Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Дифференцированный подход

в организации самостоятельной работы студентов бакалавриата при

 формировании   электронно-информационного образовательного ресурса:

«Художественные материалы и техники в изобразительной деятельности детей»

Соколова Наталия Эдуардовна

Магистрант кафедры художественного образования

и музейной педагогики РГПУ имени А.И.Герцена

педагог дополнительного образования ГБДОУ детский сад №47

Аннотация. В статье рассмотрены дидактические возможности информационных технологий, вопросы  организации самостоятельной работы студентов на основе дифференцированного подхода к проектированию заданий  информационного образовательного ресурса по теме: «Художественные материалы и техники в изобразительной деятельности детей».

Решение новых задач образования невозможно без воспитания  творческой активности и инициативы студентов,  без организации оптимальных условий умственного развития каждого. Но в современном образовании существует противоречие между    массовым обучением и индивидуальным развитием личности студента. Для преодоления постоянно возникающих противоречий между массовым и индивидуальным характером обучения необходимо  использование в учебном процессе дифференцированного подхода, тесно связанного с подходом личностно-ориентированным. Личностно-ориентированное обучение возможно через  организацию самостоятельной работы студентов, в частности через подбор дифференцированных заданий электронного образовательного ресурса.

Дифференциация обучения - это организация учебного процесса, при которой учитываются индивидуально-типологические особенности личности: общие и специальные способности, уровень развития личности, ее интересы, психофизические свойства нервной системы и т. д. Характеризуется дифференцированное обучение различающимися содержанием и методами образования, организационными формами для различных групп обучающихся. Исследования, посвященные дифференциации обучения рассматривали данный вопрос с различных сторон. Дифференциация, как оптимизация процесса обучения, рассматривалась Ю. К. Бабанским, Г. К. Селевко. В работах В. И. Загвязинского предлагается включение обучаемого в различную по сложности и содержанию работу. Е.В.Шорохова, Е.А.Климов рассматривали дифференцированное обучение с учетом типических свойств и характеристики личности. Работы перечисленных авторов в большей степени посвящены разработке методики использования дифференцированного обучения в общеобразовательной школе. Вопросы дифференцированного образования студентов с целью самостоятельного построения индивидуальной траектории обучения требуют дополнительного рассмотрения, в свою очередь Е.С. Полат говорит о том, что недостаточно внимания уделено реализа­ции дидактиче­ских возможностей информационных технологий (ИТ) в процессе создания электронных средств обучения» [4, с. 320]. В связи с этим,  выдвигается проблема встраивания в практику образования педагогического университета новых дидактических электронно-образовательных ресурсов на базе новых информационно-коммуникационных технологий  для самостоятельного изучения материала и реализации дифференцированного подхода.

На основе изучения психолого-педагогической литературы возможно в качестве рабочего определения рассматривать дифференцированный подход как систему мер - совокупность приемов и форм педагогического воздействия - по изучению, учету и развитию типологических индивидуальных особенностей различных групп обучающихся, работающих по единой учебной программе. Данный подход был применен на факультете изобразительного искусства в РГПУ им. А.И. Герцена при формировании   электронно-информационного образовательного ресурса: «Художественные материалы и техники в изобразительной деятельности детей». Сущность дифференцированного подхода при формировании электронного образовательного ресурса заключается:

a)​ в обеспечении достижений обязательных результатов обучения каждым студентом в соответствии с его реальными учебными возможностями;

б)​ в обеспечении развития познавательного, ценностного, творческого, коммуникативного и художественного потенциала личности студента;

в) в обеспечении обучения в соответствии с реальными учебными возможностями личности и ориентацией на «зону ближайшего развития».

Реализация дифференцированного подхода осуществляется в форме подготовки разных типов заданий с учетом различных типовых особенностей  личности обучающихся.Одним из главных условий использования информационного образовательного ресурса является самостоятельная деятельность студента. Организация самостоятельного обучения студентов основана на деятельном подходе, способствующем активной познавательной деятельности и  формированию умения творчески мыслить. Поэтому, структура самостоятельной деятельности содержит компоненты, характерные для деятельности как таковой: мотивированность учебного задания, четкая постановка задач, алгоритм выполнения деятельности, метод выполнения работы, знание студентом способов ее выполнения, проектирование деятельности и самоанализ на педагогической практике. [1]

Мотивированность студента к выполнению учебного задания - это учет его внутренней потребности, движений поведением, деятельностью. В педагогическом процессе мотивы представляют собой комплексы, т.е однозначных мотивов по мнению исследователей не существует. [2]Без учета внутренней потребности обучаемых в использовании возможностей современных технологий даже самые доступные электронные ресурсы не могут стать органической частью учебно-воспитательного процесса независимо от их технологического совершенства.Иногда обучаемые относятся к новшествам безразлично, и педагогу нужно найти способ, позволяющий и заинтересовать обучаемых, и сделать для них использование информационных технологий обучения (ИТО)  органичным и необходимым. Поэтому, внутренняя мотивированность обучаемых является залогом успешного внедрения информационно-образовательного электронного ресурса. В связи с этим интересны теория И.Г.Захаровой и теория модели мотивации американского психолога А. Маслоу (разработчик гуманистического направления развития личности).  В числе основных пяти уровней потребностей можно выделить четыре последовательных уровня, имеющих непосредственное отношение к развивающей познавательной деятельности с использованием ИТО: «с потребностью в безопасности», «с потребностью групповой принадлежности», «с потребностью самоуважения» студентов «с потребностьюсамоактуализации». [1]  

1.     Потребности безопасности выражаются в стремлении к стабильности, защищенности, организованности. Обучаемые предпочитают четкую структуру и регламентированность учебного процесса, настороженно относятся к нововведениям.

2.     Потребности принадлежности, социальной общности(стремление принятию в своей социально группе) Доминирующей целью здесь является групповая принадлежность, проявляющаяся в мотивах общения и сотрудничества. Это поиск людей, близких по интересам, стремление к обмену мнениями, сотрудничеству с другими, потребность в обмене результатами деятельности, в совместном решении различных проблем. 

3.     Потребность самоуважения (чувство собственной значимости, уважение  соучеников и педагогов).Обучаемому необходимо ощущение того, что, во-первых, он может справиться с поставленными перед ним требованиями, а во-вторых, что его деятельность признается и оценивается значимыми для него членами социального окружения -педагогами, родителями, товарищами.  

4.     Потребности самоактуализации (стремление к раскрытию своих способностей, реализации потенциала личности).Наиболее ярко потребности самоактуализации проявляются в зрелом возрасте.

На основе характеристики внутренних потребностей данных типов возможно моделирование системы учебных заданий с использованием информационного ресурса, повышающих эффективность обучения.

Для студентов «с потребностью в безопасности», любящих определенность во всем, характерен мотив стабильности. Таким обучающимся важно четко видеть цель. Также к особенностям относится и возможность собрать все рекомендации учебно-методического материала. Для этой категории возможны задания по систематизации электронных материалов, дополнениями их схемами, построенными самим обучаемым.

Для студентов «с потребностью групповой принадлежности» - важны мотивы общения. Поэтому важно перевести мотив общения в сотрудничество. Задания для таких обучающихся могут быть связаны с групповой или коллективной деятельностью: подготовить совместно вопросы или  написать рецензию, разработать план совместных действий выполнить разработать совместный проект.

Для студентов «с потребностью самоуважении» важно достижение компетентности, быть уверенным в своих знаниях. Для таких студентов необходимо создание условий, в которых обучаемый будет чувствовать себя компетентным, уверенным, способным самостоятельно справиться с поставленными задачами. Программа действий должна настраиваться (по выбору) на возможности студента, исходя из уровня стартовых знаний и психическихособенностей, на каждом этапе важно подтверждение достигнутого успеха. Мотивы этой группы связаны с представлением о будущей профессии. Задания для таких обучаемых могут быть связаны с систематизацией материала по определенным темам в виде баз данных или веб - сайтов с оригинальной системой навигации, подборкой научных статей, составлением аннотированных ссылок на интернет-ресурсы.

Для студентов «с потребностьюсамоактуализации» важна возможность полностью раскрыть свой потенциал. Следует учитывать, что при отсутствии интереса задания могут носить лишь рекомендательный характер и должны быть доказательно обоснованными. Задания могут быть связанны с  формированием среды в атмосфере творческого поиска, задания для реализации познавательногопотенциала; задания, основанные на  самостоятельности, задания по проектированию индивидуальной образовательной траектории.

На основе анализа педагогической литературы была выстроена учебная педагогическая модель электронного образовательного ресурса по теме: «Художественные материалы и техники в изобразительном творчестве детей».

Дифференцированный подход к заданиям апробируется на факультете изобразительного искусства РГПУ им. А. И. Герцена при изучении дисциплины «Технологии и методики профильной подготовки» в рамках саморазвивающей [5] модели электронного ресурса, содержание которых развивается благодаря свободному доступу для размещения своей информации разными пользователями в Интернете в информационном пространстве системы Google. Проведено тестирование студентов с целью выявления мотивации потребности к самостоятельной деятельности  и разработаны задания. Каждому участнику проекта представилась возможность самостоятельно ознакомиться с дидактическим электронным ресурсом, спроектировать индивидуальную траекторию в освоении знаний, самостоятельно выбрать задания с учетом внутренних потребностей. Задания  выполняются  индивидуально,  в парах или подгруппами. Выполненные задания  размещаются в электронном интернет-ресурсе. Данный ресурс саморазвивается благодаря активной самостоятельной работы студентов  и нацелен на подготовку студента к педагогической практике.

Обучение проходит в активной экспериментальной форме, в качестве контроля знаний  используется  самостоятельно разработанный и выполненный  проект. Определена цель: организация саморазвивающегося обучающего электронного ресурса «Художественные материалы и техники в изобразительном творчестве детей» в информационном пространстве системы Google для подготовки практического материала к прохождению педагогической практики.

 В информационном ресурсе были определены разные типы заданий:

1​.  наполнения иллюстративной картотеки по теме ресурса на основе поиска в интернете или других источников:

  -детскими рисунками с указанием возраста, изобразительной техники, художественного материала;

-  примерами художественных работ великих мастеров или художников, с целью изучения художественной техники исполнения мастеров;

-поиск и подбор информационно - текстового материала по истории возникновения художественно- изобразительных материалов и художественных техник.

- пополнение ссылок на Интернет источники (книги, статьи, сайты), посвященные разнообразию художественных техник в изобразительной деятельности детей;

- пополнение терминологического словаря по теме ресурса;

2.​ Выполнение заданий, связанных с методикой обучения изобразительному искусству:

2.1.                    Наполнение текстовым материалом

- разработка урока в соответствии с выбранной темой по определенной школьной программе с использованием определенных художественных материалов;

- разработка викторин для школьников, вопросы которой связаны с художественными техникам и материалами в различных видах изобразительного искусства (в графике, в живописи и т. д. );

- анализ детских рисунков;

- составление отзыва на выставку детских художественных работ;

2.2.                    Выполнение наглядного материала

- разработка и практическое выполнение наглядного пособия для детей по теме ресурса

- разработка для детей учебных упражнений, отражающих художественную выразительность материалов.

-разработанными собственными презентациями с показом последовательности выполнения той или иной художественно-изобразительной техники для показа детям;

- разработанными видео – материалами, связанных с  последовательностью исполнения художественной работы и в определенной техники ее исполнения для урока;

2.3.                    составление таблиц, например:

 особенности  психолого-педагогической развития детей,

этапы развития детского рисунка

классификация приемов работы(техник)  по художественным материалам

2.4.                    составление графических схем- составление кроссвордов, ребусов  для детей по теме ресурса.

Информационно-образовательный ресурс представлен в виде блоков: задания для студентов, электронной библиотеки, методические рекомендации. Все блоки взаимосвязаны, логично дополняют друг друга и предоставляют широкие дидактические возможности. Электронный ресурс содержит расширенную базу данных за счёт гиперссылок. Гипертекстовая технология упрощает навигацию и предоставляет возможность выбора индивидуальной схемы изучения материала. Учебный материал, может использоваться с учетом потребностей в той или иной информации. Изучать материалы ресурса возможно как в определенной последовательности, так и самостоятельно выстраивать траекторию маршрута. Для выполнения самостоятельной работы предлагаются опорные дидактические материалы.

Самоорганизация ресурса осуществляется по следующему плану: студент изучает материал, анализирует, проектирует деятельность на педагогическую практику,  организует материал в своём информационном пространстве; наиболее удачные проекты публикует в совместном с учителем сетевом пространстве, далее предложенный материал анализируется студентами и педагогом и принимается решение о включении его в образовательный ресурс в блоке электронной библиотеке.

Кроме того студенты работают на практике в различных образовательных учреждениях и  в сетевом пространстве организуется ресурс с апробированным на практике педагогическим материалом: фото-репортажи с уроков изобразительного искусства в школе, с видеоматериалами, методическими разработками, становятся активными разработчиками новой образовательной практики, где отражают свой опыт.

На основе наблюдений, анкетирования, анализа результатов деятельности и внедрения дидактического саморазвивающегося электронного ресурса в образовательную практику с использованием дифференцированного подхода возможно сделать следующие выводы: разработанный ресурс способствует формированию культуры мышления, навыков педагогического проектирования; развитию творческого педагогического потенциала, способности к обобщению и анализу информации, к постановке цели и выбору путей её достижения; рефлексии, самоанализу; повышению мотивации студентов к выполнению учебных заданий; эффективному использованиювозможностей информационной образовательной среды для решения конкретных образовательных задач; осмыслению студентами учебной деятельности.

 

 

Список литературы.

1.     ​ Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: учеб. пособие для студ. высш. проф.образования / Захарова И. Г. – 7 изд., перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 192 с.

2.     ​ Подласый И. П. Педагогика: Новый курс. – М., 2002 – 360 с.

3.     Педагогика и психология высшей школы: учебное пособие / М. В. Буланова-Топоркова А. В. Духавнева, Л. Д. Столяренко и [и др.].– Ростов н/Д.: Изд-во: Феникс, 2002. – 544 с.

4.     Полат Е. С., Бухаркина М. Ю. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования. Учебное пособие.–М.: Издательский центр «Академия», 2007. –368 с.

5.     Селиванова Т.В. Значение проектной культуры для художественного образования в контексте информационных коммуникационных технологий. Электронный научный журнал «Педагогика искусства»

You have no rights to post comments

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»

ПРИГЛАШАЕМ!

Приглашаем педагогов со стажем работы по специальности от 25 лет в Клуб ветеранов педагогического труда!

Только для вас - специальные образовательные мероприятия, интересные встречи и многие другие события.

Звоните по телефону: (812) 956-67-42 или пишите на e-mail: editor@ext.spb.ru

Просим всех, расскажите о Клубе своим коллегам, которые уже не работают в школе!

Ваши АНОО «АНЭКС» и Экстернат.РФ