Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Угадай, чей голос

Цель: Разви­вать у детей слуховое внимание, учить их отчетливо про­износить многосложные слова громко и шепотом, различать слова,  похожие по звучанию,  правильно ставить  ударение

Ход игры: Воспитатель, имитируя голоса животных, т. е. произнося различные звукосочетания, предлагает детям угадать, кто так кричит. Когда дети отгадают и правильно назовут животное, он предлагает им определить, большое это животное или ма­ленькое. Например, воспитатель громко произносит ква-ква-ква и спрашивает: «Кто это?» Дети: «Лягушка». Затем взрослый произносит это же звукосочетание тихо. «А это кто ж?» — спрашивает он. Дети: «Это лягушонок».— «Как вы узнали, что это лягушонок?» Дети: «Лягушонок квакает тихо, а лягушка — громко».

Воспитатель добивается, чтобы все дети внимательно слушали, правильно отвечали на вопросы.

 

Возьми игрушку

Цель: Разви­вать у детей слуховое внимание, учить их отчетливо про­износить многосложные слова громко и шепотом, различать слова,  похожие по звучанию,  правильно ставить  ударение

Наглядный материал. Игрушки или предметы, на­звания которых состоят из 3—4 слогов: крокодил, Буратино, Чебурашка, Дюймовочка и пр.

Ход игры:Дети сидят полукругом перед столом, на котором раз­ложены игрушки. Воспитатель шепотом называет один из предметов, лежащих на столе, рядом сидящему ребенку, тот так же, шепотом, должен назвать его соседу. Слово пере­дается по цепочке. Ребенок, который услышал слово по­следним, встает, подходит к столу, отыскивает данный пред­мет и громко называет его.

Воспитатель следит, чтобы все дети, произнося слова ше­потом, выговаривали их достаточно отчетливо.

 

Будь внимательным

Цель:Разви­вать у детей слуховое внимание, учить их отчетливо про­износить многосложные слова громко и шепотом, различать слова,  похожие по звучанию,  правильно ставить  ударение

Ход игры:Воспитатель спрашивает у детей, можно ли ездить на машине, затем он просит их перечислить, на чем еще мож­но  ездить.   Дети   перечисляют: «На   автобусе,   троллейбусе, трамвае» и т. д.

После этого воспитатель читает рассказ и предлагает де­тям хлопать в ладоши, когда они услышат названия средств передвижения:

«В воскресенье Костя и Света собрались к бабушке на дачу. Они сели в троллейбус и поехали на вокзал. Све­та и Костя устроились около окна и с интересом смотрели, что делается вокруг. Вот мимо них проехала машина. На остановке их обогнал автобус. В детском парке мальчики катались на велосипедах. На вокзале мама купила билеты. Вскоре подошел электропоезд, и они сели в вагон. На даче их встретила бабушка».

Воспитатель читает медленно,  выделяя голосом нужные слова.

 

Найди ошибку

Цель:Разви­вать у детей слуховое внимание, учить их отчетливо про­износить многосложные слова громко и шепотом, различать слова,  похожие по звучанию,  правильно ставить  ударение

Наглядный материал. Игрушки: коза, корова, собака, курица, лошадь, ежик и др.

Ход игры:Воспитатель показывает игрушку и называет заведомо не­правильно действие, которое якобы производит это животное. Дети должны ответить, правильно это или нет, а потом пере­числить те действия, которые на самом деле может совер­шать данное животное. Например, воспитатель говорит: «Коза читает. Может коза читать?» Дети отвечают: «Нет!» — «А что может делать коза?» — спрашивает тогда воспита­тель и показывает игрушку. Дети перечисляют: ходить, бодаться, щипать травку. Затем детям могут быть предложены следующие и подобные им словосочетания: корова лает, соба­ка поет, курица мяукает, лошадь пищит, ежик летает и пр.. Воспитатель следит, чтобы дети внимательно слушали, правильно называли действия, которые могут совершать животные, четко и чисто произносили слова.

 

Секрет

Цель:Разви­вать у детей слуховое внимание, учить их отчетливо про­износить многосложные слова громко и шепотом, различать слова,  похожие по звучанию,  правильно ставить  ударение

Ход игры:Воспитатель шепотом произносит слова и предлагает детям воспроизвести их так же: кошка ножка, мошка ложка, сушки ушки, мушки кружки, мишка мышка, шишки книжки, замок замок, пили пили, кружки кружки, дорогой дорогой.

Воспитатель добивается, чтобы все дети внимательно слушали, произносили слова только шепотом, чисто и от­четливо, в той последовательности, которая предложена взрослым. Для ответов рекомендуется вызывать детей ин­дивидуально.

 

 

Повтори правильно

Цель: Разви­вать у детей слуховое внимание, учить их отчетливо про­износить многосложные слова громко и шепотом, различать слова,  похожие по звучанию,  правильно ставить  ударение

Ход игры:Воспитатель называет слово, например аквариум, и пред­лагает нескольким детям быстро и четко повторить его. Рекомендуемые слова: троллейбус, велосипед, телевизор, тер­мометр, позавтракали, кукуруза и т. п. Если ребенок по­вторил слова неправильно, задержался с ответом, он должен сказать это слово в замедленном темпе (растягивая гласные, отчетливо произнося каждый согласный звук).

Следует вызывать тех детей, которые говорят недоста­точно внятно, подбирать для упражнения слова, в которых дети чаще всего допускают ошибки.

Повтори, как я

Цель:Разви­вать у детей слуховое внимание, учить их отчетливо про­износить многосложные слова громко и шепотом, различать слова,  похожие по звучанию,  правильно ставить  ударение

Ход игры:Воспитатель произносит слово и предлагает вызванному им ребенку повторить его так же (громко, тихо или ше­потом).

Он добивается, чтобы дети точно выполняли задание. Для упражнения подбираются такие слова, в которых дети могут неправильно ставить ударение, или же слова, насы­щенные какой-нибудь группой звуков (например, шипящими).

 

 

Покатаем на машине

Цель:закрепить пра­вильное произношение детьми определенных звуков в словах, учить их выделять из группы слов, из речевого потока сло­ва с данным звуком (развивать фонематический слух).

 Наглядный материал. Игрушки, в названии которых есть звук с (сь): слон, собака, лиса, поросенок, гусь, а также другие  игрушки:   мишка,   крокодил,   кукла,   машина  и  т. д.

Ход игры:Педагог показывает игрушку и просит нескольких де­тей назвать ее, потом он сам называет ее и предлагает детям внимательно послушать и сказать, есть ли в данном слове звук с («песня водички»). Ребенку, правильно ответившему на данный вопрос, воспитатель предлагает прокатить игрушку на машине вокруг стола.

     Воспитатель следит, чтобы дети правильно произносили звук с (сь) в словах, определяли на слух наличие данного [звука в слове; произносить слова педагог должен протяжно, выделяя голосом звук с (ссслон).

 

Выдели слово

Цель:закрепить пра­вильное произношение детьми определенных звуков в словах, учить их выделять из группы слов, из речевого потока сло­ва с данным звуком (развивать фонематический слух)

Ход игры:Воспитатель произносит слова и предлагает детям хло­пать в ладоши тогда, когда они услышат слова, в которых есть звук з («песня комарика»). Рекомендуемые слова: зайка, мышка, кошка, замок, зонт, коза, машина, книга, звонок и др. Ответы могут быть групповыми и индивидуаль­ными.

Воспитатель должен произносить слова медленно (если Дети не подготовлены, то звук з в словах нужно выделить голосом: ззонт), после каждого слова делать небольшую паузу, чтобы дети имели возможность подумать. Он должен следить, чтобы все дети принимали в игре активное участие. Для индивидуальных ответов рекомендуется вызывать у детей, у которых недостаточно сформирован фонематический слух, а также тех, кто неправильно произносит этот звук.

 

Назови и отгадай

Цель:закрепить пра­вильное произношение детьми определенных звуков в словах, учить их выделять из группы слов, из речевого потока сло­ва с данным звуком (развивать фонематический слух)

Наглядный   материал.Фланелеграф; картинки, изображающие  предметы,   в  названиях  которых  имеется   звук з   (зь),   а  также   парные  к  ним   без  з, 

Например:   зайка, кошка, замок — ключ, коза — корова, ваза — графин..

Ход игры:Воспитатель выставляет на фланелеграфе парные картам и просит детей сказать, что на них изображено. Затем предлагает им назвать только те нарисованные на картинках предметы и тех животных, в названии которых есть звук («песня комарика»). Если дети допускают ошибки, воспитатель сам произносит парные слова, выделяя голосом з (например, ззайка — кошка), и спрашивает детей, в каком слове они слышат звук з.

Воспитатель добивается, чтобы все дети правильно произносили  звук  з   (зь),   умели  выделять  слова  с  этим  звуком

 

 

Что в мешочке?

Цель:закрепить пра­вильное произношение детьми определенных звуков в словах, учить их выделять из группы слов, из речевого потока сло­ва с данным звуком (развивать фонематический слух)

Наглядный материал. Мешочек; игрушки и предметы, в названии которых есть звук ц: цыпленок, курица, овца, заяц, блюдце, пуговица, а также другие игрушки: мани на, кубик, мячик, шарик и пр.

Ход игры:Воспитатель говорит, что у него есть мешочек (показывает), в котором лежит много интересных вещей. «К kому я подойду,— продолжает он,— тот пусть вынет из этой мешочка одну игрушку, назовет ее и покажет всем детям! Вызванный ребенок выполняет задание. Тогда воспитатель берет у него игрушку и просит нескольких детей еще раз сказать, как она называется, затем он сам называет игрушку и предлагает послушать, есть ли в этом названии звук ц («песенка синички»).

Когда все предметы будут вынуты из мешочка, воспитатель оставляет на столе лишь те, в названии которых имеется звук ц (цыпленок, курица, овца, заяц, блюдце, пуговица), и предлагает детям перечислить их.

Произносить слова воспитатель должен отчетливо, выделяя звук ц, например овццца. Подбирая игрушки, нужно следить, чтобы среди них не было предметов, имеющих в названии звук с, который может спутать детей. Педагог добивается, чтобы дети правильно называли слова, содержащие ц, отчетливо произносили этот звук в словах.

 

Где что лежит?

Цель: закрепить пра­вильное произношение детьми определенных звуков в словах, учить их выделять из группы слов, из речевого потока сло­ва с данным звуком (развивать фонематический слух)

Наглядный материал. Хлебница, сахарница, мыльни­ца, салатница, конфетница, чернильница.

Ход игры:Воспитатель называет предмет и предлагает детям отве­тить, куда его можно положить. Например, говорит: «Мама принесла из магазина хлеб и положила его... Куда?» — «В хлебницу». «А теперь,— говорит воспитатель,— я буду спрашивать, а вы будете отвечать, куда можно положить предметы».

Воспитатель:                                                 

Маша насыпала сахар ... Куда?

В сахарницу.

Вова вымыл руки и положил

мыло ... Куда?

Воспитатель добивается, чтобы все дети правильно про­износили звук ц в словах. Обращает внимание на образо­вание слов.

 

 

Наши имена

Цель:закрепить пра­вильное произношение детьми определенных звуков в словах, учить их выделять из группы слов, из речевого потока сло­ва с данным звуком (развивать  фонематический слух)

Наглядный  материал. Кукла.

Ход игры:Воспитатель показывает новую куклу и предлагает детям назвать ее так, чтобы в ее имени был слышен звук ш («песенка гуся»). Если дети не смогут сами подобрать имя, то взрос­лый предлагает назвать куклу Машей. Повторяя имя, он выделяет голосом звук ш:  «Машшша, Машшшенька».

Затем воспитатель просит детей сказать, какие еще имена они знают, где бы слышался звук ш. Дети называют: «Шу­ра, Даша, Леша, Наташа, Маша» и др. Если же они затруд­няются, воспитатель предлагает некоторым из них ска­зать свое имя и послушать, есть в нем «песенка гуся» или нет. Если ребенок ошибается, педагог повторяет его имя, выделяя голосом звук Ш и предлагает всем ребятам ответить: «Есть в имени Миша «песенка гуся» или нет?»

 

Кто это?

Цель:закрепить пра­вильное произношение детьми определенных звуков в словах, учить их выделять из группы слов, из речевого потока сло­ва с данным звуком (развивать фонематический слух)

Наглядный материал. Игрушки или картинки с изо­бражением следующих животных: петух, поросенок, воробей, утка, кошка, еж.

Ход игры:Воспитатель спрашивает, кто из животных производит; такое действие. Дети отвечают, педагог показывает игрушку или картинку, а затем просит детей воспроизвести соответствующее звукоподражание.

После этого воспитатель предлагает детям по звуко­подражанию определить животное и сказать, что оно де­лает, когда так кричит.

Воспитатель следит,  чтобы дети  правильно произносили звук р (рь) в звукоподражаниях, внятно называли действия,  производимые животными, внимательно слушали воспитателя.

 

Доскажи слово

Цель:закрепить пра­вильное произношение детьми определенных звуков в словах, учить их выделять из группы слов, из речевого потока сло­ва с данным звуком (развивать фонематический слух)

Ход игры:Воспитатель произносит фразу,  но не договаривает слог в   последнем   слове.    Дети   должны   закончить   это   слово

Воспитатель:                                            Дети:

Ра-ра-ра — начинается иг. . .                     ра.

Ры-ры-ры — у мальчика ша.  . .     ры.

Ро-ро-ро — у нас новое вед.  . .    ро.

Ру-ру-ру — продолжаем мы иг. .              ру.

Ре-ре-ре — стоит дом на го.  . .     ре.

Ри-ри-ри — на ветках снега.  . .                 ри.

Ар-ар-ар — кипит наш само.  .  .               вар.

Ор-ор-ор — созрел красный поми…       дор.

Ир-ир-ир — мой папа коман...                    дир.

Арь-арь-арь — на стене висит фо...     нарь
Ра-ра-ра — у мышки есть но…              ра.

Ре-ре-ре — носим воду мы в вед…        ре и т. д.

Затем воспитатель предлагает ребятам самим придумать такие фразы.

Воспитатель добивается, чтобы дети быстро и правильно добавляли    недостающий    слог,    четко    произносили    звук р (рь)

 

Подбери нужное слово

Цель:закрепить пра­вильное произношение детьми определенных звуков в словах, учить их выделять из группы слов, из речевого потока сло­ва с данным звуком (развивать фонематический слух)

Ход игры:Воспитатель начинает произносить фразу, а детям пред­лагает ее закончить, подобрав соответствующее слово.«В аквариуме плавают...— говорит воспитатель.— Кто плава­ет?»— «Рыбки»,— договаривают дети. Рекомендуемые пред­ложения:

Высоко на дубу сидит и каркает... Кто? Ворона.

На лугу пасется... корова.

На огороде вырос большой зеленый... огурец.

У Вовы лопнул красный... шар.

Хорошо водит машину... шофер.

Сначала воспитатель переспрашивает детей, потом они отвечают без дополнительного вопроса. Педагог обращает внимание на то, чтобы дети точно подбирали слова, пра­вильно произносили звук р (рь) в словах. Ответы должны быть индивидуальные. Занятие проводится в быстром темпе.

 

Подбери похожие слова

Цель:Разви­вать у детей слуховое восприятие, учить их различать и подбирать близкие по звучанию слова.

Ход игры:Воспитатель произносит слова, близкие по звучанию: кошка — ложка, ушки — пушки. Затем он произносит одно слово и предлагает детям самим подобрать к нему другие слова, близкие по звучанию: ложка (кошка, ножка, окошко и т. д.), пушка (мушка, сушка), зайчик (мальчик, пальчик), банки (танки, санки), шина (машина), потолок (уголок) и т.д.

Воспитатель следит, чтобы дети правильно подбирали слова, • произносили их внятно, чисто.

 

Угадай, где кружки, а где кружки

Цель:Разви­вать у детей слуховое восприятие, учить их различать и подбирать близкие по звучанию слова.

Наглядный   материал.   Две  кружки  и  два  кружка.

Ход игры:Воспитатель показывает детям кружки и кружки, называ­ет их и просит повторить. Когда они усвоят эти слова, воспи­татель держит кружки над кружками и спрашивает: «Что находится сверху (кружки), а что снизу (кружки)?» Дети отвечают. Потом воспитатель меняет предметы местами и сно­ва спрашивает, где находятся кружки, а где кружки. Дети дают полный ответ.

Воспитатель следит за тем, чтобы дети правильно ука­зывали, где какой предмет находится, и четко выговаривали слова.

 

 

Топ-топ-топ

Цель:Учить детей определять на слух скорость произнесения звукосочетаний, а также произносить их в разном темпе.

Ход игры:Воспитатель предлагает детям послушать сначала, как«маленькие ножки бежали по дорожке» (произносит том топ-топ в ускоренном темпе), затем как «большие ноги то пали по дороге» (произносит топ...топ...топ медленно). После этого воспитатель произносит данное звукосочетание то быстро, то медленно, а дети должны отгадать, какие ноги топали по дороге — большие или маленькие.

Педагог добивается, чтобы все дети точно определяли на слух скорость произнесения данного звукосочетания, сами умели произносить его и быстро, и медленно.

 

Угадай, какой поезд

Цель:Учить детей определять на слух скорость произнесения звукосочетаний, а также произносить их в разном темпе.

Наглядный материал.Картинки с изображением товарного, пассажирского и скорого поездов.

Ход игры:Воспитатель показывает картинки с изображением раз­ных поездов и говорит: «Когда идет товарный поезд, то его колеса стучат так (произносит тук...тук...тук медленно). Пассажирский поезд идет немного быстрее, и колеса его стучат так (произносит тук-тук-тук в умеренном темпе). Скорый поезд идет быстро, и его колеса стучат так: (произносит тук-тук-тук в слегка ускоренном темпе)». Дети тоже произносят тук-тук-тук в разном темпе. Когда они усвоят, как стучат колеса различных поездов, воспитатель предлагает им внимательно слушать и определять на слух (по скорости произнесения им звукоподражания), какой идет поезд. Воспитатель произносит тук-тук-тук то быстро, то в умеренном темпе, то медленно. Дети от­гадывают.

 

Котенок

Цель.Развивать у детей слуховое восприятие, учить их различать на слух, а также воспроизводить самим раз личные интонации.

Наглядный материал. Фланелеграф, картинки: девочка, котенок, собака, блюдце — или же игрушки: кукла, котенок, собака, блюдце (для инсценировки).

Ход игры:Воспитатель  ставит  на  фланелеграф  картинку  с  изображением  девочки  и  говорит:   «Это  Таня.   Идет  Таня  с  прогулки домой  (показывает)  и видит:   около забора сидит маленький котенок (выставляет соответствующую картинку    на фланелеграф). Кого увидела Таня?» — «Котенка»,— отвечают дети. «Сидит котенок,— продолжает воспитатель,— и жалобно так мяукает мяу-мяу (произносит с жалобной интонацией). Как котенок мяукает? (Дети (2—3) повторяют с той же ин­тонацией мяу-мяу.) Таня взяла котенка на руки,— расска­зывает воспитатель дальше,— и принесла его домой (пере­ставляет картинки в сторону). Дома она налила ему в блюдечко молоко (прикрепляет на фланелеграфе картинку с изображением блюдца). Увидел котенок молоко, обрадовал­ся,— завилял хвостом и радостно замяукал (произносит мяу-мяу с интонацией радости). Как он замяукал? (Дети повторяют.) Попил котенок молока, свернулся колечком и крепко заснул. А в это время прибежала собака Жучка (показывает картинку), увидела она котенка и стала на него громко лаять аф-аф, прогонять котенка. Как Жучка лаяла? (Дети (2—3) показывают, как лает собачка.) Рассердился котенок, выгнул спину дугой и сердито замяукал мяу-мяу (воспитатель произносит звукоподражание с соответствующей интонацией) — не мешай мне спать. Как сердился котенок? (Дети показывают.) Испугалась Жучка котенка и убежала» (картинку убирают).

Потом воспитатель еще раз воспроизводит звукоподра­жание мяу-мяу с различной интонацией (жалобно, радост­но, сердито) и предлагает детям на слух определить, когда котенок  мяукает  жалобно,  когда  радостно,  когда  сердито.

Педагог следит, чтобы дети правильно определяли на слух интонацию, и добивается, чтобы они научились вос­производить    звукоподражание    с    различной    интонацией.

 

Интересные слова

Цель. Дать детям представление о многозначности слова; поупражнять в четкомпроизношении слов.

Наглядный материал. Авторучка, кукла, сумка, чашка, чайник.

Ход игры:Воспитатель показывает детям авторучку и спрашивает: «Что это?» — «Ручка»,— отвечают дети. «Правильно,— гово­рит воспитатель.— У меня рука, а у куклы рука малень­кая (показывает). Как мы назовем маленькую руку у кук­лы?» — «Ручка»,— говорят дети. «Да, маленькая рука тоже ручка». Затем он показывает сумку (корзинку) и обращает внимание детей на то, что у сумки тоже есть ручка. «А когда мы открываем и закрываем дверь, за что мы беремся?» — спрашивает он снова. «За ручку».— «А кто мне скажет, У каких предметов еще есть ручки?» Дети вспоминают. В конце занятия воспитатель обращает внимание детей на то, как много разных пред­метов имеют ручки,  и все ручки разные,  но все  их называют одним словом ручка. Затем педагог говорит, что одним и тем же словом могут называться и разные предметы например  лук,   который  едят,   лук,   из   которого   стреляют.

 

Что делает?

Цель.Показать детям, что слова бывают разные и звучат они по-разному.

Наглядный материал.Картинки с изображением девочки, выполняющей различные действия: прыгает, играет, читает, рисует, поет, умывается, бегает, спит и т. д.

Ход игры:Воспитатель показывает картинки и спрашивает детей что делает девочка. Когда дети назовут все действия, изображенные на картинках, воспитатель предлагает перечислить, что еще может делать девочка. Если дети затрудняются, он им помогает: есть, стирать, петь, танцевать, говорить и т. д.

Воспитатель обращает внимание детей на то, как много есть разных слов о том, что может делать девочка.

 

Что неверно?

Цель:Развивать внимание де­тей к речи окружающих, приучать их обнаруживать смысловые несоответствия, подбирать нужные слова с учетом содержания текста

Ход игры:Предварительно воспитатель разъясняет значение отдель­ных слов: комбайн, косари.

Детям дважды читают стихотворение «Верно ли это?» и предлагают найти несоответствие в некоторых фра­зах.

Это верно или нет,

Что, как сажа, черен снег?

Сахар — горек,

Уголь — бел,

Ну а трус, как заяц, смел?

Что комбайн не жнет пшеницы?

Что в упряжке ходят птицы?

Что летать умеет рак,

А медведь — плясать мастак?

Что растут на вербе груши?

Что киты живут на суше?

Что с зари и до зари

Сосны валят косари?

Ну, а белки любят шишки,

А лентяи любят труд...

А девчонки и мальчишки

В рот пирожных не берут?

 

 

 

Клички животных

Цель:Развивать внимание де­тей к речи окружающих, приучать их обнаруживать смысловые несоответствия, подбирать нужные слова с учетом содержания текста

Ход игры:Воспитатель предварительно обсуждает с детьми, какие клички можно дать кошке, собаке, курам, коровам, козлу. Объясняет, что курицу можно назвать «Хохлаткой».

Затем предлагает детям послушать стихотворение, а потом сказать, правильно ли названы клички животных.

А еще была у них

Курица Буренка.

А еще у них была

Собачонка Мурка,

А еще — два козла —

Сивка да Бурка!

(Ю. Черных)

Если дети затрудняются найти все несоответствия, имею­щиеся в стихотворении, то воспитатель задает вопросы: «Можно кошку назвать Жучкой? Кого можно так называть? Можно курицу назвать Буренкой?» И т. д.

 

Сколько слов?

Цель: Развивать внимание де­тей к речи окружающих, приучать их обнаруживать смысловые несоответствия, подбирать нужные слова с учетом содержания текста

Ход игры:Воспитатель произносит одно слово с каким-нибудь из отрабатываемых звуков. Например, при закреплении звука ш называет слово мишка и спрашивает: «Сколько слов я назвала? Есть в этом слове звук ш или нет?» После ответов воспитатель предлагает детям подобрать по одному слову, в котором был бы звук ш, затем слова, в которых этого звука нет. (5—6 ответов.)

Потом педагог произносит фразу, состоящую из двух слов

«Мишка спит», и спрашивает: «А сейчас сколько слов я произнесла? Назовите слово, в котором есть звук ш; слово, вкотором нет этого звука». После того как дети ответят, какое первое слово (мишка), какое — второе (спит), воспита­тель предлагает им назвать фразу, состоящую из двух таких слов, чтобы в названии одного из них обязательно был бы заданный звук. Ребенок, придумавший фразу, называет первое слово, потом второе и указывает, в каком из них есть заданный звук.

Если дети легко справляются с данным заданием, то воспи­татель предлагает им называть фразы состоящие из трех и более слов. Сначала слова называются по порядку, а потом только те, которые включают заданный звук. Например, ребе­нок называет фразу: «Едет зеленая машина», перечисляет по порядку слова: едет, зеленая, машина, затем указывает слово, в котором есть звук ш (машина).

В последующих занятиях воспитатель в игровой форме предлагает детям выделять из фраз несколько слов с задан­ным звуком с указанием количества и порядка слов в пред­ложении (фразы даются без предлогов и союзов). Напри­мер, в предложении «Мама купила Тане плюшевого мишку» дети называют сначала слова, в которых есть звук ш (плю­шевого, мишку), затем определяют количество слов в данной фразе, их последовательность.

Воспитатель следит, чтобы дети правильно выделяли слова с заданным звуком, четко произносили отрабатываемые звуки, устанавливали количество и последовательность расположе­ния слов в предложениях.

 

Кто лучше слушает?

Цель:Развивать внимание де­тей к речи окружающих, приучать их обнаруживать смысловые несоответствия, подбирать нужные слова с учетом содержания текста

Ход игры:

Вариант 1

Воспитатель вызывает к себе двух детей. Ставит их спиной друг к другу, боком ко всей группе, и говорит: «Сейчас поиграем в игру на внимательность. Я буду называть слова, а Саша будет поднимать руку лишь тогда, когда услышит слова со звуком ш. Какой звук?.. А Лариса будет поднимать руку лишь тогда, когда услышит слова, в которых есть звук ж. Какой звук?..» Еще раз предлагает детям сказать, кто и когда должен поднимать руку. Дети подсчитывают коли­чество правильных ответов, отмечают ответы неверные. Педа­гог с небольшим интервалом называет слова (всего 15 слов: 5— со звуком ш, 5— со звуком ж и 5— где нет этих звуков). Предлагается примерно такой набор слов: шапка, дом, жук, лиса, ежик, кошка, тарелка, вешалка, лыжи, карандаш, бочка, ножницы, замок, лужа, крыша.

Все следят за тем, правильно ли вызванные ребята вы­полняют задание. Если кто-то из них допустил ошибку, воспитатель предлагает остальным детям исправить ее, указав на  заданный  звук в  слове  или на  отсутствие  его.   В конце занятия  дети   называют   ребенка,   который   был   более   внимательным, верно выделил все слова и ни разу не  ошибся.

 

Вариант 2

Воспитатель вызывает двух детей: один из них должен поднимать руку на слова со звуком ш, другой — со  зву­ком ж. Предлагает группе назвать слова, в которых есть звук ш или ж. В конце занятия дети определяют победи­теля.

 

Вариант 3

Педагог предлагает двум детям подбирать слова: одному — со звуком ш, другому — со звуком ж. Выигрывает тот, кто больше назовет слов, не допустив ни одной ошибки.

 

Придумай необычные слова

Цель:Развивать внимание де­тей к речи окружающих, приучать их обнаруживать смысловые несоответствия, подбирать нужные слова с учетом содержания текста

Ход игры:Воспитатель читает детям стихотворение И. Токмаковой «Плим» и говорит: «Мальчик придумал смешное слово плим, которое ничего не обозначает. А вы можете приду­мать такие слова, которые тоже бы ничего не обозначали? (3—4 ответа.) Затем педагог напоминает детям, что на преды­дущих занятиях они подбирали разные слова — названия игрушек, предметов — со звуками с и ш, з и ж, ш и ж. «А сейчас придумайте такие смешные слова, как слово плим, но со звуками ч и щ». Дети придумывают слова сначала со звуком ч, потом со звуком щ. Воспитатель обращает вни­мание на то, чтобы дети выделяли эти звуки в словах го­лосом, произносили их отчетливо и ясно.

 

 

Каждому предмету свое место

Цель:Развивать внимание де­тей к речи окружающих, приучать их обнаруживать смысловые несоответствия, подбирать нужные слова с учетом содержания текста

Наглядный материал. В зависимости от того, какая пара звуков отрабатывается, подбираются предметные кар­тинки. Например, для работы по дифференциации звуков ц и ч нужен такой набор: цветок, цыпленок, курица, яйцо, пуговица, кольцо, цапля, птенец,- чашка, очки, ключи, удоч­ка, ручка, бабочка, ключ, часы и т. д. Желательно, чтобы предметы,   изображенные   на   картинках,    не   повторялись.

Ход игры:Воспитатель раздает детям по одной картинке и предла­гает внимательно рассмотреть, что на них изображено. За­тем показывает картинку с изображением, например, цвет­ка и спрашивает: «В данном слове какой звук: ц или ч?» После 2—3 правильных ответов воспитатель ставит картинку на фланелеграф слева. Потом показывает вторую картинку с изображением, например, чайника и спрашивает: «В слове чайник какой звук: ц или ч?» Картинка с предметом на звук ч ставится на фланелеграф справа.

После этого предлагает детям внимательно посмотреть на свои картинки и определить, в названии каких пред­метов есть звук ц,  в  каких ч.  Затем  по  очереди вызывает ребят, и они аналогично действиям педагога прикрепляют свои картинки на фланелеграф слева (если в названии предмета есть звук ц) или справа (если есть звук ч). Не­правильные ответы разбираются всей группой. Ребенку, допустившему ошибку, предлагают подобрать несколько слов на заданный звук. В конце занятия дети перечисляют сна­чала все предметы, игрушки, животных, в названии кото­рых есть звук ц, затем — со звуком ч, выделяя голосом эти звуки. Чаще вызываются дети, которые недоста­точно четко дифференцируют эти звуки.

 

Отгадай, что это?

Цель:Развивать внимание де­тей к речи окружающих, приучать их обнаруживать смысловые несоответствия, подбирать нужные слова с учетом содержания текста

Наглядный материал.

Фланелеграф, красиво оформ­ленная коробка с набором картинок, предназначенных для закрепления или дифференциации звуков. Например, при за­креплении звука с набор картинок должен быть следую­щим: санки, сумка, лиса, автобус и пр.; при закреплении звука ш: шашки, машина, кошка, мишка и пр. Этот же набор  используется  и  для  дифференциации  звуков  с   и  ш.

Ход игры: Педагог обращается к детям: «На Новый год Дед Мороз прислал много интересных предметов и игрушек. Они изо­бражены на картинках, которые лежат в этой красивой коробке (показывает коробку). Дед Мороз просил не пока­зывать их вам до тех пор, пока вы сами не отгадаете, что на них изображено. А отгадывать вы будете так. Один из вас подойдет ко мне (вызывает одного ребенка) и, не называя игрушки (или предмета), изображенной на этой картинке (дает ее ребенку), расскажет нам о ней все, что знает». Ребенок описывает изображение. Например, если на картин­ке нарисована машина, то ребенок говорит: «Эта игрушка состоит из кузова и четырех колес. На ней можно возить разные предметы. Что это?» Сначала воспитатель помогает детям описывать игрушки и предметы, постепенно приучая их к составлению самостоятельных рассказов. Дети отгадывают, что это за игрушка. Четко называют ее, определяют, есть ли в данном слове отрабатываемый звук, выделяют его го­лосом: машшшина. В конце занятия дети перечисляют все игрушки и предметы, которые Дед Мороз подарил им на Новый год.

Для отгадывания, предметов и игрушек можно использо­вать вместо их описания загадки, которые заранее заучи­ваются с детьми.

 

 

Слова могут звучать громко и тихо

Цель:Развивать голосовой аппарат и peчевой   слух:   учить   детей   различать   на   слух   громкость   и скорость произнесения слов и фраз,  поупражняться  в  произнесении слов и фраз с различной громкостью и скоростью

Ход игры:Воспитатель громко произносит слово машина и спраши­вает детей, как оно произнесено — тихо или громко.  Затем повторяет это слово вполголоса и снова просит детей ответить:   «А   сейчас   это   слово   я   произнесла   так   же   громко, как в первый раз или нет?» Дети отвечают, что слово произнесено тихо. В третий раз слово машина воспитатель произ­носит шепотом. Предлагает детям определить, как произнесено   слово  на   этот  раз.   Воспитатель  еще  раз   подчеркивает, что слово можно произнести с различной громкостью:  ше­потом, тихо (вполголоса) и громко. Предлагает детям самим подобрать какое-нибудь слово (желательно на отрабатываемый звук) и произнести его с различной громкостью: сначала шепотом,  потом тихо и громко  (слова произносятся  отчет­ливо с выделением голосом отрабатываемого звука).

 

Вариант 2

Дети заучивают чистоговорку (с учетом отрабатываемого звука). Например, при закреплении звука л или при дифферен­циации звуков л — ль можно использовать такую фразу:

В уголок Аленка села, У Аленки много дела.

Воспитатель предлагает 3—4 детям произнести чистоговорку сначала шепотом или тихо, т. е. так, чтобы не ме­шать Аленке заниматься своим делом, затем произнести ее громче обычного: как бы рассказать, всей группе о том, чем занимается Аленка. В качестве упражнений для развития голосового аппарата при произнесении фраз с различной гром­костью, кроме чистоговорок, можно использовать отрывки из стихотворений, потешки, считалки.

 

 

Какой звук есть во всех словах?

Цель:Поупражнять детей в четком произношении изолированных звуков, развивать фонематиче­ское восприятие, элементы звукового анализа: учить детей различать на слух и в произношении согласные звонкие и глухие, твердые и мягкие, свистящие и шипящие; развивать внимание к звуковой стороне слова; определять в словах наличие заданных звуков, выделять в словах первый и по­следний звук.

Ход игры:Воспитатель произносит 3—4 слова, в каждом из которых есть один из отрабатываемых звуков: шуба, кошка, мышь — и спрашивает: «Какой звук есть во всех этих словах?» Дети называют: «Звук ,ш». Затем предлагает определить, какой звук есть во всех ниже приведенных словах: жук, жаба, лыжи — ж; чайник, ключ, очки — ч; щетка, ящик, щавель —щ; коса, усы, нос — с; селедка, Сима, лось — сь; коза, замок зуб — з; зима, зеркало, вазелин — зь; цветок, яйцо, курица — ц; лодка, стул, лампа — л; липа, лес, соль — ль.

Воспитатель следит, чтобы дети четко произносили звуки правильно называли твердые и мягкие согласные.

 

Волшебный замок

Цель:Поупражнять детей в четком произношении изолированных звуков, развивать фонематиче­ское восприятие, элементы звукового анализа: учить детей различать на слух и в произношении согласные звонкие и глухие, твердые и мягкие, свистящие и шипящие; развивать внимание к звуковой стороне слова; определять в словах наличие заданных звуков, выделять в словах первый и по­следний звук.

Ход игры:«Высоко в горах стоял замок. Жила в этом замке добрая волшебница Фея с красивой дочерью и с умным сильным сыном. Сына звали так, что в его имени был звук с. Как его могли звать? (Дети называют имена, в которых есть этот звук.) А дочку звали так, что в ее имени был звук ш. Как ее могли звать? («Маша, Даша, Саша, Шура»,— называют дети).

Недалеко от доброй Феи жил злой волшебник Орбод. Орбод имел сына. В его имени не было ни звука с, ни звука ш. Как его могли звать? (Дети называют имена, в которых нет этих звуков:  «Дима, Витя, Петя и т. д.».)

В саду доброй Феи во все времена года росли красивые Iцветы, и было там много разных зверей и птиц. В названии одних  животных  был  звук  с.   Какие   это  были  животные?  (Собака,  лиса,  сова, аист.)  В названии других  были  звуки  з  и  зь.   Какие  это  были  Животные?   (Коза,  заяц,  обезьяна, зебра.)

В саду злого волшебника Орбода росли только колючки да крапива, а дом его охраняли лишь только те животные, в названии которых не было ни звука с, ни звука з. Какие это были животные? (Тигр, лев, леопард, шакал.)

У Феи была волшебная палочка. При помощи нее она могла   превращать одни предметы в другие. Стоило ей дотронуться своей палочкой до предмета, в названии которого был звук с, как он превращался в предмет, в названии которого был звук ц. Например, ссстакан она могла превратить в цццветок, сссоль в кольцццо. Сейчас мы тоже будем превращать одни   предметы  в  другие.   (Воспитатель   предлагает   одним  детям называть  предметы  со  звуком  с,   а  другим  превращать  их в предметы со звуком ц—создает игровую ситуацию.) При назывании слов дети должны выделять голосом звуки с и ц. Злой волшебник Орбод тоже мог превращать одни пред­меты в другие, но в такие, где оба этих звука (с и ц) отсутство­вали.   В  какие  предметы   он  мог  превратить  ручку,   диван, кровать, пальто, веник и т. д.? (Дети называют.).

В саду доброй Феи росла волшебная яблоня, на которой весь год висели крупные сочные яблоки. И тот, кто съедал волшеб­ное яблоко с этой яблони, становился умным и сильным. Но в волшебный замок могли попасть не все, а только те, кто придумывал и называл два волшебных слова. Одно из них должно начинаться со звука с, другое — со звука щ. Сыну Орбода очень хотелось попасть в волшебный замок и попробовать волшебных яблок, чтобы стать сильным и умным, но он не могназвать волшебных слов и поэтому двери замка для него навсегда оказались закрытыми. А вы можете подобрать такие слова (предметы) со звуками с и ц? Кто подберет их, тот попадет в волшебный замок. (Воспитатель предлагает детям называть по два слова, одно из которых начиналось бы со звука с, другое — с ц. Повторять уже названные слова нельзя.)»

В процессе занятия воспитатель следит за тем, чтобы все дети принимали активное участие, правильно подбирали слова на заданные звуки, анализировали ошибки, допущен­ные их товарищами.

 

 

Рассказ о зайце

Цель:Поупражнять детей в четком произношении изолированных звуков, развивать фонематиче­ское восприятие, элементы звукового анализа: учить детей различать на слух и в произношении согласные звонкие и глухие, твердые и мягкие, свистящие и шипящие; развивать внимание к звуковой стороне слова; определять в словах наличие заданных звуков, выделять в словах первый и по­следний звук.

Ход игры:«На лесной опушке жили заяц и зайчиха с маленькими зайчатами. Около дома был у них огород, на котором они выращивали овощи со звуками р и рь. Названия каких овощей вы знаете, где есть эти звуки? (Дети называют: помидоры, картофель,  огурцы,  редиска,  репа,  укроп,  петрушка и  пр.)

Осенью собрал заяц урожай и решил часть овощей про­дать на базаре, а часть оставить себе. Овощи, в названии которых есть звук рь, заяц оставил себе. Какие овощи заяц оставил себе? (Редиску, репу, редьку.) Звук рь мягкий или твердый? Овощи, в названии которых есть звук р, заяц решил продать на рынке. Какие овощи решил заяц продать на рынке? Звук р твердый или мягкий?

Рано утром пошел заяц на базар. Идет, песни поет, а на­встречу бежит ежик с большим мешком за спиной. «Здравст­вуй, колючий!» — говорит заяц ежу. «Здравствуй, ушастик!» — отвечает еж. «Что у тебя в мешке?» — спрашивает заяц. «Игрушки для моих ежат»,— отвечает еж. «Что за игруш­ки?» — спрашивает заяц. «Да разные,— говорит еж,— есть такие игрушки, в названии которых звук ж, но есть и такие, в названии которых звук ш». Ж — какой звук: звонкий или глухой? А звук ш звонкий или глухой? Как вы думаете, какие игрушки нес еж в мешке, в названии которых есть звук ж? Какие игрушки были со звуком ш?

Попрощался заяц с ежом и пошел дальше. По дорогеон встретил многих знакомых животных. Сначала он встретил тех, названия которых начинались с твердого согласного. Какие это были животные? (Волк, собака, крот, мышка.) А потом встретил таких зверей, названия которых начинались с мягкого согласного. Кто это мог быть? (Медведь, бегемот, белка, лиса и пр.)

И вот, наконец, пришел заяц на базар. Быстро он продал свои овощи, а на вырученные деньги решил купить для дома разную посуду. У енота он купил такую посуду, названия которой начинались со звонких согласных. Какую вы знаете посуду, которая начинается со звонких согласных? (Вилка] ложка, графин, блюдца и пр.) А у барсука заяц купил посуду названия которой начинаются с глухих согласных. (Кастрюля тарелка, сковорода, половник и др.) Вечером, когда заяц пришел домой с новой посудой, зайчиха и зайчата были очень рады его покупкам.»

 

 

Подарки лесным зверюшкам

Цель:Поупражнять детей в четком произношении изолированных звуков, развивать фонематиче­ское восприятие, элементы звукового анализа: учить детей различать на слух и в произношении согласные звонкие и глухие, твердые и мягкие, свистящие и шипящие; развивать внимание к звуковой стороне слова; определять в словах наличие заданных звуков, выделять в словах первый и по­следний звук.

Ход игры:«Крокодил Гена в этом году отдыхал в Африке. Из Африки он привез своим друзьям (лесным зверюшкам) много разных подарков. Каждому он подарил игрушку или предмет, который начинается с такого же звука, как и название зверюшки. Например, зайчику... С какого звука начинается слово зайчик? Правильно, со звука з. Он подарил зззвоночек. С какого звука начинается зззвоночек («Со звука з»,— подсказывают  дети.)   Итак,   зззайчику   он   подарил   зззвоночек.

Лллисенку... С какого звука начинается это слово? Правильно, со звука ль». Если кто-то из детей скажет со звука л, воспитатель повторяет слово, предлагая внимательно послу­шать и определить, какой в этом слове первый звук: л или ль. «Какой же подарок приготовил крокодил Гена лисенку?» Если в названии игрушки или предмета, подобранного детьми, слова  будут начинаться с  твердого согласного,   то лисенок подарка не принимает.  Он  (воспитатель)  говорит,  что  этот  подарок был предназначен для другого животного: например,  если кто-то назовет в качестве подарка лопаточку, то лисенок предлагает  этот  предмет  подарить  лосенку,   так  как  слово  лллопаточка начинается со звука л, а мне, говорит лисенок,  больше подойдет такой подарок, как ленточка.

Педагог   предлагает   детям   назвать,   какие   подарки   мог  подарить крокодил Гена таким лесным зверюшкам,  как бе­лочка, барсучонок, медвежонок, волчонок, лягушонок, сорока, ворона   и   пр.,    а    также    своему   близкому   другу   Чебу­рашке.

Потом  воспитатель может  предложить  детям  подобрать  подарки домашним животным: козленку, ягненку, жеребенку, щенку, ослику, котенку, верблюжонку и пр.

 

 

Назови первый звук в слове

Цель:Поупражнять детей в четком произношении изолированных звуков, развивать фонематиче­ское восприятие, элементы звукового анализа: учить детей различать на слух и в произношении согласные звонкие и глухие, твердые и мягкие, свистящие и шипящие; развивать внимание к звуковой стороне слова; определять в словах наличие заданных звуков, выделять в словах первый и по­следний звук.

Наглядный  материал. Игрушка Буратино.

Ход игры:Воспитатель показывает Буратино и говорит:   «Буратино   скоро пойдет в школу, а сегодня он пришел к нам на заня­тие, чтобы научиться узнавать в словах первый звук. Буратино, с какого звука начинается твое имя?» Буратино машет головой  (инсценировка).  Педагог:   «Ты не  знаешь,  с какого звука  начинается твое имя? Дети,  скажите,  с какого звука начинается имя Буратино». После ответов воспитатель предлагает определить, с какого звука начинаются имена их соседей  («Саша,  с какого звука начинается имя девочки,  которая сидит рядом с тобой?»), названия тех или иных живот­ных, предметов.

 

Назови последний звук в слове

Цель:Поупражнять детей в четком произношении изолированных звуков, развивать фонематиче­ское восприятие, элементы звукового анализа.

Наглядный материал. Картинки: автобус, гусь, пте­нец, плащ, дом, ключ, стол, дверь, самовар, кровать, беге­мот и др.; фланелеграф.

Ход игры:Воспитатель показывает картинку, просит назвать, что на ней изображено, а потом сказать, какой в слове последний звук. Просит 2—3 детей четко повторить звук в слове. («Это что?»—показывает картинку. «Дверь», — называют дети. «Какой последний звук в этом слове?» Дети: «Звук рь».) Воспитатель обращает внимание на четкое произношение изолированных звуков, четкое дифференцирование твер­дых и мягких согласных («Вслове дверь последний звук рь, а не р».) Когда все картинки будут разложены на фланелеграфе, воспитатель предлагает отложить в одну сторону картинки, на которых названия предметов заканчиваются на твердый согласный, в другую — на мягкий. Детям, у кото­рых произношение звуков еще недостаточно четкое, пред­лагает отчетливо произнести согласные звуки в конце слова.

 

 

Подбери на последний в слове звук другое слово

Цель:Поупражнять детей в четком произношении изолированных звуков, развивать фонематиче­ское восприятие, элементы звукового анализа.

 Ход игры:Воспитатель делит группу на две команды (по рядам) и предлагает такую игру. Дети одной команды (левый ряд) подбирают сначала слово на заданный звук, четко произнося все звуки. Дети другой команды (правый ряд) должны правильно подобрать слово на тот звук, на который за­канчивается слово, сказанное первой командой (левый ряд). Например, воспитатель предлагает детям левого ряда подобрать слово с начальным звуком щ. Дети называют: «Щенок». Воспитатель: «На какой звук заканчивается слово щенок?» Дети второй команды (правый ряд) называют по­следний звук в этом слове (к) и подбирают на этот звук другое слово, например кот. Дети первой команды указы­вают, на какой звук оканчивается слово кот, и подбирают слово на последний звук, т. е. на звук т, например танк. Щенок кот танк и т. д. Игра продолжается до тех пор, пока кто-нибудь из детей той или иной команды не оши­бется.

 

 

Чья команда победит

Цель:Поупражнять детей в четком произношении изолированных звуков, развивать фонематиче­ское восприятие, элементы звукового анализа.

Ход игры:Воспитатель вызывает 6 детей, распределяет их на две команды. Предлагает придумать названия своим командам: одна из команд должна придумать название, начинающееся со звонкого согласного, другая — подбирает своей команде название, которое начинается с глухого согласного. Остальные дети — болельщики, они будут помогать своим командам.

Например, одна из команд «Заря», другая—«Спартак». Если дети сами не могут назвать команды, воспитатель им подсказывает.

«Команда «Заря»,— говорит воспитатель,— будет называть только те слова, которые начинаются со звонкого звука, команда «Спартак» будет подбирать слова, которые начинаются с глухого согласного».Дети из каждой команды по очереди на­зывают слова (то со звонкими согласными, то с глухими). За каждый правильный ответ команда получает фишку. Выигры­вает та команда, которая назовет больше слов и меньше сделает ошибок, т, е. получит наибольшее количество фишек (они подсчитываются в конце игры).

 

 

Найди нужный цвет

Цель:Поупражнять детей в четком произношении изолированных звуков, развивать фонематиче­ское восприятие, элементы звукового анализа.

Наглядный материал. Геометрические формы: квадраты (треугольники, круги, прямоугольники, овалы) разного цвета — красные, черные, белые, желтые, зеленые, голубые, синие,   фиолетовые,   коричневые,   оранжевые;   фланелеграф.

Ход игры:Из цветной бумаги вырезают разного цвета геометрические формы. На занятии воспитатель может использовать лишь одну форму, например квадраты. Воспитатель по­казывает квадраты разного цвета, уточняет знание детьми всех выше указанных цветов. Квадраты прикрепляет к фланелеграфу. Затем предлагает назвать лишь те цвета, в названии которых есть звук р (красный, оранжевый, чер­ный), потом назвать квадраты такого цвета, в названии кото­рых есть звук рь (коричневый), наконец, квадраты, в на звании которых есть звук л (желтый, голубой, белый), звук ль (зеленый, фиолетовый); назвать квадраты такого цвета, в названии которых нет ни звука р (рь), ни звука л (ль).

 

 

В каких словах звук лишний, в каких пропущен?

Цель:Поупражнять детей в четком произношении изолированных звуков, развивать фонематиче­ское восприятие, элементы звукового анализа.

Ход игры:Воспитатель предлагает детям внимательно послушать стихотворение «Невпопад» И. Токмаковой. Сначала читает все стихотворение целиком.

На помощь! В большой водопад                     

Упал молодой леопад!

Ах, нет! Молодой леопард

Свалился в большой водопард.

Что делать — опять невпопад.

Держись, дорогой леопад,

Верней, дорогой леопард!

Опять не выходит впопард!

Воспитатель спрашивает, все ли слова в этом стихотво­рении она прочитала верно. Предлагает детям определить, почему некоторые слова непонятны. После ответов читает стихотворение повторно по частям.

Затем воспитатель предлагает детям назвать слова, в которых звук р был бы лишним (недостающим). Дети придумывают слова, четко произнося в них звук р.

 

 

Чем отличаются слова?

Цель:Поупражнять детей в четком произношении изолированных звуков, развивать фонематиче­ское восприятие, элементы звукового анализа.

Ход игры:Воспитатель: «Есть слова, которые хотя и похожи по звучанию, но разные. Дом и сом. Одинаковые слова? Пра­вильно, разные: дом — помещение, где живут люди, сом — рыба. Но они близки по звучанию. Кошка и ложка. Похожи по звучанию? (Дети отвечают.) А дом и кошка? Похожи по звучанию или нет? Дом и сом близки по звучанию и отличаются только одним звуком. В слове дом первый звук д, в слове сом — с. Какой звук надо заменить в слове дом, чтобы получилось слово сом? (Если дети затрудняются, воспитатель подсказывает.)

А чем отличается слово лак от слова рак? Какой звук надо заменить в  слове рак,  чтобы получилось слово лак?)

Воспитатель предлагает детям назвать, чем отличаются такие слова; шишка мишка, кот рот, мак рак, тесто место, галка палка, день пень, губка шубка, грач врач, друг круг; крыса крыша, коса коза, миска мишка, мушка мошка и т. д. Дети повторяют слова, ycтанавливают  отличия,  четко произнося изолированные  звуки.

 

Вариант 2

Воспитатель   предлагает   детям   определить,   чем   отличаются слова крот и кот, спрашивает:  «Какой звук надо добавить   к   слову   кот,   чтобы   получилось   слово   крот?»   Затем предлагает определять,  чем  отличаются слова:  ель и щель, Оля и Коля, сто и стол, вол и волк, стол и столб, игры и тигры,  порт и спорт,  кошка и крошка, утки и сутки,  каски  и, краски, сова и слова, бобы и бобры.

Воспитатель следит, чтобы дети не только правильно указывали различия в словах, но и четко, внятно произносили отдельные звуки: «В слове Коля есть звук к (а не ка, кэ), а в слове Оля этого звука нет». Или: «К слову Оля надо добавить звук к, чтобы получилось слово Коля».

Часы

Цель:Поупражнять детей в четком произношении изолированных звуков, развивать фонематиче­ское восприятие, элементы звукового анализа.

В   качестве  наглядного  материала   используется  рисунок часов.

Ход игры:Ребенку предлагается назвать предметы, животных, изображенных на циферблате   часов.   При   их   назывании   обращается   внимание   на четкость и правильность произношения звуков ш, ж, ч, щ, л, ль, р, рь;

—при назывании предмета, животных произносить слова так, чтобы ясно слышались в них звуки (ш, ж, ч, щ, л, ль, р, рь),
т. е. выделить их голосом: жжжук;

—найти и назвать слова, в которых есть звук ш, звук ж и т. д.;

—выделить и назвать первый и последний звук в названиях предметов;

—назвать сначала те предметы,  которые  начинаются со звонких согласных, потом — с глухих;

—определить, какой первый и последний звук в названии предмета: твердый или мягкий согласный, гласный;

—подобрать слова, начинающиеся с того же звука, что и название предмета, указанного маленькой стрелкой;

—подобрать слова, оканчивающиеся на те же звуки, что и   название   предмета,   на   который   указывает   маленькая
стрелка часов;

—придумать фразы, состоящие из двух, трех и четырех слов, обязательно включая названия тех предметов, на которые показывают маленькая и большая стрелки часов.

 

Мячик мы ладошкой "стук", повторяем друж­но звук

Цель: Развитие фонематического восприятия, быстроты реакции, закрепление знания гласных звуков.

Ход игры. Педагог: Когда услышите звук «А», стукните мячом об пол. Поймав мяч, повторите этот звук.

А — У — О — У — А — А — О — У

 

Гласный звук услышат ушки, мяч взлетает над макушкой

Цель:Развитие фонематического восприятия, быстроты реакции, выделение заданного гласного из ряда других.

Ход игрыПедагог: Я буду называть гласные звуки. Подбросьте мяч, когда услышите звук «Э».

А – Э – У – Ы – Э – А – У – О – А – Э – Ы – Э

 

Звуки гласные поем мы с мячом моим вдвоем

Цель: Развитие длительного, плавного выдоха, закрепле­ние произношения гласных звуков.

Ход игрыВариант 1. Педагогпредлагает детям пропеть гласный звук, одновременно прокатывая шарик по столу. Ребенок делает вдох, плавно катит шар товарищу, пропевая гласный:

Вариант 2. Игру можно проводить сидя на полу — в кру­гу или парами, пропевая заданные логопедом гласные звуки и катая мяч.

Педагогобращает внимание детей на то, что мяч нужно прокатывать плавно, звук пропевать протяжно.

 

Стучалочка

Звуки я сказать хочу

И по мячику стучу.

Цель:Тренировка четкого произношения гласных звуков, развитие фонематическою восприятия.

Ход игры. Дети и педагогсадятся в круг. Мяч зажат у каждою между коленями. Логопед произносит гласные зву­ки, отстукивая кулаком по мячу. Дети повторяют индивиду­ально и хором. Звуки отрабатываются в изолированном произношении с постепенным увеличением числа повторении на один выдох, например:

А                     Э                     О                     У

АА                  ЭЭ                  ОО                  УУ

ААА               ЭЭЭ               ООО               УУУ

 

Затем можно произносить различные сочетания звуков:
ААЭАЭО  ААУ

 

Поющие мячики

По мячу сперва стучу, апотом его качу.

Цель:Закрепление короткого и длительного произношения гласных звуков, развитие фонематического восприятия, зак­репление длительного ротового выдоха.

Ход игры.Дети распределяются парами и садятся лицом друг к другу на расстоянии трех метров. У каждой пары мяч. Педагогпроизносит сочетания гласных звуков. Последний звук произносится длительно, пропевается.

Например: А А Э-э-э-э-э. У Э А-а-а-а-а.

Первые два звука сопровождаются ударом кулака по мячу; пропевая третий звук, ребенок катит мяч партнеру. Прока­тывание мяча подчеркнуто плавное, длительное, как и произнесение гласного звука.

Разноцветные мячики

Красный — гласный. Синий — нет. Что за звук? Мне дай ответ!

Цель:Закрепление дифференциации гласных и согласных звуков, развитие внимания, быстроты мышления.

Оборудование:мячи красного и синего цвета.

Ход игры. Вариант 1. Педагог бросает мяч детям. Поймавший назы­вает гласный звук, если мяч красного цвета, согласный — если мяч синего цвета, и бросает мяч обратно логопеду.

Вариант 2. Ребенок называет слово, начинающееся с глас­ного звука, если мяч красного цвета. А если мяч синий, то ребенок называет слово, начинающееся с согласного звука.

 

Тихо — громко

Мы катались по горам,

 Пели тут и пели там.

Цель:Закрепление артикуляции гласных звуков, развитие фонематического восприятия, работа над силой голоса.

Оборудование:малые мячи.

Ход игры.Пропевание заданного звука по демонстрации педагога. Сила голоса соизмеряется с направлением движе­ния руки. По мере движения руки с мячом вверх (на горку) сила голоса увеличивается, вниз (под горку) — уменьшается. При горизонтальном движении руки с мячом (мяч катит­ся по дорожке) сила голоса не изменяется.

В дальнейшем дети самостоятельно дают задание друг другу.

 

Мяч передавай — слово на­зывай

Цель:Развитие фонематических представлений, быстроты реакции.

Ход игры. Играющие выстраиваются в колонну. У игро­ков, стоящих первыми, по одному большому мячу (диамет­ром 25-30 см).

Ребенок называет слово на заданный звук и передает мяч назад двумя руками над головой (возможны другие способы передачи мяча).

Следующий игрок самостоятельно придумывает слово на этот же звук и передает мяч дальше.

 

Звуковая цепочка

Свяжем мы из слов цепочку.

Мяч  не даст поставить точку.

Цель:Развитие фонематических представлений, активиза­ция словаря.

Ход игры. Педагогназывает первое слово и передает мяч ребенку. Далее мяч передается от ребенка к ребенку. Конеч­ный звук предыдущего слова — это начальный звук.

Например: весна — автобус — слон — нос — сова...

Сто вопросов — сто ответов с буквы А (И, В), и только с этой

Цель:Развитие фонематических представлений, воображе­ния.

Ход игры. Педагогбросает мяч ребенку и задает ему воп­рос. Возвращая мяч логопеду, ребенок должен ответить на вопрос так, чтобы все слова ответа начинались с заданного звука, например, со звука И.

Пример:

—  Как тебя зовут?

—  Ира (Иван).

—  А фамилия?

—  Иванова.

—  Откуда ты приехала?

—    Из Иркутска.

—    Что там растет?

—    Инжир.

—    Какие птицы там водятся?

—    Иволги.

—    Какой подарок ты повезешь родным?

—    Ириски и игрушки.

 

 

Слог да слог — и будет слово, мы в игру сыг­раем снова

Вариант 1.

Цель:Закрепление умения добавлять слог до слова.

Ход игры. Педагогговорит детям:

—  Я произнесу первую часть слова, а вы вторую: са хар, са ни.

Затем логопед поочередно бросает мяч детям и говорит первый слог, дети ловят и бросают обратно, называя целое слово. Можно перебрасывать мяч об пол.

 

Вариант 2.

Цель:Дифференциация звуков, развитие внимания, быст­роты мышления.

 

 

 

 

Ход игры. Педагогбросает детям мяч, называя первый слог: «са» или «ша», «су» или «шу», «со» или «шо», «сы» или «ши». Ребенок заканчивает слово.

Например:          Ша-            шары

                               са-             санки

                               шо-           шорох

                               со-             сорока

                               шу-            шуба

                               су-             сумка

                               Мяч поймаем — раз! И два — мы распутаем слова!

Цель:Развитие фонематических представлений, активиза­ция словаря.

Ход игры. Бросая мяч детям, педагогпроизносит слова, а дети, возвращая мяч, их повторяют:

Тарелка, пещера, комната, посуда, витрина, колодец.

Затем логопед запутывает слова, переставляя слоги. А дети должны их распутать.

Логопед:                         Дети:

релтака                        тарелка

щепера                           пещера

накомта                        комната

супода                             посуда

тривина                         витрина

локодец                          колодец

 

Звучащие игрушки

Навострите ваши ушки: звуки скажут вам игрушки

Цель:Анализ и синтез об­ратных слогов и закрепле­ние слогослияния.

Оборудование:красные исиние мячи из ткани с вы­шитыми на гранях буква­ми, обозначающими гласные и согласные звуки.

Ход игры. Педагогвызы­вает двух детей: «Это звуча­щие игрушки, они умеют петь и говорить». Называет на ухо детям звуки, кото­рые они должны будут спетьили произнести. «Сейчас я нажму на кнопочку и наши иг­рушки заговорят» (поочередно прикасается к детям).

«Дети-игрушки» воспроизводят свои звуки, а остальные дети устно «прочитывают» получившийся слог.

Дети определяют, какой звук они услышали первым, ка­кой — вторым, и воспроизводят вместе со «звучащими иг­рушками» слог. Затем обратный слог выкладывается из мя­чиков с буквами и читается.

 

Мяч поймай слово составляй

Цель:Составление трехзвуковых слов и их анализ.

Оборудование:мячи из ткани с вышитыми на них гласны­ми и согласными.

Ход игрыПедагог бросает каждому ребенку мяч, называя звуки задуманного слова:

М — А — К

Д — О — М

К — О — Т

Дети находят на своем мяче букву, соответствующую на­званному звуку, и составляют из мячей слово, читают, ана­лизируют его.

 

Мяч лови и мяч бро­сай — сколько звуков, называй

Цель:Определение последовательности и количества зву­ков в слове.

Ход игры. Педагог, бросая мяч, произносит слово. Ребе­нок, поймавший мяч, определяет последовательность звуков в слове и называет их количество.

Последовательность. Трехзвуковые слова типа: МАК, СОН, КИТ.

Четырехзвуковые слова с открытыми слогами: РАМА, МАМА.

Четырехзвуковые слова со стечением согласных: КРОТ, СТОЛ, СПОР.

 

Встречу слово на дороге разобью его на слоги

Цель:Тренировка умения делить слова на слоги, развитие внимания, быстроты мышления.

Ход игры. Педагогбросает мяч детям, называя однослож­ные, двусложные и трехсложные слова. Ребенок, поймавший мяч, определяет количество слогов, называет их и бросает мяч обратно. Можно предложить детям произнести слово по слогам, одновременно отбивая слоги мячом.

Слово это изменяй, изменяя — удлиняй

Цель:Расширение словарного запаса, развитие внимания, быстроты мышления.

Ход игры.Педагог бросает мяч детям, произносит при этом односложное слово: сад, куст, нос, нож, стол. Ребенок, пой­мавший мяч, перед тем, как бросить его обратно, изменяет слово так, чтобы оно стало двусложным (нос — носы) или трехсложным (дом — домики). Определяется количество слогов.

Гудок

Цель:Развитие силы голоса и речевого дыхания

Ход игры:Дети становятся в ряд лицом к педагогу и поднимают руки через стороны вверх, прикасаются ладонями, но не производят хлопка. Затем медленно опускают через стороны вниз.  Одновременно с опусканием рук дети произносят звук у сначала громко, а затем постепенно все тише. Опустив руки, замолкают.

 

Эхо

Цель:Развитие силы голоса и речевого дыхания

Ход игры:Дети становятся в два ряда лицом друг к другу. Одна группа детей то тихо, то громко произносят звук а, другая тихо отзывается: «а – а – а».

 

Перебежки

Цель:Развитие силы голоса и речевого дыхания

Ход игры:Дети расходятся по своим домам. По сигналу педагога один из детей вызывает другого по своему выбору: «Ау, ау, Ваня». Ваня в свою очередь отвечает ему: «Ау, ау, Вова», и они быстро меняются местами. Тогда Ваня выбирает другого товарища и таким же образом меняется с ним местами.

Дует ветер

Цель:Развитие силы голоса и речевого дыхания

Ход игры:Дети и педагог стоят по кругу. Педагог говорит: «Пошли мы летом на прогулку в лес». Все берутся за руки и ведут хоровод, а педагог продолжает: «Идем полем, светит солнышко, дует легкий ветерок и  колышет травку, цветочки». Педагог и дети останавливаются. «Ветерок дует тихо, вот так: в – в – в» (тихо и длительно произносит звук в) дети повторяют за ним. Затем движение хоровода продолжается под неторопливую речь педагога: «Пришли в лес. Набрали много цветов, ягод. Собрались идти обратно. Вдруг подулсильный ветер: в – в – в» - педагог громко и длительно произносит этот звук. Дети останавливаются и повторяют звук за педагогом.

 
Кто кого?

Цель:Развитие силы голоса и речевого дыхания.

Ход игры:Педагог вызывает двух детей и ставит их лицом друг к другу. По сигналу педагога дети одновременно начинают протяжно произносить сначала тихо, затем громко гласные звуки. Кто дольше тянет звук, тот выигрывает.

 
Пузырь

Цель:Развитие плавного, сильного выдоха

Ход игры:Дети стоят тесным кругом, наклонив голову вниз, имитируя пузырь. Затем, повторяя за педагогом:

Раздувайся пузырь,

Раздувайся большой,

Оставайся такой

И не лопайся.

Дети поднимают голову и постепенно отходят назад, образуя большой круг. По сигналу воспитателя: «Пузырь лопнул».  Дети идут к центру круга, произнося с, подражая выходящему воздуху.

 

Чей пароход лучше гудит?

Цель:Развитие плавного, сильного выдоха

Ход игры:Каждому ребенку дается чистый пузырек (высота – 7 см, диаметр горлышка 1 – 1,5 см). Педагог говорит: «Дети, посмотрите, как гудит мой пузырек, если я в него подую (гудит). Загудел, как пароход. А вот у Вани загудит пароход?». Педагог по очереди вызывает всех детей, а затем предлагает погудеть всем вместе.

 

Чья птичка дальше улетит?

Цель:Развитие плавного, сильного выдоха

Ход игры:Детям раздаются фигурки птичек. Птичек ставят на стол у самого края. Педагог вызывает детей попарно. Каждый ребенок садится напротив птички. Педагог предупреждает, что продвигать птичку можно лишь на одном выдохе, дуть несколько раз подряд нельзя. По сигналу «полетели» дети дуют на фигурки.

 

Повар

Цель:Развитие ритмичной выразительной речи.

Ход игры:Все дети становятся в круг, водящий ходит за кругом. У него в руках поварской колпак. Дети хором произносят стихотворение:

                                   Будем в повара играть,

                                   Никому нельзя зевать.

                                   Если повар будешь ты,

                                   То скорей кругом иди.

После слов «скорей кругом иди» водящий останавливается и надевает колпак на рядом стоящего ребенка. Получивший колпак и водящий становятся спиной друг к другу и по сигналу педагога идут по кругу. Кто первым обойдет круг, тот и выигрывает.

 

Волшебное зеркало

Цель:Развитие ритмичной выразительной речи.

Ход игры:Дети стоя в кругу или сидят на стульчиках. Водящий подходит к одному из ребят и говорит:

                                   Ну – ка, зеркальце, смотри!          

                                   Все нам верно повтори!

                                   Встану я перед тобой,

                                    Повторяй – ка все за мной!

Водящий произносит любую фразу, сопровождая ее каким – либо движениями. Тот, к кому он обратился, должен точно повторить и фразу и движение. Если ребенок допустил ошибку, он выбывает из игры. Новым водящим становится тот, кто все выполняет без ошибок.

 

Стайка

Цель:Развитие ритмичной выразительной речи.

Ход игры:Дети выбирают водящего. Педагог вместе с детьми произносит считалочку:

                                               Пой – ка, подпевай – ка,   

                                               Десять птичек – стайка:

                                               Эта птичка – соловей,

                                               Эта птичка – воробей,

                                               Эта птичка – совушка,

                                               Сонная головушка.

                                               Эта птичка – свирестель,

                                               Эта птичка – коростель,

                                               Эта птичка скворушка,

                                               Серенькое пеышко.

                                               Эта – зяблик,

                                               Эта – стриж,

                                               Эта – развеселый стриж,

                                               Ну, а эта – злой орлан.

                                               Птички, птички – по домам!

Дети после этих слов разбегаются, а водящий старается кого – нибудь поймать

 

Обгони

Цель:Развитие ритмичной выразительной речи.

Ход игры:Дети стоят или сидят. Напротив в 10 шагах один стульчик. Выбираются двое водящих. Они становятся напротив стульчика. Педагог вместе со всеми детьми произносит стишок:

                                               Девочке на ручку

                                               Птичка села.

                                               Девочка птичку

                                               Поймать не успела.

После этих слов водящие бегут к пеньку. Кто успеет сесть на него первым, тот выиграл.

 

Узнай по интонации

Цель:Развитие ритмичной выразительной речи.

Ход игры:Каждый ребенок по очереди изображает или больного, или сердитого, или удивленного, или веселого человека. При этом нужно произносить с определенной интонацией коротенькие слова:

                                               Ай – ай – ай!

                                               Ой – ой – ой!

                                               Ах – ах – ах!

                                               Ох – ох – ох!

Остальные дети должны отгадать по выражению лица, всей позы говорящего и интонации, кого изображает водящий

 

Медведь и елка

Цель:Развитие ритмичной выразительной речи.

Ход игры:Выбирается двое водящих: один будет медведем, а другой, например, волком. Из разных концов комнаты они должны идти навстречу друг другу. При встрече между ними происходит диалог:

Волк:Ты куда идешь медведь?

Медведь:В город, елку приглядеть.

Волк:Да на что тебе она?

Медведь:Новый год встречать пора.

Волк:Где поставишь ты ее?

Медведь:В лес возьму, в свое жилье.

Волк:Что ж не вырубил в лесу?

Медведь:Жалко. Лучше принесу.

Произнося этот диалог, дети подражают голосам зверей. Игру повторяют, но медведь встречается с другим зверем.

 

 

 

You have no rights to post comments

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»

ПРИГЛАШАЕМ!

Приглашаем педагогов со стажем работы по специальности от 25 лет в Клуб ветеранов педагогического труда!

Только для вас - специальные образовательные мероприятия, интересные встречи и многие другие события.

Звоните по телефону: (812) 956-67-42 или пишите на e-mail: editor@ext.spb.ru

Просим всех, расскажите о Клубе своим коллегам, которые уже не работают в школе!

Ваши АНОО «АНЭКС» и Экстернат.РФ