Прощальное слово: наше занятие окончено, спасибо за участие, спасибо за внимание!

You have no rights to post comments

Авторизация

Перевод сайта

 
 

СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»

ПРИГЛАШАЕМ!

Приглашаем педагогов со стажем работы по специальности от 25 лет в Клуб ветеранов педагогического труда!

Только для вас - специальные образовательные мероприятия, интересные встречи и многие другие события.

Звоните по телефону: (812) 956-67-42 или пишите на e-mail: editor@ext.spb.ru

Просим всех, расскажите о Клубе своим коллегам, которые уже не работают в школе!

Ваши АНОО «АНЭКС» и Экстернат.РФ