Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

 

Алексеева Елена Леонидовна, преподаватель-организатор ОБЖ,

 

ГБОУ средняя школа 16, Санкт-Петербург

 

Семенова Надежда Игоревна, кандидат технических наук,

 

доцент кафедры высшей математики СПбГЛТУ им.С.М.Кирова,

 

старший методист, ГБОУ средняя школа 16, Санкт-Петербург

 

Оружие и особенно стрельба из него всегда вызывает живой интерес у подростков. Кроме того, в настоящее время большое внимание уделяется сохранению здоровья школьников. Организация военно-спортивного кружка в школе позволяет развивать общефизическую подготовку учащихся, воспитывать у будущих мужчин смелость, мужество, решительность, самообладание, целеустремленность, трудолюбие, внимательность и самостоятельность. Некоторые девушки также с удовольствием занимаются стрелковым спортом.

Доступной формой массового обучения школьников приемам стрельбы является стрельба из пневматических винтовок, так как данное оружие обладает следующими преимуществами:

·                   доступность приобретения, хранения, невысокая стоимость винтовок и пулек к ней;

·                   возможность использования школьных помещений для стрельбы при соответствующем оборудовании;

·                   небольшой вес оружия, позволяющий привлекать к обучению стрельбе школьников с 10-летнего возраста.

Указанные преимущества дают возможность успешно решать задачи развития стрелкового спорта в школах, среди которых:

обучающие задачи: предоставить обучающимся возможность приобретения основных теоретических знаний и практических навыков в области стрелкового спорта; обучить детей мерам безопасности при стрельбе;

воспитательные задачи: воспитать у обучающихся чувство гордости за достижения Российского стрелкового спорта; сформировать у обучающихся дисциплинарные навыки, чувство ответственности за порученное дело, умение действовать в коллективе; сформировать и развивать у подростков понятие о здоровом образе жизни.

развивающие задачи: расширять кругозор и развивать эрудицию у обучающихся в области стрелкового спорта, военного дела.

Занятия могут проводиться как с группой, так и индивидуально, 2 раза в неделю по 3 часа.

Для отслеживания результативности занятий используется качественная оценка результатов стрельбы (по максимальному количеству набранных очков), самоконтроль, беседа, педагогическое наблюдение, устный опрос.

Итоги подводятся по результатам участия обучающихся в соревнованиях, поступления обучающихся старшего возраста в военные ВУЗы.

Контроль знаний и умений проводится в форме зачетов, тестов и конкурсов.

Учебно-тематический план одного года обучения.

п/п

Тема занятия

Всего часов

Теория

Практика

Формы подведения итогов

I.

Введение

3

3

-

-

II.

Меры обеспечения безопасности при проведении стрельб

3

3

-

опрос

III.

Материальная часть оружия и основы стрельбы

3

3

-

зачет

IV.

Основы техники стрельбы

3

-

3

опрос

V.

Правила соревнования

3

3

-

опрос

VI.

Изучение и совершенствование техники стрельбы

193

-

193

соревнования

VII.

Общая физическая подготовка

4

-

4

зачет

VIII.

Соревнования командные, индивидуальные

4

-

4

соревнования

Итого

216

12

204

 

 

Содержание образовательной программы одного года обучения.

1.     Введение.

Ознакомление с годовой программой и расписаниями занятий.

2.     Меры обеспечения безопасности при проведении стрельб.

Порядок обращения с оружием.

Правила поведения в тирах и на стрельбищах при проведении стрельб.

Сигналы и команды, подаваемые при проведении стрельб, и их выполнение.

Изучение «Инструкции по обеспечению мер безопасности при проведении стрельб в тирах и на стрельбищах».

(Форма проведения занятий – теоретическая)

3.     Материальная часть оружия и основы стрельбы.

Назначение и боевые свойства пневматического оружия.

Общее устройство пневматики.

Понятие о выстреле.

Явления, связанные с выстрелом, рассеивание выстрелов, определение средней точки попадания.

Расчет поправок.

(Формы проведения занятий – теоретическая и практическая ).

4.     Основы техники стрельбы.

Прицеливание, сущность прицеливания.

Показ изготовки стрелка для производства выстрела из положения сидя с руки с опорой локтями на стол или стоя с опорой на стойку.

Спуск курка: условия, обеспечивающие правильный спуск курка.

Причины, влияющие на кучность и меткость стрельбы.

Определение средней точки попадания на мишени.

Расчет и внесение поправок на прицельных приспособлениях.

Тренировки.

(Формы проведения занятий – теоретическая и практическая).

5.     Правила соревнований.

Допуск участников к соревнованиям.

Обязанности и права стрелков.

Меры безопасности при обращении с оружием при проведении соревнований.

(Формы проведения занятий – соревнования по стрельбе).

6.     Изучение и совершенствование техники стрельбы.

Изучение изготовки для стрельбы сидя и с руки с опорой локтями о стол или стоя с опорой о стойку.

Прицеливание с открытым прицелом.

Техника отработки спуска.

Стрельба.

Стрельба по белому листу на кучность.

Стрельба с корректировкой.

Освоение стрельбы из положения стоя.

Тренировки.

(Форма проведения занятий – тренировочная стрельба).

7.     Общая физическая подготовка.

Упражнения для формирования правильной осанки.

Упражнения с партнером в равновесии, в сопротивлении.

(Форма проведения занятий – физические упражнения; несмотря на выделенные в программе часы, упражнения по ОФП проводятся на каждом занятии кружка).

8.     Итоговые соревнования.

Проверка знаний пройденного теоретического материала.

Итоговые соревнования «Юный стрелок».

По итогам первого года обучения обучающиеся должны:

ЗНАТЬ:

– меры безопасности и правила безопасности стрельбы из пневматического оружия;

– основы и правила стрельбы из пневматического оружия (пневматической винтовки «ИЖ-38», «МП-512»);

– устройство и назначение механизмов и деталей пневматического оружия, автомата Калашникова «АК-47»;

– работу и взаимодействие механизмов пневматического оружия, автомата Калашникова «АК-47»;

– эксплуатацию пневматического оружия;

– отказы при стрельбе из пневматического оружия.

УМЕТЬ:

– фиксировать в руках оружие;

– произвести пристрелку оружия;

– производить изготовку к стрельбе;

– целиться;

– контролировать дыхание;

– производить спуск курка;

– производить неполную разборку/сборку автомата Калашникова на время;

– производить сборку магазина автомата Калашникова на время.

Теоретические занятия обычно проводятся в аудитории. Для практических занятий предназначен оборудованный тир. Стрельба производится как по стационарным, так и по падающим мишеням.

Для создания у обучающихся правильных предварительных представлений об изучаемом движении руководитель занятий может использовать теоретические указания, печатные инструкции. Для наглядности, помимо личной демонстрации упражнений, можно использовать различные плакаты (устройство пневматической винтовки, правила стрельбы, устройство автомата Калашникова, правила введения поправки на стрельбу по мишени и т.д.), видеоматериалы («Автомат Калашникова», «История создания винтовки», «Устройство пневматического оружия» и т.д.), слайды.

Форма обучения может быть как индивидуальной, так и групповой.

Занятия обязательно сопровождаются индивидуальным детальным анализом допущенных ошибок и достигнутых успехов.

Главными принципами занятия, должны быть сознательность и активность обучающихся. При изучении устройства оружия это сравнительно легко осуществить: непосредственная работа с образцами оружия, как правило, увлекает подростков. Значительно труднее добиваться активности на занятиях по освоению приемов и правил стрельбы, когда требуется многократное повторение одних и тех же упражнений с целью выработки твердых навыков в обращении с оружием. В этом случае руководитель занятий не должен допускать бездумного, механического – только по команде – повторения действий. Ему требуется создать у обучающихся убежденность в необходимости регулярных тренировок.

Большое внимание на занятиях уделяется развитию коммуникативных качеств обучающихся, воспитанию чувства товарищеской взаимопомощи, что достигается через коллективное выполнение заданий, совместное обсуждение результатов, оказание помощи друг другу в выполнении индивидуальных заданий.

В течение всего года обучающиеся принимают участие в соревнованиях, зачетах, викторинах.

Навыки, приобретенные в стрелковом кружке, могут помочь подросткам в выборе успешного жизненного пути после обучения в военных училищах или профильных ВУЗах.

В качестве примера приведем ход одного из занятий стрелкового кружка как составляющей школьного спортивного клуба «БРиЗ», организованного при ГБОУ средняя школа 16.

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний о правилах поведения в тире – устный опрос.

Каждый стрелок обязан:

- знать и соблюдать правила поведения в тире;

- перед каждой стрельбой, а также перед любым действием с оружием проверять, не заряжено ли оно;

- при обращении с оружием стрелок обязан держать его дульной частью ствола только в направлении стрельбы, независимо от того, заряжено оно или нет;

- при появлении в огневой зоне людей, а также по команде «стоп» немедленно прекратить стрельбу, положить оружие на стойку;

- по окончании стрельбы положить оружие на стойку.

Стрелку запрещается:

- заряжать оружие и открывать огонь на линии огня без разрешения инструктора;

- оставлять оружие без присмотра или передавать его без разрешения инструктора;

- прикасаться к оружию, когда в зоне стрельбы находятся люди;

- выходить на линию огня;

- стрелять из оружия в отсутствии инструктора;

- стрелять в направлении, отличном от направления расположения мишеней.

Находящемуся в тире категорически запрещается:

- брать оружие или прикасаться к нему без разрешения инструктора;

- направлять оружие на людей;

- находясь вне линии огня, изготавливаться и прицеливаться в мишени или другие предметы, независимо от того, заряжено оружие или нет;

- обращаться к стреляющим и разговаривать с ними без разрешения инструктора;

- портить оборудование и принадлежности тира, громко разговаривать (шуметь);

- мешать стреляющим любыми действиями.

3. Практическая часть: стрельба из пневматической винтовки МП-512 по мишеням из положения лежа. Индивидуальный разбор результатов стрельбы.

4. Теоретический письменный опрос: составляющие части автомата Калашникова. Физподготовка.

Автомат состоит из следующих основных частей и механизмов:

1)                ствол со ствольной коробкой, прицельными приспособлениями и прикладом;

2)                отъёмная крышка ствольной коробки;

3)                штык-нож;

4)                возвратный механизм;

5)                затворная рама с газовым поршнем;

6)                газовая трубка со ствольной накладкой;

7)                затвор;

8)                цевьё;

9)                магазин;

10)            ударно-спусковой механизм.

Первая группа отвечает на вопрос, отмечая составные части АК на предоставленных им чертежах, вторая группа подтягивается на турнике. Далее группы меняются местами.

5. Практическая часть: разборка/сборка АК на время; сборка магазина АК на время.

Последовательность разборки

Иллюстрации

Отделить магазин. Удерживая автомат левой рукой за шейку приклада или цевье, правой рукой обхватить магазин, нажимая большим пальцем на защелку, подать нижнюю часть магазина вперед и отделить его. После этого проверить, нет ли патрона в патроннике, для чего перевести переводчик вниз, отвести рукоятку затворной рамы назад, осмотреть патронник, отпустить рукоятку затворной рамы и спустить курок с боевого взвода.

Вынуть пенал с принадлежностью. Утопить пальцем правой руки крышку гнезда приклада так, чтобы пенал под действием пружины вышел из гнезда. У автомата со складывающимся прикладом пенал носится в кармане сумки для магазинов.

Отделить шомпол. Оттянуть конец шомпола от ствола так, чтобы его головка вышла из-под упора на основании мушки, и вынуть шомпол вверх.

Отделить крышку ствольной коробки. Левой рукой обхватить шейку приклада, большим пальцем этой руки нажать на выступ направляющего стержня возвратного механизма, правой рукой при­поднять вверх заднюю часть крышки ствольной коробки и отделить крышку.

Отделить возвратный механизм. Удерживая автомат левой рукой за шейку приклада, правой рукой подать вперед направляющий стержень возвратного механизма до выхода его пятки из продольного паза ствольной коробки; приподнять задний конец направляющего стержня и извлечь возвратный механизм из канала затворной рамы.

 

Отделить затворную раму с затвором. Продолжая удержи­вать автомат левой рукой, правой рукой отвести затворную раму назад до отказа, приподнять еевместе с затвором и отделить от ствольной коробки.

 

Отделить затвор от затворной рамы. Взять затворную ра­му в левую руку затвором кверху, правой рукой отвести затвор назад, повернуть его так, чтобы ведущий выступ затвора вышел из фигурного выреза затворной рамы, и вывести затвор вперед.

Отделить газовую трубку со ствольной накладкой. Удерживая автомат левой рукой, правой рукой надеть пенал принадлежности прямоугольным отверстием на выступ замыкателя газовой трубки, повернуть замыкатель от себя до вертикального положения и снять газовую трубку с патрубка газовой каморы.

 

Таблица нормативов (результаты даны в секундах):

 

Отлично

Хорошо

Удовлетворительно

Разборка

13

14

17

Сборка

23

25

30

Снаряжение магазина патронами

(30 штук)

30

35

40

 

6. Организационный момент.

В заключение приведем списки литературы для обучающихся и руководителя кружка.

Список литературы для обучающихся:

1. Основы стрельбы из стрелкового оружия. – М.: 1982.

2. Наставления по стрелковому делу. – Воениздат, 1985.

3. Дворкин А.Д. Стрельба из пневматических винтовок. – М.: ДОСААФ, 1986.

4. История винтовки от пищали до автомата. – «Техника – молодежи», 1993.

Список литературы для педагога:

1. Вайнштейн Л.М. Психология в пулевой стрельбе. – М.: ФиС, 1969.

2. Гачачиладзе Л.В., Орлов В.А. Физическая подготовка стрелка. – М.: ДОСААФ, 1986.

3. Жилина М.Я. Методика тренировки стрелка-спортсмена. – М.: ФиС, 1986.

4. Корчагин А.В. Методические рекомендации «Стрельба из пневматических винтовок». – М., 2010.

You have no rights to post comments

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»

ПРИГЛАШАЕМ!

Приглашаем педагогов со стажем работы по специальности от 25 лет в Клуб ветеранов педагогического труда!

Только для вас - специальные образовательные мероприятия, интересные встречи и многие другие события.

Звоните по телефону: (812) 956-67-42 или пишите на e-mail: editor@ext.spb.ru

Просим всех, расскажите о Клубе своим коллегам, которые уже не работают в школе!

Ваши АНОО «АНЭКС» и Экстернат.РФ