Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Игра на свирели на уроках музыки

Янке Екатерина Яковлевна

Наш лицей №378 кировского района города Санкт-Петербурга работает с 1982 года. За это время в образовательном учреждении сложилась стройная система обучения и воспитания подрастающего поколения. За годы существования школа выпустила около 1700 учеников. Наши ученики занимают призовые места в районных, городских и Всероссийских олимпиадах, являются постоянными участниками Всероссийских игр «Кенгуру» (математика), «Русский медвежонок» (русский язык), «КИТ» (информатика), Международного конкурса «Европа в школе», многочисленных творческих конкурсов.

Я работаю в лицее с 2009 года учителем музыки и считаю, что занятия музыкой во многом способствуют общему психическому, нравственному, творческому развитию ребёнка, раскрытию его способностей, индивидуальности, появлению духовных потребностей, формированию эмоционально-эстетического отношения к действительности. Мое педагогическое кредо-  это приобщение детей к общечеловеческим ценностям через творчество. Игра на свирели - один из наиболее доступных видов музыкальной, коллективной и индивидуальной, исполнительской деятельности детей на уроке музыки. В нашем лицее, я отошла от привычных стандартов, решила пойти на эксперимент: 7 класс, 13-14 лет,  возраст переломный. Учащиеся проявляют большое внимание к действиям, разговорам, отношению к ним взрослых и учителей, болезненно реагируют, когда к ним обращаются, как кдетям. Ребята очень чувствительны к своим промахам, стремятся к лидерству, любят выступать, выделятся среди других. Наблюдается общий рост организма, мутация голоса. В этом возрасте не все любят петь из-за срывов, сипа, хрипоты, которые возникают в результате роста гортани, особенно у мальчиков, поэтому я решила вовлечь детей  в новый для них вид инструментального музыцирования и попробовала методику «Игры на свирели» в 7 классах на уроках музыки. Результат оказался положительным - ансамбль свирелей 7 классов лицея с успехом участвуют в концертных школьных программах и  межрайонном фестивале «Играй, свирель!» уже 2 года.

Игра на свирели помимо развития общемузыкальных способностей способствует развитию музыкального и фонематического слуха. Методика обучения игре на свирели включает в себя элементы Орф-педагогики, а также систему ритмического воспитания преподавателя СПб консерватории Н. Бергер.

Главной целью обучения игре на свирели является приобщение детей к музыкальному творчеству, активному музицированию. Древняя китайская мудрость говорит: « Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому, и я научусь».

Свирель выбрана для музицирования по следующим причинам:

1.Свирель очень хорошо подходит для развития музыкальности, т.к. она обладает

красивым тембром, близким к человеческому голосу.

2. Свирель может освоить почти каждый ребенок.

3. Свирель- это мостик к деревянным звуковым инструментам из-за близости аппликатуры.

4. Свирель хорошо сочетается со струнными или ударными инструментами. Очень хорошо подходит для сопровождения движений.

5. На свирели можно исполнять не только народные, но и классические произведения, т.к. многие композиторы прошлого, чье творчество дети изучают на уроках музыки.

В мире существуют три знаковые системы - буква, цифра, нота, две из которых осваиваются всеми. Что касается третьей, то она остается привилегией, доступной только тем детям, чьи родители, осознавая необходимость всестороннего развития ребенка, даже не претендуя на дальнейшую профессиональную направленность, отдают его учиться в музыкальную школу. А ведь есть профессии, в том числе связанные с современными технологиями, которые предполагают хотя бы начальное знание музыкальной грамоты. Без этих знаний невозможно программирование звука (с этой проблемой сталкиваются школьники, изучающие информатику), а программист – одна из перспективных специальностей. Эти же знания необходимы для профессии звукорежиссера.

Являясь духовым инструментом, свирель одновременно может решить вопрос дыхательных упражнений, став оздоровительным моментом, так как правильным типом дыхания при игре на духовых инструментах является диафрагмальное дыхание, которое решает оздоровительные задачи.

Взяв в руки свирель, каждый ребенок с первых занятий учится музыке через собственное музицирование. При этом ребенок становится проводником всех идей композитора,

пропуская через себя мысли и чувства, передаваемые звуками. Кроме того, так как инструмент есть у каждого, работают все учащиеся, на занятиях нет пассивных слушателей.

Цель обучения игры на свирели на уроках музыки:

  • Сформировать у детей желание и потребность активно общаться с музыкой – музицировать.
  • Заложить основы музыкальной культуры.
  • Развить стойкий интерес к музыкальному творчеству и музыкальному искусству в целом.
  • Обогатить музыкально-слуховой опыт детей в процессе общения с музыкой.
  • Дополнить и расширить знания, умения и навыки, которые учащиеся получают на основных уроках музыки.
  • Пробудить интерес к звуковому разнообразию мира.
  • Содействовать развитию всех компонентов здоровья ребенка: психофизического и духовно-нравственного.
  • Выявление ранней творческой одаренности, поддержка ее развития.

Образовательные задачи:

  1. Расширить представления учащихся в рамках образовательного курса «Музыка».
  2. Научить играть на свирели.
  3. Овладеть навыками импровизации.
  4. Научить понимать и пользоваться музыкальной терминологией.
  5. Овладеть навыками нотной грамоты.
  6. Уметь донести до слушателей муз. образ исполняемого произведения.

Развивающие задачи:

  1. Развивать музыкально-художественный вкус учащихся.
  2. Развивать фантазию, творческое воображение.
  3. Развивать индивидуальные интересы и способности.

Воспитательные задачи:

  1. Сформировать познавательный интерес к музыкальной культуре.
  2. Сформировать эстетическую потребность  в посещении концертных залов,  муз.театров,  создании  домашней фонотеки с шедеврами музыкального искусства.

3.   Уметь работать самостоятельно и в коллективе.

Педагогические принципы, положенные в основу занятий.

  1. Принцип индивидуального и группового подхода.
  2. Принцип сочетания коллективной и индивидуальной работы.
  3. Принцип культуросообразности.
  4. Принцип использования здоровьесберегающих технологий.
  5. Принцип взаимопонимания и взаимоуважения.

 

Для осуществления обучения игры на инструменте  необходимо:

- наличие инструментов (свирель) у каждого ребенка

- наличие хорошей материально-технической базы

- методическое оснащение

Методы, используемые на уроках:

-          показ учителя

-          беседа

-          объяснение

-          прослушивание записей.

 

Результатом работы становятся выступления солистов и ансамбля свирелей на школьных праздниках, участие в районных и городских конкурсах и фестивалях.

И взрослые и дети любят праздники, а особенно дни рождения, поэтому исполнение хороводной песни «Каравай» на свирели может привнести веселую минутку- поздравление именинника  во время урока.

Произведение закрепляет освоение приема игры leqato и основного диапазона инструмента (ре1- си1).

 

Примерный репертуар.

 

Народные наигрыши. Исполнение одноголосных попевок.

Народные попевки.

Импровизированная игра –

ритмизация.

«Баркаролла» Ж..Оффенбах.

«Колыбельная» р.н.п.

Сочинение мелодии.

«Уж как зоренька-заря» р.н.п.

«Аллилуйя» В. Моцарт

«Баркаролла», «Колыбельная»,

«Здравствуй, утенок»  в.н.п.

«Во поле береза стояла» р.н.п.

«Петушок» б.н.п.

«Колыбельная» Е. Крылатов

«Пастушья песня» фр.н.п.

«Колыбельная медведицы» Е.Крылатов

«Сонная песенка» Р. Паулс

«Белка» А. Березняк

«Танец» В. Моцарт

«По дороге домой» Э.Градеск

Янке    Екатерина    Яковлевна

Государственное бюджетное  общеобразовательное учреждение  ЛИЦЕЙ № 378

Кировского района Санкт-Петербурга

Учитель музыки

Педагог дополнительного образования

музыкального направления

You have no rights to post comments

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»

ПРИГЛАШАЕМ!

Приглашаем педагогов со стажем работы по специальности от 25 лет в Клуб ветеранов педагогического труда!

Только для вас - специальные образовательные мероприятия, интересные встречи и многие другие события.

Звоните по телефону: (812) 956-67-42 или пишите на e-mail: editor@ext.spb.ru

Просим всех, расскажите о Клубе своим коллегам, которые уже не работают в школе!

Ваши АНОО «АНЭКС» и Экстернат.РФ