Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Игры на уроках английского языка

Ищенко Виктория Александровна,
учитель иностранного языка
ГБОУ СОШ №53 Приморского района
Санкт-Петербурга

      Знание иностранного языка необходимо каждому человеку. Английский язык - это язык международного общения. Язык выступает как средство познания картин мира, приобщения к ценностям, созданным другими народами. Одновременно язык - это ключ для открытия уникальности и своеобразия собственной народной самобытности и исторических достижений представителей других культур.

      Возможности иностранного языка как учебного предмета в реализации развития личности человека поистине уникальны. Развиваются интеллектуальные, речевые и эмоциональные способности человека, а так же личностные качества: общечеловеческие ценностные ориентации, интересы, воля и многое другое.

      Любая тема, связанная с иностранным языком, актуальна. Мною выбрана тема "Игры на уроках английского языка", потому что именно использование различных игр, включая разгадывание загадок, кроссвордов, инсценирование песен, стихов, сказок, обеспечивает постоянный интерес к иностранной речевой деятельности, к предмету "Иностранный язык".

      Изучив и проанализировав отдельные статьи из журналов " Иностранные языки в школе", пособие "Обучающие игры на уроке английского языка" М. Ф. Стронина и школьные учебники различных авторов (Верещагиной И.И., Поляковой Е.Б., Клементьевой Т., Кузовлева В.П., М.З.Биболетовой) я попыталась систематизировать наиболее распространённые обучающие игры на уроках английского языка.

      Об обучающих возможностях игр известно давно. Многие выдающиеся педагоги справедливо обращали внимание на эффективность использования игр в процессе обучения. Игра - особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и действенных сил. Игра всегда предполагает принятие решения - как поступить, что сказать, как выиграть? Желание решить эти вопросы обостряет мыслительную деятельность играющих. В игре все равны. Она посильна даже слабым ученикам. Более того, слабый по языковой подготовке ученик может стать первым в игре: находчивость и сообразительность здесь оказываются порой более важными, чем знание предмета. Чувство равенства, атмосфера увлечённости и радости, ощущение посильности заданий - всё это даёт возможность преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова чужого языка. Незаметно усваивается языковой материал, а вместе с этим возникает чувство удовлетворения - "оказывается, я уже могу говорить наравне со всеми".   

      Как сделать каждый урок интересным, увлекательным и добиться того, чтобы он развивал познавательный интерес, творческую, мыслительную активность учащихся? Именно обучающие игры дают возможность создать атмосферу увлечённости, снимают усталость у детей, помогают самому скучному занятию приобрести увлекательную форму.

      На начальном этапе обучения иностранному языку наблюдается большая тяга к этому предмету, однако по ряду объективных и субъективных причин предмет теряет свою привлекательность, многие считают его одним из самых трудных, а, следовательно, нелюбимых.

      Главная задача учителя - добиваться того, чтобы не пропадал интерес у учащихся к предмету, чтобы материал урока был доступен по трудности. Большую помощь в решении данных вопросов оказывают игры. Учитель выступает в другой роли: он или ведущий, или судья, или участник игры. С радостью играют школьники всех возрастов (дети, подростки, юноши и девушки). Особенно если игра принимает форму соревнования, требующего смекалки, быстрой реакции, хорошего знания предмета. Игра является одним из наиболее сильных мотивов в овладении учащимися иностранным языком.

      Все игры можно разделить на две группы: подготовительные игры и творческие игры. Подготовительные игры способствуют формированию новых навыков, а именно игры грамматические, лексические, фонетические и орфографические. Подготовительные игры, как бы, " строят" фундамент речи, ведь без грамматических структур, лексики, фонетики и орфографии не овладеешь языком. А однообразные тренировки, не приносящие удовлетворения, можно заменить на игры и игровые ситуации, которые помогут скучную работу сделать более интересной и увлекательной.

      Цель Творческих игр - способствовать дальнейшему развитию речевых навыков и умений. Они тренируют учащихся в умении творчески использовать речевые навыки. Их можно использовать и при повторении материала.

      О месте игр на уроке и отводимом времени на игру разные авторы смотрят по разному. Ясно одно, что все это зависит от ряда факторов.

      Игра может занимать от 3-5 минут до 20-25 минут урока. Она может быть использована в качестве тренировочного упражнения при закреплении, при повторении пройденного материала, при введении нового материала. Игры могут быть использованы на различных этапах урока. Главное правило - соблюдение чувства меры, иначе теряется свежесть эмоционального воздействия игры, а учащиеся утомляются. Знакомясь с той или иной игрой, необходимо хорошо понять её движущую пружину. Если она построена на театрализации, надо позаботиться о деталях костюма и реквизита - они сделают игру более полноценной и убедительной. Если же это небольшая игровая зарисовка, то всё зависит от эмоциональности учителя.

      Большинство же игр построено на соревновании. Таким играм присущ дух азарта. Поэтому точный подсчёт очков и определение победителей должны быть продуманы и особо акцентированы. Для того чтобы подсчёт очков не занимал много времени в процессе игры, следует изготовить фишки и раздавать их по ходу игры, это не будет замедлять её темпа. Атмосфера соревнования активизирует память детей.

      Подготовительные и творческие игры включают в себя несколько видов игр. Каждая игра выполняет свою функцию, способствуя накоплению языкового материала: дидактические игры, орфографические, музыкально-дидактические, фонетические, подвижные игры, речевые, игра-драматизация, смешанные игры, грамматические, ролевые игры, лексические.

      Ролевые игры находят всё более широкое применение в практике обучения иностранному языку в школе, так как способствуют усилению коммуникативной направленности в обучении, развитию интереса к языку. Ролевая игра позволяет оптимально сочетать групповые, парные и индивидуальные формы работы на уроке и во внеурочное время. Игры способствуют реализации деятельностного подхода в обучении, когда в центре внимания находится ученик со своими интересами и потребностями. Ролевая игра представляет собой условное воспроизведение её участниками реальной практической деятельности людей, создаёт условия реального обучения. Игра активизирует стремление ребят к контакту друг с другом и учителем, создаёт условия равенства в речевом партнёрстве, разрушает традиционный барьер между учителем и учеником.

      Игра даёт возможность робким, неуверенным в себе учащимся говорить и тем самым преодолевать барьер неуверенности. В обычной дискуссии ученики - лидеры захватывают инициативу, а робкие отмалчиваются. В ролевой игре каждый получает роль и должен быть активным партнёром в речевом общении. В играх школьники овладевают такими элементами обучения, как умение начать беседу, поддержать её, прервать собеседника в нужный момент согласиться с его мнением или опровергнуть его, умение целенаправленно слушать собеседника, задавать уточняющие вопросы. Хорошим собеседником является часто не тот, кто лучше пользуется структурами, а тот, кто может наиболее чётко распознать ситуацию, в которой находятся партнёры, учесть ту информацию, которая уже известна. Практически всё время в ролевой игре отведено на речевую практику, при этом не только говорящий, но и слушающий максимально активен, так как он должен понять и запомнить реплику партнёра, соотнести её с ситуацией, отреагировать на реплику.

      Ролевые игры содействуют развитию самостоятельности, инициативности, чувству коллективизма. Необходимо помнить основные требования к ролевым играм : 1.Игра должна вызывать интерес и желание хорошо выполнить задание. 2.Ролевую игру нужно хорошо подготовить. 3.Ролевая игра должна проводиться в доброжелательной творческой обстановке. 4.Ролевая игра организуется таким образом, чтобы отрабатывать языковой материал можно было с максимальной эффективностью. 5.Ролевая игра должна быть принята всей группой учащихся 6.В процессе игры сильные учащиеся должны помогать слабым, а учитель управлять процессом общения.

      В структуре ролевой игры необходимо выделить такие компоненты, как роли, исходную ситуацию, ролевые действия.

      Роли могут быть социальными и межличностными. Роли может распределять учитель, их могут выбирать сами учащиеся. Это зависит от особенностей группы, от степени владения учащимися иностранным языком. Один из авторов пособия по использованию ролевых игр в учебном процессе (Littlewood) выделяет 5 категорий ролей: 1." врождённые", определяющие пол и возраст участника игры; 2."приписанные", определяющие принадлежность к социальной группе или национальность; 3."приобретённые", определяющие профессию; 4."действенные", определяющие круг действий в жизненной ситуации; 5."функциональные", определяющие функциональное общение.

      Исходная ситуация выступает как способ организации игры. Ситуации могут быть естественно - речевые и учебно-речевые. Ролевые действия - это действия, которые выполняют учащиеся, играя определённую роль. Немаловажно и то, как размещены учащиеся в классе. Столы лучше размещать большим кругом, тогда каждый обучающийся будет находиться одновременно в контакте и с учителем, и с одноклассниками. Место в центре круга может быть использовано для проведения ряда игр. Для успешного проведения игры желательно, чтобы каждый участник имел на груди бейджик с указанием имени или, например, профессии своего персонажа. Возможно использование определённого реквизита для создания атмосферы места действия ролевой игры. Контроль во время игры необходим. Учитель, или тот, кто проводит игру, должен наблюдать за участниками, участвуя или не участвуя в игре, записывает ошибки, но не прерывает игру с целью их исправления. После ролевой игры он сначала анализирует ход игры, обязательно отмечая удачные моменты, а затем останавливается на наиболее типичных ошибках и организует работу по их исправлению. Это основные сведения, правила и приёмы проведения ролевых игр. В приложении № 1 можно найти самые распространённые ролевые игры.

      Подводя итоги, можно сказать, что именно игры, и особенно ролевая игра являются одним из наиболее эффективных приёмов реализации коммуникативного принципа в обучении иностранному языку. Особенности игр можно определить следующим образом:

      Игра - это обучение в действии, что, как известно, повышает качество обучения.

      Игра требует полной отдачи от участников. В игре используются их знания и умения, приобретённые как в классе, так и за его пределами, т. е. общий запас знаний и умений.

      В ролевой игре обучающиеся видят возможность применения разыгрываемой ситуации в реальной жизни, чего не может дать механическая тренировка в употреблении лексических единиц и грамматических структур. Ролевая игра даёт обучающимся социолингвистическую "подсказку". Игра несёт в себе элемент неожиданности ("момент шока"), с которым так часто встречаются обучающиеся в процессе реального общения. Во время игры имеет место эмоциональный подъём, что чрезвычайно положительно влияет на качество обучения. В ролевой игре ни один из участников не сможет "отмолчаться", а робким и не уверенным в себе учащимся легче высказывать своё мнение под маской какого- либо действующего лица.

Список литературы

1. Конышева, А. В. Игровой метод в обучении иностранному языку [Текст] / А. В. Конышева. – СПб.: КАРО, 2006. – 192 с.

2. Стронин, М. Ф. Обучающие игры на уроках английского языка [Текст] / М. Ф. Стронин. – М., 1994. – 243 с.

3. Ситнов, Ю. А. Коммуникативно-когнитивная методика обучения иностранным языкам : монография [Текст] / Ю. А. Ситнов. – Пятигорск, 2004. – 222 с.

4. Гиниатуллин, И. А. Самообразовательная компетенция будущего лингвиста [Текст] / И. А. Гиниатуллин // Лингвистика, перевод и межкультурная коммуникация : материалы VIII Международной научно-практической конференции ; Институт международных связей. – Екатеринбург, 2006. – С. 121–123.

You have no rights to post comments

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»

ПРИГЛАШАЕМ!

Приглашаем педагогов со стажем работы по специальности от 25 лет в Клуб ветеранов педагогического труда!

Только для вас - специальные образовательные мероприятия, интересные встречи и многие другие события.

Звоните по телефону: (812) 956-67-42 или пишите на e-mail: editor@ext.spb.ru

Просим всех, расскажите о Клубе своим коллегам, которые уже не работают в школе!

Ваши АНОО «АНЭКС» и Экстернат.РФ