Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Статья

Влияние экспериментальной деятельности
на развитие речи дошкольников

Епифанова Елена Анатольевна,
воспитатель ГБДОУ д/с № 40
Кировского района Санкт-Петербурга

   

  «Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности дошкольного развития ребенка» (Н.Н. Поддьяков, 1995г.).

  

  В исследованиях отечественных и зарубежных психологов говорится о том, что важнейшее значение для развития детей имеет их практическая деятельность. В связи с этим особый интерес представляет изучение детского экспериментирования.

 Экспериментирование– это метод близкий к идеальному. Знания,

полученные самостоятельно, являются осознанными и более прочными.

Ребенок познает объект в результате практической деятельности с ним.

Опыты помогают развивать речь, мышление, логику, творчество ребенка,

наглядно показывать связи между живым и неживым в природе.

Исследование дает возможность ребенку самому найти ответы на вопросы как и почему.

 

Экспериментированиетесно связано со всеми сферами детской жизни:

 

  1. Наблюдение – составная часть любого эксперимента.
  2. Эксперимента без труда не бывает.
  3. Развитие речи тесно связано с экспериментированием: обогащается словарь за счет слов, обозначающих свойства объектов и явлений, а умение четко выражать свою мысль облегчает проведение опыта.
  4. Связь с ИЗО деятельностью. Чем точнее ребенок изучит предмет, тем лучше передаст его детали.
  5. Связь с математикой. Во время проведения опытов нужно считать, измерять, сравнивать, определять форму, размеры.
  6. С чтением художественной литературы.
  7. С музыкальным воспитанием.

 

  Экспериментирование – это творческий процесс и наряду с игрой –

ведущая деятельность дошкольника и для него необходимо создать

предметно-развивающую среду. Лаборатория создается для развития у детей

познавательного интереса, формирование навыков исследовательской деятельности.

 

 

В уголке экспериментирования должно быть:

  • оборудование для исследования свойств воды, воздуха, почвы, песка, для опытов с растениями;
  • природный материал;
  • коллекции веществ и материалов;
  • приборы для проведения опытов;
  • картотека опытов;
  • алгоритмы проведения опытов;
  • дневник экспериментов и наблюдений, в котором фиксируется опыт:                         

цель, ход опыта, дата проведения, высказывания детей, их зарисовки, фото.

 

 Формы экспериментирования могут быть различными:

  • совместная деятельность воспитателя, родителей с детьми.
  • самостоятельная деятельность детей.

Цель эксперимента:

  • создание условий для формирования основ целостного мировидения ребенка старшего дошкольного возраста средствами детского эксперимента;
  • сформировать интерес к исследованию природы;
  • развивать мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и др.);
  • стимулировать познавательную  активность и любознательность ребенка;
  • активизировать восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями.

 

   Применение экспериментирования оказало влияние на:

  • повышение уровня развития любознательности;
  • исследовательские    умения   и   навыки  детей (видеть  и  определять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки  и  связи, сопос-тавлять  различные  факты, выдвигать  различные  гипотезы, отбирать средства  и  материалы   для   самостоятельной   деятельности,  осуществлять эксперимент, делать определенные умозаключения и выводы;
  • речевое развитие (обогащение словарного  запаса детей различными терминами, закрепление умения грамматически правильно  строить  свои  ответы  на  вопросы,  умение задавать вопросы, следить  за  логикой  своего  высказывания, умение строить доказательную речь);
  • личностные характеристики (появление инициативы, самосто-

        ятельности, умения сотрудничать с другими,  потребности 

        отстаивать свою точку зрения, согласовывать её с другими и т.д;

  • знания детей о неживой природе.

 

    В детском саду мы много внимания уделяем экспериментированию.

Но экологические опыты и эксперименты можно организовать и дома.

Любое место в квартире может стать местом для эксперимента.

Для этого не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии

и некоторые научные знания.

    Например, ванная комната. Во время мытья ребенок может много узнать о

свойствах воды, мыла, растворимости веществ.

  • Опыт: «Тонет… не тонет». Что утонет, а что нет:
    • пластмассовая игрушка;
    • камешек;
    • губка;
    • металлическая машинка.
  • Опыт: «Что быстрее растворится?»
    • морская соль;
    • мыло;
    • шампунь.

    Кухня – тоже место для эксперимента.

  • Опыт: «Растворяется… не растворяется».Что растворится, а что нет:  
    • соль;
    • рис;
    • сахар;
    • мед;
    • сода;
    • мука.
  • Опыт: «Вулкан».Сделайте вулкан из пластилина, насыпьте в него соду

и добавьте уксус.

  • Опыт: «Почему идет дождь?». Возвращение воды в жидкое состояние:

Налейте воды в кастрюлю и поставьте на плиту, когда вода закипит,

накройте кастрюлю крышкой (на крышке образовались капли воды).

 

    Исследовательская деятельность может стать одним из условий развития

детской любознательности, и в конечном итоге познавательных интересов ребенка.

You have no rights to post comments

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»

ПРИГЛАШАЕМ!

Приглашаем педагогов со стажем работы по специальности от 25 лет в Клуб ветеранов педагогического труда!

Только для вас - специальные образовательные мероприятия, интересные встречи и многие другие события.

Звоните по телефону: (812) 956-67-42 или пишите на e-mail: editor@ext.spb.ru

Просим всех, расскажите о Клубе своим коллегам, которые уже не работают в школе!

Ваши АНОО «АНЭКС» и Экстернат.РФ